Главная » Учебно-методические материалы » МАРКЕТИНГ » Стратегический маркетинг: учебник. Фатхутдинов Р.А.

5.5. Обеспечивающая подсистема
26.01.2012, 20:15

5.5.1. Правовое обеспечение

Правовое обеспечение стратегического маркетинга основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном (государственном) уровне. К этим актом относятся действующие федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты, а также разрабатываемые документы.

Правовое обеспечение системы маркетинга осуществляется по следующим направлениям:

1) правовые вопросы функционирования экономики страны (по приватизации, развитию предпринимательства, налоговой системе, финансовой и кредиторской политике, внешнеэкономической деятельности и др.);

2) законы и нормативные акты по системам:

• стандартизации;

• метрологии;

• сертификации товаров и услуг;

• защиты прав потребителей;

• антимонопольной политики;

• управления качеством товаров;

• безопасности и охраны труда и др.;

3) законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, социальном/развитию коллективов, охране окружающей природной среды;

4) правовое регулирование образования и функционирования фирмы.

Без качественного правового обеспечения системы маркетинга фирмы по перечисленным направлениям вообще невозможно обеспечить их стабильное и эффективное функционирование, так как каждая фирма является подсистемой системы более высокого уровня — региона, отрасли, страны, а совместные предприятия — мирового сообщества. Если каждая фирма будет функционировать по своим правовым нормам, то невозможно скоординировать их действия и создать из них систему более высокого уровня; будет просто набор невзаимосвязанных фирм. Поэтому правовое обеспечение системы маркетинга фирмы по всем четырем направлениям является актуальнейшей проблемой.

Российская Федерация, например, в настоящее время находится на стадии перехода к рыночным отношениям как к системе экономических, правовых и социальных отношений. И многие нормативные акты по перечисленным направлениям находятся на стадии обновления.

Право является основой повышения качества стратегий объектов. Чем выше уровень иерархии объекта, горизонт прогнозирования и его стоимость, тем глубже и тоньше должны прорабатываться правовые вопросы. Система законодательных актов по вопросам хозяйствования включает следующие виды права:

• международное;

• европейское;

• конституционное;

• хозяйственное;

• гражданское;

• акционерное;

• финансовое;

• бюджетное;

• фондовое;

• банковское;

• налоговое;

• таможенное;

• административное;

• трудовое;

• арбитражно-процессуальное;

• коммерческое;

• экологическое;

• земельное и др.

Правовые регуляторы деятельности организации и ее хозяйственных отношений стратегического характера приведены в табл. 5.5 /18/.

Таблица 5.5

Правовое регулирование деятельности компании и ее хозяйственных отношений стратегического характера

Характер хозяйственных отношений и деятельности

 

 

Основные правовые регуляторы

2

 

3

1. Формирование структуры компании

 

>

 

Гражданский кодекс РФ. Юридические лица

Закон РФ "Об акционерных обществах"

Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"

2. Реорганизация и реструктуризация компании

 

Закон РФ "О несостоятельности и банкротстве предприятий"

3. Поглощение и приобретение активов других компаний

> 

 

 

Закон РФ "Об акционерных обществах". Крупные сделки

Закон РФ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации"

4. Участие в компаниях. Приобретение крупного пакета акций

>

Те же, что в п. 3

Налоговый кодекс РФ

5. Формирование системы управления компанией

 

 

Закон РФ "Об акционерных обществах"

Гражданский кодекс РФ. Доверительное управление имуществом

Нормы корпоративного права

6. Формирование и реализация стратегий деятельности

 

>  >

>

>

Те же, что в п. 1

Налоговый кодекс РФ

Закон РФ "О финансово-промышленных группах"

Земельный кодекс РФ

Закон РФ "О стандартизации"

Закон РФ "Об охране окружающей среды"

Постановление Правительства РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

7. Формирование и реализация стратегий роста

 

> 

> 

Те же, что в п. 1

Закон РФ "О финансово-промышленных группах"

Налоговый кодекс РФ

8. Формирование и реализация стратегии научно-технического развития

 

>

 

 

> 

 

Закон РФ "О науке и государственной научной политике"

Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (в редакции Федерального закона 1995 г.)

Закон РСФСР "ОБ иностранных инвестициях в РСФСР" (в редакции Федерального закона 1995 г.)

 

9. Формирование и реализация маркетинговых стратегий конверсии деятельности

 

> 

> 

 

 

> 

 

> 

 

> >

Те же, что в п.8

Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"

Закон РФ "О товарных рынках и биржевой торговле"

Закон РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"

Закон РФ "О стандартизации"

Закон РФ "О сертификации продукции и услуг"

Налоговый кодекс РФ

Таможенный кодекс РФ

10. Формирование и реализация стратегии мотивации труда

 

>

>

Кодекс законов о труде РФ

Закон РФ "Об акционерных обществах"

Нормы корпоративного права

11. Формирование структуры капитала

Закон РФ "Об акционерных обществах"

12. Формирование и реализация стратегических инвестиционных программ

>

Те же, что в п. 8

Налоговый кодекс РФ

13. Участие в инвестиционных проектах

>

Те же, что в п. 12

Закон РФ "Об акционерных обществах"

14. Дивидендная политика компании

 

Закон РФ "Об акционерных обществах" Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" Налоговый кодекс РФ

15. Выделение стратегических хозяйственных единиц (СХЕ) и выбор стратегических позиций в конкуренции

 

>

 

>

 

Закон РФ "Об акционерных обществах"

Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР"

Налоговый кодекс РФ

Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"

16. Установление долгосрочных хозяйственных отношений с другими субъектами хозяйствования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гражданский кодекс РФ. Правовые институты:

сделки и представительства;

право собственности и другие вещные права;

купля-продажа;

аренда;

подряд;

заем и кредит;

обязательства вследствие причинения вреда;

Закон РФ «О стандартизации»

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»

5.5.2. Методическое обеспечение

Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы маркетинга должны быть обоснованы и изложены в соответствующих нормативно-методических документах межгосударственного (международного), федерального (государственного), муниципального (республиканского, регионального), либо фирменного уровня. В межгосударственных документах должны регламентироваться все общие вопросы сохранения нашей планеты, мира, экологии, безопасности товаров и услуг, прав человека, стандартизации и др. Федеральные нормативно-методические документы должны дальше развивать вопросы, которые регламентируются в межгосударственных документах и т.д. Но документы нижестоящего уровня ни в коей мере не должны противоречить документам вышестоящего уровня.

Общие вопросы управления экономикой (в широком смысле этого слова), не регламентированные в рамках мирового сообщества, приходится каждой стране решать самостоятельно, что, кроме несения дополнительных затрат, не обеспечивает высокого качества решения и затрудняет интеграцию между странами. Если на федеральном уровне не регламентирован какой-либо вопрос управления глобальной системой, то каждый регион самостоятельно, по-своему и с большими затратами решает его, и так — до уровня фирмы.

Отсутствие или низкое качество международных правовых норм в области собственности, налоговой системы, финансов, организационно-правовых форм и др. сдерживает создание и развитие совместных предприятий, международную интеграцию и взаимовыгодное развитие стран.

Некоторые нормативно-методические документы, разрабатываемые международными организациями, должны быть аутентичными (прямого применения, перевод без искажения содержания) и обязательными для всех уровней иерархии, в т.ч. и для фирмы, независимо от формы собственности. Например, международная система мер и весов, системы измерений, система охраны окружающей природной среды, система управления качеством на основе международных стандартов ISO серии 9000, безопасности и международной сертификации товаров и услуг, основы валютной системы, терминология и операции в области финансов и др. должны быть едиными для всех стран и соответственно для всех фирм.

Увеличение количества нормативно-методических документов, правил, терминологии, норм международного характера значительно упростит построение каждой фирмой системы маркетинга, повысит эффективность использования природных ресурсов, труда и капитала как главных факторов обеспечения благосостояния, повышения качества жизни.

5.5.3. Ресурсное обеспечение

Цели ресурсного обеспечения системы стратегического маркетинга:

• своевременное обеспечение потребителей фирмы необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества;

• улучшение использования ресурсов.

Виды ресурсов:

• трудовые ресурсы;

• материальные ресурсы (сырье, материалы, комплектующие изделия, топливно-энергетические ресурсы, запасные части);

• основные производственные фонды;

• финансовые ресурсы —собственный капитал, заемный капитал, нематериальные активы и пр.;

• совокупные ресурсы — сумма предыдущих видов ресурсов в денежном выражении.

Наличие и состав ресурсов определяется объемом конкретного вида ресурса, его структурой по номенклатуре и ассортименту, качеством и сроками поставок.

Процесс движения ресурсов включает:

• формирование ресурсов, т.е. привлечение ресурсов для выполнения маркетинговых исследований, работ по стратегическому маркетингу;

• использование ресурсов по одному из перечисленных направлений;

• восстановление ресурсов;

• утилизацию или списание ресурсов.

Методы обеспечения ресурсами:

• через товарно-сырьевые биржи;

• прямые связи, аукционы, конкурсы;

• собственное производство;

• спонсорство и др.

5.5.4. Информационное обеспечение

Информационное обеспечение системы маркетинга — одна из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация. Поэтому сначала рассмотрим это понятие согласно /21/.

Коммуникация — это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работников фирмы. Коммуникация — сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных шагов, каждый из которых очень нужен, чтобы сделать наши мысли понятными другим лицам. Каждый шаг — это пункт, в котором, если мы будем небрежны, не думать о том, что делаем, смысл может быть утрачен.

Руководитель 50—90% всего времени тратит на коммуникации, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии.

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:

1. Отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;

2. Сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов;

3. Канал — средство передачи информации;

4. Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов:

1. Зарождение идеи;

2. Кодирование и выбор канала;

3. Передача;

4. Декодирование.

Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен.

Предлагается следующая классификация информации:

1) по объекту — показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.;

2) по принадлежности к подсистеме системы маркетинга — информация по целевой подсистеме, научному сопровождению системы, обеспечивающей и управляемой подсистемам, внешней среде системы, управляющей подсистеме;

3) по форме передачи — вербальная (словесная) и невербальная;

4) по изменчивости во времени — условно-постоянная и условно-переменная (недолговечная);

5) по способу передачи — спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.;             

6) по режиму передачи — в нерегламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;

7) по назначению — экономическая, техническая, социальная, организационная и др.;

8) по стадиям жизненного цикла объекта — по стадии стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства и т.д. до списания объекта;

9) по отношению объекта управления к субъекту — между фирмой и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации.

Идея классификации информации используется при ее кодировании.

Основные требования к качеству информации:

своевременность;

достоверность (с определенной вероятностью);

достаточность;

надежность (с определенной степенью риска);

комплексность системы информации (по качеству и ресурсоемкости товара, условиям, по стадиям жизненного цикла товаров фирмы и конкурентов и т.д.);

адресность;

правовая корректность информации;

многократность использования;

высокая скорость сбора, обработки и передачи;

возможность кодирования;

актуальность информации.

Вопросы организации массива и потоков информации, технологического процесса ее переработки изложены подробно в специальной литературе.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ