Главная » Учебно-методические материалы » ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ » Исследование систем управления: конспект лекций. Шевчук Д.А.

Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования
18.12.2011, 23:12

Наблюдение – метод исследования посредством сбора информации об исследуемом объекте, который осуществляется путем наблюдения за выбранным объектом исследования. При его проведении исследователь должен пользоваться такими чувственными способностями, как ощущение, восприятие и представление.

Результатами использования данного метода являются знания о внешних и внутренних свойствах и характеристиках объекта исследования.

Используя данный метод получения информации, исследователь приобретает:

• информацию для построения гипотез;

• информацию для проверки данных, полученных другими методами;

• дополнительные сведения об изучаемом объекте.

Наблюдения классифицируются:

• по основанию наблюдения исследователя за объектом изучения:

• на прямое наблюдение – непосредственное наблюдение за поведением, например рабочих в процессе производства продукции. Недостатком проведения данного вида исследования является изучение объекта только в определенных условиях.

В результате этого полученные частичные данные могут не соответствовать характеристикам этого объекта в целом. Присутствие наблюдателя может также повлиять на результаты наблюдения;

• косвенное – наблюдение, осуществляемое посредством изучения результатов поведение, например изучение данных о производительности труда каждого работника, на основе которых можно сделать вывод, какой работник производит больше в процессе труда;

• степени информированности объекта исследования о наблюдении:

• открытое – наблюдение, в процессе проведения которого объект исследования знает, что за ним происходит наблюдение;

• скрытое – наблюдение, при котором объект исследования не знает о проводимом наблюдении;

• уровню формализации данного метода исследования:

• структуризованное – наблюдение, проводимое по заранее разработанному детальному плану, в котором может определяться, например, объект исследования, место проведения наблюдения, необходимое время для проведения наблюдения;

• неструктуризованное – наблюдение, строящееся на основе общих понятий о проводимом исследовании. В процессе его проведения фиксируются все виды поведения объекта исследования;

• условиям проведения:

• полевое – наблюдение, проводимые над объектом исследования в естественных условиях его функционирования;

• лабораторное – наблюдение, проводимое над объектом исследования, помещенным в искусственно созданные условия, ситуации.

При проведении наблюдения его разбивают на следующие этапы:

• определяется цель проведения наблюдения, объект и предмет наблюдения;

• собирается необходимый материал для проведения наблюдения;

• определяется способ наблюдения;

• проводится наблюдение, которое способствует получению необходимых данных.

При проведении наблюдения необходимо руководствоваться следующими правилами:

• элементы событий, подлежащих наблюдению, должны быть классифицированы максимально дробно;

• один и тот же элемент наблюдается в разных ситуациях: стандартных, конфликтных и т. п.;

• различают и регистрируют содержание и форму наблюдаемых событий, их количественные характеристики (интенсивность, регулярность и т. п.);

• описание событий не смешивают с интерпретацией.

Выделяют 2 вида трудностей проведения наблюдения:

• субъективные – трудности, связанные с личностью наблюдателя.

Они возникают из-за влияния на результаты исследования ценностей наблюдателя, его эмоционального состояния, имеющегося опыта, сложившихся предпочтений наблюдателя;

• объективные – трудности, появляющиеся в процессе наблюдения, не зависящие от наблюдателя. Они могут возникать из-за недостатка временного ресурса, невозможности наблюдения некоторые факторов.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ