Товар и товарная политика являются ядром маркетинговой деятельности, а также принятия маркетинговых решений.
Товар - 1) экономическая категория, которую можно определить как продукт, реализуемый на рынке, объект купли-продажи; 2) совокупность основных потребительских характеристик продукта, которые удовлетворяют определенные потребности потребителей.
Ядро товара представляет собой базовую потребность.
Товарная политика - совокупность мероприятий и стратегий, ориентированных на достижение предпринимательских целей, которые включают выход нового товара на рынок, модернизацию или вывод с производства товара, а также ассортиментную политику.
Каждый товар имеет свое окружение, и задача маркетолога - сделать это окружение привлекательным для потребителей. Основные факторы привлекательности окружения товара:
• возможность приобретения;
• ценность (полезность);
• цена;
• качество;
• срок службы;
• форма;
• упаковка;
• имидж;
• марка;
• экологичность.
По целевому назначению товары бывают потребительского спроса или производственно-технического спроса.
Потребительские товары - это товары, приобретаемые для личного или семейного потребления.
Товары повседневного спроса - это потребительские товары и услуги, которые покупаются часто без раздумий, с минимальным сравнением с другими товарами. Они делятся на основные товары, товары импульсной покупки и экстренные товары.
Основные товары - товары, покупаемые потребителем регулярно.
Товары импульсной покупки - товары доступные для покупки во многих местах и приобретаемые без предварительного планирования и поисков на основе внезапно возникшего желания.
Экстренные товары - товары, приобретаемые при возникновении острой нужды в них.
Товары предварительного выбора - потребительские товары, которые покупатель в процессе выбора сравнивает между собой по показателям пригодности, цены, качества и внешнего оформления.
Товары особого спроса - потребительские товары с уникальными характеристиками или марками, ради которых значительные группы покупателей готовы затратить дополнительные усилия.
Товары пассивного спроса - потребительские товары, о приобретении которых покупатель обычно и не думает, независимо от того, знает он или не знает об их существовании. Реализация таких товаров требует больших маркетинговых усилий [7].
Товары производственно-технического назначения - товары, приобретаемые частными лицами или организациями для дальнейшей их переработки или применения в бизнесе. Подразделяются на материалы и детали, капитальное оборудование и вспомогательные материалы и услуги.
Марка - это название, знак, символ, рисунок, термин или их комбинация, предназначенные для идентификации продукта одного или нескольких производителей и отличия его от товаров конкурентов. Марка служит для отличия, распознавания и дифференциации товара на рынке. Марка может включать марочное имя, марочный знак и товарный знак [1].
Тестовые задания 5-1. Товар является новым, если:
1) его так оценивает рынок (потребитель);
2) производитель по-новому рекламирует товар;
3) производитель использует современную технологию его изготовления;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
5-2. Осуществление сервиса связано:
1) с подкреплением товара;
2) с высокой ценой товара;
3) со стимулированием сбыта;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
5-3. Товарная марка предназначена для того, чтобы:
1) компенсировать недостающее товару качество;
2) обосновать перед потребителем более высокую цену на товар;
3) дифференцировать товар на рынке среди себе подобных;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
5-4. Понятие «уровни товара» отражает:
1) наличие нескольких упаковок для товара;
2) позиции, с которых рассматриваются характеристики товара;
3) сорт товара, его качество;
4) все ответы верны.
5-5. Упаковка должна обеспечить:
1) предохранение товара от порчи и повреждений;
2) создание рациональных единиц для складирования;
3) создание наилучших единиц для продажи;
4) создание рекламы товара;
5) все ответы верны.
5-6. Наращивание ассортимента означает:
1) изменение характеристик товара в сторону улучшения их параметров;
2) изменение характеристик товара в сторону снижения их параметров;
3) расширение общего числа товаров;
4) верны ответы (1) и (2);
5) все ответы верны.
5-7. Широта номенклатуры товаров отражает:
1) количество вариантов и сортов отдельного товара в рамках ассортиментной группы;
2) общую численность ассортиментных групп;
3) обеспечение прибыли предприятия;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
5-8. Качество товара - это:
1) набор необходимых функциональных характеристик товара, которые признаны потребителями обязательными;
2) способность товара выполнять свое функциональное назначение;
3) отсутствие у товара видимых дефектов;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет. |