Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ » Концепции современного естествознания: конспект лекций. Филин С.П.

ЛЕКЦИЯ № 21. Костная система человека
22.12.2011, 00:26

1. Остов человеческого тела

Все имеет свой остов, свое основание. Главная функция остова – поддерживать тело чего-либо. Например, чтобы создать какую-то скульптуру либо памятник какому-то выдающемуся человеку, скульптор первоначально создает (кроме создания «миниатюрного варианта» своего будущего творения) то, что будет основой этого памятника. Скульптор из проволоки или же из подобного проволоке материала делает «кости» скульптуры. А затем он налепляет на получившиеся «кости» глину или гипс. Проволочная основа помогает поддерживать форму скульптуры или памятника. Нетрудно представить, что будет, если эта проволока будет не способна выдержать тот вес, который на нее «навешали». Постепенно будет разрушаться все творение скульптора, части памятника будут шататься, болтаться и просто-напросто оторвутся и упадут.

Так и костная система (как человека, так и других позвоночных животных) выполняет подобную «поддерживающую» функцию. Все внутренние органы человека прикрепляются к костям и держатся за счет них. Если же у человека не было бы костей, то он бы не смог ни передвигаться, ни дышать, ни говорить. Он бы вообще не смог жить. Кость – это сложное образование, которое представляет собой совокупность костной ткани, костного мозга, суставного хряща, нервов и сосудов. Снаружи кости покрыты специальной пленкой – надкостницей. Именно в этой надкостнице содержится множество сосудов и нервов. Несмотря на то что надкостница – это очень тонкая пленка, она является очень прочной.

В анатомии человека в зависимости от некоторых факторов, различают 4 вида костей:

1) трубчатые кости;

2) губчатые кости;

3) плоские кости (или, по-другому, широкие кости);

4) смешанные кости.

Трубчатые кости. Трубчатая кость состоит из:

1) диафиза, т. е. «компактной» кости. Внутри нее располагается костный мозг;

2) двух эпифизов. Проще говоря, эпифизы – это мелкие кости верхних и нижних конечностей. Эпифизы имеют суставную поверхность, которая покрыта хрящом.

Губчатые кости. К губчатым костям относятся мелкие кости кистей рук и стопы. Они покрыты неким веществом и состоят преимущественно из губчатого материала. К ним относят также (кроме мелких костей кисти руки и стопы ноги) позвонки и ребра.

Плоские, или широкие, кости. К плоским, или широким, костям относят кости таза и черепа. Данные кости служат «вместилищем» внутренних органов человека. Таз образован тазовыми костями, а также их мышцами и фасциями промежности (которые, в свою очередь, делятся на переднюю и заднюю часть). Также, помимо перечисленного, в строение таза входят крестец и копчик. Череп условно подразделяют на:

1) мозговой отдел;

2) лицевой отдел.

Непосредственно вместилищем головного мозга является мозговой отдел черепа. Этот отдел образуют кости: лобная кость, две теменные кости, затылочная кость, две височные кости, клиновидная кость и решетчатая кость.

Лицевой отдел черепа образуется парными верхнечелюстными костями, скуловой и нижней челюстью. Причем следует отметить, что нижняя челюсть является непарной, а также она является единственной подвижной костью черепа.

Смешанные кости. К смешанным костям относят те кости, которые образуются из нескольких частей.

Все кости человека соединены между собой с помощью:

1) суставов;

2) связок;

3) перепонок;

4) хрящей;

5) швов.

Суставы. Суставы – это подвижное соединение костей, которое позволяет им перемещаться относительно друг друга.

Связки. Связки – это тяжи или пластины, которые помогают суставам укреплять кости. Связки могут регулировать перемещение костей, они связывают как кости, так и внутренние органы человека.

Перепонки. Перепонка – это не только очень тонкая, но и очень прочная и упругая оболочка, которая есть у животных организмов.

Хрящи. Хрящ – это одна из разновидностей соединительной ткани. Она присуща всем позвоночным и некоторым беспозвоночным животным. Хрящи в теле человека покрывают ушную раковину, гортань, трахеи, бронхи. Большую часть скелета зародышей составляют именно хрящи.

Шов. Шов в медицине понимается как в анатомическом, так и в хирургическом смысле. В анатомии шов – это место соединения костей (например, многих костей черепа). В хирургическом смысле шов – способ соединения тканей организма, которые были разрезаны хирургическим путем.

Костная система является очень прочной. Кость способна выдерживать большие нагрузки при ее сжатии и изломе. Основными составляющими кости являются соединения кальция и фосфора. Несмотря на свою достаточную прочность, кость все равно может не выдержать слишком сильного сжатия и излома.

В течение жизни человека костная система претерпевает множество различных изменений. Так, у человеческих эмбрионов, т. е. во внутриутробном периоде жизни, кость состоит из хрящей. Примерно на седьмой-восьмой неделе внутриутробной жизни появляются первые точки окостенения. Затем, уже к рождению ребенка, окостеневают почти все диафазы. Достоверно известно то, что в костях детей содержится большее количество минералов. Это приводит к тому, что детские кости более гибкие и эластичные. В пожилом же возрасте количество минеральных веществ в костях резко сокращается. Следовательно, кости становятся более хрупкими. Поэтому наблюдается такое большое число переломов у пожилых людей.

Большое влияние на костную систему оказывают физические упражнения. У людей, которые часто занимаются физическими упражнениями или спортом, кости значительно крупнее и массивнее, чем у тех, кто не занимается физическими упражнениями. Большое влияние на развитие костной системы человека оказывает питание, особенно в детский период. Если вместе с пищей в организм ребенка не будут поступать витамины, то он будет отставать в своем развитии и очень часто болеть. Известно, что недостаток витамина D ведет к рахитизму, а недостаток витамина А ведет к тому, что ребенок начинает отставать в росте от своих сверстников. От недостатка витамина D чаще всего страдают жители больших городов. Это вызвано тем, что окружающая среда в больших городах (в которых, естественно, имеются промышленные предприятия) очень загрязнена. Те выбросы, которые совершают промышленные предприятия в атмосферу, затрудняют проникновение солнечного света, который и способствует образованию витамина D.

Также к нарушениям функции костной системы ведет недостаток кальция. Особенно большую потребность в кальции испытывают беременные женщины, а также кормящие матери, т. к. они вместе с грудным молоком отдают ребенку и кальций, который содержится в организме матери. В случае, если «свободнодоступного» количества кальция в организме матери недостаточно, то данное вещество начинает выделяться из костей матери. Вследствие этого в организме матери возникает отрицательный баланс кальция. Для возмещения отданного кальция врачи советуют беременным и кормящим матерям употреблять больше молока и молочных продуктов, т. к. в них содержится очень много кальция.

Кость состоит:

1) на 95 % из белка коллагена;

2) на 5 % из неколлагенновых белков, жиров, углеводов.

Эластичность кости зависит от наличия в ней органических веществ, а твердость кости зависит от наличия в ней минеральных веществ. Идеальное соотношение минеральных и органических веществ в кости приводит к тому, что она становится довольно прочной и упругой.

Витамин А (или ретинол) содержится в зеленых листьях таких растений, как шпинат, красный перец, петрушка. Витамин А обеспечивает нормальный рост организма, с его помощью наши глаза приспосабливаются к свету различной интенсивности. Признаками недостатка витамина А являются:

1) бледность кожных покровов;

2) сухость кожных покровов;

3) склонность кожи к шелушению;

4) склонность кожи к ороговению;

5) образование угрей и прыщей;

6) образование гнойничковых заболеваний кожи;

7) сухость волосяного покрова головы;

8) тусклость волосяного покрова головы;

9) ломкость ногтей.

Как следствие недостатка витамина А у человека возникает светобоязнь, человек не видит в темноте (так называемая куриная слепота).

Ученые подсчитали, что потребность взрослого человека в витамине А в сутки составляет примерно 1,5 мг, а потребность ребенка – от 0,5 до 1,5 мг в сутки.

Кроме листьев шпината, петрушки и красного перца, витамином А очень богаты такие растения, как:

1) абрикос;

2) морковь;

3) листья укропа;

4) листья щавеля;

5) также очень много витамина А содержится в печени животных.

Одной из главнейших особенностей витамина А является то, что он сохраняется при консервировании. В отличие от организма некоторых животных (особенно хищных), человеческий организм наравне с витамином А может употреблять и те вещества, из которых синтезируется этот витамин.

Хищные животные не могут употреблять вещества, из которых синтезируется витамин А, т. к. их организм испытывает потребность в уже готовом витамине. Хищники добывают для себя этот витамин из печени своих жертв, поскольку, как уже говорилось выше, именно эта часть тела животных отличается очень богатым содержанием витамина А (или ретинола).

На сегодня фармацевтической промышленностью налажено производство данного витамина. Вспомните хотя бы рыбий жир, который употребляют дети.

2. Заболевания костной системы

Можно выделить множество заболеваний костной системы человека. На основе обобщения данных об этих болезнях их можно классифицировать на множество групп:

1) болезни травматического происхождения;

2) болезни воспалительного характера;

3) дистрофические заболевания;

4) диспластические заболевания.

Болезни травматического происхождения. К болезням травматического происхождения относят прежде всего трещины и переломы костей. Несмотря на то что кость, как уже не раз говорилось выше, достаточно прочна, но и она может сломаться. Перелом образуется тогда, когда кость не выдерживает того давления, которое оказывается на нее. Медицинские работники различают два вида переломов:

1) открытый перелом;

2) закрытый перелом.

Главное различие между этими видами переломов заключается в том, что при открытом переломе кость (или обломки кости) торчат наружу. Открытый перелом является более сложным. Трещина же образуется тогда, когда, если можно так выразиться, кость все-таки выдержала оказываемое на нее давление. Причем еще немного – и был бы перелом. Перелом вызывает очень глубокие и очень сложные преобразования в организме человека. Эти преобразования обусловлены тем, что происходит распад некоторых веществ (например, тканевых белков и углеводов), а также нарушается обмен в костной ткани.

Болезни воспалительного характера. Ярким примером болезни костной системы воспалительного характера является остеомиелит, т. е. воспаление костного мозга. Когда болезнь начинает прогрессировать, это воспаление начинает распространяться на остальные ткани кости. Выделяют несколько видов остеомиелита:

1) гнойный остеомиелит;

2) туберкулезный остеомиелит.

Гнойный остеомиелит вызывается так называемыми гноеродными микробами, а туберкулезный остеомиелит по-другому называется туберкулезом костей и суставов.

Дистрофические заболевания. Данные дистрофические заболевания вызываются недостатком питания, эндокринными или же токсическими причинами. Одним из самых известных и самых опасных заболеваний данной группы является рахит, речь о котором пойдет чуть ниже.

Диспластические заболевания. Заболевания данной группы обусловливаются нарушением формы отдельных костей, что приводит к нарушению строения всего скелета человека.

Рахит остается и в настоящее время одной из самых распространенных болезней у маленьких детей. Одной из главных причин возникновения рахита является недостаток витамина D. При рахите в кости ребенка не поступают (либо поступают, но в недостаточном количестве) минеральные вещества. Вследствие недостатка этих минеральных веществ кости становятся очень гибкими и не выдерживают веса тела ребенка. Поэтому у детей, которые больны рахитом, кривые ноги. Голова и живот у таких детей, как правило, несоизмеримо большие. У них очень поздно начинают прорезаться зубы, у них очень долго не зарастают роднички, а теменные и лобные бугры увеличены.

У взрослых тоже есть, если можно так выразиться, свой рахит. Взрослые могут страдать от остеомаляции и остеопороза. Остеомаляция – это такое заболевание костной системы человека, когда из-за недостатка витамина D кости становятся очень гибкими. Как правило, остеомаляция может наблюдаться у беременных женщин либо женщин, которые недавно родили ребенка. Понятно, что вследствие того, что кости стали очень гибкими, они легко искривляются.

Остеопороз – еще одно заболевание, которым могут страдать взрослые при недостатке витамина D. При остеопорозе костная ткань и сами кости становятся очень пористыми. Недостаток витамина D может быть обусловлен следующими причинами:

1) вследствие нарушения деятельности кишечника и почек человека витамин D не усваивается;

2) плохая экология;

3) недостаточное ультрафиолетовое облучение.

К заболеваниям костной системы относится также остеохондроз. Термин «остеохондроз» происходит от двух греческих слов: osteon, что значит «кость», и chondros, что означает «хрящ». Остеохондроз – это дистрофический процесс в костной и хрящевой ткани, преимущественно межпозвоночных дисков, проявляется болями, ограничением движений в пораженных суставах.

Также одной из самых распространенных болезней костной системы является искривление позвоночника. Наш позвоночник является опорой для всей костной системы, поэтому важно следить за его «прямотой».

Искривление позвоночника происходит тогда, когда:

1) недостаточно развита мускулатура и мышцы спины в частности;

2) существует длительная статическая нагрузка, т. е., когда человек долго находится в одном и том же неправильном положении.

Особую роль в формировании правильной осанки ребенка должна играть средняя общеобразовательная школа. Школьные преподаватели, особенно преподаватели начальных классов, должны следить за тем, чтобы ребенок сидел правильно, чтобы стул школьника не был далеко отставлен от его парты. Государственными органами также установлены специальные требования. Эти требования касаются высоты стула и парты. При несоблюдении этих требований на школы накладывается ответственность.

Но ребенок может сгибаться на занятиях и не только от того, что у него слишком неудобная парта или стул. Он может это делать из-за слабого зрения или слуха, а также из-за плохого освещения того кабинета, где он находится большую часть своего времени и где он работает.

Дома следить за тем, чтобы ребенок правильно сидел, должны его родители или законные представители. Также искривление позвоночника может возникнуть из-за того, что ребенок спит на слишком большой подушке или на слишком мягкой постели.

Своевременное исправление дефекта осанки поможет предотвратить искривление позвоночника. Ответственность за это лежит как на самом ребенке, так и на тех лицах, которые за ним следят.

Вообще следует сказать, что искривление позвоночника бывает 3 видов:

1) сколиоз;

2) лордоз;

3) кифоз.

Сколиоз. Сколиоз является самым распространенным видом искривления позвоночника. Он наблюдается у детей и подростков в возрасте от пяти до пятнадцати лет. Как правило, выделяют врожденный и приобретенный сколиоз. Врожденный сколиоз является следствием неправильного развития позвонков, приобретенный же, как следует из его названия, приобретается в результате того, что ребенок сидит в «неправильной позе». Особо сложные и тяжелые сколиозы приводят к тому, что нарушаются функции внутренних органов.

Кифоз. Кифоз – это вид искривления позвоночника, который делится на подвиды:

1) дугообразный кифоз;

2) угловатый кифоз.

При дугообразном кифозе какой-либо отдел позвоночника, если можно так выразиться, «равномерно» изгибается к спине. А при угловатом кифозе происходит резкое искривление какого-либо одного (как правило, очень небольшого) участка позвоночника.

Лордоз. Лордоз – это, как уже говорилось выше, один из видов искривления позвоночника. Как правило, лордоз является приобретенным. Причинами его появления могут быть врожденные травмы тазобедренного сустава, а также излишний вес человека. При врожденных травмах тазобедренного сустава центр тяжести тела, как правило, смещается назад. Для того чтобы не потерять равновесие, человек должен прогибаться в обратную сторону, т. е. вперед. Характерной чертой лордоза являются боли, которые обусловлены перераспределением нагрузки. Для исправления лордоза назначается корректирующая гимнастика.

Исправление дефекта осанки достигается путем занятия физической культурой и спортом. Но в данном случае не следует перегибать палку, т. к. чрезмерные и неконтролируемые занятия спортом и физической культурой могут привести к тому, что у человека появится остеохондроз. Остеохондроз часто называют профессиональной болезнью спортсменов. Поэтому все занятия спортом и физическими упражнениями должны проходить под строгим контролем специалиста. Маленьких детей для исправления сколиоза водят еще, кроме спортивных тренировок, и на лечебный массаж к врачу. Лечебный массаж производят только по назначению врача специально обученные люди (т. е. массажисты). Причем родственники ребенка могут делать ему массаж самостоятельно только при условии, что они прошли специальный инструктаж медицинского работника. Массаж оказывает тонизирующее воздействие на организм человека.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0