Главная » Учебно-методические материалы » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ » Шпаргалка по социологии. Аскерова Н.В., Белова Е.В., Мельникова Н.А.

Вопросы 36-43
21.12.2011, 23:51

36. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ СУПЕРСИСТЕМЫ

Одной из самых интересных теорий развития общества в социологии, является теория суперсистем. Ее разработчиком является русско-американский социолог Сорокин Питирим Александрович (1889–1968), который ввел понятие «суперсистема» в социологию.

П. А. Сорокин рассматривал социальную действительность с позиций соцреализма, постулировавшего существование сверхиндивидуальной социокультурной реальности. Она объективируется в материальных и других «средствах» и не может быть сведена к физической реальности, поскольку социокультурные феномены интегрируются своей структурой значений.

Социокультурная реальность характеризуется бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление.

Социокультурная реальность охватывает истины чувств, рационального интеллекта, сверхрациональной интуиции. Все три способа познания должны быть использованы в систематическом исследовании социокультурных феноменов, однако высшим методом познания Сорокин признавал интуицию, которая представляет собой свойство высокоодаренной личности, считая, что при ее помощи были сделаны великие открытия.

Многочисленные объединения социокультурных феноменов носят, по социологической теории П. А. Сорокина, системный характер. Социокультурные системы самого высокого уровня, сфера которых превосходит отдельные общества, организуются вокруг фундаментальных предпосылок относительно природы реальности и принципиальных методов ее познания, т. е. мировоззрений. Социокультурные системы такого характера П. А. Сорокин условно называл суперсистемами.

Главные альтернативы определения сводятся к трем:

1) реальность воспринимается как непосредственно данная в чувствах («чувственная» суперсистема);

2) реальность определяется сверхчувственным образом при помощи интуиции (умозрительная, или «идейная», суперсистема);

3) реальность рассматривается как органическая комбинация двух первых («идеалистическая» суперсистема).

Им соответствуют три формы:

1) истинно-чувственная;

2) духовная (интуитивная);

3) рациональная.

Согласно П. А. Сорокину в различные периоды истории эти возможные базовые предпосылки, как и соответствующие им суперсистемы, находятся в различных фазах своего развития, но в любой период истории существуют пять основных культурных систем, стремящихся в своем выражении реальности к постоянству. Эти системы представлены следующими объектами:

1) язык;

2) этика;

3) религия;

4) искусство;

5) наука.

Согласно П. А. Сорокину каждая система «истин» воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений, радикальное преобразование и смены которых происходят в результате войн, революций, кризисов. Кризис современной «чувственной» культуры Сорокин связывал с развитием материализма и науки. Выход из этого кризиса представлялся в будущей победе религиозной «идеалистической» культуры.

37. ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

Многомерная, сложно организованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании такого феномена, как личность, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них – образ человека как совокупности социальных ролей.

Ролевая концепция личности. Зачастую в обществе от мужчины и от женщины ждут проявления определенных ролей.

Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей, в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-е гг. XX в. (Чарлз Кули, Джордж Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Теодор Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Другой образ личности возник под влиянием идеи Зигмунда Фрейда, рассматривавшего человека как стремящегося к удовольствию, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий.

В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

Другая концепция личности – это поведенческая концепция. В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т. д.

Деятельностный подход: в рамках культурно-исторической школы Л. С. Выготского сложилось понимание человека как деятельностного существа, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании.

Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория «деятельность».

Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение строения самой деятельности и определение составляющих ее элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность.

38. СОЦИАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Типы личности – модели личности, используемые в социологии в качестве образов, образцов, основ для группировки и иного при описании, классификации, упорядочении, изучении различных множеств индивидов. Социальный тип личности – продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей.

В социологии рассматриваются различные варианты социальной типологии личности. Например, Эрик Фромм рассматривает социальный тип личности как господствующий тип характера – это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры». Значение социального характера, считает Э. Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный. Макс Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, более конкретно – степень его рациональности, Карл Маркс – формационную и классовую принадлежность.

В социологии выделяются модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности – тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например всесторонне и гармонично развитая личность у К. Маркса или новый человек Э. Фромма. Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на его реальное поведение.

Также в современной социологии рассматриваются типы личности в зависимости от их ценностных ориентаций.

У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.

Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопо-слушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у данного типа личности весьма низкая.

Гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает прежде всего форму удовлетворения потребительских желаний.

Для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

39. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТИ

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Обозначают ли они один и тот же феномен или между ними есть какие-то различия?

Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к определению этих понятий строго, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. Individ – «неделимый, конечный»).

Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

Понятие «личность» вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т. е. акцент делается на социальном начале.

В социологии личность определяется как системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении. Личность – это субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Развитие человека как социального существа представляет собой развитие его как личности, представляющей собой вершинный уровень психики.

Следовательно, основанием психологической периодизации развития должны выступать закономерности становления личности.

Во время создания периодизации возрастного развития, исходящей из системных критериев, понятия «личность» и «мировоззрение» были «недостаточно точными и научными терминами». В понятие мировоззрение Л. С. Выготским было вложено представление о наличном способе отношения ребенка к миру, а под личностью понималось социальное образование, возникающее на поздних этапах развития и охватывающее единство поведения, которое характеризуется признаком овладения. Анализ контекста использования понятия «личность» обнаруживает ее трактовку как орудия овладения процессами собственного поведения.

Развитие личности связывается с развитием в различных сферах культуры и предполагает овладение:

1) культурными орудиями;

2) внутренним миром.

Это реализуется единством всех процессов, входящих в состав высших форм поведения на основе двух моментов:

1) единства задачи, стоящей перед человеком;

2) средств, которые диктуют структуру поведения. Основными критериями периодизации выступают

новообразования, возникающие к концу возрастного периода (концепция Л. С. Выготского).

Формирование личности невозможно в рамках одной-единственной деятельности: личность является продуктом всей совокупности социальных отношений индивида, продуктом его образа жизни. Следовательно, путь к формированию (управлению развитием) личности лежит в сфере проектирования и управления развитием образа жизни.

40. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ

«Личность» – одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.

На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории.

Философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи берут в расчет прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального.

Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Для социолога личность – это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т. е. они отмечают в людях социально типическое). Иными словами, личность в социологии – это нечто особенное.

В философии «личность» (читай: «человек») в соответствии со сложившимися традициями рассматривается как:

1) произведение;

2) творец;

3) деятель.

В психологии «личность» (читай: «индивид») – это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого.

Для психолога потенции субъектов различны, так как качества людей индивидуальны: как врожденные, так и приобретенные. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальной действующей единицей некой группы или общности.

И философия, и психология оказывают существенное влияние на развитие социологических представлений о личности, однако их особый взгляд на сей предмет и специфическая терминология используются только на уровне специальных теорий.

Итак, социологи, как правило, оперируют понятиями «социальный субъект» и «личность» для описания социальной сути и социальных качеств человека. В современной социологии личность, как и субъект (который, как мы помним, может быть индивидуальным – тождественным «личности» и групповым – тождественным «общности»), означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности.

Считается, что личность как социально типическая характеристика людей пережила определенную эволюцию в ходе исторического прогресса. Первобытный человек характеризовался деятельностью адаптивной, приспособительной, в то время как современный имеет значительно более богатый функциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую роль в природе и в обществе.

То есть личность все полнее проявлялась, формировалась и заполняла человека, вырывая его из мира естества (желаний и страстей) в мир творчества, осмысления и понимания знаков другого. В этом смысле личность как социальное качество человека становилась все более концентрированной субстанцией его особой (общественной) природы.

41. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Социализация – процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли.

Данный процесс не следует понимать как механическое перенесение извне вовнутрь, поскольку в ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные.

Социализация включает в себя как стихийное, так и целенаправленное воздействие. В последнем случае это воспитание, которое противопоставляется собственно социализации.

Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую два других периода.

Существует два понимания социализации:

1) социализация может рассматриваться как процесс усвоения социальных норм, в ходе которого индивид превращает внешние нормы, навязанные ему окружением, во внутренние, которым он подчиняется добровольно. Другими словами, личность делает нормы частью своего «я»;

2) социализация может рассматриваться также как важная составляющая социального взаимодействия: индивиды стремятся повысить самооценку, приводя свои действия в соответствие с ожиданиями других, и благодаря этому стремлению они социализируются.

Выделяются следующие стадии социализации:

1) первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает);

2) стадия индивидуализации (проявляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка пока еще неустойчивы. Юношеский возраст (18–25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;

3) стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. В обратном случае невозможны следующие исходы:

а) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и обществом;

б) изменение себя;

в) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация;

4) трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность;

5) послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

42. ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС» И «СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ»

В противоположность макросоциологическому взгляду «сверху вниз» микросоциология рассматривает проблематику личности непосредственно в поле межличностного взаимодействия. Поэтому и процесс очеловечивания (социализации), и процедуры встраивания личности в разнообразные общности и структуры здесь рассматриваются преимущественно сквозь призму ролевых концепций.

В социальной системе каждый человек занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Однако чаще всего только один из них определяет его положение в обществе. Такой статус называется главным, или интегральным. Главный статус чаще всего обусловливается должностью человека и отражается как во внешнем поведении (одежде, лексиконе и др.), так и во внутренней позиции (установках, ориентациях, мотивациях и т. д.). Социологи различают следующие статусы:

1) предписанные – навязанные обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности, обусловленные этническим происхождением, местом рождения и т. д.;

2) приобретенные (достигнутые), которые определяются усилиями самого человека (писатель, ученый);

3) естественные, предполагающие существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины, женщины);

4) профессионально-должностные – это базисный статус для взрослого человека, чаще всего являющийся основой интегрального статуса. Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Таким образом, социальные статусы – это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между объектами общественных отношений.

Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие социальной роли было введено в научный оборот независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом.

Т. Парсонс выделяет пять основных черт любой социальной роли:

1) эмоциональность – одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности;

2) способ получения – одни предписывают, другие завоевывают;

3) масштабность – часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая размыта;

4) формализация – действие в строго установленных правилах либо произвольно;

5) мотивация – на общее благо, на личную прибыль и т. д.

Таким образом, социальная роль – это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции.

Эти требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах. Система социальных санкций позитивного и негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения требований, связанных с социальной ролью.

Когда люди жили в более простых обществах, им не казалось, что они исполняют какую-то роль. В современном обществе с его высокой социальной мобильностью существенно возросли возможности сменить амплуа и просто необходимым стало менять роли.

43. СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Социальный конфликт – это попытка достижения некоторого вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения.

Конфликт – это реальная борьба между людьми или группами независимо от того, каковы истоки, способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон.

Социально-ролевой конфликт – это противоречие либо между нормативными структурами социальных ролей, либо между структурными элементами социальной роли. Универсальным источником конфликта является несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. Конфликт вечен, потому что невозможно создание такой общественной системы, при которой потребности всех были бы полностью удовлетворены.

В сложно дифференцированном обществе индивид выполняет требования не одной, а нескольких ролей, кроме того, сама конкретная роль, связанная с данной социальной ситуацией, чаще всего неоднородна. Значение этих положений становится ясным либо в случае, когда требования одной социальной роли противоречат, вступают в конфликт с требованиями другой социальной роли того же самого лица, либо тогда, когда подобное противоречие характеризует взаимоотношение отдельных элементов в пределах одной роли.

Наряду с подобного рода внутриролевыми конфликтами важнейшее значение для характеристики общества имеют структурно обусловленные межролевые конфликты, самые острые из которых принимают формы классовой борьбы.

В системе формальных социальных ролей прежде всего находят свое воплощение отношения власти, формальной структуры общества. Здесь взаимодействия индивидов заранее предопределены такой системой.

Одновременно с этим в обществе складывается и воспроизводится разветвленная система неформальных ролей, основанных на многочисленных видах неформальных спонтанных взаимодействий.

Если система формальных социальных ролей существует по необходимости, то неформальные социальные роли возникают на основе согласия. В идеале формальные и неформальные роли соответствуют друг другу. По мере нарушения этих принципов взаимодействия требования формальных и неформальных социальных ролей могут вступать между собой в конфликт.

Социальная адаптация – это особый вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в процессе которого происходит согласие их взаимных требований с учетом потенциальных тенденций развития как субъекта, так и социальной среды.

Социальная адаптация может быть двух видов: активная и пассивная. Активная социализация представляет собой процесс, когда индивид стремится воздействовать на социальную среду с целью ее изменения, и пассивная – когда индивид не стремится к такому воздействию.

Социальная адаптация – объективный процесс, обусловленный механизмом внутренней саморегуляции и общества, и коллектива, и личности.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ