Главная » Учебно-методические материалы » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ » Шпаргалка по социологии. Аскерова Н.В., Белова Е.В., Мельникова Н.А.

Вопросы 11-19
21.12.2011, 23:48

11. ПОЗИТИВИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА

Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, который считается основателем социологии. Первым предложил термин «социология».

Однако существует мнение, что первенство Конта во многом формальное и ограничивается лишь созданием термина; в этом случае действительными создателями социологии считают Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Дж. Локка или социалистов(Сен-Симона, Фурье, Оуэна).

В общественной жизни указанным стадиям соответствуют три другие: примитивная, промежуточная и научная.

Между историей науки и историей общества, с точки зрения Конта, существует очень тесная связь, поскольку первичным фактором в существовании общества является духовное, умственное развитие. На него оказывают влияние также раса, климат, средняя продолжительность жизни человека и связанный с ней прирост населения, которые вместе приводят к разделению труда и обусловливают развитие интеллектуальной сферы.

Социология мыслилась Контом как дисциплина, которая отражает реальность последней, научной стадии развития общества и позитивной стадии развития науки. Соответственно, и социология должна опираться на методы, типичные в большей степени для естественных наук: наблюдение, сравнение и, самое главное, эксперимент.

Конт рассматривал человеческое общество как организм, который существует по законам, аналогичным тем, которые управляют природой и другими организмами. На основании этого он постулировал возможность изучения жизни общества при помощи методов естественных наук.

Помимо чисто описательной и объясняющей функции, социология, с точки зрения Конта, должна выполнять и функцию обоснования рационального, правильного государственного и общественного порядка. Благодаря этому можно избежать произвола правителей, полагающихся на свои субъективные представления.

Полагая, что общество и общественные явления должны быть предметом социологии, О. Конт считал, что социология должна изучать социальную статику и социальную динамику. Изучая социальную статику, социология, по его мнению, должна открыть основные элементы структуры общества в их взаимной связи и определить общие условия гармонического отношения частей, образующих социальное целое.

О. Конт считал, что всегда должна существовать спонтанная или сознательная кооперация этих частей, приводящая к социальной власти.

При рассмотрении конкретной структуры общества О. Конт исходит из семьи, которую он считал основным элементом социальной структуры. В ней человек живет как спонтанное социальное существо; семья представляет естественное состояние его социальности, и в ней господствуют отношения, которые можно считать естественной основой всех отношений в обществе.

Положительный вклад О. Конта в развитие социологии заключается прежде всего в его убеждении, что ни одна отдельная общественная наука не может дать определенного знания об обществе в целом, поскольку каждая из них рассматривает социальные явления в их обособленности, а не взаимосвязи; кроме того, вклад О. Конта в развитие социологии связан с его попытками определить ее предмет и метод.

12. ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА Г. СПЕНСЕРА

Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Герберт Спенсер (1820–1903), чье учение получило название «социальный дарвинизм».

Эволюция – это универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Спенсер – сторонник так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом. Он приравнивает общество к организму. В таком организме, как общество, Спенсер обнаруживает выделившиеся подсистемы, которые в свою очередь подразделяются дальше: внутренняя система выполняет задачу сохранения организма путем приспособления к условиям «пропитания»; внешняя система выполняет функции регулирования и контроля между подсистемами и в отношении окружающей систему среды; промежуточная система ответственна за распределение, транспортировку и коммуникацию. Спенсер считал, что эволюция любого организма:

1) тесно связана с его приспособлением к среде, т. е. в случае с обществом, к природе;

2) предполагает в первую очередь дифференциацию его органов и функций, а, следовательно, и его постоянное усложнение.

Изменение общества, его постепенная дифференциация являются проявлением социальной динамики, причем динамика понимается широко, так как включает не только состояние дисбаланса и развития, но и состояние относительной стабильности, когда процессы развития замедляются. Естественная структура общества для Спенсера та, в которой выделяются церковные, политические, профессиональные, семейные, промышленные институты общества.

Понятие «эволюция» в социологической теории Спенсера играет важную роль при объяснении не только изменения общества в целом, но и индивидуальных, частных, личностных феноменов.

Спенсер выделял два типа общества:

1) военное, т. е. основанное на принуждении и жестком социальном контроле;

2) индустриальное, представляющее больше свободы своим членам за счет ослабления централизации и контроля.

В отличие от военного общества индустриальное характеризуется большей разнородностью, которая обеспечивает прогресс. Жесткий контроль и централизованное управление неблагоприятны для общества, так как они препятствуют его развитию и ограничивают свободу составляющих его индивидов.

Несмотря на то что теория Спенсера заимствовала некоторые идеи из эволюционной концепции Дарвина, он не считал, что жизнью общества управляет принцип «выживает сильнейший». Данный принцип, считал ученый, действовал лишь на примитивных стадиях развития общества. Для индустриального общества более характерен дух согласия, сотрудничества и альтруизма. Целей на этом этапе общественной жизни достигают силой убеждения, а не агрессией.

Во второй половине XX в. интерес к концепции Спенсера возродился в связи с возникновением таких направлений социологии, как системный анализ и структурный функционализм.

13. «ПОНИМАЮЩАЯ» СОЦИОЛОГИЯ М. ВЕБЕРА

М. Вебер (1864–1920) – немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовс-кой социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных западных социологических школах и привела в 70-х гг. XX в. к своеобразному «веберовскому ренессансу».

М. Вебер ставит в качестве необходимой предпосылки социологии не общество, а отдельного осмысленно действующего индивида. Согласно Вебе-ру общественные институты (государство, право, религия и т. д.) должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов. Он отрицал идеи, что общество первично в отличие от составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действий отдельных людей.

В этой связи можно говорить о методологическом индивидуализме Вебера.

Однако Вебер не остановился на крайнем индивидуализме. Неотъемлемым моментом социального действия он считает «ориентацию действующего лица на другого индивида или окружающих его индивидов». В этой «ориентации на другого» получает свое признание и «социально общее», в частности «государство», «право», «союз» и т. д.

Отсюда «признание» – «ориентация на другого» – становится одним из центральных методологических принципов социологии Вебера.

Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия человека обретают характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других).

По мнению Вебера, предметом социологии должно стать не столько непосредственное поведение индивида, сколько его смысловой результат, так как характер массового движения в большей мере определяется смысловыми установками, которыми руководствуются составляющие эту массу индивиды.

При перечислении возможных видов социального действия Вебер выделяет четыре: ценностно-рациональное; целерациональное; аффективное; традиционное.

1. Ценностно-рациональное действие подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или любую другую иначе понимаемую, безусловно, собственную самоценность определенного поведения, взятого просто как таковое независимо от успеха.

2. Целерациональное действие характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны. Деятель просчитывает возможные реакции окружающих, как и в какой мере их можно использовать в своих целях.

3. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта.

4. Традиционное действие диктуется привычками, верованиями, обычаями. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.

14. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ Э. ДЮРКГЕЙМА

Эмиль Дюркгейм (1858–1917) – французский социолог «классического периода», оказавший огромное влияние на становление социологии как автономной науки. Основные труды: «Общественное разделение труда», «Метод социологии», «Самоубийства», «Элементарные формы религиозной жизни».

Он полагал, что социология сможет стать наукой только в том случае, если у нее будут собственные предмет и метод.

Предмет социологии – это социальные факты, которые составляют особую социальную реальность, имеющие собственные качества и законы. Социальным фактом у него является любой социальный феномен, который накладывает определенные ограничения на действия индивида и одновременно является внешним, объективным по отношению к нему (не является результатом его субъективной мотивации). Примерами социального факта могут служить закон, норма, язык, религиозные верования и обряды (то, что существует до индивида и помимо него). Именно социальные факты управляют человеком.

Дюркгейм сформулировал три основных правила социологии. Правило первое состоит в том, чтобы рассматривать социальные факты как вещи. Это означает, что:

1) социальные факты являются внешними для индивидов;

2) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они строго наблюдаемы и безличны;

3) устанавливаемые между социальными фактами причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества. Правило второе состоит в том, чтобы систематически отмежевываться от всех врожденных идей. Это означает, что:

1) социология должна порвать все свои связи с любыми идеологиями и личностными пристрастиями;

2) она также должна освободиться от всяких предрассудков, которыми обладают индивиды по отношению к социальным фактам. Правило третье состоит в признании первенства (примата) целого над составляющими его частностями. Это означает признание того, что:

1) источник социальных фактов находится в обществе, но не в мышлении и поведении индивидов;

2) общество представляет собой автономную систему, которая управляется своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию индивида.

Таким образом, в теории Дюркгейма уменьшается роль индивида в социальной реальности, на него с момента рождения оказывается сильное давление. Дюркгейм обозначил два типа социального давления:

1) принуждение, исходящее извне (от окружающих индивида людей и общества в целом);

2) давление перенесенных внутрь норм, которые становятся некими внутренними двигателями человека.

Утрату ценностей он называл анемией. Анемия – состояние, когда общество теряет свою регулирующую функцию, а человек перестает верить в общественные ценности.

Дюркгейм провел глубокое исследование самоубийства. Он выделил четыре типа самоубийства:

1) эгоистическое самоубийство, совершаемое по личным мотивам;

2) анемическое самоубийство, вызванное тем, что индивид чувствует отсутствие норм или их непереносимое противоречие;

3) альтруистическое самоубийство, которое совершается членами группы ради других ее членов;

4) фаталистическое самоубийство, являющееся результатом чрезмерного социального давления и чрезмерной социальной регуляции.

15. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МАРКСИЗМА

Марксистское понимание сущности человека и человеческого общества возникло в рамках целостного марксистского миропонимания, развитого К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксизм представляет собой совокупность теорий, относящихся ко многим областям объективной действительности. Это, в частности, философское, социологическое, экономическое и другие учения. Все эти теории тесно взаимосвязаны и представляют собой единое целое.

К. Маркс – видный политический деятель, философ, социальный теоретик и экономист. Самой известной особенностью идей Маркса является представление о связи между социальной и экономической жизнью общества. Экономика (базис) включает три обязательных элемента:

1) средства производства (орудия и материалы);

2) работника;

3) того, кто присваивает продукт производства. Данные элементы присутствуют во всякой экономике, различия же сводятся к тому, в каком они соотношении;

4) работник может владеть или нет средствами производства (отношения владения);

5) присвоение продукта производства может определяться тем, что неработающий класс имеет собственность или на средства производства, или на труд, или на то и другое одновременно (отношения собственности).

Основой классовой теории Маркса стало разграничение работников на тех, кто живет своим трудом, и тех, кто имеет право на присвоение продуктов труда. Опираясь на это разграничение, он описывал производственные отношения. Производственные отношения отражают существующее разделение труда определяются уровнем развития орудий труда. Все описываемые Марксом формации фактически строятся на противопоставлении двух классов. Но это не значит, что структура общества двоичная, часто структура реального общества включает в себя классы, являющиеся рудиментами ранее существовавших форм общества.

Надстройка – это социальные формы, которые детерминируются базисом. К ним Маркс относил семью, государство, идеологию. Утверждается, что у Маркса вся социальная жизнь детерминирована экономическими процессами. В действительности соотношение между экономикой и обществом в теории Маркса не столь жестко. К примеру, он считал, что такие социальные институты, как семья и государство, не только относительно независимы от экономики, но могут оказывать на нее влияние. Детерминация надстройки базисом сводится в основном к тому, что ее характер в значительной мере зависит от экономических интересов господствующего социального класса.

Маркс первым придал социологический смысл понятию «отчуждение», под которым он понимал отчужденность труда и его продукта от человека, который выполняет свою работу по внешнему принуждению. Понятие «отчуждение» для Маркса имело две стороны:

1) это структурная часть капиталистического общества;

2) это психологическое состояние, которое переживает производящий класс в условиях капиталистического производства.

К. Маркс разработал концепцию социального изменения, по которой двигателем истории является классовая борьба. Это означает, что трансформации экономической структуры сами по себе не способны вызывать социальные изменения: для этого необходимо активное вмешательство людей, точнее, угнетенного класса.

16. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ

Становление социологии в России началось во второй половине XIX в. в связи с ускорением социально-экономического развития страны и началом формирования гражданского общества. В начале XX в. появились первые признаки иституализации социологии. В 1910 г. был опубликован капитальный труд М. М. Ковалевского «Социология», в котором прослеживается влияние европейской социологической мысли, но уже присутствует и самостоятельный подход к вопросу о социальных детерминантах. По мнению Ковалевского, они заключены в самом социальном взаимодействии.

Были в России и представители психологического направления в социологии. В 1916 г. основано Русское социологическое общество. Среди видных российских социологов конца XIX – начала XX в. следует отметить П. А. Сорокина(основатель кафедр социологии в Петроградском и Ярославском университетах), Н. Я. Данилевского, Л. И. Мечникова, П. Л. Лаврова, Н. И. Кареева, Н. К. Михайловского и др.

В 1920-е гг. развитие отечественной социологической науки шло весьма противоречиво. Многие видные ученые, в том числе и Сорокин, были вынуждены эмигрировать из страны. Основные теоретические разработки переместились в область философского исторического материализма, во многом вульгаризированного. Однако специальные и конкретные социологические исследования (по проблемам труда, быта, культуры, социальной структуры) до начала 1930-х гг. проводились достаточно широко. В этот период социологическая наука нашей страны изучала такие проблемы, как:

1) методология и методика конкретных социологических исследований;

2) народонаселение и миграция;

3) труд и быт рабочих и крестьян.

В 1930-е гг. социология в нашей стране получила идеолого-политический ярлык «одной из буржуазных лженаук» и надолго была исключена из системы наук и образования.

В конце 1950-х гг. в связи с либерализацией политического режима социологическая наука в России получила ограниченные возможности возрождения.

В 1958 г. была создана Советская социологическая ассоциация. Позже, в 1969 г., организован в системе АН СССР Институт конкретных социологических исследований, позже переименованный в Институт социологических исследований, ныне Институт социологии.

С 1974 г. начал издаваться журнал «Социологические исследования». Вскоре появились социологические службы на промышленных предприятиях. Начали широко проводиться исследования в области социологии труда, культуры, молодежи, семьи.

Завершение процесса институализации социологии в нашей стране и мощный импульс дальнейшего развития этой науки связаны с кардинальными изменениями во всей общественной жизни страны начиная с 1987 г. Тогда были созданы Всесоюзный, затем – Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИКОМ), а также ряд независимых социологических служб.

Социология вошла в структуру высшего образования. Появились широкие возможности контактов и интеграции с мировой социологической наукой.

Широкое признание получили работы многих современных российских социологов (Т. И. Заславской, Г. В. Осипова, В. А. Ядова, и многих других).

17. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

В настоящее время социология характеризуется множеством направлений, школ, течений. Некоторые из них развиваются в русле «классических теорий», а другие ищут свои новые пути социологического познания.

1. Эмпирическая социология появляется вместе с теоретической, но становится самостоятельной в начале XX в. Л. Кетле и Ф. Ле Пле считали, что социология должна быть точной наукой – собирать и изучать факты. Ландберг (радикальный эмпиризм) считал, что показателем социальных явлений является эмпирическое исследование. Это течение внесло большой вклад в разработку технологий опроса и анкетирования. Но на смену радикальному пришел умеренный эмпиризм –Лазарсфельд, Стауффер. Они разрабатывали логические приемы обобщения эмпирических данных, интересуясь в основном формально-логическими аспектами, а не процедурно-техническими.

В России проблемами эмпирических исследований занимались Г. В. Осипов, В. А. Ядов, А. Г. Здраво-мыслов.

2. Структурный функционализм. Его разработки связаны с именами Т. Парсона и Р. Мертона. Они

понимали жизнь общества как пересечение большого числа социальных взаимодействий и структур, разработали «теорию социального действия» (анализ факторов человеческого поведения, взаимосвязь социальных структур и личности). Социология Парсонса-Мертона распадается на ряд течений. Неоэволюционисты и приверженцы социобиологи-ческих теорий (Э. Уилсон) рассматривали связь данных социологии, биологии, экологии и др. наук, называли социальную революцию продолжением биологической. Психоаналитическое направление объясняет общественную жизнь методами З. Фрейда и его учеников Юнга, Адлера, Фромма.

3. Социология, продолжающая идеи Зиммеля, М. Вебера. Феноменологическое направление основывалось на идеях Гуссерля и Шеллера. А. Щюц первый перенес в социологию идеи феноменологии, разработал концепцию интерсубъективного мира. Это направление изучает цели и мотивы индивидов общества. Их взаимодействие и есть социальная реальность («интерсубъективный мир»). Сюда же относят этнометодологию Гарфинкеля, экзистенциалистскую социологию Тирианьяна и символический интеракционизм (Д. Г. Мид).

4. Неомарксистская и радикально-критическая тенденции. Представители – М. Хорнхаймер, Т. Адор-но, Хабермас Ю. – работы по критическому анализу проблем социального отчуждения и авторитарной личности. К этому течению относят и конфликтологию (Р. Дарендорф, Л. Козер и т. д.). Дарендорф анализировал причины формирования и развития социальных конфликтов, выявляя их позитивные функции в жизни общества. Л. Козер критиковал Т. Парсон-са, доказывая, что в любой социальной системе существуют дисбаланс и конфликты – процессы, которые считаются обычно разрушающими (в этом он противостоит функционалистам), при определенных условиях рассматриваются как средства приспособления к окружающей среде. Козер говорил, что конфликты внутри группы часто способствуют формированию новых социальных норм или обновлению старых.

18. СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ КАК ПЕРВИЧНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Понятие социального действия первым ввел Макс Вебер, дав ему следующее определение: «Социальным является такое действие, которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие, и ориентируется в их направлении». Вебер вложил в понятие социального действия лишь непосредственное общение людей. Такая точка зрения является существенным, но не оправданным ограничением. Конечно, сохранить это разграничение нужно, однако не путем исключения опосредованного взаимодействия между индивидами.

Социальное действие, по мнению Вебера, характеризуется двумя основными признаками:

1) оно имеет субъективный смысл, т. е. связано с субъективным, индивидуальным осмыслением возможных вариантов поведения;

2) совершая действие, субъект сознательно ориентируется на ответную реакцию окружающих, т. е. имеет место ожидание этой реакции. Т. Парсонс выделял у социального действия следующие признаки:

1) нормативность (зависит от общепринятых норм и ценностей);

2) волюнтаристичность (связь с волей субъекта, которая обеспечивает некоторую независимость от окружающей среды;

3) знаковые механизмы регуляции. Анализ действия в концепции Парсонса предполагает два подхода:

1) действие рассматривается как единичный акт, оно связано с выделением автора и среды, которая включает физические объекты, культурные образы и других индивидов;

2) действие рассматривается как открытая система, поддерживающая обмен с внешней средой, существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.

Можно выделить следующие функции системы, каждой из которых соответствует определенная подсистема:

1) адаптивная функция, которой соответствует биологический организм;

2) личностная, которой соответствует усвоение ценностей и норм;

3) социальная,т. е. совокупность социальных ролей (образцов поведения);

4) культурная, которой соответствуют усвоенные цели и идеалы.

Вебер полагал, что без учета мотивов социология не в состоянии установить причинные связи, которые только и позволяют создать крупномасштабную и объективную картину социального процесса.

Семья, нация, государство и армия, в отличие от человека, не имеют живого организма, значит, не обладают мышлением, волей и мотивами. Нельзя говорить о «коллективном сознании» или «воле государства» как о реальных вещах. Хотя в метафорическом смысле можно. Конечно, это не значит, что их нельзя или не следует изучать. Напротив, еще как необходимо, но иначе, чем отдельного индивида. Стремясь познать общество, социолог, по мнению М. Вебера, должен начинать с индивида. Но изучать не его душу и эмоции, а совершаемые им действия. Их следует считать социальными, если только они имеют осознанную цель и мотивацию.

М. Вебер рассматривает четыре типа социального действия: целерациональное, традиционное, ценностно-рациональное и аффективное. Только первые два должна изучать социология. Все типы действия расположены снизу вверх по степени возрастания рациональности.

19. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Социология рассматривает общество как систему социальных связей, причем исходной клеточкой многие социологи (Сорокин П. А., Г. Зим-мель, К. Маркс и др.) называют социальное действие. Действие может считаться социальным только в том случае, когда человек его осознает, когда он испытывает на себе влияние поведения других людей и в свою очередь также воздействует на них.

Так как социальное взаимодействие осмысленно, то возникает вопрос о мотивах того или иного действия человека. Например, М. Вебер выделял «понимающую социологию и теорию социального действия»). Социальное действие выступает как социальная взаимосвязь между группами людей. Она может быть в виде социального контакта – мимолетного (пассажиры в автобусе, лифте) и в виде социального взаимодействия. Причем социальными взаимодействиями являются те действия, которые являются причиной и следствием ответных действий других людей.

Социальное взаимодействие происходит тогда, когда люди достаточно постоянно и устойчиво влияют на поведение друг друга. В результате этих постоянных взаимодействий обычно происходит изменение социальных отношений, в которых находятся люди.

Социальные отношения – отношения между группами людей, которые занимают в обществе различное положение и по-разному влияют на экономические, политические отношения (например, межнациональные, межгрупповые отношения). Характер социальных отношений зависит от того, какую цель преследуют субъекты этих отношений – статус, власть, богатство и т. д.

П. А. Сорокин делил социальные взаимодействия:

1) по количеству субъектов;

2) по характеру взаимоотношений (односторонние – двусторонние; солидарные – враждебные);

3) по деятельности (длительные, кратковременные);

4) по организованности (организованные – семья, партия и неорганизованные – толпа);

5) по сознательности (сознательные и нет). Таким образом, социальное взаимодействие очень сложное явление. Но без него невозможно существование общества.

Социальное взаимодействие можно разделить на такие простые элементы, как ожидание, реакция, действие. Они могут стать основой для определенных социологических концепций.

Формы взаимодействия людей, связь между ними определяют простые механизмы – язык, жесты, ценности.

Многие социологи считали социальное взаимодействие исходной клеточкой исследования общества (Маркс, Бухарин). В западной социологии К. Янг и Л. Фримен рассматривали теорию социального взаимодействия как центральную в социологии, так как с самого рождения человек является частью определенных взаимодействий в обществе.

Понимание социального взаимодействия как главной категории социологии не противоречит и теории М. Вебера и Т. Парсона о превосходстве «социального действия», так как социальное действие предполагает, во-первых, момент индивидуальных отношений, а во-вторых, ориентацию на других. И именно ориентация на других влечет за собой социальное взаимодействие.

Категория «социального взаимодействия» на современном этапе развития социологии является фундаментальной, заменить ее другой категорией не представляется возможным.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ