Каналы сбыта
Политика распределения представляет собой курс действий предприятия по разработке и реализации комплекса маркетинга, входящих в него мероприятий по доведению продукта до конечного потребителя. Распределительная сеть может включать следующие субъекты: распределительные органы фирмы-производителя, сбытовых посредников, сбытовых партнеров. В качестве сбытовых посредников часто выступают оптовые и розничные предприятия, обладающие экономической и юридической самостоятельностью.
Большинство производителей предлагает свои товары рынку через посредников. Каждый из них стремится сформировать собственный канал распределения.
Канал сбыта - это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому субъекту право собственности на конкретные товар или услугу на их пути от производителя к потребителю. В зависимости от числа посредников в системе сбыта устанавливается уровень канала, в качестве которого могут выступать юридическая фирма или физическое лицо, выполняющее функции перемещения товара от производителя к потребителю. Число промежуточных уровней может характеризовать протяженность канала [14].
Канал нулевого уровня (или канал прямого маркетинга) состоит из производителя, продающего товар непосредственно потребителям. Существует три основных способа прямой продажи - торговля вразнос, посылочная торговля и торговля через магазины, принадлежащие производителю.
Одноуровневый канал включает в себя одного посредника, на потребительских рынках обычно - розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения им оказывается агент по сбыту или брокер.
Двухуровневый канал включает в себя двух посредников, на потребительских рынках это обычно - оптовый и розничный торговцы, а на рынках товаров промышленного назначения это могут быть агент по сбыту или брокер.
Трехуровневый канал включает в себя трех посредников: крупных оптовых торговцев, мелких оптовиков и небольшие предприятия розничной торговли [7].
Существуют каналы и с большим количеством уровней, но они встречаются реже.
В системе распределения выделяют четыре основных типа посредников: дилер, дистрибьютор, комиссионер, агент (брокер).
Кроме указанных посредников, действующими субъектами являются: отдел сбыта, руководство предприятия, коммивояжер, торговый представитель, маклер, сбытовые филиалы, торговые синдикаты [4].
Тестовые задания 8-1. Физическое распределение товара означает:
1) продажу его через посредников;
2) транспортировку и хранение;
3) безвозмездную передачу товара клиенту;
4) все ответы верны.
8-2. Интенсивное распределение товара осуществляется:
1) поставками в сеть специализированных магазинов;
2) через большое число торговых точек массового назначения;
3) путем поставки товара непосредственно потребителю;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
8-3. Канал распределения - это:
1) способ распространения рекламы;
2) совокупность организаций или лиц, способствующих перемещению товара к потребителю;
3) способ транспортировки товара;
4) объединение производителей товара с целью разделить сегменты между собой;
5) правильного ответа нет.
8-4. Уровень канала распределения - это:
1) тип торгового посредника, участвующего в перемещении товара к потребителю;
2) количество транспортных узлов, пройденных товаром в процессе перемещения товара к потребителю;
3) качество услуг, предоставляемых производителем посредникам;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
8-5. При использовании прямого канала распределения продажа товара осуществляется:
1) коммивояжерами фирмы;
2) магазинами розничной торговли, принадлежащими производителю;
3) с помощью почты;
4) с помощью Интернета;
5) правильного ответа нет.
8-6. Широта канала распределения означает:
1) число уровней канала распределения;
2) количество реализуемых товарных групп;
3) способ транспортировки товара;
4) число посредников на одном уровне канала распределения;
5) все ответы верны.
8-7. Торговая презентация включает:
1) описание товаров, их марок, моделей и модификаций;
2) ознакомление с ценами по всему перечню товаров;
3) представление перечня сопутствующих услуг (поставка, гарантии);
4) демонстрацию товара;
5) включает все вышеперечисленное.
8-8. |
Прямой сбытовой канал выберет производитель: |
1) |
садово-огородного инвентаря; |
2) |
модной одежды; |
3) |
детских игрушек; |
4) |
страховых услуг; |
5) |
все ответы верны. |
8-9. |
Одноуровневый канал распределения товаров включает: |
1) |
производителя и одного посредника; |
2) |
производителя, одного посредника и потребителя; |
3) |
одного посредника и потребителя; |
4) |
все ответы верны; |
5) |
правильного ответа нет. |
8-10 |
. В розничной торговле товары продаются: |
1) |
методом личной продажи; |
2) |
через торговый автомат; |
3) |
по телефону; |
4) |
в магазине; |
5) |
все ответы верны. |
Задача 2
Примите решение по выбору канала товародвижения по критерию эффективности (ед.измерения - млн руб.):
- канал нулевого уровня: расходы, связанные с содержанием собственной розничной торговой сети, составляют 150, издержки обращения - 100, прибыль от реализации товара 500;
- одноуровневый канал (прямые связи с использованием посредника - розничной торговли): издержки обращения - 60, прибыль - 30;
- двухуровневый канал (производитель продает товар оптовому посреднику): издержки обращения - 40, прибыль - 120.
Пояснение к решению задачи. Для выбора канала товародвижения по критерию эффективности используют формулу отдачи от вложенного капитала (средняя норма прибыли):
О = П / Вк х 100%,
где О - отдача от вложения капитала, или средняя норма прибыли, %;
П - прибыль, полученная от вложения капитала, руб.;
Вк - величина вложенного капитала, руб.
Наиболее эффективным каналом товародвижения будет канал с наибольшим значением отдачи от вложения капитала ( средней нормы прибыли). |