Цена является одним из элементов маркетинга. Представляет собой денежное выражение ценности продукта, услуги, фактора производства в процессе обмена.
Ценность - это значимость продукта, услуги, фактора производства для потребителя. Определяется как факторами предложения, так и факторами спроса.
Для покупателя цена распадается на две части: эквивалент товара определенного качества и сопутствующие покупке затраты [7].
Под ценовой политикой понимается совокупность мероприятий и стратегий по управлению ценами и ценообразованием, искусство установления на товары (услуги) таких цен, которые соответствовали бы затратам на производство, конъюнктуре рынка, удовлетворяли покупателя и приносили плановую прибыль. Ценовая политика предполагает необходимость установления фирмой исходной (базовой) цены на свои товары, которую они обоснованно варьируют при работе с посредниками и покупателями (по географическому принципу, для стимулирования сбыта, через систему скидок и др.) [12].
Цена потребления - цена товара, включающая в себя все расходы покупателя, необходимые для приобретения и эксплуатации данного товара. Цена потребления складывается из таких элементов, как цена реализации товара, затраты на его транспортировку и установку, расходы на техническое обслуживание и ремонт, налоги, страховые взносы и т.д.
В зависимости от принятого признака цены различаются по видам: оптовые, розничные, трансфертные, свободные, регулируемые, твердые, рыночные, договорные, номинальные, фиксированные, мировые и др.
Экономическая сущность, предназначение и роль цены в хозяйственной деятельности отражаются в функциях цены (учетной, стимулирующей, распределительной, сбалансирования спроса и предложения, средства рационального расположения производства).
Тестовые задания 6-1. Задачи ценовой политики связаны со снижением цены при наличии на рынке:
1) чрезмерного спроса;
2) латентного (скрытого) спроса;
3) непостоянного спроса;
4) сезонного спроса;
5) правильного ответа нет.
6-2. Отличие скидок от распродажи товаров по низким ценам заключается в том, что:
1) при распродаже снижение цены больше;
2) распродажа имеет меньший период действия;
3) распродажа помогает сбыть неходовой товар;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
6-3. Ценовая дискриминация заключается в:
1) государственном ценообразовании;
2) предоставлении товаров одинакового характера по различным ценам;
3) использовании системы скидок;
4) контроле большей доли рынка производителем;
5) необходимости соответствовать ценам конкурентов.
6-4. Для регулирования рынка государство может использовать:
1) фиксирование цен;
2) косвенное изменение цен с помощью налогов, дотаций и других дополнительных выплат;
3) приватизацию производителей;
4) национализацию;
5) ценовую дискриминацию.
6-5. Производитель обычно поднимает цены, если:
1) имеет незанятые производственные мощности;
2) не может выполнить все заказы;
3) стремится увеличить объем заказов;
4) считает спрос эластичным;
5) правильного ответа нет.
6-6. Сокращение предложения товара ведет к увеличению:
1) спроса на взаимодополняющие товары;
2) общей выручки продавца, если спрос на товар является эластичным по цене;
3) спроса на этот товар;
4) спроса на взаимозаменяемые товары;
5) правильного ответа нет.
6-7. К снижению цен на товар А могут привести следующие факторы:
1) уменьшение предложения товара А;
2) снижение уровня доходов потребителей товара А;
3) рост цены на товар Б - заменитель товара А;
4) ожидание роста цены на товар А;
5) увеличение потребителей товара А.
6-8. Если цены на программное обеспечение существенно возрастут:
1) продажи компьютеров повысятся;
2) продажи компьютеров снизятся;
3) продажи компьютеров не изменятся;
4) покупатели вообще не будут их покупать;
5) невозможно предсказать.
6-9. Цены франко дают возможность:
1) предоставить скидку клиенту;
2) учитывать разные условия поставки товара;
3) получить дополнительную прибыль с каждой единицы товара;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
6-10. Точка безубыточности - это:
1) цена, при которой предприятие начинает получать прибыль;
2) объем производства, при котором производитель работает без убытков;
3) уровень затрат, необходимый для производства;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
Задача 1
На момент заключения контракта между поставщиком и покупателем в начале года цена единицы закупаемого товара была 300 тыс.руб. Известно, что 50% в цене товара составляла стоимость материалов, используемых в производстве, 20% - з/п, 20% - транспортные расходы, 10% - прочие элементы цены. По истечении квартала стоимость материалов увеличилась на 9%, з/п возросла на 11%, транспортные расходы за счет роста тарифов - на 15%. Рассчитайте цену товара (скользящую цену) на момент его поставки, которая состоится через 3 месяца после заключения контракта (т.е. в конце 1 квартала).
Пояснение к решению задачи
1. Для определения величины планируемого объема продаж в натуральном выражении воспользуемся следующей формулой:
Т = П + Он - Ок,
где Т - величина планируемого объема продаж в натуральном выражении;
П - план производства;
Он - остаток продукции на начало периода;
Ок - остаток продукции на конец периода.
2. Величина планируемого объема продаж в стоимостном выражении определяется как произведение количества проданных товаров на их цену.
3. Маркетинговый бюджет планируемого периода составит 30% от величины планируемого объема продаж в стоимостном выражении. |