Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ » Статьи

Суть факторинга: его основные виды и операции
25.12.2011, 23:54
Факторинг важен в первую очередь для мелких и средних предприятий и организаций, стремящихся увеличить объемы своих продаж или заинтересованных в освоении новых рынков. Кроме того, мелкие и средние предприятия и организации часто испытывают трудности в получении банковских кредитов. Для них использование факторинга может оказаться приемлемым способом решения их финансовых проблем. Для более полной характеристики сути факторинга рассмотрим его основные виды. 

Разновидностью банковских кредитных операций и одновременно способом финансирования текущей деятельности предприятия является факторинг.

Согласно требованиям российского законодательства, круг лиц, которые по договору факторинга могут выступать в качестве финансовых агентов, ограничен. Ими могут быть только банки и иные кредитные организации. Что же касается других коммерческих организаций, то им нужны лицензии на осуществление такого рода деятельности. Однако закон не предусматривает основание и процедуру лицензирования. Операция финансирования под уступку денежного требования обычно трактуется одновременно как комиссионная и как кредитная, причем именно последний аспект играет определяющую роль. Кредитный характер факторинга подтверждается наличием всех признаков кредитной сделки.

Между тем на рынке существуют два типа факторинговых организаций: специализированные факторинговые компании (часть из которых формально имеют банковскую лицензию) и банки, выделившие департаменты (иные структурные подразделения) факторинга. Факторинговые отделы банков работают по стандартной схеме. Отличаться могут требования к клиентам, минимальное количество дебиторов, с которыми сотрудничают поставщики, и размер финансирования. Однако самым важным условием для клиента при работе с факторинговой компанией является наличие ликвидной дебиторской задолженности.

При заключении договора финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне(клиенту) денежные средства, в то время как клиент в обмен на эти средства уступает или обязуется уступить финансовому агенту имеющееся у него денежное требование к третьему лицу (должнику), вытекающее из предоставления клиентом этому лицу товаров, выполнения работ или оказания услуг.

С экономической точки зрения факторинг — это торговля долговыми обязательствами (разновидность так называемых учетных операций). Применительно к деятельности банков под факторингом понимается покупка ими срочных платежных требований, возникающих из поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе прав требования возврата выданных кредитов. С правовой точки зрения факторинг представляет собой сделку, означающую уступку прав требования, с финансово-экономической точки зрения — финансирование клиентов под уступку ими своих денежных требований к должникам (счетов-фактур).

Предметом уступки являются:

  • существующее требование — денежное требование, срок платежа по которому уже наступил;
  • будущее требование — право на получение денег, которое возникнет в будущем.

При уступке будущего денежного требования оно считается перешедшим к финансовому агенту после того, как возникло само право на получение с должника денег, которые являются предметом уступки требования, предусмотренной в договоре.

Должник обязан заплатить финансовому агенту при условии, что:

  • он получил от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту;
  • в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование и указан финансовый агент, которому должно быть заплачено.

В российском законодательстве отсутствует термин «факторинг». Это можно объяснить стремлением избежать противоречия с Конвенцией УНИДРУА (Международный институт по унификации частного права) по международным факторным операциям, заключенной в Оттаве 28 мая 1993 г. В соответствии со ст. 1 Конвенции операция будет считаться факторной, если цессионарий берет на себя выполнение не менее двух из следующих операций:

  • финансирование поставщика (кредитование в форме предоплаты его требований);
  • ведение счетов (бухгалтерского учета) по обязательственным требованиям;
  • предъявление к оплате дебиторской задолженности клиента (инкассирование);
  • защита поставщика от неплатежеспособности дебиторов (страхование кредитного риска).

Факторинг важен в первую очередь для мелких и средних предприятий и организаций, стремящихся увеличить объемы своих продаж или заинтересованных в освоении новых рынков сбыта своей продукции (хотя от него не отказываются и крупные предприятия и организации). Услуги факторов привлекательны и для предприятий, в общем торговом обороте которых удельный вес экспорта невелик и которым в силу этого невыгодно держать специальный штат работников, занятых обработкой внешнеторговой документации, заниматься вопросами получения выручки от поставленных товаров на экспорт и валютными проблемами. Кроме того, мелкие и средние предприятия и организации часто испытывают трудности в получении банковских кредитов. Для них использование факторинга может оказаться приемлемым способом решения их финансовых проблем.

Финансовый агент может либо принимать, либо не принимать на себя риск неплатежа в случае нарушения должником своих обязательств. Фактор (банк) обычно сразу выплачивает часть суммы дебиторской задолженности (от 70 до 90%) от фактурированных поставок, придерживая оставшуюся часть на покрытие риска неоплаты. После поступления платежа блокированная сумма возвращается за вычетом процентов и комиссионных.

Для более полной характеристики сути факторинга рассмотрим его основные виды.

Так, факторинг конвенционный, или широкий, — это система финансового обслуживания клиентов банками (специализированными факторинговыми компаниями), когда они принимают на себя не только кредитование до возврата долга и получение самого долга, но и бухгалтерское, сбытовое, рекламное, страховое, кредитное обслуживание клиентов. Конвенционный факторинг выступает как система финансового обслуживания клиента, в которую входит бухгалтерский учет, расчеты с поставщиками и покупателями, страховое кредитование и т.д. Соответственно, узкий, или ограниченный, факторинг предусматривает ограниченный перечень услуг (обычно ограничивается учетом счетов-фактур).

Другими видами факторинга являются открытый факторинг, когда плательщик (должник) клиента осведомлен о факторинговой сделке между поставщиком и банком, указанным в расчетных документах как получатель денег, и закрытый (конфиденциальный) факторинг, когда контрагенты клиента не осведомлены о кредитовании его продаж фактором.

В зависимости от кредитного риска выделяют факторинг с правом регресса и без права регресса. Вообще регресс — это право фактора (банка), который финансирует поставщика в рамках факторингового обслуживания, на осуществление обратной переуступки денежного требования поставщику по данной поставке и востребования с него суммы оказанного по этой поставке платежа при неоплате последней покупателем по истечении определенного срока.

По сути дела, при регрессном факторинге финансовый агент (банк) приобретает право на все суммы, причитающиеся от должника, однако в случае невозможности взыскания в полном объеме сумм с должника клиент, переуступивший долг, обязан возместить финансовому агенту недостающие денежные средства.

Практика показывает, что большая часть сделок заключается по регрессному факторингу, в то время как в безрегрессном заинтересованы лишь 3 -5% клиентов.

Еще одна классификация факторинга связана со способом выплаты суммы клиенту. Здесь возможны варианты с дроблением суммы или без дробления. Обычно применяется факторинг с немедленной оплатой значительной части (до 60—90%) дебиторской задолженности клиента, т.е. причитающихся ему средств от должника. Оставшаяся часть суммы требований клиента за вычетом процентов за кредит и комиссионных может уплачиваться двояким образом:

  • либо в определенный срок независимо от времени поступления средств от должника;
  • либо после перечисления им этих средств, т.е. когда оплата за поставленный товар будет реально произведена. Период отсрочки платежа обычно невелик — в пределах 1—2 месяцев, но не более 90 дней.

Это так называемый факторинг с уплатой и финансированием (with service plus finance factoring).

Есть и другая разновидность факторинга — факторинг с уплатой (with service factoring), часто называемая еще административным управлением дебиторской задолженностью. Такое управление задолженностью включает не только получение самого долга, но и принятие на себя риска неплатежей и передачу средств по мере того, как они выплачиваются покупателем-должником

Наиболее распространенным пока является неполный факторинг в варианте финансирования под уступку денежного требования с регрессом, т.е. с условием, что риски принимает сам клиент факторской компании.

Таким образом, положительные стороны факторинга как инструмента финансирования деятельности российских предприятий заключаются в следующем

  • обеспечивает решение проблемы пополнения оборотных средств и ускорения их оборачиваемости;
  • активно способствует «расшивке» неплатежей и ускорению расчетов;
  • эффективно способствует расширению экспортных операций и увеличению товарооборота;
  • выступает важной предпосылкой обеспечения финансовой устойчивости предприятий;
  • существенно усиливает взаимную ответственность сторон сделки;
  • выступает в качестве перспективной области использования для малых и средних предприятий, испытывающих нехватку денежных средств не только из-за несвоевременности расчетов с дебиторами, но и из-за проблем, обусловленных особенностями производственного цикла;
  • во многих случаях может служить единственным средством пополнения денежных средств предприятий, укрепления их финансового благосостояния;
  • способствует упрощению планирования денежного оборота, росту доходов и пр.

Однако при этом факторинг не лишен и серьезных недостатков, как то:

  • высокий уровень риска факторинговых операций;
  • как следствие, высокая стоимость факторинга;
  • зависимость предприятий-поставщиков от условий, диктуемых финансовыми агентами;
  • ограничения в использовании факторинга в зависимости от типа производства, количества дебиторов предприятия, видов обязательств и т.п.;
  • факторинг выгоден далеко не всем предприятиям, а лишь тем из них, бизнес которых способен быстро расти; и др.

Наиболее часто к факторингу прибегают предприятия, работающие в пищевой отрасли, фармацевтике, торговле парфюмерией, косметикой, бытовой химией, детскими товарами, горюче-смазочными материалами, автозапчастями.

Стоимость факторинговой услуги складывается из двух элементов: комиссионного вознаграждения и процентов за кредит. При этом комиссионное вознаграждение состоит:

  • из фиксированного сбора за обработку каждого документа;
  • комиссии за факторинговое обслуживание (взимается в процентах от суммы уступленной задолженности).

На стоимость факторингового обслуживания влияют:

  • объем уступаемой задолженности;
  • количество дебиторов;
  • срок отсрочки платежа;
  • вид соглашения (регрессное или безрегрессное);
  • местонахождение дебитора.

Факторинг дороже кредита, и это вполне объяснимо. Во-первых, фактор освобождает предприятие от учетных операций, издержек по обслуживанию дебиторской задолженности и расходов по инкассированию средств. Во-вторых, факторинг не требует оформления залога. В-третьих, факторинг можно использовать при поставках на любую, даже самую незначительную сумму.

Принципиальная формула для определения платы за факторинговый кредит (Ц) такова:

Ц = С х (Д х П х Т + К),

где С — сумма платежного документа (уступленного денежного требования); Д — величина кредита по отношению к сумме счетов, доли единицы; П — ставка банковского процента, доли единицы; Т— средний срок оборачиваемости средств в расчетах; К — размер комиссионных за услуги, доли единицы по отношению к сумме счетов-фактур.

Практически все банки в качестве дополнительной услуги устанавливают своим клиентам IT-программу по учету факторинговых операций, с помощью которой клиент может наблюдать за деятельностью банка и контролировать состояние своей дебиторской задолженности.

Рассмотрим пример. Общая сумма задолженности заказчиков предприятию составляет 800 тыс. руб. Банк по факторинговому соглашению предоставляет 80% от суммы долга. Задолженность удалось взыскать с заказчика через 90 дней. При комиссионном вознаграждении в 2% и процентной ставке за кредит в 14% расходы поставщика по факторинговой операции составят:

Ц = 800 тыс. руб. х (0,8 х 0,14 х (90 / 365) + 0,02) = 38,093 тыс. руб.

Валентина Ивановна Фoмкинa

http://www.elitarium.ru/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0