Главная » Учебно-методические материалы » ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ » Исследование систем управления: учебно-методический комплекс. Алексеев С.И.

Тема 16. Эффективность и управление исследованием
19.01.2012, 18:34

Изучив тему 16, студент должен знать:

•    цели исследования систем управления, критерий оценки исследования, экономический и юридический аспекты тайны методики и результатов исследования, принципы честного исследования;

уметь:

•    определить цели исследования систем управления и оценить эффективность исследований.

При изучении темы необходимо:

•    читать [1] п.п. 1.14, 1.15, 1.16, 1.17; [3] Тема 16;

•    акцентировать внимание на следующих понятиях:

цель исследования; параметр эффективности исследования; полнота, точность и достоверность результатов исследований; тайна и конфиденциальность исследований.

Краткое содержание

Цель исследования. Организация исследования. Формулировка критерия оценки исследования. Тайна и конфиденциальность при исследованиях. Экономический и юридический аспекты тайны методики и результатов исследования. Риски, ответственность, свобода исследований.

16.1. Цель исследований

Проведение исследования осуществляется в следующих случаях:

•    при совершенствовании системы управления действующей организации;

•    при разработке системы управления вновь создающейся организации;

•    при совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;

•    при совершенствовании системы управлении вследствие изменения формы собственности.

В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непре-рыгвного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов.

Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыгми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций. Исследования систем управления могут быгть различными как по целям, так и по методологии их проведения.

По целям исследований можно выгделить практические и научно-практические.

Практические исследования предназначены для быгстрыгх эффективных решений и достижения желаемых результатов.

Научно-практические исследования ориентированы на перспективу, более глубокое понимание тенденций и закономерностей развития организаций, повышение образовательного уровня работников.

По методологии проведения следует выделить, прежде всего, исследования эмпирического характера и опирающиеся на систему научных знаний.

Разнообразны исследования и по использованию ресурсов собственных или привлекаемых, по трудоемкости, продолжительности, информационному обеспечению, организации их проведения. В каждом конкретном случае, исходя из поставленных целей, приходится выбирать необходимый вид исследования.

16.2. Организация исследований

Исследование как вид деятельности в процессе управления организаций включает следующие работы:

•    распознание проблем и проблемных ситуаций;

•    определение причин их происхождения, свойств, содержания, закономерностей проведения и развития;

•    установление места этих проблем и ситуаций (как в системе научных знаний, так и в системе практического управления);

•    нахождение путей, средств и возможностей использования новых знаний о данной проблеме;

•    разработка вариантов решения проблем;

•    выбор оптимального варианта решения — проблемы по критериям результативности, оптимальности, эффективности.

На практике все эти работы находятся в тесной взаимосвязи, характеризуя при этом степень профессионализма исследователей, конкретные цели и задачи их деятельности.

Проведение исследований и анализ любой конкретной системы управления как объекта необходимо, прежде всего, для обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынке товаров (услуг), для повышения эффективности функционирования подразделений и организации в целом. Понять, как успешно и своевременно достигаются поставленные цели можно только с помощью исследования работы этих подразделений и конкретных исполнителей и руководителей.

Исследования необходимо проводить не только, когда организациям грозит банкротство или серьезный кризис, но и тогда, когда организации функционируют успешно и стабильно достигают определенных результатов. В данном случае своевременные исследования помогут удержать этот стабильный уровень работы организации, выяснить, что мешает, либо в большей степени стимулирует ее работу, чтобы желаемые результаты были еще лучше.

Необходимость проведения исследований продиктована еще и постоянно меняющимися целями функционирования организаций, что неизбежно в условиях рыночной конкуренции и постоянно меняющегося спроса потребителей.

Исследования необходимы как с научной, так и с практической, точек зрения. С научной точки зрения исследование предполагает разработку и четкое формулирование методологии проведения исследований с тем, чтобы разработать фундаментальные теоретические положения. С практической точки зрения исследования должны уметь проводить конкретные люди (аналитики, проектировщики, сотрудники в отделах), следовательно, их необходимо вооружить конкретными знаниями, обучить различным методам проведения исследований, разъяснить, для чего это нужно и какие цели при этом достигаются.

Необходимо помнить главное: исследования проводятся с целью построения определенной модели системы управления, к которой должна стремиться организация.

Есть необходимость специального подбора и подготовки исследователей, поскольку от результатов их деятельности в значительной степени зависит эффективность работы предприятия. Подготовка таких специалистов осуществляется заблаговременно и сопровождается стажировкой исследователей в процессе разработки новой модели системы управления.

Исследование систем управления включает:

-    уточнение цели развития и функционирования предприятия и его подразделений;

-    выявление тенденций развития предприятия в конкретной рыночной среде;

-    выявление факторов, обеспечивающих достижение сформулированной цели и препятствующих ей;

-    сбор необходимых данных для разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;

-    получение необходимых данных для привязки современных моделей, методов и средств к условиям конкретного предприятия.

В процессе исследования и анализа работы организации устанавливается роль и место данного предприятия в соответствующем секторе рынка; состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия; производственная структура предприятия; система управления и ее организационная структура; особенности взаимодействия предприятия с потребителями, поставщиками и другими участниками рынка; инновационная деятельность предприятия; психологический климат предприятия и др.

16.3.    Источники риска при исследованиях

Риск — это действие в надежде на благоприятный исход.

Источники рисков

а)    Незнание или недостаточность знаний об окружающей обстановке

б)    Случайность — то, что при одинаковые условиях происходит неодинаково

в)    Противодействие (конкуренция, конфликты, неопределенность спроса, трудности сбыгта, аварии)

16.4.    Ответственность исследователя за результаты исследования

Ответственность за результаты процесса и результаты исследований — важный фактор обеспечения эффективности и безопасности исследований.

Несовершенство законодательной базы может порождать риски исследований: во-первых, на различных иерархических уровнях (государство, предприятие, индивидуум); во-вторых, для различных сторон исследований (заказчик, исследователь, третье лицо — пострадавший); в-третьих, риски ущерба вследствие проведения или непроведения исследований и др.

Несовершенство законодательной базы объективно существует всегда как следствие новизны, порождаемой самим фактом научных исследований.

Ответственность исследователей может возникать тогда, когда процесс исследований или использование их результатов привели к убыхткам заказчика или ущербу третей стороне (элементам внешней среды, здоровью, личности).

Ответственность юридическая может иметь место в пределах срока исковой давности. «Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст.195 ГК РФ). Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно быпло узнать о нарушении своего права (ст. 200ГК РФ). Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ)». Поэтому прогноз последствий исследования, а следовательно, и ответственности за него, должен осуществляться: 1) для юридической формы ответственности — на срок не более срока исковой давности; 2) для других форм ответственности — на срок, определяемый из соображений возможности нанесения существенного ущерба экологической обстановке, здоровью и т. п. Для этого должны проводиться специальные оценки.

Ответственность исследователя может быть внутрифирменной (перед учредителями, вышестоящими менеджерами, персоналом) или внешней (перед органами власти, заказчиками, общественностью). Внутрифирменная ответственность может быть административной (выговор, перевод на др. работу) и экономической (для обеспечения возможности такой ответственности, в частности, вводятся специальные системы оплаты труда: оклад + % от полученного эффекта). Внутрифирменная ответственность может существенно изменить карьерные, материальные перспективы исследователя.

Внешняя ответственность может быть трех видов: юридическая, социальная, моральная. Юридическая ответственность может иметь уголовный и гражданский характер.

Уголовная ответственность — обязанность виновного лица держать в установленном порядке ответ за совершенное им преступление: подвергнуться правоограничениям, вытекающим из уголовно-процессуального порядка, быть осужденным и понести соответствующее наказание. Например, уголовной ответственности за трагические результаты эксперимента подвернулось руководство Чернобыльской АЭС.

Гражданская ответственность возникает в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств из договоров, причинения вреда. Это принудительная мера, выражающаяся в имущественном воздействии на право нарушителя. Она состоит в компенсации убытков или возмещении причиненного вреда.

Одним из частых видов должностных преступлений является халатность. Это не выполнение или ненадлежащие выполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного или недобросовестного отношения к ним, причинившим существенный вред государственным или общественным интересам, правам интересам граждан.

Имущественная ответственность — связано с организационно правовой формой предприятия — субъекта исследований и устанавливается Гражданским кодексом РФ. Полное имущественная ответственность учредителей за результаты исследований наступает при создании исследовательского центра в организационно — правовой форме полного товарищества. При создании товарищества на вере полную ответственность несут только полные товарищи, а вкладчик — ограниченную размером вклада.

Участники испытательного общества с ограниченной ответственностью несут ответственность в пределах своих долей в уставном капитале. В ЗАО и ОАО акционер несет в пределах стоимости принадлежащего ему пакета акций. Возмещению подлежат как имущественный, так и моральный вред. В понятие имущественного вреда включаются прямой ущерб, упущенная выгода.

Под моральным вредом понимают нравственные или физические страдания, понесенные вследствие противоправных действий другого лица, например, умаления личного достоинства или деловой репутации путем распространения порочащих сведений, вмешательства в частную жизнь и т. п., имевшие место при опубликовании результатов исследований.

На социальную ответственность исследования существует две точки зрения. Согласно первой, социальная ответственность исследователя определяется тем, что исследователь должен предвидеть влияние результатов исследований на социальное положение, политику и геополитику и принять все доступные для него меры по исключению возможного отрицательного влияния процесса и результатов исследования. Другая точка зрения — об отсутствии непосредственной связи процесса исследований с социальными последствиями. При таком подходе считают, что социальная ответственность исследователя — дать новый результат или инструмент. Ответственность за использование полученных результатов относится к сфере социальной ответственности политики маркетинга, менеджмента. В любом случае, представляется необходимым обязать исследователей информировать определенные органы власти о возможных опасностях использования полученных в процессе исследования инструментов, промежуточных и конечных результатов. Речь о моральной ответственности идет в тех случаях, когда-либо не нанесен имущественный вред, вред здоровью, личности, либо пробелы в законодательной базе не обеспечивают юридической ответственности за ущерб.

Моральная ответственность возникает и одновременно, и параллельно с уголовной и (или) гражданской (имущественной) ответственностью.

Моральная ответственность исследователя может иметь место перед этносом, цивилизацией, религиозными убеждениями, семьей, коллегами, друзьями, потомками. Для исследователей причиной такой ответственности могут быть не нанесшие имущественного ущерба: сокрытие результатов исследований, опубликование неверных данных, дезинформации, подтасовка результатов, плагиат, не стойкость в отношении давления со стороны и др.

16.5. Принципы честного исследования

Честность и справедливость;

Взаимовыгодность и взаимоприемлемость цены и условий для объективного проведения исследований;

Прозрачность исследований для заказчика;

Приемлемый механизм разрешения разногласий.

Вопросы для самоконтроля:

1.    Как определить цель исследования системы управления?

2.    Какие трудности возникают, если в исследовании участвует ряд организаций? Как их преодолеть?

3.    Как оценивается эффективность исследования?

4.    Что понимается под полнотой, точностью и достоверностью результатов исследования?

5.    Как должны быгть организованны исследования?

6.    Как обеспечивается тайна и конфиденциальность методики и результатов исследований?

7.    Что является источниками риска при исследовании?

8.    Какую ответственность несет исследователь за результаты исследования?

9.    Каковы основные принципы честного исследования?

10. Что понимают под моральным вредом?





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ