Главная » Учебно-методические материалы » МАРКЕТИНГ » Стратегический маркетинг: учебник. Фатхутдинов Р.А. |
26.01.2012, 20:15 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.5.1. Правовое обеспечениеПравовое обеспечение стратегического маркетинга основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном (государственном) уровне. К этим актом относятся действующие федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты, а также разрабатываемые документы. Правовое обеспечение системы маркетинга осуществляется по следующим направлениям: 1) правовые вопросы функционирования экономики страны (по приватизации, развитию предпринимательства, налоговой системе, финансовой и кредиторской политике, внешнеэкономической деятельности и др.); 2) законы и нормативные акты по системам: • стандартизации; • метрологии; • сертификации товаров и услуг; • защиты прав потребителей; • антимонопольной политики; • управления качеством товаров; • безопасности и охраны труда и др.; 3) законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, социальном/развитию коллективов, охране окружающей природной среды; 4) правовое регулирование образования и функционирования фирмы. Без качественного правового обеспечения системы маркетинга фирмы по перечисленным направлениям вообще невозможно обеспечить их стабильное и эффективное функционирование, так как каждая фирма является подсистемой системы более высокого уровня — региона, отрасли, страны, а совместные предприятия — мирового сообщества. Если каждая фирма будет функционировать по своим правовым нормам, то невозможно скоординировать их действия и создать из них систему более высокого уровня; будет просто набор невзаимосвязанных фирм. Поэтому правовое обеспечение системы маркетинга фирмы по всем четырем направлениям является актуальнейшей проблемой. Российская Федерация, например, в настоящее время находится на стадии перехода к рыночным отношениям как к системе экономических, правовых и социальных отношений. И многие нормативные акты по перечисленным направлениям находятся на стадии обновления. Право является основой повышения качества стратегий объектов. Чем выше уровень иерархии объекта, горизонт прогнозирования и его стоимость, тем глубже и тоньше должны прорабатываться правовые вопросы. Система законодательных актов по вопросам хозяйствования включает следующие виды права: • международное; • европейское; • конституционное; • хозяйственное; • гражданское; • акционерное; • финансовое; • бюджетное; • фондовое; • банковское; • налоговое; • таможенное; • административное; • трудовое; • арбитражно-процессуальное; • коммерческое; • экологическое; • земельное и др. Правовые регуляторы деятельности организации и ее хозяйственных отношений стратегического характера приведены в табл. 5.5 /18/. Таблица 5.5 Правовое регулирование деятельности компании и ее хозяйственных отношений стратегического характера
5.5.2. Методическое обеспечениеВсе теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы маркетинга должны быть обоснованы и изложены в соответствующих нормативно-методических документах межгосударственного (международного), федерального (государственного), муниципального (республиканского, регионального), либо фирменного уровня. В межгосударственных документах должны регламентироваться все общие вопросы сохранения нашей планеты, мира, экологии, безопасности товаров и услуг, прав человека, стандартизации и др. Федеральные нормативно-методические документы должны дальше развивать вопросы, которые регламентируются в межгосударственных документах и т.д. Но документы нижестоящего уровня ни в коей мере не должны противоречить документам вышестоящего уровня. Общие вопросы управления экономикой (в широком смысле этого слова), не регламентированные в рамках мирового сообщества, приходится каждой стране решать самостоятельно, что, кроме несения дополнительных затрат, не обеспечивает высокого качества решения и затрудняет интеграцию между странами. Если на федеральном уровне не регламентирован какой-либо вопрос управления глобальной системой, то каждый регион самостоятельно, по-своему и с большими затратами решает его, и так — до уровня фирмы. Отсутствие или низкое качество международных правовых норм в области собственности, налоговой системы, финансов, организационно-правовых форм и др. сдерживает создание и развитие совместных предприятий, международную интеграцию и взаимовыгодное развитие стран. Некоторые нормативно-методические документы, разрабатываемые международными организациями, должны быть аутентичными (прямого применения, перевод без искажения содержания) и обязательными для всех уровней иерархии, в т.ч. и для фирмы, независимо от формы собственности. Например, международная система мер и весов, системы измерений, система охраны окружающей природной среды, система управления качеством на основе международных стандартов ISO серии 9000, безопасности и международной сертификации товаров и услуг, основы валютной системы, терминология и операции в области финансов и др. должны быть едиными для всех стран и соответственно для всех фирм. Увеличение количества нормативно-методических документов, правил, терминологии, норм международного характера значительно упростит построение каждой фирмой системы маркетинга, повысит эффективность использования природных ресурсов, труда и капитала как главных факторов обеспечения благосостояния, повышения качества жизни. 5.5.3. Ресурсное обеспечениеЦели ресурсного обеспечения системы стратегического маркетинга: • своевременное обеспечение потребителей фирмы необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества; • улучшение использования ресурсов. Виды ресурсов: • трудовые ресурсы; • материальные ресурсы (сырье, материалы, комплектующие изделия, топливно-энергетические ресурсы, запасные части); • основные производственные фонды; • финансовые ресурсы —собственный капитал, заемный капитал, нематериальные активы и пр.; • совокупные ресурсы — сумма предыдущих видов ресурсов в денежном выражении. Наличие и состав ресурсов определяется объемом конкретного вида ресурса, его структурой по номенклатуре и ассортименту, качеством и сроками поставок. Процесс движения ресурсов включает: • формирование ресурсов, т.е. привлечение ресурсов для выполнения маркетинговых исследований, работ по стратегическому маркетингу; • использование ресурсов по одному из перечисленных направлений; • восстановление ресурсов; • утилизацию или списание ресурсов. Методы обеспечения ресурсами: • через товарно-сырьевые биржи; • прямые связи, аукционы, конкурсы; • собственное производство; • спонсорство и др. 5.5.4. Информационное обеспечениеИнформационное обеспечение системы маркетинга — одна из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация. Поэтому сначала рассмотрим это понятие согласно /21/. Коммуникация — это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работников фирмы. Коммуникация — сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных шагов, каждый из которых очень нужен, чтобы сделать наши мысли понятными другим лицам. Каждый шаг — это пункт, в котором, если мы будем небрежны, не думать о том, что делаем, смысл может быть утрачен. Руководитель 50—90% всего времени тратит на коммуникации, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии. В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента: 1. Отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее; 2. Сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов; 3. Канал — средство передачи информации; 4. Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее. При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов: 1. Зарождение идеи; 2. Кодирование и выбор канала; 3. Передача; 4. Декодирование. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Предлагается следующая классификация информации: 1) по объекту — показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.; 2) по принадлежности к подсистеме системы маркетинга — информация по целевой подсистеме, научному сопровождению системы, обеспечивающей и управляемой подсистемам, внешней среде системы, управляющей подсистеме; 3) по форме передачи — вербальная (словесная) и невербальная; 4) по изменчивости во времени — условно-постоянная и условно-переменная (недолговечная); 5) по способу передачи — спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.; 6) по режиму передачи — в нерегламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки; 7) по назначению — экономическая, техническая, социальная, организационная и др.; 8) по стадиям жизненного цикла объекта — по стадии стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства и т.д. до списания объекта; 9) по отношению объекта управления к субъекту — между фирмой и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации. Идея классификации информации используется при ее кодировании. Основные требования к качеству информации: √ своевременность; √ достоверность (с определенной вероятностью); √ достаточность; √ надежность (с определенной степенью риска); √ комплексность системы информации (по качеству и ресурсоемкости товара, условиям, по стадиям жизненного цикла товаров фирмы и конкурентов и т.д.); √ адресность; √ правовая корректность информации; √ многократность использования; √ высокая скорость сбора, обработки и передачи; √ возможность кодирования; √ актуальность информации. Вопросы организации массива и потоков информации, технологического процесса ее переработки изложены подробно в специальной литературе. |