Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ » Обществоведение

Роль науки в жизни общества. Научно-технический прогресс
16.12.2011, 14:45

Наука возникает тогда, когда прежних, донаучных и ненаучных, способов познания мира становится недостаточно для решения новых задач, встающих перед людьми. Развитие науки приводит к тому, что изучению начинают подвергаться предметы, с которыми человек непосредственно не сталкивается в повседневной жизни. Это и мнимые величины, и многомерные пространства, и электромагнитные волны и т.д. Исследуя такие предметы и их связи, наука открывает для людей новые возможности освоения и использования окружающей действительности, новые способы практической деятельности.

Важнейшими социальными функциями науки являются:

1. познавательно-объяснительная: наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития;

2. мировоззренческая: наука помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;

3. прогностическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению;

4. производственно-технологическая – активно влияет на развитие экономики, обеспечивает предпосылки создания новых производств, повышения производительности труда, освоения новых и экономии ранее освоенных природных ресурсов;

Следует отметить, что научные знания не являются достоянием одних только учёных. Они имеют важное значение для самых разных областей общественной жизни, широко внедряются в образование, становятся основой содержания учебных предметов. Помимо прочего наука существенно влияет на социальную жизнь общества – на изменения профессионально-квалификационной структуры населения, статус различных социальных слоёв, на социальную мобильность населения.

В свою очередь, все сферы жизни общества активно воздействуют на науку. От состояния образования зависит приток в науку новых исследователей; от общего состояния экономики – возможности финансирования широкого спектра научно-исследовательских работ и практического освоения их результатов. 

Основные этапы развития науки.

I. Античность – наука достигла выдающихся результатов, но она не была ориентирована на их применение в практической деятельности, в производстве. Рабский труд был дешёвым, и потребность в постоянных технических усовершенствованиях на основе науки отсутствовала. Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким он представляется людям, изучающим его только при помощи методов чувственного познания. Греки первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов.

II. Средние века – господствовала религиозная картина мира. Наука основывалась на практике. Наука попадает в зависимость от теологии, и ее развитие существенно замедлилось. Однако постепенно в результате открытий, сделанных Н. Коперником, Г. Галилеем, Дж. Бруно, наука начинает оказывать все более возрастающее влияние на жизнь общества.

III. Эпоха Возрождения – на этом этапе развития науки теории создавались путём обобщения достижений практики (механика Галилея, Ньютона, Труды Эйлера по астрономии, оптике). С XVIIв. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы. Возникает наука, основанная на точных измерениях и применении математики.

IV. Новое время – теории всё чаще строятся учёными как бы с забеганием вперёд по отношению к текущим практическим потребностям. Первый решительный шаг в этом направлении сделала математика, появляется электродинамика, теория относительности, квантовая механика. В XIXв. появляется и само слово "ученый". На рубеже XIX—XX вв.на смену учёным одиночкам приходят научно-технические лаборатории и научно-исследовательские институты. Примерно с этого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым видом - духовным производством.

V. Современный этап – начинается широкое внедрение достижений науки в производство, в общественную практику. Развитие науки в этот период противоречиво. С одной стороны НТП даёт человеку большие возможности, облегчает быт людей и т.д., с другой, отрыв науки от культуры сформировал у человека установку на практическое переустройство мира. Именно ХХв. с его войнами, тоталитарными режимами, социальными революциями, технологическими катастрофами смог окончательно убедить человечество в том, что ставка только на науку и технику не решает общественные проблемы. Сегодня пришло время возвращения науки в лоно культуры, но культуру преображённую, обогащённую благодаря диалогу с наукой.

Научно-технический прогресс.

НАУКА.

Развитие науки не является для общества самоцелью. Научные знания нужны людям для решения жизненных, практических задач.
Во второй половине ХХв. началась Научно-техническая революция. Главное место в ней принадлежит созданию и применению орудий, автоматизирующих трудовые процессы.

Особенность автоматических орудий состоит в том, что они заменяют не только физические функции человека, но и умственные.
НАУКА.

Автоматические орудия производства повышают требования к человеку, заставляют его совершенствоваться. Благодаря этому человек учится создавать необходимые блага не только за счёт воздействия на природу, но и за счёт собственного интеллекта. Изобретена атомная энергия, синтетические материалы, технологии, в которых не используется природное сырьё.

Совершенствование автоматических орудий труда достигается за счёт наличия в них кибернетического устройства, которое заменяет умственный труд человека. Сегодня повсеместно используются компьютеры. Они способны регистрировать малейшие изменения самых различных технологических параметров, с высокой скоростью выполнять командные функции, реагировать на изменение внешних условий и т.д.

Компьютеры вместе с роботами образуют самые современные на сегодняшний день орудия труда, которые называются гибкими производственными линиями. Они составляют основу "безлюдных" заводов, на которых производительность труда повышается в десятки раз.

Преобразование орудий труда изменяют и функцию работников: исполнение всё больше заменяется управлением. Управленческие функции уменьшают физические нагрузки в труде при одновременном увеличении интеллектуальных. Поэтому в психологическом отношении труд становится сложнее. Автоматизированный труд поднимает психологические нагрузки на небывалую высоту: растёт объём получаемых знаний и сокращаются сроки их обновления (1,5 – 2 года). В этой связи возрастающее значение приобретает образовательная подготовка, непрерывный профессиональный рост, навыки творческой и изобретательской деятельности.

НТР изменяет и содержание образования. Оно всё в меньшей степени готовит к исполнению узкоспециальных функций. В нём возрастает фундаментальная подготовка, расширяются теоретические основы профессионального обучения. Между образованием и экономической эффективностью существует прямая зависимость. Исследования показали, что по мере увеличения сроков обучения отдача вложений в человеческий капитал превосходит отдачу в физический капитал. 

Затраты на образование выступают как наиболее эффективный вид капиталовложений.
НАУКА.

НТП не только предъявляет растущие требования к человеку, вызывая потребность в росте человеческого капитала, но и создаёт для этого необходимые условия. Использование машин увеличивает количество производимых товаров, современные технологии улучшают их качество, конкуренция заставляет товаропроизводителей непрерывно расширять и совершенствовать ассортимент, разрабатывать новые виды продукции и услуг. Стремительными темпами развивается сфера услуг.

НТП ведёт к созданию новых отраслей и производств, которые полнее и всестороннее удовлетворяют растущие потребности человека. Например, создание высокочувствительных приборов, прогрессивных методов диагностики заболеваний ускорили развитие профилактической медицины.

Таким образом, постоянно растёт вал научного творчества, технологических приложений науки. Инновации становятся образом жизни. Реклама предлагает нам ту или иную новинку буквально каждый день. Но главное – это те изменения, которые происходят в фундаментальных основах социального и индивидуального бытия. Происходит структурная перестройка экономики, исчезают целые отрасли промышленности, а вместе с ними ненужные сегодня профессии. Так, в США за последние 20 лет обновилась почти половинавсех специальностей в сфере занятости. 

Растёт сектор наукоёмких производств и услуг; основанный на новейших, космических, биологических и информационных технологиях. Меняется образ жизни людей, он становится более динамичным, связан с частыми переменами работы, места жительства, привязанностей, переквалификацией. Всё большее значение в жизни конкретного человека приобретает установка на постоянное обновление знаний и профессиональных навыков. Компьютерные и информационные технологии открывают перед индивидом перспективу свободного выбора характера и времени работы, возможность практически неограниченного общения и творческого самоутверждения.

Одним словом, мы наблюдаем переход к новой, информационно-компьютерной цивилизации. Социальные и технологические изменения здесь отличаются, с одной стороны, новизной, широким разнообразием, а с другой – неопределённостью последствий. 

В таких условиях человек может испытывать "футуршок" – психологические переживания, связанные со стремительно надвигающимся столкновением с будущим.

Становление новой цивилизации происходит крайне неравномерно и противоречиво. По-прежнему сотни миллионов людей в Азии и Африке находятся за порогом нищеты, сотни тысяч ежегодно умирает от голода и болезней. Производительность труда в развивающихся странах всё ещё низка. В постсоциалистических странах значительная часть населения тоже находится в бедности.

Кроме того, во всём мире наблюдаются кризисные явления в культуреИскусство – зеркало жизни, испокон веков служившее целям духовного возвышения человека, всё больше предстаёт в виде массовой культуры, многие направления которой намеренно воспитывают низменные вкусы. Зачастую кино, телевидение, романы-триллеры, детективы, бульварная пресса вкупе с реалити-шоу возбуждают в человеке энергию агрессии, формируют психологию вседозволенности, нигилизма, культа силы. В обществе усиливается бездуховность. учащаются акты вандализма. Растут преступность, насилие, терроризм, казалось бы, во вполне благополучных странах.

Таким образом, прогресс науки и техники сулит человечеству не только всёвозрастающую цивилизованную комфортность существования.

Неизвестно, например, чего ожидать от осуществляемых ныне в ряде стран опытов по клонированию людей.

То же самое можно сказать и об Интернете. Человек становится придатком умной машины. В Интернете появляются всё новые сайты, обращение к которым практически не позволяет определить, общается ли пользователь с конкретной личностью или же с искусственным техническим интеллектом.

Думая о будущем мы представляем себе небывалое развитие науки и техники: космические полёты, биотехнология, роботы. Однако наше будущее это нечто гораздо более сложное, чем новый, более высокий уровень развития технологии.
http://socglobal.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0