Главная » Учебно-методические материалы » ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ » Государственные и муниципальные финансы: учебник. Алехин Э.В.

Тема 7. Нормативно-правовая база и практика исполнения региональных и местных бюджетов в Российской Федерации
08.01.2012, 13:36

7.1.    Бюджетный кодекс Российской Федерации

7.2.    Основные этапы, документы и операции исполнения региональных и местных бюджетов

7.3.    Взаимоотношения между органами власти разных уровней при исполнении бюджетов

7.1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации включает в себя единство бюджетного законодательства Российской Федерации, единство принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации Российской Федерации, а также единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Статьей 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации к ведению Российской Федерации отнесен перечень бюджетных полномочий, среди которых следует выделить:

•    установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации;

•    установление основ бюджетного процесса;

•    определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Среди основополагающих принципов следует выделить:

•    принцип единства кассы;

•    принцип осуществления бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином счете казначейства;

•    принцип подведомственности.

Наиболее существенный из них - принцип единства кассы -устанавливает, что орган, осуществляющий кассовое обслуживание бюджета (в рассматриваемом случае это орган Федерального казначейства), открывает в учреждении Банка России единый счет, на который зачисляются все поступающие доходы и поступления из источников финансирования дефицита бюджета и производятся все предусмотренные бюджетом расходы. Органы казначейства по сути дела являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Отражение всех операций и средств соответствующего бюджета осуществляется в системе балансовых счетов казначейства, при этом запрещается проводить операции, минуя систему балансовых счетов казначейства.

Принцип подведомственности расходов означает, что получатель бюджетных средств должен иметь дело и получать лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования только от одного главного распорядителя. Ситуация, когда бюджетополучатель вынужден работать с несколькими органами исполнительной власти, непозволительна, так как запутывает всю систему управления общественными финансами, начиная от планирования и кончая формированием отчетности.

В соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации:

•    органами, обеспечивающими исполнение бюджета соответственно уровню бюджета, является Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и местная администрация ;

•    органами, организующими исполнение бюджета, являются соответствующие финансовые органы;

•    органом, осуществляющим кассовое обслуживание бюджетов, является Федеральное казначейство.

Статья 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентирует обязательность кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов органами Федерального казначейства. Кассовое обслуживание заключается в проведении и учете операций по поступлениям в соответствующие бюджеты и выплатам из бюджета. Тем не менее в пятом абзаце статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность передачи субъектам Российской Федерации полномочий Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения региональных и местных бюджетов. Делегирование полномочий должно осуществляться на основании соответствующих нормативных документов, которые устанавливают процедуры передачи указанных полномочий. При этом на основании специального соглашения, заключаемого Правительством Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, должна быть предусмотрена возможность передачи исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта, при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации и наличия в собственности необходимого для их осуществления имущества.

7.2. Исполнение бюджета по доходам. В соответствии со статьей 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

•    перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

•    распределение доходов, поступивших в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней;

•    возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

•    учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

В дополнение к Бюджетному кодексу Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О Федеральном бюджете на 2005г.» в целях обеспечения полноты учета и распределения доходов федеральные налоги и сборы, иные платежи, а также региональные и местные налоги и сборы, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, подлежат зачислению в полном объеме на счета территориальных органов Федерального казначейства для распределения этими органами доходов от их уплаты в соответствии с нормативами отчислений, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации, между:

•    Федеральным бюджетом;

•    бюджетами субъектов Российской Федерации;

•    местными бюджетами;

•    бюджетами государственных внебюджетных фондов (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Одним из главных изменений в нормативном обеспечении учета и распределения доходов является установление порядка взаимодействия администраторов неналоговых поступлений с органами Федерального казначейства, а также полномочий органов Федерального казначейства осуществлять возвраты излишне уплаченных неналоговых платежей по решениям органов, администрирующих эти самые платежи, если такие полномочия им будут предоставлены соответствующими нормативноправовыми актами.

Исполнение бюджета по расходам. В соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:

•    составление и утверждение бюджетной росписи;

•    утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

•    утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

•    принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

•    подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

Перечень распорядителей и получателей бюджетных средств. В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

В соответствии со статьей 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Несмотря на то, что указанные организации имеют название и в большей степени статус бюджетных, тем не менее в эту категорию попадают и коммерческие организации, получающие субсидию, что в принципе неправильно и требует уточнения определения получателя бюджетных средств.

Сведения о главных распорядителях, распорядителях и получателях бюджетных средств и отношений подчиненности между ними ведутся в сводном реестре распорядителей и получателей средств.

Ведение указанного реестра должно осуществляться в соответствии с Порядком ведения реестра распорядителей и получателей средств бюджета.

Организация работы с лицевыми счетами распорядителей и получателей бюджетных средств. Лицевые счета ведутся для главных распорядителей, распорядителей и (или) получателей средств соответствующего бюджета.

Открытие, переоформление и закрытие лицевых счетов, учет кассовых операций по расходам соответствующего бюджета на лицевых счетах осуществляется в соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. № 142н.

Порядок ведения и обслуживания лицевых счетов согласно Приказу Федерального казначейства от 22 марта 2005г. № 1н следующий.

Кассовые операции по расходам бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) учитываются на лицевых счетах получателей средств соответствующего бюджета, открытых им в органах Федерального казначейства. Проведение кассовых операций осуществляется на основании платежных документов, представленных получателями средств бюджета в органы Федерального казначейства. При этом необходимо предварительное санкционирование платежных документов финансовым органом (уполномоченным органом), главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета или согласно заключенному Соглашению.

Не позднее следующего рабочего дня орган Федерального казначейства после получения банковской выписки, содержащей операции по списанию средств со счета 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации» (или 40204 «Средства местных бюджетов» соответственно), выдает главному распорядителю (распорядителю) и получателю средств бюджета выписку из лицевого счета распорядителя и выписку из лицевого счета получателя средств по установленным Министерством финансов России формам.

Ежемесячно орган Федерального казначейства осуществляет сверку операций, учтенных на лицевых счетах, с главным распорядителем, распорядителем и получателем средств бюджета.

Бюджетная роспись и сводная бюджетная роспись. В соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи.

Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган, организующий исполнение соответствующего бюджета и ответственный за составление проекта, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета. Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем указанного органа в установленном порядке и не позднее 17 дней после утверждения бюджета направляется в орган, обеспечивающий исполнение бюджета.

Одновременно сводная бюджетная роспись направляется для сведения в соответствующие представительный и контрольные органы.

В соответствии с Порядком исполнения сводной бюджетной росписи на очередной финансовый год и внесения изменений в нее (смотри, например, Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 декабря 2004г. № 155н) сводная бюджетная роспись включает в себя:

•    роспись поступлений доходов в целом на год;

•    поквартальное распределение поступлений доходов в разрезе главных распорядителей средств бюджета - администраторов доходов;

•    роспись расходов в целом на год;

•    поквартальное распределение расходов, установленное соответствующему главному распорядителю;

•    роспись источников внутреннего финансирования дефицита бюджета;

•    роспись источников внешнего финансирования дефицита бюджета.

Утвержденная сводная бюджетная роспись доводится до главных

распорядителей средств бюджета.

На основании доведенных показателей сводной бюджетной росписи главные распорядители (распорядители) средств бюджета уточняют и утверждают сметы доходов и расходов получателей средств бюджета и доводят до распорядителей (получателей) уведомления о бюджетных ассигнованиях из бюджета.

Внесение изменений в сводную бюджетную роспись осуществляется по представлению главных распорядителей на основании закона о бюджете на текущий финансовый год и в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в рамках полномочий главных распорядителей средств бюджета.

Формирование и доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств выделенных бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования через органы Федерального казначейства осуществляется согласно Порядку, утвержденному Приказом Министерства финансов России от 10 июня 2003г. № 50н. Основные достоинства указанного Порядка:

•    установление документооборота, при помощи которого через систему Федерального казначейства реализуются публичные полномочия главных распорядителей и распорядителей средств бюджета при исполнении ими своей части бюджета по распределению и доведению лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования до подведомственных распорядителей и получателей средств;

•    установление контроля над доводимыми до получателей средств бюджета лимитами бюджетных обязательств в строгом соответствии с принципом подведомственности, который означает, что распорядитель и получатель бюджетных средств могут получать показатели бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования только от главного распорядителя бюджетных средств того бюджета, в ведении которого они находятся, т. е. оплата бюджетных обязательств может производиться за счет средств только одного бюджета;

• ускорение доведения информации о лимитах бюджетных обязательств и объемах финансирования до распорядителей и получателей средств бюджета.

В результате главным распорядителям средств предоставляется гибкий инструмент для оперативного и более эффективного управления лимитами бюджетных обязательств и объемами финансирования.

Приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005г. № 1н определен следующий порядок доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов до главных распорядителей, распорядителей и (или) получателей средств бюджета:

Доведение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов до получателей средств бюджета в условиях ведения органами Федерального казначейства лицевых счетов, открытых главным распорядителям, распорядителям и (или) получателям средств соответствующих бюджетов, обеспечивается соответствующим финансовым органом (уполномоченным органом), главными распорядителями и распорядителями средств бюджета в соответствии с Расходными уведомлениями, в которых указываются лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов.

Предоставление средств бюджета иным получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется на основании представленных в орган Федерального казначейства главным распорядителем (распорядителем) средств, в ведении которого находится иной получатель, Расходного уведомления и платежного поручения на перечисление средств со счета органа Федерального казначейства № 40201 на счет № 40202 иного получателя средств.

Расходные уведомления оформляются по каждому главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета и (или) получателю средств бюджета. На обеспечение своего содержания, включая осуществление централизованных мероприятий, финансовый орган (уполномоченный орган), главный распорядитель (распорядитель) также оформляют Расходное уведомление.

Показатели, отраженные в Расходных уведомлениях, учитываются на лицевом счете распорядителя и (или) получателя средств бюджета, открытом в органе Федерального казначейства, с начала финансового года по каждому главному распорядителю (распорядителю) и (или) получателю соответственно.

После отражения Расходных уведомлений на лицевом счете главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета орган Федерального казначейства направляет их в электронном виде по принадлежности в органы Федерального казначейства по месту открытия соответствующих лицевых счетов распорядителям и (или) получателям средств бюджета.

Орган Федерального казначейства учитывает лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов, указанные в поступившем Расходном уведомлении, на соответствующем лицевом счете распорядителя (получателя) средств бюджета. Копия Расходного уведомления, заверенная органом Федерального казначейства, прилагается к выписке из соответствующего лицевого счета, выдаваемой распорядителю (получателю) средств бюджета, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления Расходного уведомления в орган Федерального казначейства.

В случае, если получатели средств бюджета субъекта Российской Федерации расположены на территории района, города (района в городе) субъекта Российской Федерации, при отсутствии возможностей осуществления операций органами Федерального казначейства с единого счета бюджета, соответствующий финансовый орган (уполномоченный орган), главный распорядитель, распорядитель средств бюджета представляет в орган Федерального казначейства Расходные уведомления и платежное поручение на перечисление средств на счет № 40201 органа Федерального казначейства, в котором вышеупомянутым получателям средств бюджета открыты лицевые счета.

Лимиты бюджетных обязательств на финансовый год и объемы финансирования расходов с начала финансового года, отраженные в Расходных уведомлениях главного распорядителя (распорядителя) средств по распорядителям (получателям), а также на обеспечение его содержания, включая осуществление централизованных мероприятий, не должны превышать лимиты бюджетных обязательств на финансовый год и объемы финансирования расходов с начала финансового года, доведенные ему Расходным уведомлением финансового органа (уполномоченного органа), главного распорядителя (вышестоящего распорядителя) средств бюджета.

Сформированные главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета Расходные уведомления, не соответствующие требованиям, установленным Приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. № 1 н, не подлежат учету на его лицевом счете распорядителя и с соответствующими пояснениями возвращаются органом Федерального казначейства главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в орган Федерального казначейства данных Расходных уведомлений.

Неиспользованные или нераспределенные лимиты бюджетных обязательств на финансовый год и объемы финансирования расходов с начала финансового года, числящиеся на соответствующих лицевых счетах главных распорядителей, распорядителей и (или) получателей, могут быть отозваны финансовым органом (уполномоченным органом) и (или) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета. Для осуществления данной операции оформляется следующее по порядку отдельное Расходное уведомление с указанием уменьшенных лимитов бюджетных обязательств, а также объемов финансирования расходов.

В Расходном уведомлении, указанном в абзаце выше, лимиты бюджетных обязательств на финансовый год не должны быть меньше кассовых расходов получателя, а объемы финансирования расходов с начала финансового года - меньше, соответственно, объемов финансирования расходов, распределенных распорядителем или произведенных получателем кассовых расходов с начала финансового года.

О принятии Расходного уведомления к учету на лицевом счете распорядителя средств или его аннулировании орган Федерального казначейства информирует орган Федерального казначейства, направивший Расходное уведомление, путем направления ему Извещения.

Сформированное Расходное уведомление, не соответствующее указанным выше требованиям, не подлежит учету на лицевом счете распорядителя средств и возвращается органом Федерального казначейства главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета без исполнения.

Учет бюджетных обязательств. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное обязательство - это расходное обязательство, исполнение которого предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год. Под расходным обязательством понимается обусловленная законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюджетного фонда).

В соответствии со статьей 222 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанная обязанность предоставления средств соответствующего бюджета должна быть реализована в течение определенного срока.

Учет обязательств, подлежащих оплате за счет средств бюджета, осуществляется по конкретным кодам экономической классификации расходов.

С целью осуществления расходов и платежей получатель бюджетных средств принимает денежное обязательство, которое выражается в составлении платежных и других документов, необходимых для совершения указанных операций. В соответствии со статьей 225 Бюджетного кодекса Российской Федерации денежные обязательства могут приниматься в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. После представления указанного пакета документов в орган, исполняющий бюджет, им (органом) проводятся следующие действия:

•    проверяется соответствие представленных платежных и других документов, необходимых для совершения расхода или платежа, требованиям, предъявляемым к указанным документам;

•    совершается расходование бюджетных средств после успешной проверки;

•    подтверждается исполнение денежных обязательств.

При этом объем подтвержденных денежных обязательств не может превышать объем принятых денежных обязательств и объемы принятых и исполненных денежных обязательств не могут превышать лимиты бюджетных обязательств.

Реализация мероприятий, связанных с учетом бюджетных обязательств, позволяет существенно улучшить ситуацию по оплате договоров бюджетных учреждений и снизить кредиторскую задолженность бюджета.

Учет обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета, более подробно описан в Приложении к настоящей главе в подразделе «Функции по исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) по расходам».

Средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Учет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (внебюджетная деятельность) в настоящее время ведется на отдельных лицевых счетах, открываемых органам казначейства в учреждениях банка в установленном порядке (Приказ Министерства финансов России от 21 июня 2001 г. № 46н «О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства Минфина России лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств Федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов»). По своей сути порядок учета указанных средств такой же, как и бюджетных средств.

Средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, - средства, полученные получателями средств из внебюджетных источников, образование и расходование которых установлено законодательными актами, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а в отдельных случаях -нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и учредительными документами (уставами) получателей средств, гражданско-правовыми договорами (далее - внебюджетные средства).

Смета доходов и расходов по внебюджетным средствам - документ, составляемый получателем средств на текущий финансовый год, утверждаемый в порядке, установленном главным распорядителем средств Федерального бюджета (далее - главный распорядитель средств), и определяющий объемы поступлений внебюджетных средств с указанием источников образования и направлений использования этих средств в структуре показателей ведомственной и экономической классификаций расходов бюджетов Российской Федерации.

Основанием для открытия получателям средств лицевых счетов для учета операций по внебюджетным средствам являются генеральные разрешения на открытие лицевых счетов по учету указанных средств, например, применительно к Федеральному бюджету, в территориальных органах Федерального казначейства главному распорядителю средств Федерального бюджета и подведомственным ему учреждениям, выданные Федеральным казначейством главным распорядителям средств Федерального бюджета, и разрешения на открытие лицевого счета для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства, выдаваемые в соответствии с генеральными разрешениями главными распорядителями средств и распорядителями средств Федерального бюджета получателям средств.

Сами средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, рассматриваются как дополнительные средства к бюджету.

Решение вопроса об учете внебюджетных средств (учет доходов и расходов по внебюджетной деятельности) связано со следующим аспектом: четкое определение статуса бюджетной организации (т. е. организации, которая выполняет функции, порученные государством, и финансируется только из бюджета) и статуса организации, занимающейся коммерческой деятельностью. Если организация находится на бюджетном финансировании, то она не должна смешивать свою деятельность как бюджетного учреждения с предпринимательской деятельностью. Такой подход соответствует международной практике и Бюджетному кодексу Российской Федерации.

7.3. Формы исполнения бюджета. Главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) и подведомственные им распорядители (РБС) и получатели бюджетных средств (ПБС) непосредственно исполняют бюджет. Организует исполнение бюджета соответствующий финансовый орган. При этом часть функций по исполнению бюджета может быть передана другому органу или Федеральному казначейству высшим исполнительным органом власти субъекта (муниципального образования) на основании соглашения и исключительно на добровольной основе при наличии у такого органа или Федерального казначейства соответствующей технической возможности.

Организация исполнения бюджета включает в себя ряд обязательных функций, в том числе:

•    составление и ведение сводной бюджетной росписи, утверждение лимитов бюджетных обязательств;

•    доведение лимитов бюджетных обязательств до ГРБС, РБС и ПБС;

•    бухгалтерский учет исполнения бюджета;

•    учет бюджетных обязательств (договоров);

•    осуществление контроля за целевым использованием бюджетных средств и правильностью оформления платежных документов;

•    расчетно-кассовое обслуживание ГРБС, ПБС, РБС (в том числе ведение их лицевых счетов).

Различие способов организации исполнения бюджета привело к существованию нескольких схем кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов и муниципальных образований:

•    схема, устанавливающая Правила кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

•    схема с предварительным санкционированием платежей;

•    схема, реализующая технологию единого счета бюджета.

Первая из указанных схем реализована во многих субъектах Российской Федерации.

Она обеспечивает следующие преимущества:

•    ведение единообразного учета по средствам собственного бюджета и по целевым средствам, выделяемым региональным и местным бюджетам из Федерального бюджета;

•    ведение лицевого счета финансового органа и лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств в органах Федерального казначейства.

Однако данная схема обладает существенными недостатками:

•    схема не позволяет концентрировать все средства на едином счете бюджета;

•    средства собственного бюджета при поступлении в доход распределяются по лицевым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств в полном объеме независимо от фактического возникновения потребностей;

•    операция финансирования осуществляется в плановом порядке.

Плановое финансирование приводит к возникновению остатков на

лицевых счетах и к несовпадению объемов кассовых выплат и финансирования. При этом происходит существенное снижение эффективности использования имеющихся в наличии бюджетных средств с точки зрения возможности их использования на другие, более насущные цели. Эта проблема становится наиболее актуальной при дефицитном бюджете и кассовых разрывах, когда финансовому органу приходится организовывать трудоемкий процесс переброски финансирования с одного лицевого счета на другой.

Схема с осуществлением предварительного санкционирования платежей обеспечивает:

•    концентрацию всех бюджетных средств на едином счете бюджета и повышение управляемости финансовыми потоками;

•    ведение единообразного учета по средствам собственного бюджета и по целевым средствам, выделяемым нижестоящим бюджетам из Федерального бюджета;

•    ведение лицевого счета финансового органа в управлении Федерального казначейства;

•    ведение лицевых счетов распорядителей бюджетных средств в финансовом органе;

•    ведение лицевых счетов получателей бюджетных средств в отделениях Федерального казначейства;

•    формирование реестров на финансирование на основе подготовленных получателями бюджетных средств платежных поручений, представляемых в органы Федерального казначейства, с осуществлением предварительного санкционирования платежей со стороны финансового органа.

Схема, реализующая технологию единого счета бюджета, обеспечивает:

1.    сосредоточение средств бюджета на едином счете бюджета;

2.    ведение лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств в финансовом органе или собственном казначействе;

3.    ведение единого лицевого счета бюджета субъекта Федерации в управлении Федерального казначейства;

4.    возможность оперативного и достоверного краткосрочного (с периодом один день) планирования расходов бюджета и их осуществление на основании заявок на расходование средств под потребность, основанную на возникших требованиях к оплате.

С 1 января 2006г. вступил в силу утвержденный Приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005г. № 1н Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, направленный на совершенствование процессов и процедур осуществления Федеральным казначейством функций кассового обслуживания.

В отмеченном порядке предусмотрено следующее:

1. Учет операций по кассовым поступлениям в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты осуществляется в установленном порядке (Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2004г. № 116н) на счете Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации по учету доходов, распределяемых органами Федерального казначейства. Одновременно с этим на счетах, открытых органу Федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта и местного бюджета, проводятся и учитываются кассовые операции по поступлению и возврату доходов бюджета, по привлечению и погашению источников финансирования дефицита бюджета, по возврату в бюджет средств, выданных на возвратной основе.

2.    Учет операций по кассовым выплатам из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов может осуществляться по следующим вариантам:

3.    с открытием и ведением лицевого счета финансового органа (уполномоченного органа) соответствующего бюджета;

4.    с открытием главным распорядителям, распорядителям и (или) получателям средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по расходам бюджета в соответствии с соглашением, которое заключается между высшим органом исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации и органом Федерального казначейства при передаче последнему отдельных функций по исполнению бюджета при кассовом обслуживании. В приведенном варианте кассовое обслуживание исполнения соответствующего бюджета по кассовым выплатам может осуществляться с доведением через органы Федерального казначейства до главных распорядителей, распорядителей и (или) получателей средств бюджета объемов финансирования расходов на основании реестров на финансирование, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на основании расходных уведомлений.

Данным Порядком предусматривается (в обязательной части) кассовое обслуживание исполнения региональных и местных бюджетов как обеспечение открытия и ведения Федеральным казначейством единых счетов бюджетов в Банке России и ведение единого лицевого счета каждого бюджета. По соглашению с администрациями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Федеральное казначейство может вести лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также выполнять иные функции, относящиеся к исполнению бюджета. В связи с отмеченным, основное отличие Порядка от ныне действующих Правил - это установление функции ведения лицевых счетов получателей бюджетных средств в качестве необязательного элемента кассового обслуживания исполнения бюджетов, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации является обязательным только для федерального уровня и опосредованным для других уровней бюджетной системы согласно статьей 168 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части распространения процедур по исполнению бюджетов через органы Федерального казначейства по соглашению.

По мере развития ситуации «новые» муниципальные образования (с точки зрения определения самостоятельности бюджета) должны будут выбрать вариант кассового обслуживания исполнения бюджета, а те субъекты и муниципальные образования, которые вошли в приведенную статистику, могут менять вариант в соответствии с заключаемым Соглашением.

Вопросы для повторения:

1)    Каковы полномочия, отнесенные к сфере ведения Российской Федерации?

2)    Что означает принцип подведомственности расходов?

3)    Что предусматривает в соответствии со статьей 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджетов по доходам?

4)    Какие функции включает в себя организация исполнения бюджета?

5)    Каковы схемы кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов и муниципальных образований?

Литература

1)    Бюджетный кодекс РФ. - М., Проспект, 2009.

2)    Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. -М., ЮНИТИ, 2008.

3)    Брайчева Т.В. Государственные финансы. - СПб.: Питер, 2007.

4)    Игудин А.Г. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации. - СПб., 2007.

5) Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ, 2007.

Контрольные тестовые задания

1.    Основополагающим принципом бюджетной системы является:

1)    принцип осуществления бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином счете казначейства

2)    принцип единства кассы

3)    принцип подведомственности

2.    Статья ... Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентирует обязательность кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов органами Федерального казначейства

1)    112

2)    215.1

3)    145

3.    Распорядитель бюджетных средств - это

1)    орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право получать бюджетные средства

2)    орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

4.    Основанием для открытия получателям средств лицевых счетов для учета операций по внебюджетным средствам являются

1)    устные согласования

2)    расписки

3)    генеральные разрешения на открытие лицевых счетов по учету указанных средств

5. Различие способов организации исполнения бюджета привело к существованию ... схем кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов и муниципальных образований

1)    4

2)    3

3)    2





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ