Главная » Учебно-методические материалы » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ » Шпаргалка по концепциям современного естествознания. Кусков А.С., Барышева А.Д.

Вопросы 10-19
21.12.2011, 23:06

10. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НАУКИ

Гносеология (теория познания) – это раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности. Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества, возникшим в недрах новоевропейской цивилизации в XVI–XVII вв.

Немецкий философ К. Ясперс говорит о двух этапах становления науки:

– этап 1 – «становление логически и методически осознанной науки – греческой науки и параллельно зачатки научного познания мира в Китае и Индии»;

– этап 2 – «возникновение современной науки, вырастающей с конца Средневековья, решительно утверждающейся с XVII в. и развертывающейся во всей своей широте с XIX в.».

Именно в XVII в. произошло то, что дало основания говорить о научной революции, – радикальная смена основных компонентов содержательной структуры науки, выдвижение новых принципов познания, категории и методов.

Социальным стимулом развития науки стало растущее капиталистическое производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Для удовлетворения этих потребностей и понадобилась наука в качестве производительной силы общества. Тогда же были сформулированы и новые цели науки, которые существенно отличались от тех, на которые ориентировались ученые древности.

Греческая наука была умозрительным исследованием (само слово «теория» в переводе с греческого означает «умозрение»), мало связанным с практическими задачами. В этом Древняя Греция и не нуждалась, поскольку все тяжелые работы выполняли рабы.

Ориентация на практическое использование научных результатов считалась не только излишней, но даже неприличной, и такая наука признавалась низменной.

Только в XVII в. наука стала рассматриваться в качестве способа увеличения благосостояния населения и обеспечения господства человека над природой.

Ф. Бэкон выдвинул знаменитый афоризм «знание – сила». Ф. Бэкон пропагандировал эксперимент как главный метод научного исследования, нацеленный на то, чтобы изучать-природу.

Стиль мышления в науке с тех пор характеризуется следующими двумя чертами: опорой на эксперимент, поставляющий и проверяющий результаты; господством аналитического подхода, направляющего мышление на поиск простейших, далее неразложимых первоэлементов реальности.

Благодаря соединению этих двух основ возникло причудливое сочетание рационализма и чувственности, предопределившее грандиозный успех науки. Отметим как далеко не случайное обстоятельство, что наука возникла не только в определенное время, но и в определенном месте – в Европе XVI в.

Причина возникновения науки – своеобразный тип новоевропейской культуры, соединившей в себе чувственность с рациональностью; чувственность, не дошедшую, как, скажем, в китайской культуре, до чувствительности, и рациональность, не дошедшую до духовности (как у древних греков). Никогда ранее в истории культуры не встречавшееся причудливое сочетание особой чувственности с особой рациональностью и породило науку как феномен западной культуры.

Таким образом, наука – это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве. Наука – это в определенном смысле есть синтез философии и религии.

11. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ

Все научные теории делятся на три класса. Это естествознание, обществознание и технические науки.

Естествознание – это раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления. Предмет естествознания – факты и явления, которые воспринимаются нашими органами чувств. Задача ученого – обобщить эти факты и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы. Следует различать факты опыта, эмпирические обобщения и теории, которые формулируют законы науки. Явления, например тяготения, непосредственно даны в опыте; законы науки – варианты объяснения явлений. Факты науки, будучи установленными, сохраняют свое постоянное значение; законы могут быть изменены в ходе развития науки.

Значение чувств и разума в процессе нахождения истины – сложный философский вопрос. В науке признается истиной то положение, которое подтверждается воспроизводимым опытом. Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку. Не в том смысле, что каждое частное утверждение должно обязательно эмпирически проверяться, а в том, что опыт в конечном счете является решающим аргументом принятия данной теории.

Естествознание в полном смысле слова общезначимо и дает «родовую» истину,т. е. истину, пригодную и принимаемую всеми людьми. Поэтому оно традиционно рассматривалось в качестве эталона научной объективности. Другой крупный комплекс наук – обществознание, напротив, всегда был, связан с групповыми ценностями и интересами, имеющимися как у самого ученого, так и в предмете исследования. Поэтому в методологии обществоведения наряду с объективными методами исследования приобретает большое значение переживание изучаемого события, субъективное отношение к нему и т. п.

От технических наук естествознание отличается нацеленностью на познание, а не на помощь в преобразовании мира, а от математики – тем, что исследует природные, а не знаковые системы.

Следует учитывать различие между естественными и техническими науками, с одной стороны, и фундаментальными и прикладными – с другой. Фундаментальные науки – физика, химия, астрономия – изучают базисные структуры мира, а прикладные занимаются применением результатов фундаментальных исследований для решения как познавательных, так и социально-практических задач. В этом смысле все технические науки являются прикладными, но далеко не все прикладные науки относятся к техническим. Такие науки, как физика металлов, физика полупроводников, являются теоретическими прикладными дисциплинами, а металловедение, полупроводниковая технология – практическими прикладными науками.

Однако провести четкую грань между естественными, общественными и техническими науками в принципе нельзя, поскольку имеется целый ряд дисциплин, занимающих промежуточное положение или являющихся комплексными по своей сути. Так, на стыке естественных и общественных наук находится экономическая география, на стыке естественных и технических – бионика, а комплексной дисциплиной, которая включает и естественные, и общественные, и технические разделы, является социальная экология.

12. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Методология (дословно – «учение о методе») в настоящее время определяется как наука о путях и средствах рационализации научного исследования, приращения нового значения.

Метод (от греч. methodos – «преследовать») вначале понимался как образ преследования охотником зверя, но начиная с Платона как термин, обозначающий путь исследования, ведущий к истине, совокупность логических приемов достижения знания.

Приращение нового знания возможно как логическим путем, с помощью метода, так и эмпирическим, через опыт, эксперимент.

Метод является основным теоретическим инструментом получения и упорядочения научного знания.

В науке существуют два рода методологии: общенаучная (философская) и частнонаучная, и три рода методов, разделяемых по широте их применения в науке: философские, общенаучные и конкретно-научные.

Философские методы в силу всеобщности философии применимы к любому конкретному исследованию. Данные методы дают возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени, например методы восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического.

Конкретно-научные методы применяются в одной или группе родственных наук. Область применения общих методов шире, но они не являются всеобщими, используются не на всех стадиях исследовательской работы.

Методы также классифицируются в зависимости от содержания изучаемых наукой объектов. Например, методы естествознания имеют свои особенности по сравнению с методами гуманитарных наук.

Если классифицировать методы в связи с основными этапами познавательных процессов, то выделяются следующие методы: методы эмпирического уровня познания (наблюдение, эксперимент, описание измерений, классификация) и методы теоретического уровня (идеализация, аксиоматизация, формализация, гипотеза, индукция, дедукция, анализ, синтез, систематизация).

Особое значение для понимания единого процесса познания имеют системный метод познания, концепция самоорганизации, возникшая в рамках синергетики, а также общая теория информации, появившаяся в кибернетике.

При системном подходе объекты исследования рассматриваются как элементы некоторой целостности или системы, связанные между собой определенными отношениями. Например, элементами системы живого организма являются клетки, они образуют подсистемы – ткани, которые составляют органы живого тела. Каждая из этих подсистем обладает определенной относительной автономностью, но подсистемы низшего уровня подчинены подсистеме высшего уровня. В целом же они составляют единый, целостный живой организм.

Концепция синергетики, представляющая окружающий мир как самоорганизующийся универсум, позволяет лучше понять современную научную картину мира.

Кибернетика изучает с единой точки зрения процессы управления в технических, живых и социальных системах. Кибернетика дала мощный толчок для развития теории информации.

В основе научных методов лежит единство их эмпирической и теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв или преимущественное развитие одной за счет другой закрывает путь к правильному пониманию природы – теория становится беспредметной, опыт – слепым.

13. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Во второй половине ХХ в. человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных (в переводе с лат. глобус – «Земля, земной шар»).

Среди многочисленных глобальных проблем, порожденных техногенной цивилизацией и поставивших под угрозу само существование человечества, можно выделить три главных.

Первая из них – это проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения.

В ядерный век человечество впервые за всю свою историю стало смертным, и этот печальный итог был «побочным эффектом» научно-технического прогресса, открывающего все новые возможности развития военной техники.

Второй острой проблемой современности становится нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Два аспекта человеческого существования как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу, приходят в конфликтное столкновение.

Представление о том, что природа неисчерпаема, оказалось неверным. Человек сформировался в рамках биосферы – особой системы, возникшей в ходе космической эволюции. Она представляет собой не просто окружающую среду, которую можно рассматривать как поле для преобразующей деятельности человека, а выступает единым, целостным организмом, в который включено все человечество в качестве подсистемы. Деятельность человека вносит постоянные изменения в динамику биосферы, и на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы человеческой экспансии в природу таковы, что они начинают разрушать биосферу как целостную экосистему. Грозящая экологическая катастрофа требует выработки принципиально новых стратегий научно-технического и социального развития человечества, стратегий деятельности, обеспечивающей коэволюцию человека и природы.

Не менее остро выступает проблема сохранения личности человека как биосоциальной структуры в условиях растущих процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный антропологический кризис. Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые уже не контролирует, которые становятся чуждыми его природе.

Чем больше человек преобразует мир, тем в большей мере порождает непредвиденные социальные факторы, которые начинают формировать структуры, радикально изменяющие человеческую жизнь. Еще в 1960-е гг. философ Г. Маркузеконстатировал в качестве одного из последствий современного техногенного развития появление «одномерного человека» как продукта массовой культуры. Впервые в истории человечества возникает реальная опасность разрушения той биогенетической основы, которая является предпосылкой индивидуального бытия человека. Угрозе уже подвергается существование телесности, являющейся результатом много миллионной биоэволюции. Мир скоростей, резких перемен сопряжен с нагрузками на психику, стрессами, разрушающими здоровье человека. Резко ухудшается генофонд человечества в процессе его биологического воспроизводства. Выход иногда видится в перспективах генной инженерии. Но это может привести к перестройке самих основ человеческой телесности с непредсказуемыми последствиями.

14. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ В АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ

Наука появляется тогда, когда для этого создаются объективные условия, социальный запрос на объективные знания, выделение особой группы людей, реализующих данный запрос; накопление знаний, познавательных приемов, способов символического выражения и передачи информации.

Совокупность таких условий складывается в древнегреческой культуре VII–VI вв. до н. э.

Именно в этот период появляются первые рациональные программы, свободные от религиозных и мистических представлений. Именно здесь появляется наука как доказательное знание. Она не связывалась с непосредственно орудийно-трудовой деятельностью, была идеализированным феноменом.

Но именно отказ от материально-практического отношения к действительности породил абстрагирование – непременное условие науки.

Важной отличительной особенностью науки в контексте древнегреческой культуры была ее направленность на самостоятельное, объективное рассмотрение природы как реальности. Греческую мысль отличали стремление к точному познанию действительности, доказательству, критический дух и смелость выводов. Греческая наука отличалась независимостью от мифологии, из недр которой она вышла.

Первой научной программой стала математическая программа, представленная Пифагором, позднее развитая Платоном. Отношения действительности Пифагор выразил в числах, представляемых им в качестве первоосновы мира.

Историки науки считают, что основная заслуга Пифагора и его последователей заключается в том, что они превратили геометрию в теоретическую дедуктивную науку, заложили основы арифметики и математического естествознания, дали стимул к поиску количественных отношений в природе и выражению их языком математических формул.

Дальнейшее формирование пифагорейской программы продолжили софисты и элеаты, разработавшие теорию доказательств. Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который представил мир идей как иерархически упорядоченную структуру. Платон основал первую научную школу – Академию.

Второй научной программой античности, выступающей в качестве универсальной концепции природного мира, стал атомизм. Основоположниками его считаются Левкипп и его ученик Демокрит, хотя зачатки данного подхода можно обнаружить уже у Анаксиме-на, Эмпедокла, Анаксагора.

Учение атомизма исходило из того, что неделимые атомы являлись началом всего сущего. Движение атомов выступало причиной изменений в природе.

Программа ААристотеля стала третьей научной программой античности. В ней наряду со стремлением к целостному философскому осмыслению действительности отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в самостоятельные науки со своим предметом и методом.

Аристотель в отличие от других античных мыслителей не отделял вещи и идеи. Заслугой Аристотеля является и создание понятийно-категориального аппарата науки, классификации научных знаний.

Данные программы заложили основы науки, правда, научное знание пока было абстрактно-объяснительным, лишенным созидательного компонента, но зачатки науки как особого типа отношения к реальности появились в культуре античности.

15. НАУКА, ВЕРА, ЗНАНИЕ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

В отличие от античности средневековая наука не предложила новых фундаментальных программ, но она не ограничилась только пассивным усвоением достижений античной науки.

В средневековую эпоху основным доминирующим мировоззрением было теологическое мировоззрение. Наука становилась средством решения чисто практических задач.

Наиболее представительными текстами, освященными божественным авторитетом, были тексты Священного Писания, истолкование текстов выступало основным в научной деятельности. Но христианское мировоззрение тем не менее посеяло зерна нового понимания природы, позволившего уйти от созерцательного отношения к ней античности и перейти к экспериментальной науке Нового времени, поставившей целью практическое преобразование мира.

В недрах средневековой культуры развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, натуральная магия. Эти дисциплины представляли собой промежуточное звено между ремеслом и натурфилософией и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной, опытной науки.

Ситуация изменилась в XII в., когда в христианской культуре стало использоваться наследие Аристотеля. Развести теологию и науку позволила концепция «двойственной истины», т. е. признание наряду с верой, основанной на откровении, и права на существование «естественного разума».

Развитие астрономии, математики, физики требовало точных измерений – именно в лоне данных наук появляется экспериментирование. Рационализировалось и теологическое знание, пытавшееся в отличие от раннесредневековых представлений о Боге как непознаваемом феномене логически доказать существование Бога, понять совершенную красоту его творений.

В развитии рациональности большое значение имели университеты, прививавшие логико-дискурсивное мышление и искусство аргументации. Без этого было бы невозможно дальнейшее развитие интеллектуальных средств научного познания.

Идеи всестороннего обоснования знания развивали Ф. Бэкон и У. Оккам.

Ф. Бэкон выступил с идеей математического естествознания, считая, что изучать и проверять все науки следует с помощью математики. В представлении Ф. Бэкона математика – «врата и ключ всех наук» – объединяет в себе комплекс теоретических и практических дисциплин.

У. Оккам выдвинул идею радикального эмпиризма. Он впервые сформулировал принцип простоты научного знания, вошедший в методологию науки под названием «бритвы Оккама», острие которой было направлено против схоластики и расчищало поле деятельности для естествоиспытателей.

Постепенно изменялось соотношение веры и разума, в эпоху Возрождения разум был поставлен выше откровения.

Период Возрождения охватывал два с половиной столетия (ХIV-ХVI вв.). В Европе в этот период складывались новые организационные и материальные возможности для научного развития, разработки новых принципов познания действительности. Началась кардинальная ломка канонов схоластического, догматического мышления.

Новые тенденции научной мысли нашли яркое выражение в творчестве величайших мыслителей – Н. Кузанского, Леонардо да Винчи, Н. Коперника, Д. Бруно.

Но научная мысль Возрождения не смогла до конца освободиться от теологических элементов.

16. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ И НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА В НОВОЕ ВРЕМЯ

На смену Средневековью пришло Новое время, которое датируется ХVII-ХVIII вв.

В социальной области в этот период происходили ранние буржуазные революции, положившие начало формированию капиталистического способа производства, который обусловил потребность в новой науке, развитии опытного знания как главного средства решения практически важных для производства того времени технологических задач.

Революционную роль в развитии опытного естествознания сыграла созданная польским астрономом Н. Коперником гелиоцентрическая модель мира. Учение Н. Коперника привело к радикальному пересмотру представлений о мире.Гелиоцентризм (от греч. gelios – «солнце») давал совершенно иную схему движения небесных тел. Горячим сторонником этого учения стал И. Кеплер, который впервые заинтересовался идеей числовых соотношений между планетами.

Но основы нового типа мировоззрения, новой науки были заложены Г. Гал1илеем. Большое значение он придавал математике, считал, что только она способна научить человека искусству доказательства. Г. Галилей в науке преуспел во многом: действенно поддержал коперниковскую теорию, постулировал полную подчиненность природы законам математики, ввел идею о силе как действующем механическом факторе, изложил основы современной механики и экспериментальной физики, обосновал принципы современного научного метода. Поэтому не случайно именно эта фигура отмечает рождение научного естествознания.

Обоснование механического понимания природы философскими аргументами осуществил Р. Декарт.

Завершил разработку механистической картины мира И. Ньютон. Опираясь на работы И. Кеплера, Г. Галилея, Р. Декарта, он сформулировал основные законы классической механики, открыл закон всемирного тяготения, принципы дифференциального исчисления, выдвинул основные положения теории света.

Этап формирования классической науки характеризуется целым рядом специфических особенностей.

1. Стремление к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде. Это связано с ориентацией на классическую механику, представлявшую мир в виде гигантского механизма, четко функционирующего на основе вечных и неизменных законов механики. Поэтому механика рассматривалась как универсальный метод познания окружающих явлений и как эталон всякой науки вообще.

2. Рассмотрение природы как неизменного целого. Данный методологический подход породил такие специфические для классической науки установки, как статизм, антиэволюционизм. Истолкование явлений реальности было в полной мере метафизическим, лишенным представлений об их изменчивости, развитии.

3. Сведение Жизни и вечно живого на положение ничтожной подробности Космоса, отказ от признания их качественной специфики. Организм понимался как механизм. Бренность и ничтожность жизни как случайность в Космосе, казалось, все более подтверждались успехами точного знания.

4. Наука вытеснила религию в качестве интеллектуального авторитета. Человеческий разум и практическое преобразование природы вытеснили теологическую доктрину. Вера и разум были разведены в разные стороны. Религия и философия были вынуждены сообразовывать свои позиции с наукой.

17. РЕВОЛЮЦИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ КОНЦА ХIХ-НАЧАЛА ХХ ВВ. СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕЙ И МЕТОДОВ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ

Эпоху конца ХIХ-начала ХХ в. открывает глобальная научная революция, связанная со становлением новой неклассической науки.

В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция перемен в различных отраслях знания. Толчком к данным переменам был целый ряд ошеломляющих открытий в физике, разрушивших всю прежнюю картину мира. Сюда относятся открытие делимости атома, электромагнитных волн, радиоактивности, светового давления, введение идеи кванта, создание теории относительности, описание процесса радиоактивного распада. Под воздействием данных открытий разрушались прежние представления о материи и ее строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени. Это привело к кризису физики и всего естествознания, являвшегося симптомом более глубокого кризиса метафизических оснований классической науки.

Второй этап революции начался в середине 20-х гг. ХХ в. и был связан с созданием квантовой механики и сочетанием ее с теорией относительности в новой квантово-релятивистской физической картине мира.

Началом третьего этапа революции было овладение атомной энергией и последующие исследования, с которыми связано зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики. Также в этот период наряду с физикой стали лидировать химия, биология и цикл наук о Земле. Следует также отметить, что с середины ХХ в. наука окончательно слилась с техникой, приведя к современной научно-технической революции.

В процессе всех этих революционных преобразований формировались идеалы и нормы новой неклассической науки.

Они характеризовались отказом от прямолинейности рассуждений, пониманием относительной истинности теорий и картины природы. Осмысливались взаимодействия между основополагающими постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого осваивается объект.

Изменяются идеалы и обоснования знания. Вводится при изложении теорий новая система понятий. Новые познавательные идеалы и нормы обеспечивали расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению сложных самоорганизующихся систем.

В новой картине мира природа и общество представлялись сложными динамическими системами. Этому способствовало открытие специфики законов микро-, макро– и мегамиров, интенсивное исследование механизмов наследственности с изучением уровней организации жизни, обнаружение кибернетикой общих законов управления и обратной связи. Сформировалось новое отношение к феномену жизни. Жизнь перестала казаться случайным явлением во Вселенной, а стала рассматриваться как закономерный результат саморазвития материи, также закономерно приведший к возникновению разума.

Картины реальности, вырабатываемые в отдельных науках, на этом этапе еще сохраняли свою самостоятельность, но каждая из них участвовала в формировании представлений, включаемых в общенаучную картину мира.

Радикально видоизменялись философские основания науки.

Развитие новых представлений в физике, биологии, кибернетике видоизменяло смыслы категорий части и целого, причинности, случайности и необходимости, объекта, процесса, состояния и т. д.

18. КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СДВИГИ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ КОНЦА ХХ В

Использование научных открытий для создания новых видов оружия и особенно создание атомной бомбы заставило человечество пересмотреть свою прежнюю безоговорочную веру в науку. Современная наука стала оцениваться критически. Многие деятели культуры считали, что техника дегуманизи-рует человека, окружая его искусственными предметами; она отнимает его у живой природы, ввергая в унифицированный мир, где цель поглощают средства, где промышленное производство превращает человека в придаток машины, где решение всех проблем видится в дальнейших технических достижениях. Под воздействием нескончаемых технических новшеств современная жизнь меняется с неслыханной быстротой.

К этой гуманистической критике вскоре присоединились более тревожные факты неблагоприятных научных достижений. Опасное загрязнение воды, воздуха, почвы планеты, вредоносное воздействие на жизнь животных и растений, нарушения в экосистеме всей планеты – эти серьезные проблемы заявляли о себе все настойчивей.

Эти факты, которые отчетливо проявляются в современной науке, говорят о ее кризисе, разрешить который сможет только новая глобальная мировоззренческая революция.

К концу ХХ в. мир потерял веру в науку, она безвозвратно утратила свой прежний облик, оставила и свои прежние заявления об абсолютной непогрешимости своего знания. Поиск путей выхода из глобального кризиса еще только идет, черты будущего постмодернистского мировоззрения, как и новой постнеклассической науки, еще только намечаются.

Нынешнее состояние науки характеризуется понятием «постмодерн».

По мнению большинства ученых, будущая наука будет обладать следующими чертами.

1. Наука должна будет осознать свое место в общей системе человеческой культуры и мировоззрения. Постмодернизм принципиально отвергает выделение какой-то одной сферы человеческой деятельности или одной черты в мировоззрении в качестве ведущей. Все, что создано человеком, является частью его культуры, важно и нужно для человека, выполняет свои собственные задачи, но имеет и свои границы применимости, которые нужно осознавать и не переходить. Именно это должна сделать постнеоклассическая наука – осознать пределы своей эффективности и плодотворности, признать равноправие таких сфер человеческой деятельности и культуры, как религия, философия, искус-ство, осознать возможность и результативность нерациональных способов освоения действительности.

2. Модернистская наука ставила своей целью создание нового образа мира, полученного на основе концептуального единства, порядка, систематичности, непротиворечивости, тотальности, незыблемости. Постмодернистская наука больше интересуется образом самой себя как социокультурной реальности, допускает элементы субъективности в объективном знании. Полученный образ ориентирован на непрерывное обновление, открыт инновациям.

3. В постмодернизме наблюдатель считает себя частью исследуемого мира, познание постнеоклассической науки диалогично.

4. В основе постмодерна лежит идея всеединой, нелинейной, самоорганизующейся, саморегулирующейся системы.

5. Важной чертой новой науки должна будет стать комплексность.

19. ПРОБЛЕМА УЧЕНИЯ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Взаимодействие в физике – это воздействие тел или частиц друг на друга, приводящее к изменению состояния их движения. Именно взаимодействие – основная причина движения материи, поэтому взаимодействие, как и движение, универсально, т. е. присуще всем материальным объектам. В механике Ньютона взаимное действие тел друг на друга характеризуется силой.

Первоначально в физике утвердилось представление о том, что взаимодействие между телами может осуществляться непосредственно через пустое пространство, которое не принимает никакого участия в передаче взаимодействия; при этом передача взаимодействия происходит мгновенно. Так, считалось, что перемещение Земли должно сразу же приводить к изменению силы тяготения, действующей на Луну. В этом состояла так называемая концепция дальнодействия, составляющая основу классической физики до конца XIX в.

Однако данные представления были оставлены как не соответствующие действительности после открытия и исследования электромагнитного поля. Было доказано, что взаимодействие электрически заряженных тел не осуществляется мгновенно и перемещение одной заряженной частицы приводит к изменению сил, действующих на другие частицы, не в тот же момент, а спустя некоторое конечное время. В разделяющем частицы пространстве происходит некоторый процесс, который распространяется с конечной скоростью. Соответственно, имеется «посредник», осуществляющий взаимодействие между заряженными частицами. Этот посредник был назван электромагнитным полем. Каждая электрически заряженная частица создает электромагнитное поле, действующее на другие частицы. Скорость распространения электромагнитного поля равна скорости света в вакууме c3 X 10 " см/с. Возникла новая концепция – близ-кодействия, которая позже была распространена и на любые другие взаимодействия. Согласно этой концепции взаимодействие между телами осуществляется посредством тех или иных полей, непрерывно распределенных в пространстве. Эта по существу полевая концепция в квантовой теории поля дополняется утверждением: при любом взаимодействии происходит обмен особыми частицами.

После появления квантовой теории поля представление о взаимодействии существенно изменилось. Согласно квантовой теории поля любое поле представляет собой совокупность частиц – квантов этого поля. Каждому полю соответствуют свои частицы. Например, квантами электромагнитного поля являются фотоны. Они обладают нулевой массой. Во многих случаях они регистрируются приборами в виде электромагнитной волны разной длины. Например, воспринимаемый невооруженным глазом видимый свет представляет собой электромагнитную волну в довольно узком диапазоне длин волн, соответствующем максимуму солнечного излучения. Аналогично другие виды взаимодействия возникают в результате обмена между частицами квантами соответствующих полей: переносчиками гравитационного взаимодействия являются гравитоны – частицы с нулевой массой; сильное взаимодействие передается глюонами – частицами, «склеивающими» кварки, входящие в состав протонов, нейтронов и других частиц; переносчиками слабого взаимодействия являются промежуточные, или векторные, бозоны.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ