Главная » Учебно-методические материалы » ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ » Теория систем и системный анализ: учебный курс

Тема 13. Метод формирования задач управления
18.01.2012, 19:56

Будем рассматривать формирование комплекса задач управления в трех взаимосвязанных аспектах [2]:

1) как совокупности методов и средств реализации функций переработки управленческой информации;

2) как определенной последовательности операций по изменению форм и свойств информационных конечных продуктов системы;

3) как описание организационного регламента деятельности аппарата управления по реализации конечных продуктов системы управления.

При анализе любой системы будем выделять конечные продукты, производимые объектом управления (материальные, финансовые, информационные) и производимые системой управления (как правило, информационные).

Множество конечных продуктов объекта управления определяется его целями и функциональными особенностями. Множество конечных продуктов системы управления ориентировано на информационное отображение управленческих решений и включает в себя следующие продукты деятельности: постановления, решения, приказы, распоряжения, отчеты, справки, сведения, предложения, программы, планы, планы мероприятий. Информационные конечные продукты являются информационными ресурсами для производства материальных конечных продуктов системы.

Для каждого конечного продукта характерно наличие собственного жизненного цикла существования. При этом под жизненным циклом будем понимать определенную последовательность изменения формы и свойств конечных продуктов, начиная от их возникновения и заканчивая потреблением.

Для материальных конечных продуктов в качестве основных этапов жизненного цикла можно выделить следующие этапы: выявление потребности, подготовка, производство, испытание, реализация, сопровождение, модернизация, утилизация.

Информационные конечные продукты характеризуются жизненными циклами управления и переработки информации. Жизненный цикл управления включает в себя следующие этапы: прогнозирование, планирование, контроль, анализ, регулирование. Жизненный цикл переработки информации включает следующие этапы (функции): регистрация, сбор, передача, обработка, отображение, хранение, защита, уничтожение.

При формировании множества задач управления производством некоторого конечного продукта необходимо для каждого этапа жизненного цикла конечного продукта рассмотреть все этапы жизненного цикла управления, а для этапов управления необходимо рассмотреть все функции жизненного цикла переработки информации (см. рис. 4.7) [2].

ris_4-7.gif (5738 bytes)

Рис.4.7.  Схема взаимодействия основных этапов жизненных циклов конечных продуктов, управления и переработки информации

Пусть Image16.gif (1261 bytes) - множество этапов жизненного цикла получения конечных продуктов, управления и переработки информации соответственно [2]. Последовательно сопоставляя элементы множества P и Z, сначала сформулируем множество задач управления по выпуску продуктов системы:

PZ=<pi zj>=<p1z1, p1z2, p1 z3,...pi zj, ...>

Затем, сопоставляя множество задач PZ и множество функций X, определим множество функций переработки информации для реализации каждой из задач управления:

PZX=<p i z jk>.

Очевидно, что для детализации задач управления можно использовать помимо указанных этапов жизненных циклов и другие признаки. Например, можно рассмотреть для каждого этапа жизненного цикла конечного продукта технологические операции либо рассмотреть структурные элементы для каждого этапа (предметы деятельности, средства деятельности, кадры, технологию).

В качестве примера рассмотрим модель выбора задач управления при организации работы кафедры учебного заведения [2].

Будем считать, что множество элементов составляют этапы: p1 -организация нового набора, p2 -организация обучения, p3 -организация распределения. Множество Z состоит из элементов: z1 -прогнозирование, z2 -планирование, z3 -оперативное управление, а множество X - из элементов: x1 -сбор информации, x2 -обработка информации, x3 -хранение информации, x4 -защита информации.

В этом случае множество задач управления для этапа p1 может быть сформировано следующим образом:

pz1 - прогнозирование нового набора;

pz2 - планирование нового набора;

pz3 - оперативное управление работой приемной комиссии.

Аналогичным образом может быть расписано и множество задач для этапов p2 и p3 . Например, p2 z1 – прогнозирование процесса обучения.

Для детализации этапа p2 представим процесс обучения в виде основных структурных элементов: p2I - преподаватели, p2II - обучаемые, p2III - материальная база учебного процесса, p2IV - технология обучения. В этом случае задачи множества < p2 z1> могут быть представлены в виде:

p2z1 - прогнозирование потребности в кадрах;

p2II z1 - прогнозирование потребности в учебно-методической литературе;

p2III z1 - прогнозирование развития материально-технической базы учебного процесса;

p2IV z1 - прогнозирование методов и средств (технологий) организации учебного процесса.

Множество задач управления для <pz1> - "прогнозирование нового набора” - включает следующие задачи:

pz1 x1 - разработка системы сбора исходной информации о потребности в специалистах, наличии абитуриентов, возможностях учебного заведения;

pz1 x2 - разработка и реализация алгоритмов прогнозирования;

pz1 x3 - разработка концептуальной, логической и физической структур базы данных;

pz1 x4 - разработка механизмов защиты информации от несанкционированного доступа.

Очевидно, что процесс формирования задач управления может выполняться в другой последовательности.

Предложенная схема позволяет сформировать последовательность управленческих действий по получению информационных конечных продуктов системы, а также перейти к проектированию математических, технических и информационно-программных методов и средств по реализации необходимых этапов жизненного цикла переработки информации при решении функциональных задач управления относительно каждого этапа жизненного цикла материальных конечных продуктов.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ