Главная » Учебно-методические материалы » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ » Шпаргалка по политологии. Шапкарина Т.Ю.

Вопросы 86-90
21.12.2011, 23:22

86. Государственная власть в Российской Федерации

Принцип разделения властей – норма построения политических институтов в современных демократических обществах. Государственную власть в Российской Федерации на уровне законодательной власти осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации – представительный и законодательный орган РФ, состоящий из двух палат. Двухпалатная система позволяет сочетать представительство населения страны в целом с представительством субъектов Федерации.

Совет Федерации (верхняя палата) осуществляет в числе прочих следующие полномочия.

1. Назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности.

2. Утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения.

3. Утверждение изменения территориальных границ субъектов Федерации.

4. Назначение на должность судей, Генерального прокурора и освобождение от данных должностей.

5. Вопросы возможного использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории.

Государственная Дума (нижняя палата) ведает следующими вопросами.

1. Решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

2. Дает согласие на назначение Председателя Правительства РФ.

3. Назначает на должность и освобождает от нее Председателя Центрального банка РФ.

4. Объявляет амнистию.

5. Выдвигает обвинения против Президента Российской Федерации в целях отрешения его от должности.

Полномочия Президента РФ

1. Является главой государства.

2. Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

3. Определяет основные направления внутренней политики и внешнеполитический курс страны.

4. Принимает необходимые меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности.

5. Обеспечивает слаженное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ.

6. Представляет интересы Российской Федерации на внешнеполитической арене. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Полномочия Правительства РФ

1. Разрабатывает проект федерального бюджета, обеспечивает его исполнение.

2. Обеспечивает проведение единой государственной политики страны в области науки, образования, социального обеспечения, экологии и т. д.

3. Обеспечивает проведение единой финансовой и денежной политики.

4. Управляет федеральной собственностью.

5. Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан РФ.

6. Принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализует внешнюю политику страны.

Судебная власть на федеральном уровне представлена в Российской Федерации Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ.

Полномочия Конституционного Суда РФ

1. Дает толкование Конституции РФ.

2. Разрешает дела в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными актами органов государственной власти РФ.

3. Решает вопросы компетенции органов государственной власти.

Верховный Суд РФ – высший судебный орган по уголовным, гражданским и иным делам.

Высший Арбитражный Суд – высший судебный орган, разрешающий экономические споры.

87. Конституция Российской Федерации как нормативная основа политики

Конституция Российской Федерации — основной политико-правовой документ России. Принята путем референдума 12 декабря 1993 г.

Главы Конституции Российской Федерации:

1) Основы конституционного строя; 2) Права и свободы человека и гражданина; 3) Федеративное устройство; 4) Президент; 5) Федеральное Собрание; 6) Правительство Российской Федерации; 7) Судебная власть; 8) Местное самоуправление; 9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Конституция Российской Федерации представляет собой Основной Закон государства. Конституция обладает высшей юридической силой, т. е. все остальные правовые акты должны ей соответствовать. Конституция характеризует Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3).

Важнейшим принципом Конституции Российской Федерации является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью общества. Конституция Российской Федерации не является идеологизированной: признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13).

Конституция устанавливает политический плюрализм.

Российская Федерация – светское государство. Ни одна из религий не может устанавливаться в качестве государственной, официальной или обязательной для общества. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14).

По Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8).

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

В Конституции Российской Федерации провозглашаются права: на свободу и личную неприкосновенность, свободу мысли и слова, право на объединение, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, право на труд, жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование (бесплатное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях), право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, право иметь в частной собственности землю, право на участие в культурной жизни, право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом.

Российская Федерация – федеративное государство, состоящее из 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, одна автономная область (Еврейская) и 10 автономных округов.

88. Политическая модернизация в России

В политологии переход от одного типа политической системы к другому обозначается терминами «политическое развитие» или «политическая модернизация».

Политическая модернизация – возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Модернизация обусловлена объективными (социально-экономическими и культурными) и субъективными (способность политического руководства осуществить эффективное изменение политической системы) факторами.

Политическая модернизация – это часть социальной модернизации, когда преобразования происходят во всех основных сферах социальной системы: экономике, социальной сфере, культуре, образовании и т. д.

Развитие модернизации в России имеет свои особенности.

Становление свободной частной собственности на землю происходило медленнее, чем на Западе. Крестьянское землевладение оставалось общинным до столыпинской аграрной реформы. Крепостная зависимость сохранялась до 1861 г. Главная роль принадлежала государственной власти.

Самые значимые модернизации в истории России:

– реформы Петра – военная реформа, городская реформа, установление порядка государственной службы, создание Сената, Синода и коллегий, уравнивание вотчинных (наследственных) и поместных (дарственных за службу) владений;

– реформы Екатерины II – поддержка дворянства, расширение их прав и свобод, создание губернских дворянских обществ и собраний, избрание ими должностных лиц для сословного управления – предводителей и депутатов и т. д.;

– отмена крепостного права в 1861 г.;

– судебная, военная, земские реформы 1860—1870-х гг.;

– столыпинская аграрная реформа – освобождение крестьян от общинной зависимости, предоставление желающим бесплатной земли в личную собственность в Сибири, создание хозяйств при сохранении помещичьего землевладения;

– учреждение многопартийности в России в 1905 г. и формирование законодательного органа – Думы;

– реформы, проводимые в России после 1991 г., направленные на переход к рыночной экономике и либеральной демократии.

Политическая модернизация в России на современном этапе явилась результатом не длительного эволюционного развития, а реформ, проводившихся ускоренными темпами. При этом использовался опыт западных стран становления подлинно демократического общества и свободной рыночной экономики. Однако проблема современного этапа модернизации заключается в том, чтобы, используя западные модели, сохранить при этом национальную и культурную самобытность. Например, нынешнюю политическую систему в России разные политологи определяют как переходную от авторитаризма к демократии, «управляемой демократии», «формальной демократии», «молодой демократии».

Формы процесса модернизации зависят от типа политических систем и политической власти:

– насильственные, репрессивные меры – общество «переводится» в новое состояние (практика тоталитарных режимов);

– меры, стимулирующие и создающие возможность оптимального развития той сферы человеческой жизнедеятельности, которая подлежит модернизации, создание условий и стимулов.

89. Группы интересов современной России

Группа интересов – общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти.

Группы интересов – формальные объединения граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (например, профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы, ассоциации, холдинги, корпорации и т. д.). Так как группы интересов являются жесткой организационной структурой, они могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны. В политической жизни современной России выделяют следующие группы интересов, использующие инструменты лоббирования и оказывающие воздействие на политическую власть:

1) ассоциации предпринимателей, товаропроизводителей и др. (Торгово-промышленная палата России (ТПП), представляющая интересы предпринимательских объединений федерального, республиканского и местного уровней, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Ассоциация российских банков и т. д.);

2) административно-финансовые группы, сформировавшиеся из крупных государственных объединений, ведомств, создавших собственную инфраструктуру (например, административно-финансовая группа РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России»);

3) финансово-промышленные группы, сформированные на основе крупных банков, купивших промышленные предприятия;

4) промышленно-финансовые группы, сформированные на основе предприятий, обслуживаемых банковскими структурами;

5) ведущие профсоюзные объединения (Федерация независимых профсоюзов России);

6) депутатские группы в федеральном и местных парламентах;

7) организованные бюрократические группировки в исполнительных, президентских и иных органах власти;

8) территориальные группы, основанные на защите интересов, опосредованно связанные со специфическими интересами населения данной территории (например, отношения Республики Саха – Якутия и компании «Алмазы России – Саха»);

9) политические партии и движения, выступающие в роли групп давления;

10) финансово-экономические и политические международные и национальные фонды, выполняющие функции групп давления;

11) нелегальные криминальные структуры, воздействующие на органы власти, и др.

Свои усилия группы интересов концентрируют в сфере законодательства, на участии в подготовке законопроектов, разработке финансовой, национальной, налоговой, культурной политики. Свою роль в политике группы интересов реализуют также через воздействие на общественное мнение (СМИ, акции, шествия, pr-кампании и т. д.).

Эффективность деятельности группы интересов во многом зависит от ее ресурсов, среди которых – собственность, информация, квалификация и опыт, культурное влияние, национальные и религиозные связи и др.

Назначение групп интересов, в отличие от политических партий, цель которых – завоевание власти, заключается в оказании влияния на политику, в стремлении поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами.

90. Основные направления развития политической системы Российской Федерации

Современная эпоха характеризуется определенной тенденцией к увеличению числа демократических режимов. Некоторые режимы являются переходными от авторитарных к демократическим. Для большинства стран СНГ характерны переходные режимы с элементами формальной и (или) «управляемой демократии».

Радикальные реформы в России 1990-х гг. вызвали распад авторитарно-бюрократического строя, советской политической системы. На современном этапе осуществляется переход к плюралистической демократии, сопровождаемый сложными политическими, культурными и нравственными процессами.

Для политической системы российского общества на современном этапе характерно переходное состояние от тоталитаризма к демократии.

Механизм трансформации российской политической системы включает в себя следующие моменты:

– концентрация политической власти в «одних руках» сменяется принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

– однопартийная политическая система (в лице КПСС) сменяется многопартийной (например, в результате выборов 2003 г. (как по общефедеральному, так и одномандатным округам) в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации из ее 450 мест наибольшее количество получили представители «Единой России» (304), далее – КПРФ (53), ЛДПР (38), «Родина» (37), «Яблоко» (4), СПС (3), Аграрная партия (3) и т. д.);

– политический и идеологический монополизм сменяется политическим плюрализмом, подданный государства становится самостоятельным независимым гражданином (в конце 90-х гг. XX в. Министерством юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 80 политических партий).

Демократизация российской общественной жизни ведет к устранению монополии центрального аппарата на власть, преодолению отчуждения социальных общностей, личностей от политической власти, всех элементов политической системы Российской Федерации.

Изменяется соотношение государства и личности. Так, государство призвано гарантировать свободу, демократическую жизнь человека. Главным элементом политической системы демократического государства является человек как политический субъект.

На протяжении своего исторического развития Россия не знала прямой представительной демократии. Лозунги о способности масс к непосредственному участию в управлении, регулированию общественно-политического процесса, выражению воли и формированию общегражданского, общегосударственного интереса были формальными, показными. Представитель народа в депутатском органе оказывался несвободным от аппарата исполнительных органов, несамостоятельным, лишенным права проводить волю избравших его людей.

Отдельные попытки внедрения в политическую систему механизмов демократии – гласности, открытости – пресекались, жестоко преследовалась любая оппозиция правящему режиму.

Создание новой демократической стабильности и эффективной политической системы – длительный и весьма сложный процесс, так как должны стать объективной реальностью активно действующие политические институты, новые политические нормы, политический режим свободного общества, практика политического плюрализма.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ