Главная » Учебно-методические материалы » ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ » Исследование систем управления: учебно-методический комплекс. Алексеев С.И.

Тема 5. Экспертные оценки в исследовании систем управления
19.01.2012, 18:11

Изучив тему 5, студент должен знать:

•    требования, предъявляемые к эксперту; организацию форм работы эксперта, способ создания экспертной сети; основные типы шкал, используемые при экспертизе; наиболее употребительные процедуры экспертных измерений;

уметь:

•    разработать анкету для опроса специалиста; применить одну из процедур экспертных измерений.

При изучении темы необходимо:

•    читать [1] п.п. 1.11; [2] п.п. 4.2; [3] Тема 5;

•    акцентировать внимание на следующих понятиях:

эксперт; анкета; прямой вопрос; косвенный вопрос; закрытый вопрос; экспертная оценка; шкала измерения; ранжирование; парное сравнение; множественное сравнение; непосредственная оценка; последовательное сравнение;

•    выполнить задание: на конкретном примере, выбранным студентом или предложенным преподавателем, провести экспертную оценку, применяя одну или несколько процедур экспертных измерений.

Краткое содержание

Этапы экспертизы. Требования, предъявляемые к эксперту. Организация форм работы эксперта. Типы шкал, используемые при экспертизе. Наиболее употребительные процедуры экспертных измерений — ранжирование, парное сравнение, последовательное сравнение, непосредственная оценка.

5.1.    Этапы экспертизы

Экспертиза — это мнение, идея или оценка, основанная на опыте специалиста, знаниях предмета исследования и технологий анализа.

Этапы:

1.    Подбор экспертов и методологии обработки результатов их работы.

2.    Организация работы экспертов по схеме, которая не должна ограничивать мысль и сковывать фантазию.

3.    Обработка результатов работы экспертов.

5.2.    Требования к эксперту

•    Опыт работы в области управления

•    Знание современных методов управления

•    Умение применять современную технику для целей управления

•    Знания методов исследования операций и системного анализа

•    Креативность

•    Умение работать в коллективе

5.3.    Формы работы эксперта

•    Индивидуальная;

•    Коллективная

5.4.    Типы экспертных шкал

Шкала наименований

-    простейшая из всех шкал;

-    числа шкалы выполняют роль ярлыков и служат для обнаружения и различения изучаемых объектов; их можно менять местами, считать число повторов; нельзя складывать/вычитать.

Примеры:

Номера разрядов сотрудников; артикул товара; Тип изделия.

Шкала интервалов

-    числа шкалы упорядочены по рангам, и разделены интервалами;

-    нулевая точка выбирается произвольно;

-    результаты можно обрабатывать всеми математическими методами, кроме вычисления отношений;

-    дает ответ на вопрос «на сколько больше?».

Примеры:

-    объем производства товара;

-    рейтинг организации.

Шкала отношений

-    положение нулевой точки строго определено;

-    можно использовать любые математические операции для обработки результатов наблюдений;

-    измерение какой-либо величины сводится к экспериментальному определению отношения этой величины к другой подобной, принятой за единицу.

Примеры:

-    курс валюты;

-    стоимость товара.

Порядковая шкала

-    Места, занимаемые в шкале, называются рангами;

-    шкала называется ранговой или неметрической;

-    интервалы между рангами точно измерить нельзя;

-    позволяет не только установить факт равенства или неравенства измеряемых объектов, но и определить характер неравенства в виде суждений: «больше — меньше», «лучше — хуже» и т.п.;

-    можно измерять качественные, не имеющие строгой количественной меры, показатели.

-    Примеры:

-    мотивация к работе,

-    коммуникабельность.

Абсолютная шкала

Допускает лишь тождественные преобразования и отображает количество неделимых и однородных объектов

Примеры:

-    количество жителей города N;

-    число зубов;

-    объем кратковременной памяти и т. д.

5.5. Ранжирование

Ранжирование — это расположение объектов исследуемой системы в порядке их относительной значимости. Ранг — это показатель предпочтения одного объекта перед другими: ранг 1 присваивается наиболее предпочтительному объекту, последний ранг, равный числу N объектов в системе, присваивается наименее предпочтительному объекту.

При расстановке объектов по рангам одним экспертом сумма рангов должна равняться:

S=1+2+.. ,+N=N*(N+1)/2

Результирующие ранги объектов ранжирования по данным опроса нескольких экспертов (М — число экспертов) определяются как сумма рангов каждого эксперта для данного объекта.

Для каждого объекта вычисляется коэффициент весомости: b1 = (N - r1 +1) / S .

Расстановка объектов осуществляется в соответствии с результирующими рангами.

Недостатки метода ранжирования:

•    Невозможно достаточно точно ранжировать объекты, количество которых больше 15-20.

•    Невозможно ответить, насколько далеко по значимости расходятся соседние объекты.

5.6. Парное последовательное сравнение

При парном сравнении эксперт последовательно сравнивает пары исследуемых объектов, устанавливая предпочтение в каждой паре: лидеру пары ставит 1, другому объекту пары — 0. Иногда эксперт не может определить лидера в паре, тогда каждому объекту ставит по 0.5.

В таблице 2 приведен пример оценивания одним экспертом пяти объектов:

Таблица 2

Парное последовательное сравнение

объект

1

2

3

4

5

Количество

предпочтений

Ранг

Весомость

объекта

1

X

1

1

1

1

4

1

0.4

2

0

X

0

1

1

2

3

0.2

3

0

1

X

1

1

3

2

0.3

4

0

0

0

X

0.5

0.5

4

0.05

5

0

0

0

0.5

X

0.5

4

0.05

Сумма весов объектов равна 1.

Для устранения психологического эффекта предпочтения первого элемента перед последующим в каждой паре, проводят двойное парное сравнение, располагая объекты сначала в прямой, а затем в обратной последовательности.

5.7. Непосредственная оценка

Метод непосредственного оценивания, называемый иногда балльным методом, представляет собой упорядочение исследуемых объектов путем приписывания баллов каждому из них. В самом простом случае ставят оценки 0 и 1. Также широко распространены пятибалльные, десятибалльные и стобалльные шкалы. Иногда оценивание проводится в словесной форме. По результатам оценок вычисляют ранг и весомость каждого исследуемого объекта. В таблице

3 приведен пример оценивания трех объектов пятью экспертами.

Таблица 3

Непосредственная оценка

Объект

Эксперт/баллы

Сумма

баллов

Ранг

объекта

Весомость

объекта

1

2

3

4

5

1

5

4

3

5

5

22

2

0.286

2

10

9

7

10

8

44

1

0.571

3

2

3

1

3

2

11

3

0.143

Сумма весов объектов равна 1.

Метод дает тем более лучшие результаты, чем более информированы эксперты о свойствах исследуемых объектов.

Вопросы для самоконтроля:

1.    Когда используются экспертные методы исследования?

2.    Как определить степень достоверности экспертизы?

3.    Какие требования предъявляются к эксперту?

4.    Как организована работа эксперта?

5.    Как можно создать экспертную сеть?

6.    Какие требования предъявляются к анкете для опроса специалистов?

7.    Что такое шкала измерений?

8.    Какие типы шкал измерений вы знаете?

9.    В чем заключается метод ранжирования?

10.    В чем заключается метод парного сравнения?

11.    В чем заключается метод множественного сравнения?

12.    В чем заключается метод последовательного сравнения?

13.    В чем заключается метод непосредственной оценки?





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ