Главная » Учебно-методические материалы » ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ » Статьи |
26.12.2011, 02:00 | |
Финансовая политика организации — это совокупность экономических отношений по поводу образования, распределения и использования хозяйственных средств. Предлагаемая модель специально разработана для практического применения в анализе состояния финансов организации. Общая модель системы финансового управления организации включает анализ следующих наиболее важных элементов:
Остановимся на важнейших аспектах оценки финансовой политики коммерческой организации в связи со значительной информационной емкостью этого элемента системы управления финансами. В целом в любой организационной модели оценки эффективности систем управления предполагается выделение следующих основных элементов: 1. объекты оценки; Такую же структуру имеет и представленная ниже модель. Она может быть использована в практической работе специалистов, а также служить основой при разработке более детализированных методик. Объекты оценки финансовой политики Объектами оценки являются: 1. уровень и динамика финансовых результатов деятельности организации; Признаки эффективности финансовой политики Приведем основные критерии эффективности состояния или функционирования объекта контроля. 1. Уровень и динамика финансовых результатов деятельности организациипозволяют судить о росте выручки и прибыли от реализации продукции, снижении затрат на производство продукции и др.:
Кроме того, об оптимальной динамике финансовых результатов деятельности организации можно судить на основании роста:
2. Имущественное положение и финансовое состояние организации, деловая активность и эффективность деятельности:
3. Управление структурой капитала организации. Структура капитала (соотношение между различными источниками средств) обеспечивает минимальную его цену и, соответственно, максимальную цену организации, оптимальный для организации уровень финансового левериджа. Финансовый леверидж — потенциальная возможность влиять на прибыль организации путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов. Его уровень измеряется отношением темпа прироста чистой прибыли к темпу прироста валового дохода (т.е. дохода до выплаты процентов и налогов). Чем выше значение левериджа, тем более нелинейный характер приобретает связь (чувствительность) между изменениями чистой прибыли и прибыли до выплаты налогов и процентов, а следовательно, тем больший риск его неполучения. Уровень финансового левериджа возрастает с увеличением доли заемного капитала. Вывод: эффект финансового рычага проявляется в том, что увеличение доли долгосрочных заемных средств приводит к повышению рентабельности собственного капитала, однако вместе с тем происходит возрастание степени финансового риска (риска по доходам держателей акций), т.е. возникает альтернатива риска и ожидаемого дохода. Поэтому финансовым менеджерам необходимо отрегулировать соотношение собственного и заемного капиталов (а соответственно, и эффект финансового левериджа) до оптимального. При принятии решений о структуре капитала (в частности, в плане оптимизации объема заемного финансирования) должны учитываться и иные критерии, например, способность организации обслуживать и погашать долги из суммы полученного дохода (достаточность полученной прибыли), величины и устойчивость прогнозируемых потоков денежных средств для обслуживания и погашения долгов и пр. Идеальная структура капитала максимизирует общую стоимость организации и минимизирует общую стоимость ее капитала. При принятии решений по структуре капитала также должны учитываться отраслевые, территориальные и структурные особенности организации, ее цели и стратегии, существующая структура капитала и планируемый темп роста. При определении же методов финансирования (выпуск акций, займы и т.д.), структуры заемного финансирования (оптимальная комбинация методов краткосрочного и долгосрочного финансирования) должны учитываться стоимость и риски альтернативных вариантов стратегии финансирования, тенденции в конъюнктуре рынка и их влияние на наличие капиталов в будущем и будущие процентные ставки и т.д. 4. Политика привлечения новых финансовых ресурсов:
5. Управление капиталом, вложенным в основные средства (основным капиталом). Эффективность использования основных фондов характеризуется показателями фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, относительной экономии основных фондов в результате роста фондоотдачи, увеличения сроков службы средств труда и др. 6. Управление оборотными средствами. Эффективность управления оборотными средствами характеризуется показателями оборачиваемости, материалоемкости, снижения затрат ресурсов на производство и др., применением научно обоснованных методов расчета потребности в оборотном капитале, соблюдением установленных нормативов, увеличением долей активов с минимальным и малым риском вложения — денежные средства, дебиторская задолженность за вычетом сомнительной, производственные запасы за вычетом залежалых, остатки готовой продукции и товаров за вычетом не пользующихся спросом. 7. Управление финансовыми рисками. Разрабатываются и применяются действенные механизмы минимизации финансовых рисков (кредитных, процентных, валютных, упущенной выгоды, потери ликвидности и т.д.):
8. Системы бюджетирования и бизнес-планирования. Бюджеты включают плановые и фактические данные бизнес-планирования. Об их эффективности судят по уровню достижения ряда параметров (оптимальная координация деятельности, управляемость и адаптивность предприятия к изменениям, оптимизация внутреннего контроля, высокая мотивация работы менеджеров и т.д.), указанных в самой методике (см. ниже). 9. Система безналичных расчетов организации (формы, процедуры, сроки и т.д.) соответствует законодательству Российской Федерации; своевременно и в полной мере выполняются платежные обязательства организации перед кредиторами (иными организациями и их объединениями, включая финансово-кредитные институты) и собственными работниками, своевременно и в полной мере погашаются обязательства дебиторов и собственных работников перед организацией. Методика оценки финансовой политики Методика включает ряд шагов. 1. Выяснение (методами анкетирования и интервьюирования персонала, беседы с руководством, сбора и анализа документации и т.д.):
2. Анализ:
3. Процедура контроля финансовой политики организации включает ряд направлений, описанных ниже. 3.1. Финансовые результаты деятельности организации, имущественное положение и финансовое состояние, деловая активность и эффективность деятельности. 3.1.1. Краткий финансовый обзор включает анализ и оценку следующих обобщающих финансовых показателей:
3.1.2. Кроме вышеуказанных процедур следует оценить финансово-хозяйственные перспективы развития организации (включая вероятность возникновения проблем, связанных с ее финансовым состоянием в будущем). 3.2. Управление структурой капитала организации. 3.2.1. Проанализировать и оценить:
3.2.2. Рассчитать цену совокупного капитала и цену организации. 3.3. Политика привлечения новых финансовых ресурсов. 3.3.1. Проанализировать и оценить используемые методы планирования финансовых потребностей. 3.3.2. Рассчитать результат хозяйственной и финансовой деятельности, оценить возможные варианты развития организации и последствия той или иной стратегии финансирования. 3.3.3. Выяснить сроки заемного финансирования, проконтролировать своевременность погашения долгов. 3.4. Управление капиталом, вложенным в основные средства. 3.4.1. Проанализировать и оценить источники, размеры, динамику и структуру вложений капитала организации в основные средства, их соответствие главным функциональным особенностям производственной деятельности. 3.4.2. Проанализировать и оценить используемые методы оценки альтернативных вариантов финансирования приобретения производственного оборудования (лизинг, приобретение имущества. 3.4.3. Оценить эффективность использования основных фондов по показателям фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, относительной экономии основных фондов в результате роста фондоотдачи, увеличения сроков службы средств труда. 3.5. Управление оборотными средствами. 3.5.1. Оценить эффективность использования оборотных средств по показателям оборачиваемости, материалоемкости, снижения затрат ресурсов на производство. 3.5.2. Проанализировать и оценить:
3.6. Управление финансовыми рисками. 3.6.1. Проанализировать и оценить механизмы минимизации финансовых рисков. 3.7. Системы бюджетирования и бизнес-планирования. 3.7.1. Проанализировать и оценить:
При этом особое внимание целесообразно уделить анализу и оценке системы управления денежными потоками. 3.7.2. Установить:
3.7.3. При необходимости оценить надежность независимых финансовых консультантов, привлекаемых организацией для разработки разделов бизнес-плана (в первую очередь финансового). 3.8. Система безналичных расчетов. 3.8.1. Проанализировать и оценить используемую в организации систему безналичных расчетов, а именно:
3.8.2. Проанализировать и оценить структуру дебиторской задолженности:
3.8.3. Проанализировать и оценить структуру кредиторской задолженности:
3.8.4. Установить и оценить причины несоблюдения платежной дисциплины как организацией, так и ее контрагентами, возможные варианты ее нормализации (контроль финансового состояния контрагентов, меры по взысканию просроченной задолженности, взаимные сверки задолженности, отслеживание своевременности погашения задолженности, распределение платежей но приоритетности и т.д.), оптимизации расчетов (ранжирование контрагентов но категориям риска и более продуманная политика в отношении заключения договоров, составление графиков платежей, факторинг долгов организации, покупка в рассрочку, лизинг и т.д.). 3.8.5. Проанализировать и оценить возможности:
В заключение необходимо отметить, что оценка финансовой политики организации может выполняться как внутренними, так и внешними, т.е. независимыми, специалистами — аудиторами. В последнем случае она является одним из видов консультационных услуг. Евгения Алексеевна Пpиxoдькo | http://www.elitarium.ru/ |