Изучив тему 5, студент должен знать:
• требования, предъявляемые к эксперту; организацию форм работы эксперта, способ создания экспертной сети; основные типы шкал, используемые при экспертизе; наиболее употребительные процедуры экспертных измерений;
уметь:
• разработать анкету для опроса специалиста; применить одну из процедур экспертных измерений.
При изучении темы необходимо:
• читать [1] п.п. 1.11; [2] п.п. 4.2; [3] Тема 5;
• акцентировать внимание на следующих понятиях:
эксперт; анкета; прямой вопрос; косвенный вопрос; закрытый вопрос; экспертная оценка; шкала измерения; ранжирование; парное сравнение; множественное сравнение; непосредственная оценка; последовательное сравнение;
• выполнить задание: на конкретном примере, выбранным студентом или предложенным преподавателем, провести экспертную оценку, применяя одну или несколько процедур экспертных измерений.
Краткое содержание
Этапы экспертизы. Требования, предъявляемые к эксперту. Организация форм работы эксперта. Типы шкал, используемые при экспертизе. Наиболее употребительные процедуры экспертных измерений — ранжирование, парное сравнение, последовательное сравнение, непосредственная оценка.
5.1. Этапы экспертизы
Экспертиза — это мнение, идея или оценка, основанная на опыте специалиста, знаниях предмета исследования и технологий анализа.
Этапы:
1. Подбор экспертов и методологии обработки результатов их работы.
2. Организация работы экспертов по схеме, которая не должна ограничивать мысль и сковывать фантазию.
3. Обработка результатов работы экспертов.
5.2. Требования к эксперту
• Опыт работы в области управления
• Знание современных методов управления
• Умение применять современную технику для целей управления
• Знания методов исследования операций и системного анализа
• Креативность
• Умение работать в коллективе
5.3. Формы работы эксперта
• Индивидуальная;
• Коллективная
5.4. Типы экспертных шкал
Шкала наименований
- простейшая из всех шкал;
- числа шкалы выполняют роль ярлыков и служат для обнаружения и различения изучаемых объектов; их можно менять местами, считать число повторов; нельзя складывать/вычитать.
Примеры:
Номера разрядов сотрудников; артикул товара; Тип изделия.
Шкала интервалов
- числа шкалы упорядочены по рангам, и разделены интервалами;
- нулевая точка выбирается произвольно;
- результаты можно обрабатывать всеми математическими методами, кроме вычисления отношений;
- дает ответ на вопрос «на сколько больше?».
Примеры:
- объем производства товара;
- рейтинг организации.
Шкала отношений
- положение нулевой точки строго определено;
- можно использовать любые математические операции для обработки результатов наблюдений;
- измерение какой-либо величины сводится к экспериментальному определению отношения этой величины к другой подобной, принятой за единицу.
Примеры:
- курс валюты;
- стоимость товара.
Порядковая шкала
- Места, занимаемые в шкале, называются рангами;
- шкала называется ранговой или неметрической;
- интервалы между рангами точно измерить нельзя;
- позволяет не только установить факт равенства или неравенства измеряемых объектов, но и определить характер неравенства в виде суждений: «больше — меньше», «лучше — хуже» и т.п.;
- можно измерять качественные, не имеющие строгой количественной меры, показатели.
- Примеры:
- мотивация к работе,
- коммуникабельность.
Абсолютная шкала
Допускает лишь тождественные преобразования и отображает количество неделимых и однородных объектов
Примеры:
- количество жителей города N;
- число зубов;
- объем кратковременной памяти и т. д.
5.5. Ранжирование
Ранжирование — это расположение объектов исследуемой системы в порядке их относительной значимости. Ранг — это показатель предпочтения одного объекта перед другими: ранг 1 присваивается наиболее предпочтительному объекту, последний ранг, равный числу N объектов в системе, присваивается наименее предпочтительному объекту.
При расстановке объектов по рангам одним экспертом сумма рангов должна равняться:
S=1+2+.. ,+N=N*(N+1)/2
Результирующие ранги объектов ранжирования по данным опроса нескольких экспертов (М — число экспертов) определяются как сумма рангов каждого эксперта для данного объекта.
Для каждого объекта вычисляется коэффициент весомости: b1 = (N - r1 +1) / S .
Расстановка объектов осуществляется в соответствии с результирующими рангами.
Недостатки метода ранжирования:
• Невозможно достаточно точно ранжировать объекты, количество которых больше 15-20.
• Невозможно ответить, насколько далеко по значимости расходятся соседние объекты.
5.6. Парное последовательное сравнение
При парном сравнении эксперт последовательно сравнивает пары исследуемых объектов, устанавливая предпочтение в каждой паре: лидеру пары ставит 1, другому объекту пары — 0. Иногда эксперт не может определить лидера в паре, тогда каждому объекту ставит по 0.5.
В таблице 2 приведен пример оценивания одним экспертом пяти объектов:
Таблица 2
Парное последовательное сравнение |
объект |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Количество
предпочтений |
Ранг |
Весомость
объекта |
1 |
X |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
1 |
0.4 |
2 |
0 |
X |
0 |
1 |
1 |
2 |
3 |
0.2 |
3 |
0 |
1 |
X |
1 |
1 |
3 |
2 |
0.3 |
4 |
0 |
0 |
0 |
X |
0.5 |
0.5 |
4 |
0.05 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0.5 |
X |
0.5 |
4 |
0.05 |
|
Сумма весов объектов равна 1.
Для устранения психологического эффекта предпочтения первого элемента перед последующим в каждой паре, проводят двойное парное сравнение, располагая объекты сначала в прямой, а затем в обратной последовательности.
5.7. Непосредственная оценка
Метод непосредственного оценивания, называемый иногда балльным методом, представляет собой упорядочение исследуемых объектов путем приписывания баллов каждому из них. В самом простом случае ставят оценки 0 и 1. Также широко распространены пятибалльные, десятибалльные и стобалльные шкалы. Иногда оценивание проводится в словесной форме. По результатам оценок вычисляют ранг и весомость каждого исследуемого объекта. В таблице
3 приведен пример оценивания трех объектов пятью экспертами.
Таблица 3
Непосредственная оценка |
Объект |
Эксперт/баллы |
Сумма
баллов |
Ранг
объекта |
Весомость
объекта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
5 |
4 |
3 |
5 |
5 |
22 |
2 |
0.286 |
2 |
10 |
9 |
7 |
10 |
8 |
44 |
1 |
0.571 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
11 |
3 |
0.143 |
|
Сумма весов объектов равна 1.
Метод дает тем более лучшие результаты, чем более информированы эксперты о свойствах исследуемых объектов.
Вопросы для самоконтроля:
1. Когда используются экспертные методы исследования?
2. Как определить степень достоверности экспертизы?
3. Какие требования предъявляются к эксперту?
4. Как организована работа эксперта?
5. Как можно создать экспертную сеть?
6. Какие требования предъявляются к анкете для опроса специалистов?
7. Что такое шкала измерений?
8. Какие типы шкал измерений вы знаете?
9. В чем заключается метод ранжирования?
10. В чем заключается метод парного сравнения?
11. В чем заключается метод множественного сравнения?
12. В чем заключается метод последовательного сравнения?
13. В чем заключается метод непосредственной оценки? |