Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ИНВЕСТИЦИИ » Инвестиции: учебный курс

8.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
29.12.2011, 13:36

Понятие источников финансирования капитальных вложений. Финансирование капитальных вложений представляет собой расходование денежных средств на приобретение элементов основного капитала (основных фондов, основных средств), в том числе на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое обновление действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и др.

Система финансового обеспечения инвестиционного процесса основывается на определении источников его финансирования. Под источниками финансирования капитальных вложений понимаются фонды и потоки денежных средств, которые позволяют осуществлять из них сам процесс капитальных вложений.

Необходимо разграничивать источники и методы финансирования капитальных вложений. Методы финансирования включают те способы, благодаря которым образуются источники финансирования и реализуются инвестиционные проекты. Например, эмиссионный доход ¾ потенциальный источник различного рода инвестиций. Акционирование предприятия ¾ метод, позволяющий осуществлять эмиссию акций.

Определение и последующее изыскание предприятиями источников финансирования ¾ центральный вопрос всех составляемых проектов капитальных вложений. Необходимость дифференциации и учета источников предопределяется разной стоимостью их привлечения.

Простое и расширенное воспроизводство валового внутреннего продукта (ВВП) обеспечивается за счет устойчивых источников финансирования капитальных вложений.

Российская экономика в 1990-е гг. вследствие трансформации источников и сокращения объемов инвестиций пережила череду кризисов. Если в 1997 г. Минфином России были профинансированы расходы на возвратной и платной основе по проектам, отобранным на конкурсной основе, в объеме 229,5 млн руб., в 1998 г¾ в объеме 8,2 млн руб., то в 1999-2000 гг. финансирование инвестиционных проектов, в том числе за счет средств Бюджета развития не производилось и государственные гарантии за счет Бюджета развития не предоставлялись. В 1999-2000 гг. Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. № 181-ФЗ «О Бюджете развития Российской Федерации» не выполнялся. Минэкономразвития РФ и Минфин РФ не осуществляли оперативное управление Бюджетом развития Российской Федерации.

Признаками начавшегося оживления инвестиционной деятельности в России можно считать: (1) усиление активности крупного отечественного капитала в нефтегазовой промышленности, химии, металлургии; (2) увеличение доли долгосрочных кредитов, предоставленных коммерческими банками; (3) расширение жилищного строительства.

Показателем масштабности финансирования капитальных вложений в национальную экономику является их доля в национальном доходе страны.

Системная классификация источников капитальных вложений предполагает прежде всего разделение уровней финансирования. Выделяется макроуровень (национальная экономика) и микроуровень (фирма) финансирования капитальных вложений.

Финансирование капитальных вложений на макроуровне. Совокупность источников финансирования капитальных вложений на макроуровне образует общенациональный фонд. В него включаются внутренние и внешние источники (см. рис. 8.1).

Внутренние национальные источники финансирования капитальных вложений состоят из централизованных и нецентрализованных ассигнований. Средства финансирования внутренних капитальных вложений в масштабах национальной экономики образуются из: (а) централизованных ассигнований; (б) накоплений, осуществляемых коммерческими и некоммерческими организациями страны; (в) частных накоплений граждан.

Развивающимся источником финансирования капитальных вложений являются средства населения, направляемые на индивидуальное жилищное строительство.

Централизованные ассигнования, используемые фирмами с целью реализации проектов капитальных вложений, включают в себя:

¨ государственные бюджетные (федеральные и субъектов Федерации) средства;

¨ негосударственные (муниципальные) бюджетные средства;

¨ внебюджетные средства.

Рис. 8.1. Внутренние и внешние источники финансирования капитальных вложений 
в национальной экономике

Государственные бюджетные средства выделяются на финансирование капитальных вложений в соответствии с ежегодно принимаемыми законами о федеральном бюджете и бюджетах субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Так, ст. 106 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» и Приложением 27 к нему предусмотрены расходы на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы в объеме 199 147 782,6 тыс. руб. (см. табл. 8.1).

Таблица 8.1

Расходы на реализацию адресной инвестиционной программы на 2005 г. (тыс. руб.)

Источник: Федеральный закон № 173-ФЗ от 23 декабря 2004 г. «О федеральном бюджете на 2005 год». Статья 106. Приложение 27.

 

Внебюджетные централизованные ассигнования на капитальные вложения осуществляются из экономических фондов и фондов социального назначения. Например, Федеральным законом «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2000 год» утверждены произведенные расходы на капитальные вложения по направлениям: развитие санаторно-курортных учреждений Фонда ¾ 464,9 млн руб.; осуществление социального страхования ¾ 169,9 млн руб.

Нецентрализованные ассигнования осуществляются из накоплений фирм и некоммерческих организаций страны, частных накоплений граждан.

Внешние источники финансирования капитальных вложений в национальную экономику включают в себя средства, поступающие из-за границы. Они состоят из двух потоков: (а) репатриируемых капиталов; (б) иностранных капиталовложений.

Репатриируемые капиталы способны сыграть значительную роль при финансировании капитальных вложений в Российской Федерации. По разным оценкам, с 1991 г. ежегодно из страны вывозилось общественного богатства на сумму 20-25 млрд долл. Таким образом, за границей оказалось средств российских резидентов в размере 250-300 млрд долл. Их значительная часть скована покупкой недвижимости. Но изрядные суммы представляют собой финансовые ресурсы, которые способны при общем благоприятном инвестиционном климате вернуться в Россию в виде капитальных вложений.

Это положение подтверждают данные статистики за 2001 г. о внешнем финансировании капитальных вложений, осуществляемом из Швейцарии, с Кипра, оффшорных зон. Несмотря на то что общий объем таких средств остается все еще незначительным, можно отметить положительную динамику. Например, поток вложений в российскую экономику с Кипра превысил вложения из США в полтора раза.

Таблица 8.2

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации, по странам

Источник: Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб. / Росстат. М., 2004. С. 623.

 

Основным средством политики репатриации капиталов рассматривается налоговая амнистия, которая означает, что возвращенные капиталы должны быть внесены на счета в национальные банки, и с этих сумм должен быть уплачен налог по льготной ставке.

Налоговая амнистия в Ирландии в 1988 г. позволила покрыть бюджетный дефицит: в казну поступило 750 млн долл. вместо ожидавшихся 50 млн долл., или 2,5% ВВП. Амнистия была первой в Ирландии, и правительство подчеркивало, что отведенные на нее 10 месяцев ¾ единственный шанс для налогоплательщиков легализовать свои доходы. Одновременно правительство увеличило число налоговых инспекторов и стало публиковать имена недобросовестных налогоплательщиков в национальных газетах.

В 2002 г. благодаря амнистии в Италию вернулось около 55 млрд долл. Казахстан в 2001 г. уничтожил все налоговые декларации за 1995-2000 гг. и позволил всем желающим в течение месяца перевести укрытые от государства доходы на банковские спецсчета. Компенсации за легализацию средств не взималось. В страну вернулось около 480 млн долл.

Но имеются и иные примеры. В ФРГ граждане и компании, которые в 1993-2002 гг. уклонялись от уплаты налогов, могли в 2004 г. легализовать капиталы, заплатив 25% от возвращенной суммы (35% в I квартале 2005 г.). Амнистия принесла стране 1,1 млрд евро вместо ожидавшихся 5 млрд евро. Правительство Бельгии в 2004 г. получило от амнистии физических лиц 495 млн евро (ожидалось 800 млн евро).

Финансирование иностранных капитальных вложений может осуществляться за счет: (1) вложений международных организаций; (2) вложений государств, имеющих зарубежную собственность или арендующих недвижимость за границей; (3) частных вложений нерезидентов, юридических и физических лиц.

Финансирование капитальных вложений международными организациями (Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и т. п.) осуществляется путем предоставления кредитов. Например, ассигнования ЕБРР в экономику России в 2002 г. достигли 1,289 млрд евро из всей суммы вложений в 3,9 млрд евро; сумма накопленных инвестиций ¾ 4,8 млрд евро, из них 78% приходятся на частный сектор1.

Финансирование капитальных вложений иностранными государствами происходит в том случае, если они обладают зарубежной собственностью, осуществляется долгосрочная аренда земельных участков (под строительство морских причалов для обслуживания гражданских судов, под военные базы и проч.). В этом случае капитальные вложения направляются на капитальное строительство объектов инфраструктуры (аэродромов, дорог, причалов, жилых построек, складов и т. д.) и их последующее обслуживание2.

Потенциально возможна реализация совместных проектов капитальных вложений несколькими государствами (например, строительство электростанции на реке, служащей границей между двумя странами), однако международная собственность не получила в мире сколько-нибудь значительного распространения.

Частные капитальные вложения нерезидентов ¾ юридических и физических лиц ¾ наиболее часто встречающаяся практика импорта капитала.

Привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику должно способствовать решению проблем социально-экономического развития:

¨ освоению невостребованного научно-технического потенциала страны, особенно на конверсируемых предприятиях военно-промышленного комплекса;

¨ продвижению отечественных товаров и технологий на внешний рынок;

¨ содействию в расширении и диверсификации экспортного потенциала и развитии импортозамещающих производств в отдельных отраслях;

¨ притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

¨ созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства;

¨ освоению опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

¨ содействию развитию производственной инфраструктуры.

Источником иностранных инвестиций может стать внешняя задолженность государства в случае согласия кредиторов трансформировать долги в инвестиции.

В числе потенциально значимых источников привлечения инвестиций в российскую экономику ¾ задолженность со стороны других государств. Ее объемы регламентируются законодательно. В соответствии со ст. 92 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» установлен на 1 января 2006 г.:

¨ верхний предел государственного внешнего долга иностранных государств (за исключением государств ¾ участников СНГ) перед Россией в сумме 82,4 млрд долл.;

¨ верхний предел государственного внешнего долга государств ¾ участников СНГ перед Российской Федерацией в сумме 3,2 млрд долл.;

¨ предел предоставления гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований в сумме 2,0 млрд долл.

Основные должники на 1 января 2004 г¾ Республика Индия, Куба, Сирийская Арабская Республика (см.: Приложение 30 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2005 год»).

Нельзя списывать со счетов и такой источник, как привлечение капиталов из государств ¾ участников СНГ. Оно способно осуществляться путем совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, международного финансового лизинга, создания договорных совместных организаций типа консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности. Необходимо также создать условия для привлечения частных российских инвесторов в производственные объекты государств ¾ участников СНГ, в продукции которых заинтересована Российская Федерация. В этой связи целесообразно разработать совместно со странами СНГ механизм инвестиционного сотрудничества и перехода на совместное финансовое обеспечение капитальных вложений.

Активизация иностранных инвесторов возможна при условии активизации деятельности отечественных инвесторов и предоставления иностранным инвесторам национального режима. Вместе с тем привлечение иностранных инвестиций, обеспечивающих развитие международных экономических связей и освоение передовых научно-технических достижений, не способно компенсировать недостаток отечественных инвестиций.

Финансирование капитальных вложений на микроуровне. Общенациональный фонд финансирования капитальных вложений на микроуровне распадается на источники финансирования капитального строительства и капитального ремонта, из которых образуются фонды специализированных предприятий.

Господствующая в стране макроэкономическая система предопределяет структуру источников финансирования капитальных вложений на микроуровне.

В условиях плановой экономической системы государство детально регламентировало хозяйственную деятельность предприятий. Они создавали инвестиционные фонды по фиксированным нормативам:

¨ за счет износа основных фондов ¾ амортизационный фонд;

¨ преимущественно из прибыли ¾ фонды экономического стимулирования (фонд развития производства, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и др.).

Поскольку в плановой экономике государственные предприятия являлись лишь владельцами средств (собственник ¾ государство), главным источником инвестиций были бюджетные ассигнования.

Переход от плановой к рыночной системе существенно отражается на источниках финансирования капитальных вложений фирм. В рыночной экономике главным источником инвестиций являются собственные средства предприятий частного и государственного секторов. В развитых странах они составляют 2/3 общего объема капитальных вложений.

Существуют различные классификации источников финансирования капитальных вложений, осуществляемых на микроуровне, т. е. предприятиями всех форм собственности. Они систематизируются в зависимости от:

¨ участников инвестиционного процесса (собственные средства предприятий; бюджетные ассигнования);

¨ организационно-правовой формы самих предприятий;

¨ связи с капиталом предприятия (внутренние, входящие в состав собственного капитала; привлеченные, включаемые в состав собственного капитала; привлеченные, не включаемые в состав собственного капитала);

¨ масштабов и динамики сбережений (связанные с образованием фондов, их приростом или перегруппировкой капитала);

¨ нормативных актов. Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», определяющей источники финансирования фирмами капитальных вложений, они могут осуществляться инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств (см. рис. 8.2).

Рис. 8.2. Источники финансирования капитальных вложений фирмы

Отметим, одни и те же источники в зависимости от отношений собственности, в которые включено предприятие, могут рассматриваться в одних случаях в качестве собственных, в иных ¾ в качестве привлеченных.

В России в структуре инвестиций в основной капитал (без субъектов малого  предпринимательства) в  1998 г. доля собственных средств составила 53,2 %, доля привлеченных ¾ 46,8 %. К 2003 г. их соотношение несколько изменилось:  доля собственных средств уменьшилась и составила 45,6 %, привлеченных ¾ увеличилась до 54,4%3.

Каждому из источников инвестирования соответствуют свои факторы роста, методы привлечения капитальных вложений и управления инвестиционным процессом.

http://www.sibe.ru/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0