Главная » Учебно-методические материалы » ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ » Государственные и муниципальные финансы: учебник. Алехин Э.В.

Тема 8. Налоговая система
08.01.2012, 13:38

8.1.    Основы налоговой системы. Сущность и функции налогов

8.2.    Критерии налоговой системы

8.3.    Виды налогов

8.1 Налоговая система - это совокупность институтов и инструментов, используемых государством для централизации части национального дохода в бюджетах всех уровней с их последующим перераспределением в интересах государства. В качестве институтов выдают органы государственной власти, обеспечивающие сбор налогов и их мобилизацию в бюджеты всех уровней. Инструментами являются налоги, сборы, таможенные пошлины, обеспечивающие различные формы изъятия части национального дохода.

Налоговая система является инструментом, прежде всего фискальной политики государства, позволяющей регулировать совокупный спрос в экономике, перераспределять доходы, покрывать государственные расходы, контролировать распределение национального дохода. Однако она имеет и социальную направленность, которая проявляется в механизмах налогообложения юридических и физических лиц. Чем выше значимость ее социальной составляющей, тем выше уровень социального развития общества, тем эффективнее решаются социальные задачи. Преобладание фискальной составляющей означает, что государство стремится решить проблему наполняемости бюджетов ценой сокращения спроса в других горах экономики.

Налоги являются экономической категорией, изменяющейся под воздействием развития государства. Появление налогов непосредственно связано с функционированием государства и выполнением им своих функций, а также оказанием услуг гражданам и предприятиям. Возникновение науки о финансах связано именно с появлением учения о налогах.

Изменение налогов находилось под воздействием ряда факторов, в частности оно зависело от направленности усилий государства по поддержанию общественного порядка, укреплению обороноспособности, развитию промышленности, решению социальных задач и т.п.

Состав и структура налогов определяется главным образом отраслевой структуры экономики, степенью развития государства, уровнем его научного и технологического потенциала. Поэтому налоговые системы развитых и развивающихся стран, а также стран с низким уровнем общественного развития имеют существенные различия.

Налоговые системы ряда развитых стран, в частности Скандинавских, имеют ярко выраженную социальную направленность и отличаются высоким уровнем подоходного налогообложения. Помимо положительного момента в этом есть и недостаток. Налогоплательщики стремятся стать налоговыми резидентами стран с более благоприятными налоговыми режимами. На этом основано появление так называемых оффшорных зон, т.е. территорий, где налоги носят чисто символический характер. В таких зонах зарегистрировано множество налогоплательщиков, для которых национальные режимы налогообложения кажутся чрезмерно жесткими.

Само по себе наличие оффшорных зон еще не является поводом для ухода от налогообложения путем регистрации на их территории налогоплательщика. Их «удачно» дополняют двусторонние договоры об избежании двойного налогообложения, заключаемые правительствами разных стран. Только благодаря таким договорам налогоплательщик на законных основаниях минимизирует налоги.

Через оффшорные зоны осуществляется отмывание «грязных» денег, т.е. легализация доходов, полученных преступным путем. Для устранения негативного влияния оффшорного бизнеса на экономику своих стран правительства особо тщательно контролируют операции резидентов, осуществляемые через оффшорные зоны, вводятся различные ограничения на такие операции вплоть до их запрещения.

Оффшорные зоны являются одним из свидетельств того, что сверхжесткие налоговые режимы приводят к обратному эффекту, т.е. к снижению поступлений в доход государства. Поэтому правительства пытаются найти оптимальные варианты для создания приемлемых условий развития бизнеса.

Рассмотрим основные сущностные характеристики налоговой системы.

Налог - это экономическая категория, выражающая отношения между субъектами экономической деятельности и государством по поводу перераспределения части вновь созданной стоимости. Налог - это часть национального дохода, мобилизуемая государством в централизованные фонды денежных средств - бюджеты всех уровней бюджетной системы и бюджеты государственных внебюджетных фондов, в виде индивидуально безвозмездных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, обусловленная необходимостью обеспечения функционирования государства.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков определенных юридических действий.

Таможенная пошлина - это обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, применительно к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации.

Участниками налоговых отношений являются:

•    организации и физические лица - налогоплательщики или плательщики сборов;

•    организации и физические лица - налоговые агенты;

•    Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации - налоговые органы;

•    Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения -таможенные органы;

•    государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов и сборов, контроль за их уплатой;

•    Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, другие уполномоченные органы - при решении вопросов об отсрочке, рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов в рамках их компетенции;

•    органы государственных внебюджетных фондов;

•    Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и ее территориальные подразделения.

Основные функции налоговой системы - фискальная и стимулирующая, или регулирующая.

Фискальная функция означает изъятие части вновь созданной стоимости у субъектов экономической деятельности в пользу государства для последующего ее перераспределения. Решающее значение здесь имеет уровень таких изъятий в общем объеме ВВП, т.е. доля ВВП, перераспределяемая через централизованные государственные фонды. Чем больше доля изъятий денег из корпоративного сектора экономики и сектора домашних хозяйств, тем выше доля государственного сектора в экономике, тем острее стоит задача эффективного перераспределения бюджетных средств. Отсюда выше ответственность государства перед обществом и ниже заинтересованность субъектов экономической деятельности в полном и своевременном выполнении обязательств перед государством. Если государство переходит некую критическую черту в части изъятия вновь созданной стоимости, то экономика начинает «погружаться в тень», растет доля сокрытий, искажения отчетности, неуплата налогов из-за роста просроченной задолженности перед бюджетом. По оценкам статистических органов, доля теневого сектора экономики в России достигает 1/4 ВВП. Например, в Бразилии и Аргентине она составляет 2/3 ВВП. Существует также зависимость теневого сектора от структуры экономики и экспорта. Чем выше доля добывающих отраслей и экспорта сырьевых ресурсов, тем потенциально большим может быть доля теневого сектора.

Из-за неэффективной фискальной политики в значительной мере страдает социальное развитие государства, сокращается уровень жизни населения, формируется узкая олигархическая прослойка, определяющая политику государства.

Стимулирующая, или регулирующая, функция налогов означает, что государство посредством финансовой политики влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платежеспособного спроса. Для того чтобы чрезмерно высокие налоги не подавляли предпринимательскую активность, не приводили к стагнации производства, государство должно поддерживать баланс между фискальной и регулирующей функциями налогов, создавая для налогоплательщиков благоприятный налоговый климат и тем самым стимулируя инвестиционную активность и решение социальных задач. Эта функция оптимизирует соотношение между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Стимулирующая, или регулирующая, функция налогов состоит также в том, что государство формирует определенную структуру объектов налогообложения. Например, высокая доля налогов на добычу полезных ископаемых и незначительная доля изъятия прибыли стимулирует инвестиционную активность и развитие высоко технологичных и наукоемких отраслей. Напротив, высокие налоги на прибыль и низкие налоги на недра приводят к концентрации доходов в добывающих отраслях, сокрытию прибыли и социальному застою, установлению сырьевой экспортной специализации государства, технологической отсталости.

С помощью различных льгот, в том числе инвестиционных и социальных, государство может стимулировать развитие отдельных отраслей экономики. Однако предпочтительнее оптимизация совокупной налоговой нагрузки, общей структуры налогов и налогооблагаемой базы.

Наличие различных классификаций налогов обусловлено многообразием их форм, видов, порядка исчисления и др. Классификация налогов необходима для универсализации налогообложения, приведения его в соответствие с международными стандартами, для осуществления финансового анализа.

Наиболее важным является деление налогов в зависимости от объекта налогообложения и субъектам уплаты граждан и предприятий. Объектами налогообложения являются :

-    расходы граждан и предприятий;

-    имущество граждан и предприятий;

-    увеличение стоимости активов граждан и предприятий;

-    собственность граждан и предприятий.

Субъектами уплаты налогов могут быть производители, потреби продукции, товаров, работ и услуг, собственники, посредники в актах купли-продажи продукции, товаров, работ и услуг. Между объектами и субъектами налогообложения существует непосредственная зависимость, которая проявляется, в том числе и в классификации налогов. Налогом на доход облагается источник дохода, производитель продукции, товаров, работ и услуг. Налогом на расход облагается потребитель продукции, товаров, работ и услуг, операция, сделка, связанная с оборотом продукции, товаров и услуг. При этом каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, а один и тот же объект не может дважды облагаться налогом, т.е. действует принцип однократности и однозвенности обложения налогом. Что касается субъектов, то они являются плательщиками разных налогов.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Налоговый кодекс РФ - кодифицированный законодательный акт, устанавливающий общие принципы налогообложения, состав налогов и сборов, совокупность институтов, обладающих правами и обязанностями в наго вой сфере. Он определяет:

•    виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

•    основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

•    принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Федерации и местных налогов и сборов;

•    права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

•    формы и методы налогового контроля;

•    ответственность за совершение налоговых правонарушений;

•    порядок обжалования актов налоговых органов, действий и бездействий их должностных лиц.

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и других нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Федерации. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления.

В Российской Федерации действуют принципы всеобщности и равенства налогообложения.

Целями функционирования налоговой системы являются:

•    обеспечение государства необходимыми финансовыми ресурсами;

•    обеспечение социальных выплат и общественных благ;

•    регулирование уровня совокупного спроса в экономике (совокупных расходов);

•    перераспределение доходов и богатства в обществе между различными секторами экономики;

•    регулирование платежного баланса государства — объемов экспорта и импорта конкретных товаров, работ и услуг.

Функционирование налоговой системы направлено на устранение противоречий между частными и общественными интересами. Ввиду того что общественные затраты многократно превышают частные затраты, государство должно через налоги включить разумную часть общественных затрат в себестоимость продукции, товаров, работ и услуг или изъять часть дохода у производителя или потребителя продукции, товаров, работ и услуг.

Отсюда функционирование налоговой системы всегда имеет ту или иную социальную направленность, которая позволяет решать задачи социально-экономического развития преимущественно через солидарный либо индивидуальный принцип удовлетворения социальных потребностей общества. Через социальную направленность в налоговую систему должен быть встроен мотивационный механизм стимулирования выполнения обязательств налогоплательщиков перед государством. Социальная направленность налоговой системы обеспечивает максимизацию экономического благосостояния - уровня социально-экономического развития общества.

Большое значение имеет также экологическая направленность налоговой системы. Охрана окружающей среды требует огромных общественных затрат, которые также частично через налоги должны покрывать производители и потребители продукции, товаров, работ и услуг. Эти задачи решает лесной налог, водный налог, экологический налог, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами и др.

Налоговая система Российской Федерации имеет три уровня:

1)    федеральные налоги и сборы;

2)    налоги и сборы субъектов РФ - региональные налоги и сборы;

3)    местные налоги и сборы.

К федеральным относятся налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) и обязательные уплате на всей территории Российской Федерации.

К региональным относятся налоги и сборы, устанавливаемые водимые в действие законами субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. При их установлении законодательные и представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения:

•    налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;

•    порядок и сроки уплаты налогов;

•    форму отчетности по каждому региональному налогу;

•    налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

К местным относятся налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов мерного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и юры в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами этих субъектов Российской Федерации. При этом в нормативно-правовых актах определяются следующие элементы налогообложения:

•    налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;

•    порядок и сроки уплаты налогов;

•    форму отчетности по каждому местному налогу;

•    налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Федеральные налоги и сборы включают:

•    налог на добавленную стоимость;

•    акцизы;

•    налог на доходы физических лиц;

•    единый социальный налог (взнос);

•    налог на операции с ценными бумагами;

•    таможенная пошлина;

•    налог на добычу полезных ископаемых;

•    платежи за пользование природными ресурсами;

•    налог на прибыль организаций;

•    государственная пошлина;

•    плата за пользование водными объектами;

•    налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

•    сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

•    налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

•    налог на игорный бизнес;

•    сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

Региональными налогами и сборами являются:

•    налог на имущество предприятий;

•    налог с продаж;

•    единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Налог на недвижимость будет вводиться постепенно. После введения его в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации прекращают действие налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог.

Местные налоги и сборы:

•    земельный налог;

•    налог на имущество физических лиц;

•    регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

•    курортный сбор;

•    целевые сборы с граждан, предприятий, организаций и учреждений на содержание милиции, благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели;

•    налог на рекламу.

При установлении налога определяется состав налогоплательщиков и объекты налогообложения. Налогоплательщики и плательщики сборов - это организации и физические лица, на которые законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Поскольку организации могут иметь обособленные подразделения, расположенные вне местонахождения головной организации, то они выполняют обязанности организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения в соответствии с НК РФ.

К элементам налогообложения относятся: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога;

налоговые льготы и основания для их использования.

Действующее законодательство предусматривает возможность специального налогового режима. Это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного перемени, применяемый в соответствии с НК РФ и федеральными законами для отдельных категорий налогоплательщиков либо отдельных административных территорий.

К специальным налоговым режимам относятся:

•    упрошенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;

•    система налогообложения в свободных экономических зонах (СЭЗ), закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО);

•    система налогообложения при выполнении договоров концессии соглашений о разделе продукции (СРП).

Специальные налоговые режимы реализуют стимулирующую (регулирующую) функцию налогов. Они нацелены на решение задач по привлечению инвестиций, созданию более благоприятного налогового климата, социальному развитию территорий. В то же время специальные налоговые режимы нарушают принцип равной конкуренции и возможностей субъектов экономической деятельности по ведению бизнеса. Поэтому они вводятся на определенный срок достижения окупаемости инвестиций, определенного развития производства и социальной сферы.

Специальные налоговые режимы могут устанавливаться в масштабах целых государств. Мы уже кратко затронули проблемы оффшорных зон. В этом случае специальный налоговый режим является своеобразным «государственным бизнесом» по привлечению в страну налогоплательщиков. Ряд государств выступают за запрет на существование оффшорных зон. Однако ярым противником запрета являются США.

8.2. Любые аспекты функционирования общественного сектора, в том числе и относящиеся к налогообложению, должны оцениваться с позиций экономической эффективности и социальной справедливости. Вместе с тем в силу изъянов государства абсолютно эффективные решения, как правило, недостижимы. Так, налоги, за счет которых финансируется производство общественных благ, практически невозможно установить на уровне цен Линдаля. Это связано как с проблемой выявления предпочтений, так и с чрезвычайно высокими издержками, которых потребовала бы индивидуализация налогов.

Нереально было бы также претендовать на абсолютно полную реализацию в налоговой системе принципов справедливости. Представления индивидов о справедливости не совпадают друг с другом. Позиция общества формируется в ходе политического процесса и практически всегда отличается некоторой расплывчатостью и, более того, непоследовательностью. По природе своей политика государства в отношении разных слоев населения представляет компромисс, зачастую довольно зыбкий, и, во всяком случае, ей не присуща та четкость, которой обладают, например, бентамианская или роулсианская концепции функции общественного благосостояния.

Именно потому, что на практике невозможно построить идеальную налоговую систему, налогообложение в разных странах не следует единому шаблону. Это, по сути, уже отмечалось выше, когда речь шла о структуре налогов.

Однако недостижимость идеального состояния не означает, конечно, что любой подход к формированию доходов государства не лучше и не хуже другого. Нужны и действительно существуют практически ориентированные критерии, позволяющие сравнивать различные подходы, отсекать заведомо худшие варианты, фиксировать преимущества и недостатки каждого конкретного налога. Ни один из подобных критериев заведомо не является безукоризненным. Более того, они могут до некоторой степени противоречить друг другу. Ведь критерии призваны отразить как требования эффективности. Первым следует рассмотреть критерий относительного равенства налоговых обязательств. Он непосредственно связан с идеей справедливости и предполагает распределение налогов в соответствии с ясно выраженными и одобряемыми обществом подходами, а также отсутствие дискриминации.

Относительное равенство обязательств достигается за счет равенства по-горизонтали и равенства по вертикали. Равенство по горизонтали означает, что с налогоплательщиков, находящихся в одинаковом положении, взимается одинаковый налог. Равенство по вертикали означает, что налоги, которые уплачиваются лицами, находящимися в разном положении, дифференцируются в соответствие с этим положением.

Коль скоро речь идет о равенстве по горизонтали и вертикали, ясно, что рассматриваемому принципу не отвечало бы возложение на всех членов общества налоговых обязательств, которые были бы количественно равны друг другу в абсолютном выражении. Требуется равенство относительное, которое определяется, сообразуясь с некими шкалами, соответствующими представлениям общества о справедливости.

Разумеется, ключевой вопрос состоит в том, как именно строить подобного рода шкалы, или, иными словами, как оценивать положение плательщика, с которым сопоставляется размер налога. Для этого используются два различных принципа.

Первый из них — принцип получаемых выгод. Согласно ему, платежи дифференцируются в соответствии с теми преимуществами, которые получает конкретный плательщик от деятельности государства, финансируемой за счет данного налога.

Вторым принципом является принцип платежеспособности. Согласно этому принципу налоговое бремя должно распределяться в соответствии с экономическими возможностями плательщиков.

Другим критерием является нейтральность, по существу, означает, что вмешательство государства в данном случае, хотя и ограничивает возможности плательщиков, изымая у них часть средств, все же оставляет доступными те варианты поведения, которые характеризуются наивысшей аллокационной эффективностью.

При равных условиях, эффективность налогообложения тем выше, чем ниже издержки сбора налогов. Затраты на обслуживание налоговой системы складываются, во-первых, из расходов на содержание налоговой службы, во-вторых, из затрат времени и средств плательщиков, требующихся для выполнения налоговых обязательств, включая перечисление средств в бюджет и документирование соответствующих действий, и, в-третьих, из расходов на оплату услуг налоговых консультантов, адвокатов и других лиц, обеспечивающих квалифицированную трактовку налогового законодательства и разрешение конфликтов, которые возникают в ходе его применения. Каждый из этих компонентов тем значительнее, чем сложнее налоговая система.

Если налоговая система громоздка и особенно если она допускает многообразные варианты поведения, позволяющие уменьшать обязательства плательщиков, последние предъявляют спрос на услуги налоговых консультантов. Возникает также основа для таких конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми службами, которые требуют разрешения в судебном порядке. Все это порождает дополнительные расходы. Тот аспект эффективности налогообложения, который связан с «внутренним» построением налоговой системы, обозначается термином «организационная простота»- еще один критерий налоговой системы. При прочих равных условиях, чем проще налоговая система, тем с меньшими издержками формируются доходы государства.

Критерий «гибкость» обозначает адекватность налогообложения динамике макроэкономических процессов. Гибкость налога зависит не только от характера налоговых обязательств как таковых, но и от их надлежащей синхронизации с макроэкономической динамикой. Гибкость относится к тем характеристикам налогов, которые имеют отношение к эффективности налоговой системы.

Последним критерием является прозрачность — это ключевая предпосылка политической контролируемости налогов со стороны основной массы их плательщиков. Прозрачность до некоторой степени связана с организационной простотой, поскольку сложная налоговая система с многочисленными льготами особенно трудна для восприятия. Однако организационная простота представляет ценность прежде всего для тех, кто собирает налоги, а прозрачность — для тех, кто их платит. Интересы налогоплательщиков и налоговых служб не всегда непосредственно совпадают. Так, с точки зрения организационной простоты подоходный налог на физических лиц не имеет преимуществ перед налогом на прибыль, а с точки зрения прозрачности первый, как было показано, предпочтительнее второго.

Вместе с тем наиболее прозрачный налог, разумеется, необязательно является наиболее справедливым или эффективным. При построении налоговой системы критерий прозрачности может и должен учитываться лишь наряду с другими критериями, охарактеризованными выше.

8.3. Классификация налогов строится прежде всего с учетом объектов налогообложения. Так, различаются прямые и косвенные налоги. Первыми облагаются непосредственно физические и юридические лица, их доходы или имущество, вторыми — ресурсы, деятельность, товары и услуги. В Российской Федерации наибольшее значение среди прямых налогов имеют налог на прибыль предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Среди важнейших косвенных налогов следует назвать налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

Другим основанием классификации налогов выступают цели их взимания, Преобладающая часть налогов в современном обществе поступает в бюджет, который расходуется как единый фонд средств, обеспечивающих финансирование разнообразных нужд государства. Так, применительно к Государственному бюджету Российской Федерации не имеет смысла вопрос о том, за счет какого именно налога финансируется, например, оборона в отличие от образования. Однако в общем ряду налогов выделяются целевые.

Целевые налоги предназначены для финансирования конкретных программ общественных расходов, которые определяются уже в момент введения того или иного налога. Использование поступлений от такого налога, в каких бы то ни было иных целях, не допускается. Целевые налоги принято называть маркированными.

Чаще всего маркированные налоги зачисляются в государственные и муниципальные внебюджетные фонды. Последние, собственно, и создаются, чтобы обособить средства, собираемые для использования в заранее фиксированных целях, от прочих средств, находящихся в распоряжении государства, которые могут расходоваться на различные цели в зависимости от решений органов, утверждающих бюджет.

Примерами маркированных налогов служат платежи в фонды общественного страхования, а также местные целевые сборы на благоустройство территории и т. п. Выполняя свои обязательства по платежам в пенсионный фонд или фонд социального страхования, налогоплательщик твердо знает, на что будут израсходованы уплачиваемые средства. В этом состоит преимущество маркированных налогов.

Если средства, аккумулируемые с помощью налога, могут расходоваться

для решения разнообразных задач по усмотрению органа, утверждающего бюджет, такой налог называется немаркированным. К разряду немаркированных относятся налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество и многие другие.

Главное достоинство немаркированных налогов состоит в том, что они позволяют, сохраняя стабильность налоговой системы, осуществлять гибкую бюджетную политику путем перераспределения государственных доходов между различными направлениями их использования. В то же время преобладание стабильных немаркированных налогов означает, что государственные органы в существенной мере автономны по отношению к избирателям (налогоплательщикам) в определении приоритетных направлений развития общественного сектора. Гибкость бюджетной политики государства достигается в значительной степени за счет того, что для принятия каждого отдельного решения не требуется выявлять предпочтения основной массы избирателей.

При прочих равных условиях удельный вес немаркированных налогов тем выше, чем сильнее проявляется рациональное неведение избирателей. Последнее благоприятствует «приобретению» налогоплательщиками общественных благ и перераспределительных программ не по отдельности, а в больших «пакетах».

Соответственно граждане как бы выделяют государству лимит расходов, в пределах которого полномочные органы формируют конкретный бюджет.

В идеале первичным было бы выявление готовности платить за каждое отдельное общественное благо. С изменением равновесного состояния в сфере производства конкретного блага менялись бы и платежи, предназначенные для его финансирования. Это естественно было бы оформлять с помощью соответствующих целевых налогов, размер которых фиксировал бы колебания спроса.

Однако в действительности условия общественного выбора таковы, что два аспекта единого, по сути, процесса определения требований к общественному сектору во многом обособляются друг от друга. Первый аспект — формирование лимита, о котором говорилось выше, а значит, выделение доходов государства из суммарных доходов общества и вместе с тем определение масштабов общественного сектора. Второй аспект — использование лимита, иными словами, аллокация средств, которыми распоряжается государство, что предполагает формирование структуры общественных расходов. Разделение, о котором идет речь, существенным образом проявляется в бюджетном процессе, построении и организации работы государственного аппарата, а также в структуре теории государственных финансов.

Классифицируя налоги, исходя из объектов и целей обложения, можно охарактеризовать структуру налоговых поступлений государства. Во многих странах, в том числе в России, немаркированное налогообложение занятости не применяется. При значительном несходстве ситуаций в различных странах в целом заметно некоторое снижение удельного веса налогов на товары и услуги, на имущество и на доходы корпораций при росте доли отчислений на социальное страхование и относительной стабильности доли налогообложения личных доходов.

Налоговые обязательства, т. е. установленные законом обязанности по уплате налога, иногда определяются суммой в расчете на единицу того или иного товара, работы, услуги, потребленного ресурса и т. п. Например, в ряде стран акцизы на спиртные напитки устанавливаются исходя из содержания в них чистого алкоголя, причем последний облагается фиксированной суммой в расчете на литр. Различия в стоимости конкретных напитков, равно как и в стоимости используемых при их производстве сортов спирта, при этом роли не играют. Если налог исчисляется путем умножения ставки, выраженной в денежных единицах, на количество облагаемых товаров и др., выраженное в натуральных единицах, такой налог называется специфическим.

Однако чаще налоговые обязательства устанавливаются в расчете на стоимость облагаемых объектов. Если налог исчисляется путем умножения ставки, выраженной в процентах (долях), на величину стоимости товаров, услуг, работ, ресурсов и т. п., то налог является стоимостным.

Еще одна важная классификация налогов основана на том, как изменяется удельный вес налогового платежа в доходе с увеличением последнего. С этой точки зрения различаются прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги.

Прогрессивный налог растет быстрее дохода, регрессивный — медленнее его, а доля пропорционального налога в доходе остается неизменной независимо от того, насколько велик доход. Если сравнить удельные веса налога в доходах двух одинаковых по численности групп населения, первая из которых получает больше средств, чем вторая, то при прогрессивном налогообложении этот показатель будет выше у первой группы, при регрессивном — у второй, а при пропорциональном он окажется одинаковым для обеих групп.

Следует подчеркнуть, что в теории государственных финансов понятия пропорционального, прогрессивного и регрессивного налогообложения обычно используются, именно когда речь идет о том, как налог влияет на величину располагаемого дохода плательщика, а не просто о шкале, по которой непосредственно исчисляются налоговые обязательства.

Долю дохода налогоплательщика, которая изымается в виде налога, принято называть нормой налогообложения. Различаются средняя и предельная нормы налога (налогообложения). Средняя норма равна удельному весу налога во всем доходе налогоплательщика, иначе говоря, отношению суммы налога к размеру дохода.

Предельная норма представляет собой долю налога в «последней единице» дохода, иными словами, производную налога по доходу.

Прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги различаются

соотношениями средних и предельных норм обложения. При пропорциональном налогообложении предельная норма равна средней, при прогрессивном — превышает среднюю, а при регрессивном не достигает средней.

На первый взгляд при прогрессивном налогообложении предельная норма должна непременно возрастать по мере увеличения дохода, а при регрессивном уменьшаться с его ростом.

Поскольку существенно именно соотношение предельной и средней нормы, понятия прогрессивного, пропорционального и регрессивного налога применимы не только к стоимостному, но и к специфическому налогообложению.

Вместе с тем, когда речь идет о стоимостных налогах, термины «прогрессивный», «регрессивный» и «пропорциональный» иногда применяют, характеризуя непосредственно построение налоговых обязательств, а именно зависимость ставки от налогооблагаемой базы. В этом смысле говорят, например, о прогрессивном налогообложении прибыли, если с ростом размера прибыли ставка налога повышается.

Вопросы для повторения:

1)    Какова структура налоговой системы?

2)    Почему налоговые поступления доминируют в структуре государственных доходов?

3)    Какие источники играют в России ведущую роль в формировании государственных доходов?

4)    Каковы критерии налоговой системы?

5)    Перечислите основные виды налогов.

6)    Какие из основных российских налогов относятся к прямым, а какие — к косвенным?

Литература:

1)    Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М., ЮНИТИ, 2002.

2)    Якобсон Л.П. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. - М., ГУВШЭ, 2000.

3)    Бюджетный кодекс РФ. - М., Проспект, 2007.

4)    Налоговый кодекс РФ.- М., Проспект, 2007.

5)    Г.Б. Поляк. Бюджетная система России. - М., ЮНИТИ, 2000.

Тестовые контрольные задания

1.Выберите    правильное определение налоговой системы:

1)    это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, источников финансирования дефицитов бюджетов и государственного долга

2)    это совокупность институтов и инструментов, используемых государством для централизации части национального дохода в бюджетах всех уровней с их последующим перераспределением в интересах государства

3)    это основное звено государственных и муниципальных финансов, состоящее из доходов и расходов бюджетов различных уровней и органов бюджетного администрирования

2.    Налоги - это:

1) обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, применительно к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации

2)    обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков определенных юридических действий

3)    это часть национального дохода, мобилизуемая государством в централизованные фонды денежных средств — бюджеты всех уровней бюджетной системы и бюджеты государственных внебюджетных фондов, в виде индивидуально безвозмездных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, обусловленная необходимостью обеспечения функционирования государства

3.    Одними из участников налоговых отношений являются:

1)    организации и физические лица — налогоплательщики или плательщики сборов

2)    органы законодательной власти

3)    Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации — налоговые органы

4.    Одними из критериев налоговой системы являются:

1)    жесткость

2)    прозрачность

3)    критерий относительного неравенства налоговых обязательств

4)    нейтральность

5.    Основные классификации налогов:

1)    прямые и косвенные

2)    целевые и маркированные

3)    прогрессивные, регрессивные и пропорциональные

4)    стоимостные и немаркированные





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ