Главная » Учебно-методические материалы » ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ » Исследование систем управления: учебно-методический комплекс. Алексеев С.И.

Тема 3. Разработка концепции исследования систем управления
19.01.2012, 18:05

Изучив тему 3, студент должен знать:

•    основные разделы методики проведения исследований систем управления, требования к коллективу исполнителей исследования, основные этапы проведения исследований;

уметь:

•    составить концепцию исследования системы управления, собирать необходимые сведения о деятельности организации.

При изучении темы необходимо:

•    читать [1] п.п. 1.7; [2] п.п. 3.1, 3.2, 3.3, 3.4; [3] Тема 3;

•    акцентировать внимание на следующих понятиях:

потребность в исследованиях; эффективность исследований; ситуация;

•    выполнить задание: на примере конкретного предприятия, выбранного студентом или предложенного преподавателем, составить схему сбора сведений о деятельности предприятия, выявить проблему, требующую проведения исследования, выбрать методику проведения исследования.

Краткое содержание

Методология и организация исследования систем управления. Разработка концепции исследования систем управления. Характеристика этапов проведения исследований. Источники получения сведений о деятельности организации.

3.1. Методология и организация исследования СУ

На первом этапе проведения исследований анализируются проблемы и совокупность всех факторов, которые необходимо выявить и учитывать при решении проблем.

Содержание второго этапа — закономерное продолжение первого. Это выявление объекта и предмета исследования. Объектом исследования является система управления организации, а предметом

— выявленная конкретная проблема, сдерживающая эффективную работу организации.

На третьем этапе необходимо выбрать методологию проведения исследования, под которой понимается совокупность целей, методов, приемов управления при проведении исследования, а также подход менеджеров к принятию решений и учет традиций организации.

На четвертом этапе проводится анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования. К таким ресурсам относятся материальные, трудовые, финансовые ресурсы, оборудование, информация. Анализ ресурсов необходим для успешного проведения исследования и достижения его результатов.

Пятый этап предполагает выбор методов проведения исследования с учетом имеющихся ресурсов и целей исследования.

Шестой этап заключается в организации проведения исследований. Здесь необходимо определить порядок проведения исследований, распределить полномочия и ответственность и отразить это в регламентирующих документах, например, в должностных инструкциях. Здесь же необходимо уточнить или определить технологию подготовки и утверждения управленческих решений при проведении исследований.

На седьмом (завершающем) этапе следует зафиксировать и проанализировать полученные результаты. Такими результатами могут быть отдельные рекомендации, новая модель системы управления, улучшенные нормы управляемости, более совершенные методики, способствующие оперативному и успешному разрешению проблемы. На этом этапе необходимо предварительно подсчитать эффективность исследований, т. е. соразмерить затраты на проведение исследований и полученные результаты.

3.2. Разработка концепции ИСУ

Концепция — система взглядов на какую- либо проблему.

При разработке концепции ИСУ вводится понятие организационного механизма, т. е. социально управляемой системы, функционирование которой обусловленно экономическими законами, наделенной соответствующими полномочиями, ресурсами, имеющей определенную структуру и позволяющей управлять коллективами людей путем принятия решений.

Этапы разработки концепции ИСУ:

1.    Обследования организации (что представляет собой организация). Изучается вся документация, регламентирующая процесс управления, собирается информация по каждому подразделению. Параллельно с этим сопоставляется реальное выполнение обязанностей (принятие решений) с номинальным (то, что написано в должностной инструкции). Здесь выявляются разночтения. В результате 1-го этапа выявляется проблема: что есть на практике и что написано в документах (инструкциях, положениях).

На этом этапе нужно выяснить и зафиксировать документально все потоки информации, которые циркулируют в каждом подразделении.

2.    Разработка процедур принятия управленческих решений. Под этим понимается составление схемы каждой процедуры. Процедура, например, «Отпуск товара на склад» — это, последовательность всех операций. При построении схемы следует зафиксировать документы, которые действуют в процедуре (накладные, акты, счета-фактуры). Надо указать, откуда документы поступают. Документы могут быгть входящими, исходящими, промежуточными, архивными. Важно определить «выгходные» документы, т. е. завершающие процедуру.

3.    Определение взаимосвязей между процедурами и устройство блок-схемы принятия решений.

4.    Составление схемы принятия решений на уровне конкретных подразделений. Составляется по каждому подразделению.

5.    Логический анализ схемы. Основная задача анализа — выявить противоречия.

6.    Разработка всей документации, которая регламентирует деятельность управленческого аппарата всего подразделения.

3.3. Источники получения сведений о деятельности организации

1.    Документы (устав, положение, должностные инструкции — регламентирующие), публикации, отчеты.

2.    Сотрудники, которые в процессе бесед и опросов описывают деятельность организации.

3.    Наблюдение специалистов за процессом деятельности организации.

4.    Наблюдение неспециалистов.

Источники в отдельности не могут обеспечить полноты достоверности сведений, это составные части одного исследования.

Сопоставление сведений позволяет избавиться от несущественной или недостоверной информации, полученной в результате исследования.

После получения сведений, их нужно сравнить с моделью, чтобы определить адекватность нашего исследования.

Вопросы для самоконтроля:

1.    На чем основывается методология исследования систем управления?

2.    Каковы основные источники получения сведений о деятельности предприятия?

3.    Кто входит в состав группы по проведению исследования системы управления?

4.    Какие проблемы могут потребовать проведения исследований?

5.    Какие формы проведения исследований вы знаете?

6.    В чем сущность общей концепции исследования систем управления? Какое значение для анализа и проектирования организации она имеет?

7.    Каковы основные этапы общей концепции исследования систем управления?

8.    Какое значение для проведения исследований имеют такие характеристики процесса управления, как, цели организации, функции управления, управленческие решения, организационная структура?

9.    В чем суть логического анализа схемы принятия решений?

10. Что такое процедура принятия управленческого решения?





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ