Главная » Учебно-методические материалы » ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ » Шпаргалка по курсу "Финансы, денежное обращение и кредит". Мягкова Т.Л., Мягкова Е.Л.

Вопросы 28-36
21.12.2011, 15:56

28. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА, ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

Государственный долг – это система финансовых отношений по поводу перераспределения части валового продукта и национального дохода с целью мобилизации государством дополнительных денежных средств.

Государственный долг можно классифицировать по нескольким признакам:

– месту размещения долга;

– уровням государственной власти;

– сроку привлечения средств;

– характеру выплачиваемого дохода;

– объему расходов на выплату государственного долга;

– методу определения дохода и др.

Наиболее распространенной является классификация в зависимости от места размещения долга, в этом случае государственный долг делится на внешний и внутренний.

Управление государственным долгом заключается в реализации системы мероприятий, осуществляемых государством, связанных с определением объемов заимствований, состава кредиторов, форм и условий предоставления кредитов и их погашения.

В организационную структуру системы управления государственным долгом входят органы власти и управления РФ, выполняющие функции по управлению государственным долгом в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами. Президент Российской Федерации устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Федеральное Собрание Российской Федерации утверждает в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга. Правительство Российской Федерации определяет организационные основы системы управления государственным долгом и финансовыми активами, утверждает основные источники и условия осуществления заимствований, включая программу государственных заимствований. Министерство финансов Российской Федерации управляет в уставленном порядке государственным долгом. Центральный банк Российской Федерации консультирует Минфин России по вопросам графика погашения государственного долга с учетом приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации принимает участие в анализе эффективности проектов, финансируемых за счет средств внешних заимствований.

Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих методов:

1) рефинансирование. Представляет собой погашение основного долга и процентов по нему за счет средств, полученных от размещения новых займов;

2) аннулирование. Это отказ государства от уплаты основного долга и процентов по всем ранее выпущенным займам;

3) конверсия. Принятие государством решения об изменении доходности ранее выпущенных займов;

4) новация. Соглашение между кредитором и заемщиком о прекращении действия обязательств и их замене другими обязательствами, предусматривающими другие условия погашения займов;

5) унификация. Объединение нескольких ранее взятых на себя государством обязательств с заменой на новые ранее выпущенных финансовых инструментов;

6) консолидация. Увеличение сроков действия ранее выпущенных обязательств.

Для определения эффективности системы управления государственным долгом не существует единого показателя. Оценивается эффективность отдельных аспектов деятельности государственных органов в этой области.

29. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, ИХ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, которыми управляют органы государственной власти Российской Федерации. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Внебюджетные фонды отождествляют собой экономические отношения по поводу перераспределения и использования финансовых ресурсов дли финансирования определенных общественных потребностей, которые расходуются на основе оперативной самостоятельности.

Внебюджетные фонды создаются для реализации конкретных целей, а необходимость их создания вызвана объективной потребностью перераспределения финансовых ресурсов для финансирования важнейших социальных и других потребностей общества, не предусмотренных в бюджетах. С их помощью решаются две основные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение объемов финансирования социальных услуг для населения.

Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей, отличающих их от других звеньев финансовой системы:

– имеют строго целевую направленность;

– средства фондов используются для финансирования государственных расходов, как правило, не финансируемых из бюджета или финансируемых в небольших объемах;

– подавляющая часть доходов фондов формируется за счет страховых взносов юридических лиц;

– все имущество и денежные средства фондов находятся в государственной собственности и не входят в состав бюджетов.

Внебюджетные фонды – это один из элементов такого звена финансовой системы, как общегосударственные финансы, они широко развиты за рубежом. Источниками формирования внебюджетных фондов могут являться специальные налоги и сборы, ассигнования из бюджетов, специальные займы, добровольные взносы, а также доходы от деятельности самого фонда.

Наиболее часто внебюджетные фонды классифицируются по следующим критериям:

– срокам действия – постоянные и временные;

– принадлежности – государственные, местные, межгосударственные;

– направлениям использования – социальные, кредитные, экономические, научные, инвестиционные и др.

Наиболее развиты внебюджетные социальные фонды. В России объем доходов этих фондов составляет более половины доходов федерального бюджета. Существует три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд рФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС). Социальные внебюджетные фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного социального обеспечения по возрасту, по болезни, в случае потери кормильца, на рождение и воспитание детей, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи и др.

Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Основным доходным источником фондов является единый социальный налог. Средства государственных федеральных и территориальных внебюджетных фондов находятся в федеральной и региональной собственности. Проекты бюджетов внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются Государственной Думой и Федеральным Собранием в форме федеральных законов.

30. РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Основное назначение внебюджетных фондов – обязательное страхование, которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан и наступления социальных страховых рисков.

Главными направлениями деятельности Пенсионного фонда являются: 1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения; 2) организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; 3) капитализация средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц; 4) контроль за своевременным и полным поступлением в фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; 5) проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; 6) разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Фонда.

Концентрируемые в Пенсионном фонде РФ средства направляются: на выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий; выплату пособий по уходу за ребенком старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и др.

Средства Фонда социального страхования расходуются на следующие цели: 1) выплата пособий по временной нетрудоспособности; 2) санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей; 3) финансирование научно-исследовательских работ по охране труда; 4) страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 5) дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; 6) организация и ведение единой информационной системы социального страхования; 7) возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей; 8) оздоровление граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС; 9) выплата пособий по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение; 10) оздоровление детей; 11) расходы на содержание самих учреждений Фонда;

12) остаток средств на конец конкретного финансового года;

13) капитальные вложения на развитие санаторно-курортных учреждений Фонда.

Средства Фонда обязательного медицинского страхования расходуются на следующие цели: 1) финансирование целевых программ по здравоохранению; 2) финансирование профессиональной подготовки и переподготовки кадров; 3) создание нормированного страхового запаса (на случай возникновения критической ситуации с финансированием программ обязательного медицинского страхования); 4) компьютеризация системы обязательного медицинского страхования; 5) международное сотрудничество по вопросам обязательного медицинского страхования; 6) финансирование научных исследований в области медицины; 7)развитие материально-технической базы здравоохранения; 8) выравнивание уровней медицинского обслуживания в территориальном аспекте; 9) оплата медикаментов; 10) оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, стихийных бедствиях, катастрофах; 11) содержание самого Фонда; 12) остаток средств на конец конкретного финансового года.

31. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)

Финансы коммерческих организаций (предприятий), являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода в стоимостном выражении.

Они функционируют в сфере материального производства, где в основном и создается совокупный общественный продукт и национальный доход.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ коммерческие организации (предприятия) создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Современные коммерческие организации (предприятия) функционируют в постоянно меняющихся рыночных условиях хозяйствования с жесткой конкуренцией. Основной целью их предпринимательской деятельности становится не столько максимальное извлечение прибыли, сколько сохранение и приумножение собственного капитала, обеспечение стабильности бизнеса.

В ходе предпринимательской деятельности коммерческих организаций (предприятий) возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, оказанием услуг и выполнением работ, формированием иных финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их распределением и использованием.

Материальной основой финансовых отношений являются деньги.

Финансы коммерческих организаций (предприятий) – это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности, в результате которых формируется собственный капитал, целевые централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, происходит их распределение и использование.

Финансам коммерческих организаций (предприятий) присущи те же функции, что и общегосударственным финансам, – распределительная и контрольная. Обе функции тесно взаимосвязаны.

Посредством распределительной функции происходит формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирование его в производство, воспроизводство и приращение капитала, создание основных пропорций при распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивающих оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом. С распределительной функцией финансов связано формирование денежных фондов и резервов коммерческих организаций (предприятий) посредством распределения и перераспределения поступающих доходов. К ним относятся: уставный капитал или уставный фонд, резервный фонд, добавочный капитал, собственный капитал, фонд накопления, фонд потребления, валютный фонд и др.

Объективная основа контрольной функции – стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и денежных фондов. Финансы как распределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводственный процесс (распределительная функция) и тем самым связывают воедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен, потребление. От эффективности производства, снижения затрат, рационального использования финансовых ресурсов зависят конкурентоспособность предприятия, его финансовая устойчивость.

32. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)

Финансовые отношения коммерческих организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности.

Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы.

О полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны деятельности коммерческих организаций (предприятий). Коммерческие организации всех форм собственности в законодательном порядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику. Законодательно определяется необходимость формирования и размен финансового резерва для акционерных обществ.

Реализация принципа самофинансирования – одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.

В настоящее время далеко не все коммерческие организации (предприятия) способны реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.

Объективная необходимость принципа материальной заинтересованности обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности – извлечением прибыли. Для предприятия данный принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики, способной обеспечивать финансовыми ресурсами не только потребности государства, но и не снижать стимулы к предпринимательской деятельности экономически обоснованной амортизационной политикой, созданием экономических условий для развития производства.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности, сохранность собственного капитала. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством. Этот принцип реализован в настоящее время наиболее полно.

Принцип обеспечения финансовых резервов диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение организации (предприятия) в критические моменты хозяйствования.

33. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Материальное воплощение финансы предприятий получают в финансовых ресурсах.

Финансовые ресурсы предприятия – это часть денежных средств в форме доходов, накоплений и внешних поступлений, получаемых предприятием при распределении валового продукта через финансовую систему. Часть финансовых ресурсов, задействованных предприятием в обороте и приносящих доход, является капиталом предприятия.

Финансовые ресурсы предприятия формируются за счет: амортизационных отчислений; прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности; дополнительных паевых взносов участников в товариществах; средств, получаемых от выпуска облигаций; средств, мобилизуемых при помощи выпуска и размещения акций в акционерных обществах открытого и закрытого типов; долгосрочного кредита банка и других кредиторов.

В состав финансовых ресурсов предприятий входят собственные, заемные и привлеченные средства. К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся прибыль и амортизационные отчисления, некоторые авторы включают в состав собственных финансовых ресурсов предприятий уставный и добавочный капитал, а также так называемые устойчивые пассивы предприятия, включающие источники финансирования, постоянно находящиеся в обороте предприятия (например, резервы, образованные в соответствии с учредительными документами предприятия или по законодательству). К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы. Кпривлеченным финансовым ресурсам относятся средства, привлеченные путем выпуска акций, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий и организаций, привлеченные для долевого участия и на другие цели.

Структура финансовых ресурсов предприятий различается в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, его отраслевой принадлежности и других факторов. Так, например, в составе финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий имеются бюджетные ассигнования, у предприятий с высоким уровнем технической оснащенности большой удельный вес занимают амортизационные отчисления, предприятия с сезонным характером производства имеют заемные средства.

Несмотря на различия в составе и структуре финансовых ресурсов отдельных предприятий в общем их объеме по производственным предприятиям, наибольший удельный вес занимают собственные средства, они составляют примерно половину в общем объеме финансовых ресурсов. Структура финансовых ресурсов изменялась вместе с развитием экономики. Развитие финансового рынка дает предприятиям новые возможности по расширению состава финансовых ресурсов и увеличению их объема.

Следует различать понятия «денежные средства» и «финансовые ресурсы». Финансовые ресурсы составляют лишь часть денежных средств. На счета предприятий поступает выручка от реализации продукции, внереализационные доходы и другие денежные средства, но финансовыми ресурсами является лишь часть этих средств, так как другая часть авансируется в производство в виде оборотных средств. Выручка от реализации не относится к финансовым ресурсам. Лишь после ее распределения через финансовую систему образуются прибыль, амортизация и другие виды финансовых ресурсов.

34. ФИНАНСЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность (т. е. не ставящие целью своей деятельности извлечение прибыли), оказывают разнообразные услуги, в том числе социального характера, управленческие, по охране общественного порядка, обороне страны и т. д. В условиях рыночной экономики учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, перешли на новые условия хозяйствования, что привело к значительному расширению состава их финансовых источников.

Под финансовыми ресурсами учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, понимаются денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности. Источники формирования финансовых ресурсов формируются в зависимости от вида и характера оказываемых услуг. Услуги могут предоставляться потребителям на платной, бесплатной или смешанной основе.

Источники формирования финансовых ресурсов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность:

1) бюджетные средства, выделяемые на основе установленных нормативов;

2) денежные средства, поступающие за предоставленные платные услуги;

3) выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;

4) добровольные взносы и безвозмездно передаваемые учреждениям и организациям материальные ценности;

5) прочие денежные поступления.

Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет, могут привлекать кратко– и долгосрочные кредиты для своей деятельности.

Мобилизация и использование финансовых ресурсов в некоммерческих учреждениях и организациях осуществляются на основе сметного финансирования и самофинансирования. Функционирование некоммерческих учреждений и организаций на началах самоокупаемости и самофинансирования означает полное возмещение затрат за счет выручки от предоставления платных услуг. Формирование и использование их финансовых ресурсов отражается в финансовом плане по соответствующим статьям доходов и расходов.

На некоммерческих началах функционируют общественные объединения: творческие союзы, общественные организации, благотворительные фонды, ассоциации и др. В силу добровольности создания общественных объединений основным источником их финансовых ресурсов являются вступительные и членские взносы. Использование общественными объединениями бюджетных средств, формируемых на основе обязательных платежей налогоплательщиков, является недопустимым.

Финансовые ресурсы в некоммерческих учреждениях и организациях используются: 1)для покрытия текущих затрат, в том числе для расчетов со сторонними организациями и уплаты процентов за кредит; 2)для формирования фондов экономического стимулирования.

К фондам экономического стимулирования относятся:

1) фонд производственного и социального развития;

2) фонд материального поощрения (фонд оплаты труда);

3) фонд валютных отчислений.

Источниками формирования фондов экономического стимулирования являются: 1)совокупный доход учреждения; 2)специфические поступления.

Для составления смет используются контрольные цифры, экономические нормативы и государственный заказ.

35. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА

Финансы домашнего хозяйства, как и финансы общества в целом, представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства. Являясь звеном в финансовой системе на уровне отдельной семьи, они выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества.

В условиях рынка домашнее хозяйство играет исключительно важную роль, так как выполняет прежде всего функцию собственников средств производства, находящихся в частной собственности. В условиях рыночных отношений домашние хозяйства:

1) выступают в качестве покупателей товаров и услуг;

2) предоставляют рыночным субъектам факторы производства (прежде всего рабочую силу);

3) выполняют функцию сбережения части совокупного дохода и приобретают реальные и финансовые активы.

Социально-экономическая сущность финансов до-мохозяйств проявляется через их функции.

Безусловно, важнейшей функцией финансов домо-хозяйств является распределительная функция, так как финансы домохозяйств, как, впрочем, и финансы в целом, являются инструментом стоимостного перераспределения стоимости валового общественного продукта. Причем финансы домохозяйств играют важнейшую роль на завершающей ступени перераспределительного процесса, непосредственно предшествуя стадии потребления.

Второй функцией домохозяйств является контрольная функция, так как для поддержания определенного (достигнутого) уровня потребления домашнее хозяйство вынуждено контролировать распределение полученного дохода по различным фондам, а также отслеживать целевое использование средств из этих фондов.

Важной функцией домашнего хозяйства в системе общественного воспроизводства является инвестиционная функция, заключающаяся в том, что домашние хозяйства являются одним из основных поставщиков долгосрочных финансовых ресурсов для экономики страны.

Доходы домашних хозяйств служат основным источником удовлетворения их потребностей в товарах и услугах, а также накопления и сбережения.

Доходы домашних хозяйств можно условно разделить на доходы в денежной и натуральной форме. Денежные доходы домашних хозяйств чаще всего подразделяют по источникам их поступлений:

– заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами;

– пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты;

– доходы от предпринимательской деятельности;

– доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере.

К доходам в натуральной форме относят продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, а также натуральную оплату сельскохозяйственных предприятий.

С точки зрения периодичности осуществления выделяют три группы расходов домашних хозяйств:

– краткосрочные;

– среднесрочные;

– долгосрочные расходы.

В зависимости от функционального назначения расходов, осуществляемых домашними хозяйствами, их делят на следующие основные группы:

– личные потребительские расходы;

– налоги и другие обязательные платежи;

– денежные накопления и сбережения.

36. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СТРАХОВАНИЯ, ЕГО ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ

Экономическая категория страхования является составной частью финансов. Однако если финансы в целом связаны с распределением и перераспределением доходов, то страхование охватывает сферу исключительно перераспределительных отношений.

Можно выделить следующие сущностные признаки, характеризующие специфичность этой категории.

1. При страховании возникают денежные перераспределительные отношения, обусловленные наличием вероятности наступления внезапных непредвиденных и непреодолимых событий, т. е. страховых случаев.

2. При страховании осуществляется раскладка нанесенного ущерба между участниками страхования, которая всегда носит замкнутый характер. Возникновение таких перераспределительных или раскладочных отношений обусловлено тем, что случайный характер нанесения ущерба влечет за собой материальные или иные потери, которые, как правило, охватывают не все хозяйство, не всю территорию, а лишь их часть.

3. Страхование предусматривает перераспределение ущерба как между территориальными единицами, так и во времени, при этом для эффективного перераспределения средств страхового фонда в рамках одного года требуется достаточно большая территория и значительное число подлежащих страхованию объектов.

4. Замкнутая раскладка ущерба обусловливает возвратность средств, мобилизованных в страховой фонд. Страховые платежи любого страхования, вносимые в страховой фонд, имеют только одно назначение – возмещение вероятной суммы ущерба в определенном территориальном масштабе и в течение определенного периода.

Страхование – это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между их участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения вероятного ущерба, нанесенного субъектам хозяйствования, или выравнивания потерь в доходах в связи с последствиями произошедших страховых случаев.

Сущность страхования проявляется в его функциях, они позволяют выявить особенности страхования как звена финансовой системы. Главными определяющими являются следующие:

1) рисковая функция, поскольку страховой риск как вероятность ущерба непосредственно связан с основным назначением страхования по оказанию денежной помощи пострадавшим;

2) страхование имеет также предупредительную функцию, связанную с использованием части страхового фонда на уменьшение степени и последствий страхового риска;

3) сбережение денежных сумм с помощью страхования на «дожитие» связано с потребностью к страховой защите достигнутого семейного достатка, т. е. страхование может иметь и сберегательную функцию;

4) контрольная функция страхования выражает свойства этой категории к строго целевому формированию и использованию средств страхового фонда. Данная функция вытекает из указанных выше трех специфических функций и проявляется одновременно с ними в конкретных страховых отношениях. Необходимость страхования заключается в обеспечении сохранности государственной, частной и личной собственности, непрерывности общественного воспроизводства, возмещении ущерба в случае наступления страховых событий, покрытии возможных убытков юридических лиц, обеспечении финансирования превентивных мероприятий и мероприятий по устранению последствий наступивших неблагоприятных случаев.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ