На каждом этапе анализа, планирования, осуществления и контроля маркетинговой деятельности требуется информация о конкурентах, посредниках, потребителях, о состоянии рынка на конкретный момент.
Для этого используется маркетинговая информационная система (МИСС) - постоянно развивающаяся система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее в сфере маркетинга [1].
Для поиска, обработки и анализа информации применяется маркетинговое исследование. Современное маркетинговое исследование - это процесс поиска, сбора, обработки данных и подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений в системе предпринимательства [2].
Методы получения и обработки маркетинговой информации по способу получения информации бывают: вторичные (кабинетные) и первичные (полевые) исследования.
Вторичные исследования - кабинетные исследования, анализ уже имеющейся информации. Основные источники информации: государственная статистика, публикации институтов по исследованию рынков, газеты и журналы, статистические материалы о внутренней деятельности фирмы, публикации торгово-промышленных палат, прайс-листы и каталоги (официальная печатная информация). Достоинства таких исследований: сравнительно небольшие затраты, большей частью для исследований бывает достаточно анализа имеющейся информации, легче сначала провести такой анализ, чем искать и исследовать первичную информацию [13].
В тех случаях, когда вторичные исследования не дали нужного результата, проводят первичное (полевое) исследование. Более дорогостоящие исследования. Основные методы: опрос и интервью (самые популярные методы), наблюдение, фокус-группа, эксперимент и панель. В исследовании методы могут сочетаться друг с другом.
Тестовые задания 2-1. К какому виду исследований рынка относится изучение справочников и статистической литературы:
1) кабинетные исследования;
2) полевые исследования;
3) не относится к исследованиям;
4) правильного ответа нет?
2-2. Совокупность сведений об объекте представляет собой:
1) базу данных;
2) информационный поток;
3) маркетинговую информационную систему;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
2-3. Целью функционирования маркетинговой информационной системы является:
1) создание плана маркетинга;
2) предоставление информации для принятия управленческих решений;
3) реализация маркетинговой концепции управления предприятием;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
2-4. Основные процессы, которые необходимо организовать для функционирования маркетинговой информационной системы:
1) сбор, переработка, анализ, передача и хранение информации;
2) принятие решений по управлению предприятием;
3) принятие решений по управлению маркетингом;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
2-5. Для функционирования маркетинговой информационной системы необходимы:
1) квалифицированный персонал, обладающий навыками сбора и обработки информации;
2) методические приемы работы с информацией;
3) офисное оборудование;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
2-6. Система внутренней маркетинговой информации предназначена:
1) для сбора и обработки информации из источников, находящихся внутри исследуемого объекта;
2) для предоставления текущей информации о деятельности фирмы;
3) для предоставления эксклюзивной информации о деятельности фирмы, позволяющей решить некоторую проблему;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
2-7. Маркетинговое наблюдение, или разведка, представляет собой:
1) источник внешней маркетинговой информации;
2) систему сбора и обработки внешней текущей информации;
3) метод сбора маркетинговой информации - наблюдение;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
2-8. Маркетинговая информация в зависимости от стадии переработки может быть:
1) внешней;
2) внутренней;
3) первичной;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
2-9. По степени охвата объекта информация может быть:
1) локальной;
2) общей;
3) вспомогательной;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
2-10. Изучение внутренней среды фирмы предполагает:
1) исследование законодательных ограничений ее деятельности;
2) исследование ее производственно-технологической деятельности;
3) исследование возможностей фирмы на рынке;
4) исследование кадрового обеспечения деятельности;
5) правильного ответа нет.
2-11. Достоинством наблюдения как метода получения маркетинговой информации является:
1) высокая репрезентативность;
2) селективный отбор объектов исследования;
3) эффект наблюдения;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
2-12. Исследование поведения людей в магазине предполагает следующую форму наблюдения:
1) лабораторную;
2) кабинетную;
3) полевую;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
2-13. Наблюдение является единственно возможным методом сбора информации в случаях, когда:
1) объект отказывается от сотрудничества;
2) необходимо избежать субъективности оценок поведения;
3) необходимо воспринимать неосознанное поведение людей;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
2-14. Эффект наблюдения проявляется в том, что:
1) исследователь осуществляет селективный отбор объектов наблюдения;
2) исследуемое поведение тщательно детализируется;
3) наблюдаемое поведение становится неестественным;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
2-15. Основным недостатком наблюдения, который не может быть устранен, является:
1) селективный отбор объектов наблюдения;
2) низкая репрезентативность;
3) независимость от объекта исследования;
4) трудности в обеспечении стабильности внешней среды;
5) правильного ответа нет.
2-16. Характерной чертой эксперимента как метода исследования является:
1) изучение симпатий потребителей в отношении товара;
2) активное вмешательство исследователя в процесс создания данных;
3) оценка эффективности комплекса маркетинга;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
2-17. Возможность учитывать невербальную информацию реализуется таким способом связи, как:
1) интервью;
2) почта;
3) телефон;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
2-18. Вопросы, именуемые «детектор», используются для проверки:
1) уровня знаний респондента о предмете исследования;
2) искренности высказываний респондента;
3) правильности составления анкеты;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
2-19. Закрытые вопросы анкеты не следует использовать в тех случаях, когда:
1) необходимо отобрать респондентов по некоторым признакам;
2) у респондентов существует четкое и осознанное представление об исследуемой проблеме;
3) требуется получить сведения о респондентах;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
2-20. Открытые вопросы используются в тех случаях, когда:
1) у аудитории не имеется четкой позиции в отношении поставленной проблемы;
2) необходимо получить оценку респондентом какого-либо события;
3) требуется разнообразная группировка респондентов;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
2-21. Бенчмаркинг - это:
1) искусство обнаружения того, что другие делают лучше;
2) усовершенствование и применение лучших технологий;
3) современная форма экономического шпионажа;
4) совокупность стандартизированных параметров экономической деятельности;
5) правильного ответа нет. |