Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ИНВЕСТИЦИИ » Инвестиции: учебный курс

3.3.2. Особенности регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
29.12.2011, 13:26

Деятельность профессиональных участников фондового рынка подчинена определенным нормам и правилам. Они устанавливаются системой регулирования и контроля, под которой следует понимать совокупность институтов, осуществляющих регулирующее воздействие на участников рынка ценных бумаг и контроль за их деятельностью, а также совокупность законодательно-нормативных актов, составляющих правовую базу функционирования рынка ценных бумаг.

Нормативно-правовую основу профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг составляют нормы Гражданского Кодекса РФ и Федерального закона «О рынке ценных бумаг», Указы президента РФ, Постановления правительства РФ и положения Федеральной службы по финансовому рынку РФ.

Государственное регулирование ¾ это регулирование со стороны органов государственной власти. Оно осуществляется путем установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников и ее стандартов, лицензирования этой деятельности, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии. Государственное регулирование может иметь форму прямого (административного) или косвенного (экономического) управления.

В настоящее время российская система органов государственного регулирования, оказывающих воздействие на рынок ценных бумаг, включает Государственную Думу, которая издает законы, Президента Российской Федерации, указы которого регулируют рынок при отсутствии необходимых законов, Правительство Российской Федерации, выпускающее постановления в развитие указов президента и принятых законов. К государственным органам регулирования относятся также Министерство финансов, Банк России, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по финансовым рынкам.

Федеральная служба по финансовым рынкам является специализированным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование и контроль профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности. Деятельность службы направлена на развитие российского рынка ценных бумаг в целом. В части, касающейся регулирования деятельности профессиональных участников рынка, она разрабатывает и утверждает единые требования к правилам их работы на рынке ценных бумаг; устанавливает порядок и осуществляет лицензирование как профессиональных участников, так и их саморегулируемых организаций; разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, касающихся функционирования рынка ценных бумаг, его профессиональных участников и их добровольных объединений.

ФСФР подчинена Правительству Российской Федерации. Она была создана Указом Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314, в соответствии с которым ей переданы функции по контролю и надзору упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

К саморегулируемым организациям рынка ценных бумаг относятся некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе с целью регулирующего воздействия на рынок. Им присваивается государственный статус саморегулируемой организации, что гарантирует государственную поддержку. Количество и направленность деятельности саморегулируемых организаций устанавливается государством для исключения регулирования одного и того же объекта саморегулирования двумя (или более) органами.

Российские правовые нормы закрепляют за саморегулируемой организацией следующие права:

¨ разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;

¨ осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований к участникам рынка, обязательных для работы на данном рынке;

¨ контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;

¨ информационная деятельность на рынке;

¨ обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников рынка в государственных органах управления.

Саморегулируемая организация не только устанавливает обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности и стандарты проведения операций с ценными бумагами, но и осуществляет контроль за их соблюдением. Она учреждается не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Организация приобретает статус саморегулируемой на основе лицензии, выдаваемой ФСФР. Условием функционирования организации является выполнение ею и ее членами действующего законодательства. Саморегулируемая организация обязана регулярно представлять в ФСФР отчеты о своей деятельности. Российские саморегулируемые организации могут принимать форму ассоциаций, профессиональных союзов и профессиональных общественных организаций.

Основное направление деятельности профессиональных участников, объединенных в саморегулируемые организации, как правило, находит отражение в их названиях.

К российскому рынку ценных бумаг имеют отношение несколько основных саморегулируемых организаций4.

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) образована в 1994 году. В 2004 году она объединяла 419 российских компаний. Имеет одно представительство и 14 филиалов, по местонахождению совпадающих с филиалами ФСФР. Членами НАУФОР могут быть юридические лица, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Основными целями деятельности НАУФОР являются:

¨ развитие и совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг;

¨ обеспечение условий деятельности членов НАУФОР;

¨ установление правил и стандартов деятельности членов НАУФОР;

¨ осуществление мониторинга и контроля деятельности членов НАУФОР.

Для реализации своих целей данная саморегулируемая организация выполняет следующие функции:

¨ устанавливает правила и стандарты, принципы и технологические инструкции по осуществлению деятельности на рынке ценных бумаг, обязательные для применения членами НАУФОР;

¨ в соответствии со своими внутренними документами осуществляет контрольные полномочия;

¨ направляет предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по ценным бумагам, а также анализирует практику применения законодательных норм;

¨ устанавливает квалификационные требования к специалистам на рынке ценных бумаг, определяет их квалификацию и выдает им квалификационные аттестаты;

¨ осуществляет сотрудничество с участниками рынка ценных бумаг, не являющимися членами НАУФОР, а также с их объединениями и союзами.

Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) образована в 1994 году. Целью ее создания является развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг. ПАРТАД принимает самое активное участие в ее формировании путем разработки и установления стандартов профессиональной деятельности в области регистрации, учета и перехода прав на ценные бумаги, обращающиеся на рынке. К концу 2004 года членами ПАРТАД являлись 106 компаний.

Национальная лига управляющих (НЛУ) является саморегулируемой организацией, объединяющей на добровольной основе компании, управляющие активами паевых инвестиционных фондов, инвестиционных фондов, пенсионными резервами, осуществляющей деятельность по доверительному управлению ценными бумагами. В нее входят и инвестиционные фонды. Лига была зарегистрирована 26 января 2001 года. В 2002 году получила разрешение ФКЦБ (ныне ФСФР) на осуществление деятельности в качестве саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг. Ее членами на конец 2004 г. являлись 63 организации.

Национальная фондовая ассоциация учреждена крупнейшими операторами российского рынка ценных бумаг при участии Министерства финансов Российской Федерации и Банка России в январе 1996 года и первоначально называлась Национальной ассоциацией участников рынка государственных ценных бумаг (НАУРГ). В составе ассоциации в 2004 году было более 220 кредитных организаций и инвестиционных компаний ¾ профессиональных участников рынка ценных бумаг из 23 регионов России, операции которых составляют более 60% объема российского фондового рынка.

В 2003 году прошло учредительное собрание Некоммерческого партнерства «Профессиональный институт размещения и обращения фондовых инструментов» (ПРОФИ). Учредителями партнерства выступили 17 банков и инвестиционных компаний. В том же году федеральный орган по рынку ценных бумаг принял решение о выдаче НП ПРОФИ разрешения на осуществление деятельности в качестве саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих брокерскую и/или дилерскую деятельность на фондовом рынке, оказывающих услуги финансовых консультантов и/или принимающих участие в размещении и обращении ценных бумаг. В 2004 году членами ПРОФИ являлись 23 крупнейшие инвестиционные компании, а также банки, активно работающие на рынке ценных бумаг.

Одним из важнейших инструментов регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг является лицензирование.

Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются только на основании специального разрешения ¾ лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченными им органами на основании генеральной лицензии. Существует три вида лицензий ¾ лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра (лицензия регистратора), лицензия фондовой биржи. Лицензия выдается отдельно на каждый вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг выдается на осуществление брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, депозитарной деятельности, клиринговой деятельности, деятельности по организации торговли. Лицензия фондовой биржи выдается на осуществление деятельности по организации торговли в качестве фондовой биржи. Количество лицензий и динамика их выдачи отражает изменение институциональной структуры российского фондового рынка и рост числа его профессиональных участников (см. табл. 3.13).

Таблица 3.13

Количество лицензий на различные виды профессиональной деятельности на российском рынке ценных бумаг, действовавших в период 1997-2004 гг.

Источник: Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации (http ://www.fscm.ru).

 

В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», кредитные организации осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в порядке, установленном для всех его участников.

В России, как известно, сложилась модель фондового рынка, когда банкам разрешено заниматься любым видом профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Такая возможность коммерческими банками активно используется. По данным ФСФР по Северо-Западному федеральному округу, в 2004 году все 57 зарегистрированных банков, имевших лицензии на осуществление профессиональной деятельности на фондовом рынке, имели лицензии на осуществление брокерской деятельности. На осуществление дилерской деятельности имели лицензии 53 из них, на доверительное управление ¾ 39, на осуществление депозитарной деятельности ¾ 40. Кроме того, 30 коммерческих банков (более 50% от их общего количеств) имели все виды лицензий на профессиональную деятельность, 9 банков совмещали брокерскую, дилерскую и депозитарную деятельность, некоторые банки совмещают дилерскую и брокерскую деятельность с деятельность по управлению фондовыми активами5.

До 2000 года кредитные организации лицензировались Банком России на право осуществления всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, за исключением деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг и деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг.

В настоящее время лицензирование всех юридических лиц, в том числе кредитных организаций, на право ведения деятельности в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг, проводит только ФСФР России. Дополнительным основанием для отказа в выдаче кредитной организации лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ее приостановления или аннулирования является отзыв лицензии на осуществление банковских операций, выданной Банком России.

На современном этапе развития российского рынка ценных бумаг в основном сформированы правовые, экономические и организационные основы для его эффективного развития, в том числе:

¨ сформирована нормативно-правовая основа фондового рынка;

¨ существует специальный орган государственного регулирования рынка в виде Федеральной службы по финансовым рынкам;

¨ появилось значительное количество профессиональных участников рынка, имеющих опыт практической работы на нем;

¨ сформированы основы для развития коллективных инвестиций;

¨ разработана и реализуется программа защиты прав акционеров и вкладчиков.

Вместе с тем остается нерешенным ряд существенных проблем, препятствующих реализации потенциала российского рынка ценных бумаг как эффективного механизма перераспределения накоплений и сбережений в инвестиции. Решение проблем, стоящих перед органами государственного регулирования и профессиональными участниками фондового рынка, следует искать в направлении повышения и поддержания ликвидности рынка; создания механизма предотвращения конфликтов интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; усиления контроля за раскрытием информации профессиональными участниками рынка ценных бумаг; ужесточения процедур внутреннего контроля профессиональных участников рынка ценных бумаг; повышения уровня профессиональной квалификации участников рынка ценных бумаг; борьбы с незаконной деятельностью на рынке ценных бумаг.

http://www.sibe.ru/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0