Главная » Учебно-методические материалы » МАРКЕТИНГ » Маркетинг: практикум по курсу. Кукура С.П., Трушникова И.О.

Тема 6. Цена и ценовая политика. Виды цен
20.01.2012, 13:39

Цена является одним из элементов маркетинга. Представляет собой денежное выражение ценности продукта, услуги, фактора производства в процессе обмена.

Ценность - это значимость продукта, услуги, фактора производства для потребителя. Определяется как факторами предложения, так и факторами спроса.

Для покупателя цена распадается на две части: эквивалент товара определенного качества и сопутствующие покупке затраты [7].

Под ценовой политикой понимается совокупность мероприятий и стратегий по управлению ценами и ценообразованием, искусство установления на товары (услуги) таких цен, которые соответствовали бы затратам на производство, конъюнктуре рынка, удовлетворяли покупателя и приносили плановую прибыль. Ценовая политика предполагает необходимость установления фирмой исходной (базовой) цены на свои товары, которую они обоснованно варьируют при работе с посредниками и покупателями (по географическому принципу, для стимулирования сбыта, через систему скидок и др.) [12].

Цена потребления - цена товара, включающая в себя все расходы покупателя, необходимые для приобретения и эксплуатации данного товара. Цена потребления складывается из таких элементов, как цена реализации товара, затраты на его транспортировку и установку, расходы на техническое обслуживание и ремонт, налоги, страховые взносы и т.д.

В зависимости от принятого признака цены различаются по видам: оптовые, розничные, трансфертные, свободные, регулируемые, твердые, рыночные, договорные, номинальные, фиксированные, мировые и др.

Экономическая сущность, предназначение и роль цены в хозяйственной деятельности отражаются в функциях цены (учетной, стимулирующей, распределительной, сбалансирования спроса и предложения, средства рационального расположения производства).

Тестовые задания 6-1. Задачи ценовой политики связаны со снижением цены при наличии на рынке:

1)    чрезмерного спроса;

2)    латентного (скрытого) спроса;

3)    непостоянного спроса;

4)    сезонного спроса;

5)    правильного ответа нет.

6-2. Отличие скидок от распродажи товаров по низким ценам заключается в том, что:

1)    при распродаже снижение цены больше;

2)    распродажа имеет меньший период действия;

3)    распродажа помогает сбыть неходовой товар;

4)    все ответы верны;

5)    правильного ответа нет.

6-3. Ценовая дискриминация заключается в:

1)    государственном ценообразовании;

2)    предоставлении товаров одинакового характера по различным ценам;

3)    использовании системы скидок;

4)    контроле большей доли рынка производителем;

5)    необходимости соответствовать ценам конкурентов.

6-4. Для регулирования рынка государство может использовать:

1)    фиксирование цен;

2)    косвенное изменение цен с помощью налогов, дотаций и других дополнительных выплат;

3)    приватизацию производителей;

4)    национализацию;

5)    ценовую дискриминацию.

6-5. Производитель обычно поднимает цены, если:

1)    имеет незанятые производственные мощности;

2)    не может выполнить все заказы;

3)    стремится увеличить объем заказов;

4)    считает спрос эластичным;

5)    правильного ответа нет.

6-6. Сокращение предложения товара ведет к увеличению:

1)    спроса на взаимодополняющие товары;

2)    общей выручки продавца, если спрос на товар является эластичным по цене;

3)    спроса на этот товар;

4)    спроса на взаимозаменяемые товары;

5)    правильного ответа нет.

6-7. К снижению цен на товар А могут привести следующие факторы:

1)    уменьшение предложения товара А;

2)    снижение уровня доходов потребителей товара А;

3)    рост цены на товар Б - заменитель товара А;

4)    ожидание роста цены на товар А;

5)    увеличение потребителей товара А.

6-8. Если цены на программное обеспечение существенно возрастут:

1)    продажи компьютеров повысятся;

2)    продажи компьютеров снизятся;

3)    продажи компьютеров не изменятся;

4)    покупатели вообще не будут их покупать;

5)    невозможно предсказать.

6-9. Цены франко дают возможность:

1)    предоставить скидку клиенту;

2)    учитывать разные условия поставки товара;

3)    получить дополнительную прибыль с каждой единицы товара;

4)    все ответы верны;

5)    правильного ответа нет.

6-10. Точка безубыточности - это:

1)    цена, при которой предприятие начинает получать прибыль;

2)    объем производства, при котором производитель работает без убытков;

3)    уровень затрат, необходимый для производства;

4)    все ответы верны;

5)    правильного ответа нет.

Задача 1

На момент заключения контракта между поставщиком и покупателем в начале года цена единицы закупаемого товара была 300 тыс.руб. Известно, что 50% в цене товара составляла стоимость материалов, используемых в производстве, 20% - з/п, 20% - транспортные расходы, 10% - прочие элементы цены. По истечении квартала стоимость материалов увеличилась на 9%, з/п возросла на 11%, транспортные расходы за счет роста тарифов - на 15%. Рассчитайте цену товара (скользящую цену) на момент его поставки, которая состоится через 3 месяца после заключения контракта (т.е. в конце 1 квартала).

Пояснение к решению задачи

1.    Для определения величины планируемого объема продаж в натуральном выражении воспользуемся следующей формулой:

Т = П + Он - Ок,

где Т - величина планируемого объема продаж в натуральном выражении;

П - план производства;

Он - остаток продукции на начало периода;

Ок - остаток продукции на конец периода.

2.    Величина планируемого объема продаж в стоимостном выражении определяется как произведение количества проданных товаров на их цену.

3.    Маркетинговый бюджет планируемого периода составит 30% от величины планируемого объема продаж в стоимостном выражении.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ