Главная » Учебно-методические материалы » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ » Шпаргалка по социологии. Аскерова Н.В., Белова Е.В., Мельникова Н.А.

Вопросы 1-10
21.12.2011, 23:46

1. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

Предмет науки – логически взаимосвязанная и непротиворечивая система фундаментальных понятий, описывающих часть объективной реальности, на которую нацелены методы исследования данной науки. Совокупность понятий, называемая предметом науки, упорядочивает и организует отдельные факты в регулярные, повторяющиеся события. Социолога интересует не исключительное или уникальное, а закономерное и типичное.

Социология – это наука о социальных системах, их функциях, законах (закономерностях, тенденциях) функционирования и развития (деятельности и взаимодействия) социальных систем и общностей (мир, общество, институт, группа, организация, семья, личность).

Социология имеет много общего с естественными и техническими науками. Причиной данного взаимодействия является то, что объектом социологического познания является общество. Однако выделения понятия «общество» в качестве исходного для определения предмета социологии недостаточно. Общество является объектом изучения всех гуманитарных наук. Объектом познания является все то, на что направлена деятельность исследователя. В соответствии с этим под объектом социологии понимается общество как целостная социальная реальность, в которой можно выделить объективные социальные явления (социальные отношения, социальную организацию, социальные общности, социальные процессы, социальные институты, социальные субъекты).

В литературе можно встретить смешение понятий «предмет» и «объект», хотя их следует разграничивать. Понятие «объект» отражает обширную сферу, сторону реальности, которая может привлекать внимание представителей различных наук. Предмет той или иной науки – не просто некое явление и процесс объективного мира, а результат теоретического мышления, позволяющего выделить именно те существенные черты объекта, которые являются специфическими для данной науки.

Предметом социологии выступают законы и закономерности функционирования и развития личности, социальных групп, общности и общества в целом, а также социальная жизнь общества (взаимодействия социальных субъектов по проблемам, связанным с социальным статусом, ролью, социализацией).

Предмет современной социологии – результат длительного исторического развития, продукт усилий многих поколений ученых, каждое из которых прибавило принципы нового знания, пересматривало установившиеся представления, критиковало, дискутировало, открывало, проверяло и таким способом тщательно просеивало все, что сегодня попало в предметную область социологии.

Первопричинами предмета социологии являются два понятия – «статус» и «роль». Первое дает статистическую, а второе динамическую картину общества. Статусом называется позиция, положение человека в группе или обществе. Совокупность незаполненных статусов дает нам социальную структуру общества. Социальные статусы связаны социальными отношениями, личные статусы связаны межличностными отношениями. Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто более фундаментальное – социальные отношения.

2. КАТЕГОРИИ И ЗАКОНЫ СОЦИОЛОГИИ

Специфика каждой науки состоит в том, что она располагает своими собственными категориями и законами. Социология также имеет свои законы и категории.

Структурные элементы социальной жизни (категории) и отношения и связи между ними (законы) отражают смысл науки «социология».

Существуют различные точки зрения на то, что является центральным в вопросе о категориях социологии. Одни считают, что это понятие – «общество», другие – «социальное», третьи – «социальная система», четвертые – «социальная группа».

Но понятие «общество» слишком абстрактно и носит слишком общий характер, чтобы быть исходной категорией социологии.

Понятия «социальная система», «социальная структура», «социальная группа» более точно отражают объект и предмет социологии, хотя и сужают их. Наиболее общей категорией социологии является понятие «социальное». Оно может включать в себя такие понятия, как «социальная организация», «социальная структура» и т. д. А уже из этих понятий вытекают другие очень важные и менее общие категории социологии (например: из понятия «человек» могут вытекать такие понятия, как «семья», «социальный статус», «малая группа»). Следует отметить важность таких категорий в социологии, как «социальное равенство» и «социальная справедливость».

Различные ученые по-разному видели то, что является ключевым понятием социологии. Для В. А. Ядова – это социальная общность, для П. А. Сорокина —. это социальное взаимодействие, для А. О. Бороноева – это человек.

Здесь следует заметить, что понятие «человек» используется многими науками, и было бы неправильно использовать его как специфическое понятие социологии.

Кроме П. А. Сорокина, считать социальное взаимодействие первичной категорией социологии были склонны Г. Зиммель, К. Маркс, Н. Бухарин, К. Янг, Л. Фримен. С их мнением можно согласиться, так как социология складывалась как наука о жизни людей, что изначально предполагает наличие каких-либо взаимодействий между людьми.

Эта позиция не противоречит мнению М. Вебера и Т. Парсонса о приоритете такого понятия, как «социальное действие», так как в интерпретации М. Вебера социальное действие синтезирует в себе момент ориентации на других, что и является социальным взаимодействием.

Кроме категорий социологии, которые отражают свойства объекта науки, существуют и законы, которые выражают связи между ними.

Законы регулируют поведение людей, отношения между ними, а потом проявляются в их деятельности.

К числу социальных законов можно отнести законы социальной мобильности, социализации, дифференциации. В реальной жизни социальные законы реализуются в определенных ситуациях конкретными людьми. Поэтому их называют еще законами-тенденциями.

Законы социологии могут быть общими – определяют развитие общества как целостной системы, и конкретными (специфическими) – рассматривают какой-то отдельный элемент общества.

Социальные законы могут также быть динамическими – определяют форму социальных изменений, и статические – социальными изменения рассматриваются в рамках социального целого.

3. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов.

Социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности и межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на следующие составные части:

1) общетеоретическая социология как макросоцио-логическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого;

2) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общностей, ориентированные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т. е. частные, специальные социологические теории, включая отрасли социологии (социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.);

3) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.

В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического социологического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни.

В центре эмпирических социологических исследований находятся само накопление, сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т. д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.

Структура социологии иногда анализируется через призму актуальных проблем, имеющих отношение к различным сферам общественной жизни. В структуре социологии особо следует отличать фундаментальную и прикладную социологию. Основанием для такого деления служат различия в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: одни из них направлены на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки, а другие – на изучение практических вопросов преобразований социальной жизни, на выработку практических рекомендаций. И в этих направлениях могут производиться как теоретические, так и эмпирические исследования. Прикладная социология ищет пути и средства практического использования познанных фундаментальной социологией механизмов и тенденций общественной жизни.

4. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ

Любая наука вносит свою посильную лепту в улучшение человеческой жизни. Не является исключением и социология. Питирим Сорокин обозначил одну из основных функций социологии – практическую. Именно практическая функция выражает связь социологии с жизнью, с многообразной человеческой деятельностью.

С первых своих шагов социология ставила перед собой задачу объективно исследовать существующее положение вещей и активно вмешиваться в ход социальных процессов.

Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде их можно подразделить на основные: теоретико-познавательную, практическую, политическую и идейно-воспитательную. Однако разграничение этих функций не должно быть излишне жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие.

Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта изучения этой науки – социальной действительности. Здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосредственно связанным с ней специальным научным теориям.

Практически-политическая функция социологии связана с тем, что данная наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, которые направлены на совершенствование социальной жизни, повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиции гуманизма, общечеловеческих ценностей. Обогащение и совершенствование выступают не как самоцель, а как необходимая предпосылка в дальнейшем осознании себя во внешнем мире.

Не только фундаментальные, но и эмпирические и прикладные исследования подчеркивают особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории, социальной политики и практики. Прежде всего на основе эмпирических социологических исследований обнаруживаются социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т. д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их преодолению и предотвращению. Особенно большое значение имеют в этой связи социальное предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Поэтому выделяются и такие функции социологии: социальное проектирование и конструирование, управленческая функция, организационно-техническая функция.

Идейно-воспитательная функция социологии находит свое выражение в той роли, которую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука нейтральна по отношению к классам и другим социальным группам, к их интересам и целям. Однако сами эти классы и слои группы широко используют социологические исследования и их результаты.

5. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО ВИДЫ

Социологическое исследование – это система логически последовательных, методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д.

Второй этап – сбор первичной социологической информации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения – записи исследователя, выписки из документов и т. д.

Третий этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, сама обработка на ЭВМ.

Заключительный этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулировка выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.

Вид социологического исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса и т. д. Различают три основных вида социологического исследования:

1) разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование – самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи;

2) описательное исследование – более сложный вид социологического анализа, с помощью которого получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении;

3) аналитическое исследование – наиболее серьезный вид социологического анализа, который не только описывает элементы явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Основными методами сбора первичной социологической информации являются наблюдение, изучение документов и опрос. Наблюдение, т. е. прямая регистрация событий социологом, имеет некоторые преимущества по сравнению с другими методами:

1) информация регистрируется наблюдателем независимо от субъективных желаний посторонних лиц;

2) события фиксируются в момент их свершения;

3) регистрировать можно объективные факты, а не только факты сознания.

Другим важнейшим методом социологического исследования является изучение документов. Документом в конкретном социологическом исследовании можно считать любую информацию, зафиксированную в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте или кинопленке.

Необходимым элементом социологического исследования является опрос. Он дает информацию о субъективных мнениях, чувствах, мотивах поведения индивида, во многих случаях является источником сведений и об объективных процессах.

После окончания сбора первичной социологической информации проводятся подготовка к обработке полученных анкет и выборка анкет. Выборка – это часть генеральной совокупности, подлежащая непосредственному изучению. Полученные данные представляют собой числовые величины, пригодные для выводов о характере и сущности изучаемого явления.

Заключительная часть социологического исследования – это оформление результатов исследования. Важнейшим документом исследования является отчет, который имеет как теоретическое, так и практическое значение.

6. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Программа социологического исследования представляет собой изложение общей концепции методологических подходов в соответствии с целью предпринимаемого исследования, гипотез, правил процедуры и логически последовательных действий для проверки высказанных предложений. Первоначально социолог составляет общий эскиз программы, где фиксируются тема, цель и основные задачи предполагаемого исследования в соответствии с выдвинутой проблемной ситуацией. Далее решается организационный вопрос: тема научно-исследовательской работы социолога включается в план НИР учреждения, в котором он работает, или с ним заключает договор организация-заказчик, которая заинтересована в его исследовании.

1. Методологический раздел программы, или стратегический документ исследования, имеет следующие части:

1) формулировка и обоснование программы;

2) указание цели;

3) определение объекта и предмета исследования;

4) логический анализ основных используемых понятий;

5) гипотезы и основные задачи исследования.

2. Методический раздел программы, или документ, отражающий тактику исследования, включает:

1) изложение методов сбора первичной социологической информации;

2) определение поля изучения обследуемой социальной совокупности;

3) логическую структуру инструментария для работы над первичными материалами и их обработку на ЭВМ.

Все социологические исследования, в том числе и теоретические, имеют прикладное значение, они содержат информацию, выводы, рекомендации для практической деятельности, для подготовки и принятия управленческих решений. В целом социологические исследования направлены на выявление резервов социального развития, имеющихся во всех общественных явлениях.

Любое социологическое исследование прикладной ориентации начинается с выявления научной проблемы, которая связана:

1) либо с противоречиями реальной действительности (развития социальных систем, процессов и состояний);

2) либо с «белыми пятнами познания» (неизученностью тех или иных социальных явлений, событий); либо с «конфликтом интерпретаций», когда социальные факты описываются и объясняются противоположным образом, причем каждая из научных позиций недостаточно убедительна (дискуссионна). Социальная проблема, на решение которой направлено исследование, имеет своих носителей. К ним относятся те или иные социальные группы и социальные институты. Они выступают объектом исследования. Объект – это часть действительности, которая нуждается в социологическом познании. Это может быть жизнедеятельность людей, организуемая определенными социальными институтами. Предмет исследования – это определенный аспект объекта, его некоторые стороны и свойства, которые в более полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

После составления программы социологического исследования на основе его методологического раздела (стратегии) и в соответствии с методическим разделом (тактикой) начинается организация полевого исследования, т. е. сбор первичной информации.

7. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК

Как уже было отмечено, человеческое общество является объектом изучения многих наук. Каждая из них стремится изучать свой предмет – отдельные сферы общественной жизни. Современное об-ществознание представляет собой сложную, широко разветвленную систему знаний: юридическая наука соседствует с экономической теорией, правоведение – с психологией и т. д. Каждая из этих наук располагает своими категориями и методами, каждая имеет свое лицо и традиции. Социология развивается в постоянной взаимосвязи с другими науками.

Если рассмотреть соотношение социологии с историей, то можно увидеть у них много общего. Каждая из этих наук изучает общество в целом, но социология изучает его дефактум, (что происходит сейчас), а история – постфактум (после того как что-то произошло).

Различия этих наук в том, что история не может отойти от хронологического изложения исторических событий, в то время как социология обобщает социологический опыт прошлого и настоящего. Объединяет социологию и историю то, что социологические теории опираются на определенный исторический опыт. Взаимосвязь наук проявляется в образовании социологии истории, которая дает социологический анализ исторического процесса.

Социология и философия. Общей чертой этих наук является то, что они рассматривают общество в целом. Но при этом социальная философия рассматривает общество как часть мироздания, а социология исследует само общество, те явления, которые в нем происходят. Социология опирается на итоги, обобщенные результаты общественных наук, социальная философия опирается на достижения специальных наук. Поэтому социальная философия выступает как общетеоретическая и методологическая основа социологии. Проблематики наук тоже совпадают.

Социология и политология. Взаимосвязь наук в том, что социальная организация и институты являются субъектами и объектами политики; политическая деятельность – важная форма и часть жизни человека; политика существует во всех сферах жизни и, как правило, определяет развитие общества. Каждая из наук имеет свой метод и предмет и по-разному рассматривает различные общественные явления.

Социология и экономика. Экономика изучает экономическую деятельность людей в социальных процессах. Экономика исследует только одну сторону общественной жизни, а социология исследует широкие закономерности в обществе в целом.

Как мы видим, науки очень тесно связаны с социологией. Существовало немало споров о месте социологии в ряду наук. Немецкий историк Э. Мейер вообще отрицал социологию как науку, а американский социолог Э. Гидденс ставил ее на центральное место среди других наук. Но наиболее правильной позицией было бы поставить социологию в ряд других наук как равную среди равных. Взаимодействуя между собой, науки обогащаются фактическим материалом.

Тесная связь между науками должна быть использована в полной мере. М. М. Ковалевский говорил, что социология должна быть самостоятельной наукой, но не должна отгораживаться от других наук, хотя при взаимодействии разных наук грани между ними становятся размытыми. В результате появляются новые науки, которые указывают на те проблемы, которые существуют на данный момент и требуют объединения усилий ученых разного профиля.

8. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ

Наиболее ранние теории общества в истории европейской мысли возникли в рамках античной философии. Первыми социологами Античности явились Платон и Аристотель.

Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в его трудах «Государство», «Законы», «Политика». В «Государстве» Платон утверждает, что главной причиной появления общества стала необходимость объединения, в отсутствие которого люди не могли удовлетворить своих насущных потребностей. Человеческое общество, по Платону, должно стремиться к воспроизводству некоего идеала. Эта идеальная общественная система сознательно создается и управляется интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности. Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до того момента, пока в нем не установится твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом, но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов. Наиболее стабильным надо считать общество, которое разделено на три сословия (класса): первый (высший), состоящий из мудрецов, управляющий государством; второй (средний), включающий воинов, охраняющих его от беспорядка и смуты; третий (низший), состоящий из ремесленников и крестьян. Принадлежность к интеллектуальной элите согласно Платону была обусловлена только социальным происхождением.

Платон предложил классификацию форм власти. Он выделял:

1) аристократию (власть избранных); монархию;

3) тимократию (власть воинов);

4) олигархию (власть небольшой группы богачей);

5) демократию (в том числе ее крайнюю форму охлократию – власть толпы);

6) тиранию;

7) идеальное государство.

Аристократия и монархия Платоном были отнесены к правильным типам государственного устройства, следующие пять форм – к неправильным. Идеальная же форма государства просто не могла существовать в реальности.

У Аристотеля опорой порядка выступает своеобразный средний класс Античности. Кроме него, обозначаются еще два класса: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Наиболее эффективное управление обществом достигается в том случае, когда масса бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богатых ограничены, в то время как средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Будучи учеником Платона, он впоследствии оказался его противником. Аристотель сыграл неоценимую роль в становлении современной науки, так как именно он описал систему наук, сохранившуюся до сих пор.

Свои социальные взгляды Аристотель изложил в трактате «Политика». Пожалуй, именно эту работу можно считать первым сочинением на социальную тематику, перед написанием которого было проведено, как мы бы сейчас сказали, обширное эмпирическое исследование.

В основе государства он видел семью, в которую включал и рабов. Именно поэтому идеальным государственным устройством Аристотель считал рабовладельческое государство, в котором власть принадлежит среднему слою рабовладельцев, а не богачам или беднякам.

9. СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Значительное влияние на развитие научной мысли Нового времени в целом и социальной мысли в том числе оказали труды Аристотеля. Они стали важным событием, подтолкнувшим многих мыслителей отказаться от схоластических богословских идей в пользу более широкого взгляда на действительность.

Фома Аквинский (1225–1274) – теолог, разработавший философскую концепцию, которая до сих пор признается католической церковью единственно правильной. По его мнению, все знания составляют иерархически организованную систему, в которой высшей точкой является теология как учение, наиболее близко стоящее к Божественному разуму. Философия – это выражение разума человека, и она не может и не должна противостоять теологии.

Власть государя и социальное неравенство Фома Аквинский выводил из Божественной воли: Бог так устроил мир, и людям нужно просто подчиниться его воле, а значит, любые попытки человека перейти в более высокое сословие грешны. Он четко разделял Божественную и мирскую власть.

Аквинский лучшим типом государственного правления считал монархию, поскольку она является моделью мира, которым правит Бог.

Николо Макиавелли (1469–1527) – итальянский дипломат и политик эпохи Возрождения. Его главное произведение – трактат «Государь» – продолжил основную линию платоновских рассуждений о государстве, однако основной упор делается не на структуру общества, а на поведение политического лидера.

По мнению Макиавелли, политика является особой сферой, к которой нельзя применять нормы общей морали. Он предложил свои принципы (законы), которыми должен руководствоваться правитель в своей деятельности.

Закон первый: действиями людей правят честолюбие и стремление к власти (человек либо стремится сохранить то, что он имеет, либо получить то, что имеет другой).

Закон второй: умный правитель не должен выполнять всех своих обещаний (ведь и подданные не всегда выполняют свои обязательства перед государством). Более того, стремление к выполнению обещаний приводит государя к зависимости от собственных подчиненных.

Закон третий: творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же надо производить сразу и в больших количествах.

Томас Гоббс (1588–1679) – английский философ. Он разработал философскую концепцию, в которой можно выделить два основных направления исследования: естественную философию (изучает природные законы) и гражданскую философию (изучает человеческое общество). Гоббс стал первым, кто наиболее полно разработал антропоморфную модель общества, основанную на сравнении общества и человека.

Кроме того, он разработал концепцию общественного договора, на основе которой позже было развито понятие гражданского общества. По Гоббсу, естественное состояние людей – это абсолютное соперничество индивидов в борьбе за существование. Чтобы избежать постоянной борьбы и угрозы для жизни, люди заключили некий общественный договор, в результате которого и появилось гражданское общество. Гоббс выделял три типа правления:

1) демократию;

2) аристократию;

3) монархию.

10. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ

Понятие «социология» представляет собой сочетание двух слов латинского и греческого происхождения и переводится как «наука об обществе». Оно было введено в научный оборот французским философом Огюстом Контом (1798–1857).Он же определил специфику и задачи социологического исследования общественной жизни, дал первоначальную разработку социологических категорий и законов, за что стал именоваться «отцом социологии». Однако другие ученые среди основоположников социологии упоминают и Ш. Монтескье, и Т. Гоббса, и Дж. Локка, и многих других. В любом случае социология одна из самых молодых наук.

Уже в XVII в. в теориях социальной физики впервые рассматривались идеи об обществе как системе.

Социальные философы того времени рассматривали общество как часть природы («естественное право» Т. Гоббса) и исходили из естественно-научных представлений.

Известные в то время законы естественных наук (геометрии, механики, астрономии и др.) сталкивались с противоречивыми социальными законами.

Поэтому стали предприниматься попытки формализации общественных закономерностей. В век Просвещения общество сравнивали с машиной («механическая модель»), в которой каждый элемент выполняет свою работу. Так трактовались разделение труда, межличностные связи, обмен.

Социальные мыслители в XVII в. старались рассматривать хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Если физиократы исходили из принципа автономности экономики по отношению к государству и праву, то Ж.-Ж. Руссо выявил значение экономических отношений собственности и вплотную подошел к решению проблемы социального неравенства в развитии общества.

В XIX в. настало время выхода из рамок философии социологии (изучающей самую сложную форму движения материи – общественную). Это произошло в Западной Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности.

Другими предпосылками становления социологии стали переход к рынку и связанные с этим усложнения социальных процессов, необходимость осмыслить на качественно новом уровне диалектику прав и обязанностей гражданина и государства, которую тогда определял бурно развивающийся капиталистический способ производства. Экономический уклад капитализма требовал и добивался освобождения своей основной производительной силы (рабочих) от традиционных для феодального общества ущемлений и преследований. Очевидно, что эти изменения происходили не сразу и весьма болезненно, что определялось специфическими традициями и укладом, порождая разного рода социальные конфликты.

Немаловажным является и тот факт, что именно в середине XIX в. формировался статус науки в ее современном понимании как производительной силы. Поэтому среди других наук об обществе в тот период именно социология с ее универсальным и методологическим, прикладным характером формировалась и развивалась наиболее ощутимо.

В XIX в. социология развивалась в тесной взаимосвязи с социальной философией.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ