Главная » Учебно-методические материалы » МАРКЕТИНГ » Стратегический маркетинг: учебник. Фатхутдинов Р.А.

11.5. Формирование портфелей новшеств и инноваций
27.01.2012, 15:12

После разработки стратегии организации формируются портфели новшеств и инноваций. По результатам этой работы конкретизируется стратегия организации и составляется бизнес-план. Портфель новшеств и инноваций является предметом инновационной деятельности.

Целью инновационной деятельности, особенно инновационного предпринимательства, является получение результата путем введения инноваций. Для определения сферы инновационной деятельности введем следующие обозначения, характеризующие основные стратегии (цели) инновационной организации:

К — повышение качества выпускаемого товара. Стратегия ведет к увеличению прибыли организации, но со значительным риском;

Ц — снижение цены товара при сохранении без изменения остальных стратегий. Эта стратегия направлена на более прочное завоевание рынка, реализацию уже изготовленного товара, реализацию уже освоенных технологий. Стратегия ведет, как правило, к уменьшению прибыли организации;

С — снижение себестоимости выпускаемого товара за счет освоения новых технологий, новых методов организации производства и труда, менеджмента. Стратегия ведет, как правило, к увеличению прибыли организации;

V — увеличение программы производства товара (объема продаж) для того же рынка без изменения остальных стратегий. Стратегия ведет к увеличению прибыли за счет использования эффекта масштаба;

Р — освоение нового рынка сбыта для старого или нового товара. Стратегия ведет, как правило, к увеличению прибыли организации.

Для осуществления перечисленных стратегий инновационной организации необходимы инновации. В табл. 11.8 перечислены основные виды инноваций, необходимых для реализации стратегий организации.

В зависимости от стратегий или целей организации возможны различные их сочетания. Введем дополнительные (к табл. 11.8) обозначения:

1 — индекс, характеризующий неизменность стратегии (старый вариант);

2 — индекс, характеризующий обновление стратегии (новый вариант). Например, повышение К, снижение удельной Ц, снижение С, рост V, расширение существующего или освоение нового Р. Принимаем, что: при сохранении качества товара затраты у потребителя не изменяются; при повышении качества затраты у потребителя снижаются (более высокими темпами, чем растут затраты у изготовителя); ввод нового товара на основе изобретений ведет к повышению качества и снижению себестоимости товара.

Таблица 11.8

Виды инноваций, необходимых для реализации стратегий организации

Основные виды инноваций, необходимых для реализации стратегии организации

 

Основные стратегии организации

 

К

 

Ц

 

С

 

V

 

р

 

1. Создание совершенно нового товара на основе изобретений

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

2. Совершенствование выпускаемого товара на основе ноу-хау

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Внедрение новой технологии на основе изобретений

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

4. Совершенствование действующей технологии на основе ноу-хау

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

5. Совершенствование организации производства на основе ноу-хау

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

6. Совершенствование организации труда на основе ноу-хау

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

7. Формирование или совершенствование системы менеджмента

+

 

 

 

+

 

+

 

+

 

8. Улучшение качества "входа" организации (сырья, материалов, комплектующих и т. д.)

+

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Совершенствование взаимодействия с внешней средой организации

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

10. Совершенствование функций тактического маркетинга (рекламы, системы стимулирования продвижения товара)

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

11. Повышение качества сервиса товара у потребителя

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

12. Расширение существующего рынка товаров организации

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

13. Освоение нового рынка

 

 

 

 

+

Примечание. Знак "+" означает необходимость введения инновации для реализации соответствующей стратегии организации.

На основе установленного в табл. 11.8 влияния инноваций на стратегии организации и дополнительно принятых условий можно сформулировать наиболее характерные типы воспроизводства товаров организации (табл. 11.9).

Таблица 11.9

Основные типы воспроизводства товаров

На основе работы, выполненной по рекомендациям, изложенным в данной теме, формируется портфель новшеств и инноваций организации.

Портфель инноваций представляет комплексно обоснованный перечень новшеств покупных и собственной разработки, подлежащих внедрению (введению) в организации. Портфель новшеств — перечень разработанных организацией новшеств, подлежащих продаже.

Примерное укрупненное содержание портфеля инноваций приведено в табл. 11.10, новшеств — в табл. 11.11.

Таблица 11.10

Портфель инноваций, подлежащий внедрению в организации (примерная форма)

Таблица 11.11

Портфель новшеств организации, подлежащих разработке и продаже (примерная форма)

Таким образом, мы с применением научных подходов и методов стратегического маркетинга разработали нормативы конкурентоспособности товаров (табл. 11.5) и портфель инноваций и новшеств организации (табл. 11.10 и 11.11). На следующей стадии — НИОКР — мы должны исследовать возможность реализации в производстве нормативов конкурентоспособности инноваций и новшеств.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

1. Конкурентные преимущества организаций рекомендуется подразделять на четыре группы: преимущества во внешней среде (макросреда, инфраструктура региона, микросреда); преимущества во внутренней среде (технологии, организации процессов, ресурсы, менеджмент); преимущества в выпускаемом товаре (качество товара, его цена, ресурсоемкость в сфере эксплуатации товара, качество сервиса товара), новшествах, услугах; преимущества рынков (объемы, интенсивность конкуренции на "выходе" и "входе" системы менеджмента, оперативность и надежность финансовой деятельности, безопасность и т.п.).

2. На основе стратегической сегментации рынка, применения воспроизводственного, функционального и других научных подходов, методов анализа, прогнозирования и моделирования должны разрабатываться нормативы конкурентоспособности различных объектов.

3. В состав работ по маркетингу неправомерно включать работы по разработке и созданию товаров. Эти работы должны выполняться с соблюдением концепции маркетинга — концепции приоритета интересов потребителя перед интересами производителя — но ни экономически, ни технологически, ни организационно не могут входить в состав маркетинга. Разработка и создание товаров входят в состав инновационного и производственного менеджмента.

4. Состав стратегии организации следует формировать по отдельным разделам, представляющим ветви дерева конкурентоспособности организации.

5. Портфель новшеств и инноваций, обеспечивающих выполнение стратегии организации, должен формироваться, исходя из основных типов воспроизводства товаров. Ключевыми критериями воспроизводства товаров должны быть качество, цена, доля рынка (программа), ресурсосбережение, качество сервиса товара.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.     Что такое конкурентное преимущество?

2.     Из каких этапов состоит анализ конкурентных преимуществ?

3.     Что такое детерминанты конкурентного преимущества?

4.     Какие силы влияют на конкуренцию в отрасли (по М. Портеру)?

5.     Дешевизна рабочей силы относится к конкурентному преимуществу высшего или низшего порядка?

6.     Каким образом "узкое место" или. проблема стимулируют создание конкурентного преимущества?

7.     В чем особенности анализа конкурентного преимущества по Ж.-Ж. Ламбену?

8.     Из каких нормативов состоит дерево конкурентоспособности товара?

9.     Каков порядок разработки нормативов конкурентоспособности организации?

10.  Из каких разделов складывается стратегия организации?

11.  Как увязывается стратегия организации с деревом ее конкурентоспособности?

12.  Какие основные критерии выбора типа воспроизводства товаров Вам известны?

13.  Каково содержание портфеля инноваций?

14.  Каково содержание портфеля новшеств?

15.  Для чего формируются портфели новшеств и инноваций?





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ