Главная » Учебно-методические материалы » ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ » Исследование систем управления: учебно-методический комплекс. Алексеев С.И.

Тема 9. Прогнозные и плановые исследования систем управления
19.01.2012, 18:24

Изучив тему 9, студент должен знать:

•    отличие прогнозирования от планирования, методы прогнозных исследований, виды плановых исследований, основные математические методы планирования;

уметь:

•    выбирать метод прогнозного исследования, применять математические методы планирования.

При изучении темы необходимо:

•    читать [1] п.п. 3.1, 3.2, 3.3, 3.7, 3.8; [3] Тема 9;

•    акцентировать внимание на следующих понятиях:

предсказание, прогноз, прогнозирование, метод прогнозирования, план, планирование, полнота прогноза, точность прогноза, достоверность прогноза, ошибка прогноза, тренд, экстраполяция, интерполяция, аппроксимация;

•    выполнить задание: использовать один или несколько методов прогнозирования для решения конкретной задачи по исследованию системы управления.

Краткое содержание

Экспертные методы прогнозирования. Логические методы прогнозирования. Методы экстраполяции. Статистические методы прогнозирования. Оценка качества прогнозов. Виды плановых исследований. Математические методы планирования.

9.1. Методы прогнозирования

Прогноз представляет собой предвидение, предсказание, основанное на определенных данных. Прогноз определяет возможности, в рамках которытх могут становится реалистичные задачи планирования развития экономики или работы предприятия.

Разновидности прогнозов:

•    Экономические прогнозы (используются для предсказания состояния экономики и объема сбыгта продукции предприятия).

•    Прогнозы развития технологии.

•    Прогнозы развития конкуренции (позволяют предсказыпвать стратегию и тактику конкурентов).

•    Прогнозы на основе опросов и исследований (дают возможность предсказать, что произойдет в сложных ситуациях, используя данные многих областей знания).

•    Социальное прогнозирование (используется для предсказания изменений в социальных установках людей и состояния общества).

•    Эвристические методы основываются на том, что подходы, используемые для формирования прогноза, не изложены в явной форме и неотделимы от лица, делающего прогноз. Это методы социологических исследований и экспертные методы, которые основываются на интуиции, опыте и воображении.

•    Экономико-математические методы прогнозирования сформулированы математически и могут быть воспроизведены другими лицами, которые неизбежно придут к получению такого же прогноза. При использовании экономико-математических методов структура моделей устанавливается и проверяется экспериментально, в условиях, допускающих объективное наблюдение и измерение.

•    Статистические методы занимают особое место в прогнозировании. Методы математической и прикладной статистики применяются при планировании любых работ по прогнозированию, при обработке данных, полученных как эвристическими методами, так и при использовании собственно экономико-математических методов.

•    Метод сценариев — эффективное средство для прогнозирования, объединяющего качественный и количественный подходы.

Сценарий — модель будущего, в которой описывается возможный ход событий с указанием вероятностей их реализации. В сценарии определяются основные факторы, которые должны быть приняты во внимание, и показываются, каким образом эти факторы могут повлиять на предполагаемые события.

Сценарное прогнозирование обеспечивает:

•    лучшее понимание ситуации, ее эволюции;

•    оценку потенциальных угроз;

•    выявление благоприятных возможностей;

•    выявление возможных и целесообразных направлений деятельности;

•    повышение уровня адаптации изменениям внешней среды.

Продолжительность прогнозируемого периода зависит от назначения и цели прогноза.

•    краткосрочные;

•    среднесрочные;

•    долгосрочные.

Большинство предприятий готовят краткосрочные прогнозы объема сбыта для операций за финансовый или календарный год. Этот прогноз сбыта используется в качестве основы для планирования всех потребностей в ресурсах. Некоторые предприятия ограничивают период прогноза продолжительностью одного операционного цикла, период которого измеряется длительностью одного оборота оборотных средств.

Среднесрочные прогнозы могут составляться на 2-5 лет. Эти прогнозы часто основываются на предположении о сохранении существующих тенденций в будущем с учетом воздействия предполагаемых изменений определенных факторов.

Долгосрочные прогнозы составляются на срок свыше 3-5 лет. Многие большие организации заглядывают далеко вперед и составляют прогнозы с горизонтом до 50 лет. Значение долгосрочного прогноза зависит от сферы деятельности.

9.2. Методы планирования

SWOT — анализ / GAP-анализ

Для чего нужен SWOT-анализ?

Любое сегментирование начинается со всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться. Отправной точкой для подобного обзора служит SWOT-анализ, — один из самых распространенных видов анализа в маркетинге. Проще говоря, SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.

Возникновение понятия SWOT - анализ

Этот термин был впервые упомянут в 1963 г. на конференции по вопросам бизнес-политики в Гарварде профессором Kenneth R.Andrews. С тех пор он широко применяется в процессе стратегического планирования. Он был представлен в виде SWOT-матрицы.

В рамках выполнения SWOT-анализа создается структурированная информация в рамках единой SWOT-модели.

Процесс стратегического планирования с применением матрицы SWOT было предложено представить в виде последовательности шагов:

•    Анализ внутреннего окружения

•    Анализ внешнего окружения

•    Построение стратегий и тактических действий

Цель построения расширенной матрицы в том, чтобы сфокусировать внимание аналитика на построении 4 групп различных стратегий, каждая из которых использует парную комбинацию:

•    Силы-Возможности S-O

•    Силы-Угрозы S-T

•    Слабости-Возможности W-O

•    Слабости-Угрозы W-T

В результате анализа показателей из каждой пары формируется набор стратегий:

•    Стратегии WT — цель любой из стратегии этого вида в том, чтобы минимизировать слабости и угрозы.

•    Стратегии WO — стратегии данной группы пытаются минимизировать слабости и максимизировать возможности.

•    Стратегии ST — цель этих стратегий в том, чтобы максимально развить силы и минимизировать угрозы.

•    Стратегии SO — компания стремится к тому, чтобы максимизировать силы и возможности.

Основные направления развития SWOT- анализа:

•    Отображение в модели динамических изменений в фирме и в ее конкурентной среде.

•    Учет результатов анализа фирмы и её конкурентной среды с использованием классических моделей стратегического планирования.

•    Разработка SWOT моделей с учётом различных сценариев развития ситуаций на рынке.

SWOT-анализ во всех своих модификациях наиболее удобный и надёжный инструмент стратегического планирования. В курсах стратегического маркетинга SWOT-анализу уделяется самое пристальное внимание. Хотя после создания SWOT-анализа появилось много других подходов к изучению стратегического поведения фирм и их конкурентного окружения, тем не менее SWOT-анализ продолжает активно и продуктивно использоваться и совершенствоваться.

GAP-анализ (англ. «gap^-разрыв

Это словосочетание представляет собой общую концепцию аналитического подхода, а не определённый вид анализа.

Gap-Анализ — это аналитическая процедура рассмотрения «несоответствий/разрывов». С его помощью можно организовывать поиск шагов для достижения заданной цели.

Существует несколько видов разрывов, которые являются предметом GAP-анализа. Они связаны с:

•    результатами реализаций бизнес стратегий;

•    имиджем компании или её продуктов;

•    продуктами (потребностями);

•    сегментами рыгнка;

•    маркетинговой активностью компании;

•    маркетинговой конкуренцией (конкуренция в маркетинговой деятельности).

Этапы проведения анализа «разрывов»:

•    Определение текущего значения. С помощью метода экспертных оценок этот этап позволяет оценить, какое положение могла бы занимать компания, просчитать преимущества, которые она получит вследствие принятия тех или иных решений.

•    Определение максимально доступного значения. Надо выгяс-нить, преодолим ли разрыв вообще. Если он слишком велик для преодоления его с помощью собственных ресурсов, целесообразно либо пересмотреть желаемое будущее, либо разбить его достижение на несколько переходных этапов, либо растянуть процесс на более длительное время.

Этапы проведения анализа «разрывов»

•    Выбор критерия, по которому будет происходить рассмотрение. Необходимо разбить данный разрыв на составляющие, отвечающие каждому значимому направлению деятельности, по которым: будет вестись планирование. Т.о. каждыгй раздел планирования

— это группа потребностей, влияющих на преодоление разрыва между настоящим и будущим.

•    Набор планов по достижению. Источниками могут быгть сотрудники различных служб, каналыг сбыгта, конкуренты:. Методы генерации идей могут включать в себя «мозговой штурм», опросыг, анкетирование и др.

Цель GAP-анализа - выявить те рыночные возможности, которые могут стать для компании эффективными рыночными преимуществами.

GAP-анализ — это сравнение текущей ситуации с желаемым положением дел в будущем, а также на основе собранной информации оценка путей достижения задач. Сначала намечается схема достижения, потом разрабатывается желаемое состояние и детальная программа развития компании в желаемом направлении. В простых случаях достаточно разработать последовательность действий, в более сложных надо задействовать более сложные организационные формы — проектные группы, тестирование решений, разработка различныгх вариантов, макетов.

Наиболее часто применяемый вариант GAP-анализа направлен на то, чтобы преодолеть разрывы между поставками сырья и продажами.

9.3. Темы рефератов

1.    Экспертные методы прогнозирования

2.    Логические методы прогнозирования

3.    Методы экстраполяции

4.    Статистические методы прогнозирования

5.    Оценка качества прогнозов

6.    Виды плановых исследований

7.    Математические методы планирования

Вопросы для самоконтроля:

1.    Что такое прогнозирование?

2.    Какие исследования относятся к прогнозным исследованиям систем управления?

3.    Как оценить качество прогноза?

4.    Что такое планирование?

5.    Какие виды плановых исследований систем управления вы знаете?

6.    Чем отличается прогноз от плана?

7.    Как осуществляется выбор прогнозного исследования?

8.    Какие математические методы планирования вы знаете?

9.    В чем суть SWOT анализа?

10. В чем суть GAP анализа?





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ