Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ИНВЕСТИЦИИ » Инвестиции: учебный курс

11.3. ОБЛИГАЦИОННЫЕ ЗАЙМЫ (2)
29.12.2011, 13:47

Современный российский рынок корпоративных облигаций начал формироваться в начале 90-х гг. ХХ в. Однако вплоть до 1999 г. практика заимствований в форме облигационных займов была мало распространена. Особенностями облигационного рынка этого периода были: (а) доминирующая роль «товарных» выпусков, обеспеченных и погашаемых различными товарами; (б) незначительные объемы подавляющего большинства выпусков; (в) отсутствие вторичного рынка корпоративных облигаций. Последнее обстоятельство является наиболее существенным, поскольку только ликвидный вторичный рынок позволяет реализовать основные преимущества облигаций по сравнению с другими методами финансирования.

Выпуская товарные облигации, предприятия решали проблему сбыта продукции и одновременно предлагали инвестору инструмент, застрахованный от инфляционных процессов в той степени, в которой цена товара коррелирует с индексом инфляции.

Наличие альтернативных, более привлекательных для заемщиков и кредиторов инструментов также негативно отражалось на рынке корпоративных облигаций. Для заемщиков таким инструментом был вексель, выпуск которого гораздо более прост и дешев. Для инвестора более привлекательным инструментом были государственные облигации с их развитым вторичным рынком и инфраструктурой, льготным налогообложением доходов и, как тогда казалось, отсутствием кредитного риска.

Развитие рынка корпоративных облигаций ограничивалось рядом положений законодательства. Прежде всего речь идет об ограничении объема выпуска облигаций размером уставного капитала или величиной обеспечения, представляемого третьими лицами для цели выпуска облигаций, а также неблагоприятным для эмитента налоговым режимом выпуска и обращения облигаций. Ставка действовавшего в тот период налога на операции с ценными бумагами в размере 0,8% от номинала выпуска существенно повышала цену заимствования.

Однако самым большим законодательным препятствием развитию финансирования через рынок облигаций была невозможность отнесения процентных выплат по обслуживанию облигационного долга в состав затрат эмитента, за исключением кредитных учреждений. Данное положение было отменено только в 1999 г., что фактически и послужило толчком для начала развития национального рынка корпоративных облигаций. Единственными облигациями, активно торговавшимися на вторичном рынке до 1999 г., были облигации РАО «Высокоскоростные магистрали» пяти серий на общую сумму 1,2 трлн руб. Для них был предусмотрен специальный режим обращения, они были гарантированы государством, торговались вместе с государственными облигациями на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), и даже режим налогообложения доходов, полученных от владения ими, был такой же, как для государственных облигаций.

При незначительных объемах внутреннего рынка корпоративных облигаций ряд российских эмитентов в период с 1996 по 1998 г. успешно использовали выпуск еврооблигаций для финансирования своих потребностей. Это стало возможно после присвоения России кредитного рейтинга и выхода ее на этот рынок в качестве заемщика.

В 1997 г. заимствования на рынке еврооблигаций были осуществлены как рядом субъектов Федерации (Москва ¾ 500 млн долл., Санкт-Петербург ¾ 300 млн долл., Нижегородская область ¾100 млн долл.), так и акционерными обществами. Наибольшее количество выпусков осуществили банки (Автобанк, ОНЭКСИМБанк, Башкирский Кредит, Альфа-Банк, СБС-Агро, Внешторгбанк, Российский Кредит). Из нефинансовых организаций выпуск осуществили: ОАО Сибнефть ¾ 150 млн долл.; ОАО Татнефть ¾ 300 млн долл.; ОАО Мосэнерго ¾ 200 млн долл.; ОАО ЛУКОЙЛ ¾ 550 млн долл. (два выпуска). Привлекательность рынка еврооблигаций для российских компаний определялась возможностью осуществить заимствование достаточно большого объема денежных ресурсов на длительный срок по существенно более низкой цене по сравнению с национальным рынком. В качестве примера можно привести размещение в октябре 1997 г. облигаций ОАО ЛУКОЙЛ, конвертируемых в глобальные депозитарные расписки на обыкновенные акции эмитента. Это был четвертый выпуск такого инструмента компанией, являющейся пионером среди российских эмитентов по использованию конвертируемых облигаций. В результате было размещено облигаций на 354 млн долл. сроком на 5 лет с доходностью 8,2%, что было существенно ниже уровня процентов на внутреннем рынке. После кризиса августа 1998 г. очередное заимствование российской компанией на рынке еврооблигаций произошло только в 2000 г., когда компания «Вымпелком» разместила конвертируемые в американские депозитарные расписки облигации на сумму 75 млн долл. В последующие годы темпы роста внешнего рынка облигационных заимствований российских компаний существенно превышали развитие внутреннего рынка. Наиболее активными на этом рынке были крупнейшие российские компании, среди которых можно выделить ОАО «Газпром», который впервые вышел на этот рынок в апреле 2002 г., разместив заем на 500 млн долл. Вслед за первым последовали еще несколько займов, среди которых стоит упомянуть заимствование 1,75 млрд долл. на десять лет в феврале 2003 г. и тридцатилетний заем 1,2 мрд долл. в мае 2004 г., который стал самым «длинным» за всю историю российского рынка корпоративных облигаций. Столь же активными были и другие российские компании как сырьевых, так и не связанных с добычей и обработкой полезных ископаемых отраслей. В частности, следует отметить значительные объемы размещений компаниями телекоммуникационной отрасли. В 2004 г. на этот рынок стали выходить и компании «второго» эшелона, пользуясь механизмом выпуска так называемых кредитных нот (Credit Linked Nortes), который позволяет осуществить выпуск по сути еврооблигаций, но небольшим для этого рынка объемом (50-100 млн долл.), непродолжительными сроками обращения (1-2 года) и с более низкими требованиями к кредитному рейтингу и к стандартам раскрытия информации. В результате к началу 2005 г. объем рынка российских корпоративных еврооблигаций составил ~23 млрд долл., в то время как объем внутреннего рынка составлял всего ~9 млрд долл. Данная ситуация определяется объективно складывающимися условиями и рядом преимуществ заимствования на внешних рынках. Об этом свидетельствует присвоение РФ рейтингов инвестиционного уровня всеми ведущими мировыми рейтинговыми агенствами ¾ Moody’s (октябрь 2003 г.), Fitch (ноябрь 2004 г.) и Standart&Poor’s, которое в конце января 2005 г. подняло суверенный кредитный рейтинг России в иностранной валюте с ВВ+ до ВВВ-. К преимуществам еврооблигационного заимствования по отношению к внутреннему рынку можно отнести возможность привлечения больших сумм на большие сроки под более низкую процентную ставку.

В июне 1999 г. было принято постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 № 696 «О внесении дополнения в положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли»4, которое позволяло эмитенту относить процент, выплачиваемый владельцам облигаций, на затраты, включаемые в себестоимость, в пределах действующей ставки рефинансирования плюс три процентных пункта при условии их обращения на организованном биржевом рынке. Такое законодательное изменение в условиях выпуска и обращения облигаций послужило стимулом развития внутреннего рынка. Уже до конца 1999 г. были выпущены в обращение значительные объемы облигаций пяти крупнейших компаний России: РАО «Газпром» ¾ 3 млрд руб., РАО «ЕЭС» ¾ 3 млрд руб., ОАО ЛУКОЙЛ ¾ 3 млрд руб., ОАО «Тюменская нефтяная компания» ¾ 2,5 млрд руб., ЗАО «Алмазы России-Саха» ¾ 500 млн руб. Все эти облигации прошли листинг и были допущены к торгам на ММВБ. Одной из особенностей практически всех выпусков облигаций конца 1999 г¾ начала 2000 г. была индексация доходов и суммы, выплачиваемой при погашении, по отношению к девальвации национальной валюты. Включение таких дополнительных условий обусловливалось ожиданиями инвесторов дальнейшего значительного обесценения рубля.

В последующие годы позитивные тенденции в развитии национального российского рынка корпоративных облигаций получили существенное развитие. В это время происходило наращивание как объема облигаций, находящихся в обращении, так и числа эмитентов, выпустивших эти облигации. Причем происходило не только увеличение их числа и расширение списка отраслей, компании которых активно прибегают к облигационному заимствованию для финансирования своего развития, но и постепенное расширение присутствия на рынке компаний «второго» и «третьего» эшелонов. Значительным событием стал выход на рынок эмитента, сравнимого по масштабам с «Газпромом» ¾ ОАО «Российские железные дороги». Эта компания в декабре 2004 г. разместила три выпуска облигаций на общую сумму 12 млрд руб. Сам факт присутствия на рынке эмитента такого масштаба может послужить повышению его ликвидности и конкурентности. Необходимо, впрочем, отметить, что компания заявила о планах размещения значительного объема облигаций и на еврорынке. Подчеркнем, что именно в период 2000-2004 гг. сформировался достаточно ликвидный биржевой вторичный рынок облигаций российских эмитентов. По состоянию на конец 2004 г. в обращении находилось около 200 выпусков облигаций более чем 160 эмитентов на общую сумму ~270 млрд руб. За 2004 г. объем рынка вырос более чем на 50% по сравнению с 2003 г., а по сравнению с 2001 г¾ более чем в 4 раза!

Одной из особенностей российского рынка облигаций является большое количество выпусков с периодически (как правило, каждый купонный период) обновляемой безотзывной офертой со стороны эмитента, позволяющей инвестору осуществить досрочное погашение облигации по установленной заранее эмитентом цене, что повышает ликвидность этого инвестиционного инструмента и снижает риски инвестора.

Подавляющее число выпущенных облигаций являются купонными (с выплатой 2 или 4 раза в год) средней длительности (2-5 лет). Незначительная длительность заимствования связана с непродолжительной кредитной историей эмитентов и с отсутствием в России значительных объемов долгосрочных инвестиционных ресурсов.

Несмотря на впечатляющие успехи развития, внутренний рынок корпоративных облигаций демонстрирует и наличие ряда серьезных проблем. К таковым можно отнести: незначительное на общем фоне число выпусков, обладающих высокой ликвидностью на вторичном рынке, практическое отсутствие средне и долгосрочных заимствований, наблюдаемый значительный дисбаланс развития внутреннего и внешнего секторов рынка, чрезмерная доля банков в качестве покупателей облигаций и недостаточная роль институциональных инвесторов.

Дальнейший прогресс в развитии рынка может привести к тому, что выпуск облигаций станет одним из основных методов привлечения инвестиционного капитала российскими компаниями. Необходимыми условиями для этого являются совершенствование действующего законодательства, регулирующего выпуск и обращение облигаций, расширение круга эмитентов и инвесторов и дальнейшее увеличение ликвидности рынка. Значительные позитивные сдвиги могут быть достигнуты через привлечение на рынок институциональных инвесторов, в особенности тех, которые обладают долгосрочными ресурсами (пенсионные фонды), что повысит ликвидность рынка и позволит решить проблему увеличения сроков заимствований.

http://www.sibe.ru/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 41
Гостей: 41
Пользователей: 0