Главная » Учебно-методические материалы » ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ » Исследование систем управления: учебно-методический комплекс. Алексеев С.И.

Тема 15. Исследование и проектирование управленческих решений
19.01.2012, 18:32

Изучив тему 15, студент должен знать:

•    классификацию управленческих решений, этапы и процедуры процесса принятия решений;

уметь:

•    распределять решения по уровням системы управления; выявлять и формулировать перечень управленческих решений, которые готовятся в данном подразделении.

При изучении темы необходимо:

•    читать [2] п.п. 6.2; [3] Тема 15;

•    акцентировать внимание на следующих понятиях:

управленческое решение, высоко- и слабоструктурированные решения, запрограммированные и незапро-граммированные решения, проблемная ситуация, лицо, принимающее решение (ЛПР);

•    выполнить задание: для конкретного подразделения разработать схему принятия решений, проанализировать ее и дать неформальное описание, на основании которого внести свои предложения по совершенствованию системы управления подразделением.

Краткое содержание

Этапы и процедуры процесса принятия решений. Задача проектирования управленческих решений по уровням системы управления.

15.1.    Классификация управленческих решений

Управленческое решение - это концентрированное выражение процесса управления на заключительной стадии этого процесса

15.2.    Требования к управленческим решениям

1.    Обоснованность (должны быть ссылки на документы или законы);

2.    Четкость формулировок (не должно быть двойственного понимания);

3.    Реальная осуществимость;

4.    Своевременность;

5.    Экономичность (минимальные затраты);

6.    Эффективность (степень достижения цели).

15.3.    Этапы и процедуры процесса принятия решений

При решении относительно несложных проблем часто используется интуитивный подход, который характеризуется такими чертами: субъект решения держит всю проблему в голове; по мере развития проблемы подход к ее решению может радикально меняться; возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов; может не соблюдаться последовательность этапов; качество решения основывается на предыдущем опыте лица, принимающего это решение. Поэтому интуитивный подход не дает хороших результатов в тех случаях, когда опыт лица, принимающего решение, небольшой, а предыдущие ситуации не соответствуют новым. Кроме того, на качество интуитивных решений могут оказывать влияние недостаточно полное представление о текущей проблемной ситуации и неверная интерпретация ее сути.

Если проблемная ситуация не так очевидна, а ее решение неоднозначно, то принятие решения требует структуризации, которая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ее решение.

Основные этапы процесса принятия решений:

1. Появление проблемы

2.    Исследование факторов и условий

3.    Разработка решений

4.    Оценка и принятие решений.

Самая простая «идеальная» схема принятия решений предполагает, что процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому; после выявления проблемы и установления условий и факторов, приведших к ее возникновению, производится разработка решений, из которых выбирается лучшее. Количество разрабатываемых и рассматриваемых вариантов зависит от многих факторов и, прежде всего, от имеющихся в распоряжении разработчиков времени, ресурсов и информации. Главным ограничителем является время, в течение которого должно быть принято решение, поэтому параллельно с разработкой вариантов производится их оценка, а окончательное решение принимается путем выбора лучшего из тех, которые были подготовлены и рассмотрены в запланированный период времени.

Чтобы представить более детальную структуризацию процесса принятия решения, помимо этапов выделяют процедуры, необходимые для реализации целевых установок каждого этапа:

Этапы

Процедуры

1. Постановка проблемы

Возникновение новой ситуации. Появление проблемы. Сбор необходимой информации. Описание проблемной ситуации.

2. Разработка вариантов решений

Формулирование требований ограничений. Сбор необходимой информации. Разработка возможных вариантов решений.

3. Выбор решения

Определение критериев выбора. Выбор решений, отвечающий критериям. Оценка возможных последствий. Выбор предпочтительного решения.

4. Организация выполнения решения и его оценка

План реализации выбранного решения. Контроль хода реализации решения. Оценка решения проблемы и возникновения новой ситуации.

Цель первого этапа — выявление и описание проблемы и проблемной ситуации; второго этапа — поиск возможных вариантов решений; на третьем этапе производится оценка альтернатив и выбор окончательного решения; наконец, на последнем этапе целью работ является организация, контроль и оценка результатов выполнения принятого решения.

Обязательными элементами процесса являются наличие поэтапного плана и методов решения, а также их информационное обеспечение. Работа по сбору, обработке и оценке информации проводится на всех этапах процесса принятия решений, но имеет особенности, отражающие специфику вытолняемых действий и решаемых задач, а также стиля работы лица, принимающего решение. Наибольшую потребность в информации испытывают субъекты решений, которыгх в управленческих кругах назыпвают максималистами, так как они собирают и анализируют максимум возможной и полезной информации. Этот подход оправдывает себя в том случае, когда решается очень сложная проблема и нет дефицита времени, отпущенного для ее решения. Наряду с этим, субъекты решения нередко ограничиваются лишь таким количеством информации, которое достаточно, чтобы выбрать один-два удовлетворительных варианта решений, после чего поиск и анализ новой информации прекращается, что дает неплохие результаты при решении сравнительно несложной проблемы, но в условиях жесткого лимита времени.

Необходимым элементом (и параметром) процесса принятия управленческих решений является оценка тех действий, которые предпринимаются на его различных этапах. На этапе постановки задачи принятие решений — это оценка границ, масштабов и уровня распространения проблемы и проблемной ситуации; на этапе решения — оценка различных вариантов, предлагаемых специалистами; на этапе принятия решения — оценка ожидаемых последствий его реализации. Для этой цели используются критерии.

На первом этапе в качестве критерия распознавания проблемы чаще всего используется целевая установка, по отклонению от которой судят о возникновении проблемы. Следовательно, руководители всех уровней должны иметь четко сформулированные цели и задачи своей деятельности, чему способствует применение системы управления по целям (или по результатам). В противном случае существование проблемы определяется чисто интуитивно или по мере поступления сигналов, что существенно усложняет последующий процесс принятия решений.

Этап формирования решений начинается со сбора и обработки информации, необходимой для выгработки курса действий. Как правило, при решении сложных проблем не удается ограничиться только той информацией, которую предоставляют действующие системы отчетности; поэтому требуется время и ресурсы для информационного обеспечения решения проблемы.

На этапе выгработки курса действий, т. е. разработки вариантов решения проблем, применяются различные критерии, позволяющие из множества проектных предложений выбрать допустимые, а из них — наиболее полезные или предпочтительные для решения целей организации. От того, насколько обоснованно они выбраны, зависит качество управленческих решений, а оно, в свою очередь, предопределяет конкурентоспособность организации, быстроту ее адаптации к изменениям хозяйственной ситуации и в конечном счете — эффективность и прибыльность.

Наиболее полно система критериев оценки решений разработана для структурированных проблем, позволяющих применять экономико-математические методы. С их помощью определяются лучшие решения, например, по таким параметрам, как сроки окупаемости капиталовложений, прирост доходов или прибыли, минимизация текущих издержек или максимизация производительности труда и т. п. Нередко в качестве критерия выбора решения применяется фактор времени, особенно важный в условиях переходного периода, для которого характерна неустойчивость состояния экономики и общества в целом. Задержка с принятием решения или выбор решения, которое связано с более длительным процессом реализации, могут существенно снизить ожидаемые результаты (из-за инфляции, изменения политики и прочих факторов внешней среды). Поэтому на этапе выработки курса действий менеджерам приходится анализировать большое количество вариантов решений, отличающихся различными комбинациями используемых ресурсов организации.

15.4. Распределение управленческих решений по уровням управления

Осуществляется последовательно, начиная с высшего уровня руководства. Последовательность распределения управленческих решений:

1.    выявление управленческих решений компетенции высшего уровня;

2.    расчет загрузки Qp руководителя высшего уровня управления;

3.    сравнение расчетной загрузки с допустимой Q0

4.    если Qp > Q0 , то перераспределение решений заданного уровне, т. е. передача части полномочий другому лицу до тех пор, пока не будет полностью сформирован круг лиц, выполняющих все решения иначе;

5.    фиксация списка решений компетенции высшего уровня, т. е. закрепление ответственных лиц за каждое решение на данном уровне управления;

6.    переход к координирующему уровню.

Вопросы для самоконтроля:

1.    Что понимается под управленческим решением?

2.    Каким требованиям должны удовлетворять решения?

3.    Как можно классифицировать решения?

4.    Каковы основные этапы и процедуры процесса принятия решений?

5.    Как происходит процесс распределения управленческих решений по уровням управления?

6.    Что представляет собой «идеальная» схема принятия решений?

7.    Какие факторы учитываются при разработке вариантов решений?

8.    Какой из факторов является главным при разработке вариантов решений?

9.    Что относят к обязательным элементам процесса принятия решений?

10. Каковы критерии распознавания проблемы?





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ