Главная » Учебно-методические материалы » ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ » Шпаргалка по курсу "Деньги, кредит, банки". Мягкова Т.Л., Мягкова Е.Л.

Вопросы 56-63
21.12.2011, 16:26

56. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК И ЕГО МЕСТО В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ

Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

Первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии. Впоследствии, кроме роли эмиссионного центра, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Центральные банки, созданные на основе коммерческих банков, затем были национализированы. В настоящее время их капитал полностью или частично принадлежит государству.

Обычно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, выступает закон о центральном банке страны. Он устанавливает организационно-правовой статус центрального банка, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, порядок взаимоотношений с государством и национальной банковской системой.

Наряду с законом о центральном банке взаимодействие между центральным банком и кредитными организациями регулируется законом о банковской деятельности.

Для определения роли центрального банка в экономических и политических процессах в стране очень важна степень его независимости. Под экономической независимостью обычно подразумевается возможность центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты без существенных ограничений. Степень политической независимости центрального банка определяется уровнем самостоятельности в его отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому основная цель их деятельности – укрепление денежного обращения, защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Традиционно перед центральным банком ставятся пять основных задач – он призван быть:

1) эмиссионным центром страны, т. е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

2) органом регулирования экономики денежно-кредитными методами, т. е. проводить денежно-кредитную и валютную политику;

3) банком банков, т. е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять контроль и надзор;

4) банкиром правительства, т. е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

5) главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов.

57. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственный банк России был учрежден в 1860 г. на базе основанных еще при Екатерине II ассигнационного и заемного государственных банков.

Началом нового, «рыночного», этапа деятельности Центрального банка РФ (ЦБ РФ) можно считать 1990 г., когда в России была ликвидирована государственная монополия в банковском деле и банковская система законодательно стала двухуровневой.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации ЦБ РФ определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Фактическая независимость ЦБ РФ страны является необходимым условием эффективности его деятельности. Независимость его особенно важна в плане ограничения возможностей правительства воспользоваться денежной эмиссией для покрытия бюджетного дефицита.

В то же время независимость ЦБ РФ от правительства имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов – денежно-кредитной и финансовой политики.

Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью. Однако ЦБ РФ не финансируется за счет бюджета, он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. При этом получение прибыли не является целью деятельности Банка России. ЦБ перечисляет в федеральный бюджет 50 % полученной балансовой прибыли по итогам года. Оставшуюся прибыль ЦБ направляет в резервы и фонды различного назначения.

ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе, которая назначает и освобождает Председателя Банка и членов Совета директоров ЦБ. Она рассматривает годовой отчет ЦБ и аудиторское заключение, определяет аудиторскую фирму для проведения проверки годового отчета ЦБ.

В пределах, разрешенных ему Конституцией и законами, ЦБ РФ независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти и другие органы власти не имеют права вмешиваться в его деятельность. Нормативные акты, изданные ЦБ РФ в пределах его компетенции, обязательны для федеральных органов власти.

Деятельность ЦБ РФ в современных условиях должна быть подчинена трем целям:

– защите и обеспечению устойчивости рубля, в том числе покупательной способности и курса по отношению к иностранной валюте;

– развитию и укреплению банковской системы РФ;

– обеспечению эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, отделения на местах. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями ЦБ РФ. Территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер.

Территориальное учреждение ЦБ – это обособленное подразделение ЦБ, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций и входящее в единую централизованную систему ЦБ.

Операции ЦБ РФ делятся на две группы: пассивные и активные. К пассивным относятся операции, с помощью которых образуются ресурсы ЦБ, к активным – операции по размещению ресурсов.

58. ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ

Банк России выполняет следующие функции.

1. Разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику.

2. Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение.

3. Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования.

4. Устанавливает правила осуществления расчетов в России.

5. Устанавливает правила проведения банковских операций, бухучета и отчетности для банковской системы.

6. Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

7. Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России.

8. Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.

9. Устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на проведение этих операций.

10. Осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся аудитом.

11. Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций.

12. Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями.

13. Осуществляет все виды банковских операций.

14. Осуществляет валютное регулирование, определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами.

15. Осуществляет валютный контроль.

16. Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса, организует его составление.

17. Проводит анализ и прогнозирование состояния российской экономики.

18. Осуществляет иные функции.

Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями:

– предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;

– покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

– покупать и продавать облигации Банка России и депозитные сертификаты;

– покупать и продавать иностранную валюту и платежные документы в иностранной валюте;

– покупать и продавать драгоценные металлы и другие валютные ценности;

– проводить расчетные, депозитные и кассовые операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие ценности;

– выдавать гарантии и поручительства;

– осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

– открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории России и иностранных государств;

– выставлять чеки и векселя в любой валюте;

– осуществлять другие банковские операции.

Банк России не имеет права: осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение кредитных операций, и физическими лицами; приобретать доли кредитных и иных организаций; осуществлять операции с недвижимостью; заниматься торговой и производственной деятельностью; пролонгировать предоставленные кредиты. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении.

59. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Денежно-кредитная политика является составной частью экономической политики государства, главными стратегическими целями которой являются повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. В связи с этим основными ориентирами макроэкономической политики правительства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.

В соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики формулируются конечные цели денежно-кредитной политики Банка России.

Конечные цели денежно-кредитной политики определяют ее промежуточные цели в виде установления определенных ориентиров роста денежной массы, рассчитанных с учетом необходимого в данных экономических условиях соотношения между динамикой ВВП и денежным предложением.

Разработку денежно-кредитной политики осуществляет непосредственно Центральный банк РФ (Банк России). Реализация утвержденной денежно-кредитной политики также целиком возложена на Банк России. Закон регламентирует инструменты и методы, которыми может пользоваться при этом Банк России.

Процентная политика Банка России используется для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления национальной валюты.

Политику резервных требований Банк России использует как метод регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей банков и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

Операции на открытом рынке – это операции по купле-продаже Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Под рефинансированием коммерческих банков понимается кредитование Банком России кредитных организаций, в том числе учет и переучет векселей. В настоящее время Банк России предоставляет банкам, заключившим Генеральный кредитный договор, следующие виды обеспеченных кредитов: внутридневные кредиты, кредиты «овернайт», ломбардные кредиты. Составной частью проводимой Банком России политики рефинансирования являются его депозитные операции с кредитными организациями.

Валютное регулирование подразумевает разработку и реализацию Банком России политики валютного курса.

При реализации избранной валютной политики Банк России использует широкий арсенал методов, которые условно можно подразделить на рыночные и административные.

К рыночным методам можно отнести проведение Банком России операций по покупке-продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынке (валютные интервенции) для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

Административные методы основаны на принуждении участников рынка к действиям, направленным на изменение спроса и предложения иностранной валюты на рынке.

Прямые количественные ограничения могут применяться Банком России в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультаций Правительством РФ.

Принятие текущих решений в области денежно-кредитной политики входит в компетенцию Совета директоров Банка России.

60. КРЕДИТЫ БАНКА РОССИИ

Участником рынка межбанковского кредитования выступает и Банк России, кредиты которого являются одной из форм рефинансирования коммерческих банков.

Сущность рефинансирования состоит в предоставлении Банком России кредитов коммерческим банкам с целью восстановления их собственных ресурсов и средств, вложенных в различные отрасли экономики.

Кредит рефинансирования предоставляется лишь устойчивым банкам, которые временно испытывают финансовые трудности вследствие невозможности увеличения ликвидности на межбанковском и открытом рынках, и представляет собой последний инструмент регулирования ликвидности банков, а Банк России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» выступает в качестве кредитора последней инстанции.

Формы кредита рефинансирования, используемые Банком России, претерпевали значительные изменения по мере развития рыночных методов регулирования экономики и в соответствии с целями проводимой денежно-кредитной политики.

Ломбардные кредиты в широком смысле представляют собой ссуды под залог депонированных в банке ценных бумаг, в узком смысле ломбардные кредиты – это краткосрочные кредиты, предоставляемые ЦБ РФ кредитным организациям под залог ценных бумаг для удовлетворения потребностей банков в ликвидных средствах с целью поддержания и регулирования ликвидности банковской системы. В обеспечение ломбардного кредита принимаются только те ценные бумаги, которые имеют официальную котировку и принимаются к учету в ЦБ РФ. Ломбардные кредиты в России предоставляются согласно Положению «О порядке предоставления

Банком России ломбардного кредита банкам» и Положению «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг».

Кредиты выдаются на условиях обеспеченности, срочности, возвратности, платности. Обеспечением служит залог (блокировка) государственных ценных бумаг, включенных в Ломбардный список Банка России.

Кредиты предоставляются от имени Банка России территориальными учреждениями Банка России и их расчетными подразделениями.

Ломбардный кредит может предоставляться как по фиксированной процентной ставке, так и на аукционной основе.

Кредиты «овернайт» – это обеспеченные кредиты, пришедшие на смену однодневным расчетным кредитам. Целью кредитов «овернайт» является обеспечение бесперебойного функционирования системы расчетов. Кредиты предоставляются только тем банкам, с которыми подписан генеральный договор.

Размер процентных ставок по кредитам «овернайт» устанавливается советом директоров Банка России. Погашаются кредиты «овернайт» за счет текущих поступлений на корреспондентский счет коммерческого банка на следующий день.

Целью внутридневных кредитов наряду с кредитами «овернайт» является обеспечение бесперебойного функционирования платежной системы. Предоставление внутридневного кредита – это проведение расчетным подразделением Банка России в течение текущего операционного дня платежей банка сверх имеющихся на его корсчете средств. Предоставление банкам внутридневных кредитов позволяет ускорить процесс оперативного пополнения корсчета, что позволяет поддержать платежеспособность банка и тем самым избежать цепочки неплатежей в системе расчетов.

61. ДЕПОЗИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Цель депозитных операций – регулирование ликвидности (изъятие излишней ликвидности) банковской системы путем привлечения в депозиты денежных средств банков.

Банк России вправе выбирать банки-контрагенты, с которыми он осуществляет депозитные операции. Он может приостановить на неопределенный срок действие ранее заключенного генерального соглашения с банком, финансовое состояние которого ухудшилось или в деятельности которого появились нарушения.

Банк России осуществляет следующие виды депозитных операций:

– проведение депозитных аукционов;

– проведение депозитных операций по фиксированной ставке.

Депозитные операции проводятся Банком России на стандартных условиях, предусмотренных в генеральном соглашении, заключаемом на неопределенный срок. В рамках генерального соглашения заключаются также отдельные соглашения по условиям конкретного депозита.

Проценты по депозитам, открытым в Банке России, начисляются по формуле простых процентов за период фактического срока привлечения средств. Проценты начисляются на входящие остатки по отдельным лицевым счетам по учету депозитов.

Депозитные аукционы проводятся в Москве как процентный конкурс договоров-заявок банков на участие в аукционе. Сообщение об условиях проведения аукциона публикуется в Вестнике Банка России.

Договоры-заявки банков, принятые к аукциону, ранжируются по величине предложенной банками процентной ставки начиная с минимальной вплоть до уровня, признаваемого Банком России в качестве ставки отсечения.

Депозитные аукционы могут проводиться по «американскому» или «голландскому» способу. Результаты аукциона публикуются в Вестнике Банка России.

При принятии решения о проведении депозитной операции по фиксированной процентной ставке Банк России публикует официальное сообщение в Вестнике Банка России, в котором указываются переченьуполномоченных учреждений Банка России тех регионов, банки которых принимают участие в депозитной операции, даты перечисления и возврата средств с уплатой процентов, минимальная сумма депозита, фиксированная процентная ставка.

Банк России может ограничивать количество депозитных сделок, заключаемых с банком-контрагентом в течение рабочего дня на одинаковом стандартном условии. Факт совершения сделки подтверждается документарно.

Документами, подтверждающими надлежащее исполнение банком своих обязательств по депозитной сделке, являются платежное поручение банка на перечисление средств в депозит и выписка по корреспондентскому счету банка, отражающая факт списания и перечисления средств на депозитный счет в Банке России, а также выписка по депозитному счету, открытому в Банке России.

За неисполнение условий депозитной сделки Банк России на следующий рабочий день после установленного срока перечисления средств в депозит начисляет штраф на сумму депозита, установленную договором-заявкой, за каждый день срока депозитной сделки в размере двойной действующей ставки рефинансирования. Штраф взыскивается в безакцептном порядке инкассовым поручением с корреспондентского счета банка.

Если договор не исполнен по вине Банка России, он уплачивает штраф банку за каждый день просрочки возврата суммы депозита и уплаты процентов в размере двойной ставки рефинансирования.

62. ПОЛИТИКА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ

В большинстве развитых стран к коммерческим банкам предъявляется требование размещения ими в центральном банке минимальных резервов. Однако в применении конкретных форм данного инструмента в разных странах наблюдаются существенные различия в зависимости от национальных особенностей развития финансового рынка. Центральные банки используют различную структуру минимальных резервов при неодинаковой амплитуде и частоте изменений их величины, специфике начисления процентов и т. п.

Требования минимальных резервов появились как страховка ликвидности кредитных институтов, как гарантия центрального банка по вкладам клиентов.

Эта цель использования минимальных резервов существует и сегодня, хотя уже не является приоритетной, поскольку в большинстве стран созданы иные системы гарантирования вкладов.

Как правило, счета, на которых размещены резервы, беспроцентные. В качестве компенсации за необходимость держать в центральном банке беспроцентные резервы коммерческим банкам предоставляется ряд льгот. Размеры ставок по минимальным резервам существенно колеблются по странам. В странах, где установлена высокая резервная норма, обязательства по минимальным резервам обычно не являются беспроцентными.

При установлении норм по минимальным резервам большую роль могут играть непосредственные переговоры между центральным и коммерческими банками. Механизмы расчета норм, а также критерии, по которым дифференцируются эти нормы, в разных странах существенно различаются.

Эффективность инструмента обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных категорий обязательств. Увеличивая спектр таких обязательств, центральный банк уменьшает возможность несоблюдения установленных им требований со стороны кредитных институтов. По закону о банковской деятельности ставки по минимальным резервам имеют верхнюю границу, причем для разных видов вкладов границы неодинаковы. Ставки по обязательным резервам классифицируются не только по видам обязательств, но и по величине, срокам и происхождению (относительно резидентов и нерезидентов).

В большинстве развитых стран в последние годы снизилась активность использования политики минимальных резервов в качестве инструмента регулирования банковской ликвидности и для контроля рентабельности банковских операций.

Стремление центральных банков добиться четкого выполнения требований по отчислению минимальных резервов наталкивается на попытки коммерческих банков уклониться в рамках закона от платежей по поддержанию обязательных резервов.

Центральный банк отдельной страны либо вообще не использует механизм минимальных резервов, либо от обязательств по минимальным резервам освобождаются депозиты нерезидентов, либо в базу минимальных резервов не включаются те депозиты нерезидентов, которые компенсируются кредитами нерезидентам.

С появлением новых путей обхода предписаний по минимальным резервным требованиям центральные банки вынуждены все чаще изменять порядок их выполнения.

Механизм обязательных резервных требований используется как инструмент денежно-кредитной политики практически во всех экономически развитых странах.

63. ПОЛИТИКА ОТКРЫТОГО РЫНКА

Политика открытого рынка представляет собой выполнение операций по покупке или продаже твердопроцентных ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке. Основными ценными бумагами, как правило, являются казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги.

Традиционные средства проведения операций на открытом рынке – операции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке. Такие операции характерны для стран Европейского экономического и валютного союза и США.

Для большинства промышленно развитых стран операции на открытом рынке представляют собой главный инструмент денежно-кредитного регулирования; прочие инструменты используются нерегулярно. Отдельные страны концентрируется на двух основных операциях: в рамках долгосрочной политики – на операциях с облигациями государственного займа, при краткосрочной политике – на операциях с казначейскими векселями. Эта политика осуществляется через дисконтные дома путем установления для них твердых ставок по купле-продаже ценных бумаг. На денежном рынке создается дефицит ликвидных ресурсов, что, в свою очередь, способствует успешному проведению учетной политики. Операции на первичном рынке с негосударственными ценными бумагами не находят широкого распространения в рамках политики открытого рынка.

Механизм проведения операций на открытом рынке в большинстве стран сводится к следующему.

Для оживления экономики центральный банк проводит экспансионистскую политику и увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого скупает любой предлагаемый объем, либо приобретает определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения. У коммерческих банков и других собственников появляется возможность получить дополнительные денежные средства, относительно выгодно реализовав часть государственных ценных бумаг из своего портфеля.

Если центральный банк проводит рестриктивную (контрактивную) политику, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения. У него есть по меньшей мере две возможности реализации своей цели: либо объявить курс, при достижении которого он предложит любое количество ценных бумаг; либо предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно. Коммерческие банки и их клиенты, покупая государственные ценные бумаги, лишаются части денежных средств, которые при иных обстоятельствах могли бы быть использованы для развития реального сектора экономики.

Рестриктивная политика открытого рынка приводит к возрастанию доходов от государственных ценных бумаг и использованию кредитными институтами части своих резервов.

При всех существующих различиях в проведении политики в отношении операций на открытом рынке можно определить общую тенденцию, которая выражается в том, что центральные банки стран, стремящихся к регулированию экономики рыночными, а не административными методами, все чаще прибегают к использованию именно этого инструмента.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ