Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » МЕНЕДЖМЕНТ » Менеджмент: учебно-методический комплекс

Тема 2. Природа управления и исторические тенденции его развития (1)
19.01.2012, 20:18

Предыстория науки управления

История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности.

Этапы менеджмента рождались под воздействиями:

  • развития реального общественного и затем промышленного производства;
  • появления новаторов и теоретиков-идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути;
  • развития внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеназванными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке);

Управление зародилось примерно семь тысяч лет назад, но только с конца XIX века и особенно в ХХ веке, с развитием социального рыночного хозяйства, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т.е. в науку. Западный менеджмент - это, прежде всего, особая субкультура со своими ценностями, нормами и законами. С другой стороны - это совокупность технических процедур и методов, сумма неких практических действий по планированию, организации, мотивации и контролю, необходимых для достижения поставленных целей. В этой связи, объем и содержание понятий управление и менеджмент несколько не совпадают, так как менеджмент можно трактовать как «успешное управление», как достижение цели с учетом ресурсных ограничений. Термин менеджмент применим к любым типам организаций, но если речь идет об общественном секторе, то используется выражение «государственное управление (регулирование)», «муниципальное управление», а для обозначения более абстрактного уровня управления применяется понятие «администрирование». В настоящее время наука менеджмента породила ряд специализаций - финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, социальный менеджмент, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент и совсем недавно - региональный менеджмент. Эта тенденция к «отпочкованию» будет, по-видимому, закрепляться. Поэтому мы, если особо не оговаривается, будем пользоваться термином управление - менеджмент как синонимичными (сближающимися понятиями) и не становиться на позицию ортодоксальности (существует, де мол, только классика - менеджмент предприятия - организации).

Революционные периоды включают 5 управленческих революций.

  1. 5 тыс. Лет до н.э. религиозно-коммерческая. Связана с возникновением в древнем Шумере письменности для записи регистрации фактов деловой переписки;
  2. 1760 г. до н. э. светско-административная. Связана с Вавилонским царем Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения;
  3. 17-18 в. зарождение капитализма. Выделение чисто управленческих функций и зарождение профессионального менеджмента.
  4. Конец XIX и XX в. Управленческая революция (бюрократическая), т.к. теоретической основой стала Веберовская концепция бюрократии, позволившая сформировать иерархические структуры менеджмента, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должностные обязанности и ответственность менеджеров

Первая управленческая революция произошла 4-5 тыс. лет назад в период формирования цивилизаций Древнего Востока (Египет, Шумеры).

Каста священников (жрецов) постепенно трансформировалась в класс религиозных функционеров, которые организовывали жертвоприношения (не только человеческие, а и в виде денег, скота, ремесленных изделий и т.п.). Жрецы собирали налоги, руководили ирригационными работами в масштабе целых областей, организовывали строительство пирамид.

На управленцев тех далеких веков возлагалась необходимость координации действий десятков тысяч рабов, крестьян и других слоев населения. Особняком стояло военное искусство управления.

Жрецы вскоре стали богатым и влиятельным сословием. Помимо соблюдения ритуальных почестей («для Бога»), они управляли делами государства, ведали казной, вели имущественные и другие споры. Это был прототип нынешнего чиновничества.

Древние греки большое внимание, помимо общегражданских функций, уделяли вопросам управления домохозяйствами и латифундиями. Так, Платон выделяет такие надзоры как титанический (основанный на силе) и политический.

В те времена родились такие термины, относящиеся к искусству управления, как «демагогия» (демос - народ, аго - веду), т.е. – «руководство народом» и «деспотия» - прежде всего власть господина над рабами, стремление к неограниченному господству (корень «дес» означает «сковывать»).

Древний Рим продвинул управленческую мысль. Так, управление из Рима провинциями было со временем децентрализовано, что улучшило сбор налогов, общее управление, учитывало местные особенности. Это была система прокураторов, имевших определенную власть и права в решении гражданских дел. Реформа территориального управления была осуществлена императором Диоклетианом и до сих пор считается шедевром территориального управления. Большое внимание уделялось управлению латифундией (крупной фермой), подробно регламентировались работы, которые планировались в годовом измерении. В латинском языке существует слово mancepts - предприниматель. За корнем man тянутся значения: руки, работа, а за корнем ceptio - приобретать, присваивать, то есть предприниматель - это человек, зарабатывающий капитал своими руками, трудом, упорством, ловкостью.

Крупным вкладом в управление был свод законов - Кодекс вавилонского правителя Хаммурапи. Содержащиеся в Кодексе 285 законов регулировали все многообразие отношений между социальными группами населения. Это была первая формальная система администрирования, возникновение чисто светской манеры управления.

Через тысячу лет после Хаммурапи царь Навуходоносор возродит в Вавилоне разработку и строительство технически сложных проектов (вавилонская башня, висячие сады и т.п.), а также эффективные методы организации работы текстильных мануфактур и контроля за качеством продукции.

Так этап религиозно-коммерческого управления сменился светско-административным, а затем - строительно-производственным.

В средние века наиболее совершенной была административная иерархия Римской католической церкви, построенной по принципу функционализма.

Заметный вклад в развитие теории управления внес итальянский государственный и политический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527). Он раскрыл принципы взаимоотношений руководителей и подчиненных, стиля работы руководителя, давал советы по организации его труда (порой циничные, существует нарицательный термин коварного управления – «макиавеллизм»).

Перемещая исторический экскурс в Европу, вставшую, по Тойнби, на «историческую ось времени», то есть начавшую опережать остальные континенты в своем развитии, следует отметить выдающуюся роль промышленного переворота ХVIII-ХIХ веков, стимулировавшего, начиная с Англии, развитие европейского капитализма. Если до него те или иные новации, двигавшие управление-менеджмент вперед, происходили от случая к случаю, то теперь они стали практически регулярными.

Созрела система акционерного капитала, руководитель-собственник постепенно был заменен наемным управляющим, а менеджмент превратился в самостоятельную область жизнедеятельности.

Приверженцы классической школы не очень заботились о социальных аспектах управления. Их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии, "Классики" старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления и создания организационной структуры, формирование которой приводило бы к успеху. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.

Школа человеческих отношений (1930 - 1950). Двух ученых - Мери Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо - можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии этой школы. Именно Мисс Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как "обеспечение работы с помощью других лиц".

Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу, помогли понять, что мотивами поступков людей являются, в основном, не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности.

Развитие поведенческих наук (1950 - по настоящее время). Развитие таких наук, как психология и социология и совершенствование методов исследования сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода можно упомянуть Ренсиса Лайкерта, Дугласа МакГрегора и Фредерика Герцберга. Они изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организации, лидерства, изменение содержание работы и качества трудовой жизни.

Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, прежде всего на методах налаживания межличностных отношений.

В настоящий момент известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

Школа научного управления

  1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.
  2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.
  3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.
  4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
  5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.

Классическая школа управления

  1. Развитие принципов управления.
  2. Описание функций управления.
  3. Систематизированный подход к управлению всей организацией.

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук

  1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.
  2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организацией таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

Школа науки управления

  1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.
  2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
Нажмите для просмотра в полном размере

Рис.2.1. Эволюция управления как науки

Япония

В начале девятнадцатого века промышленная революция привела к массовому производству товаров и создала современную промышленную организацию. Новые компании с их резко возросшим производственным потенциалом потребовали и новой системы управления. Стала очевидной необходимость накопления знаний об управлении, его природе и механизмах влияния на производственный процесс. Возрос интерес к промышленным исследованиям. Появились первые работы по управлению: С. Кубота — «Практическое промышленное управление» (1908 г.), Ё. Саканиси — «Предприятие» (1904 г.), Х. Цумура — «Развитие типов предприятий» (1905 г.), К. Тода — «Объединения (картели и трасты)» (1910 г.), К. Кига — «Союзы и объединения предприятий» (1911 г.), Ю. Кобаяси — «Компания» (1912 г.).

В этот период (1911 г.) наблюдается популяризация системы Ф. Тейлора[1], вначале через серию статей С. Ясунари, в 1913 г. издается перевод Н. Хосино книги Ф. Тейлора «Принципы научного менеджмента».

Уже в 1920 г. система Тейлора внедряется в компании «Район Хамигаки». В компании «Накаяма Тайёдо» создается отдел фабричной производительности, на многих предприятиях создаются отделы по урегулированию трудовых отношений. В 1916 г. в Японии издаются инструкции по применению фабричного законодательства.

Важные изменения происходят и в системе экономического образования. В Коммерческом училище Отару уже в 1917 г. создается кафедра торгово-промышленного управления, а в 1919 г. создается Институт социальных проблем Охара; на экономическом факультете Токийского императорского университета открываются кафедры фабричного менеджмента (Т. Ватанабэ); психологии рекламы на коммерческом отделении университета Васэда (Ё. Уэно). В 1920 г. Токийское коммерческое училище преобразуется в Токийский коммерческий институт (в настоящее время университет Хитоцубаси); открываются кафедры торгово-промышленного управления и научного менеджмента (Ф. Мурамото) в других учебных заведениях.

В 1920 г. выходит в свет первый номер «Вестника социальной политики» общества Кётёкай, а в 1923 г. создается Японская ассоциация производительности и открывается первое в Японии консалтинговое агентство по менеджменту, а в 1926 г. создается Японское научное общество менеджмента и ряд других специализированных организаций.

Резкие изменения происходили и в производственной организации. В 1924 г. корпорация «Форд» создает дочернее предприятие в Японии и начинает сборку автомобилей серии «Т», в 1926 г. внедряется производство под музыку в компании «Хаякава Киндзоку» (в настоящее время компания «Шарп»).

Именно на этот период приходится перевод на японский язык работ Ф.Тейлора, Ф. Гилбрета, Скотта, Х. Мюнстерберга, Ф. Аткинсона, П. Нистрома, Г. Ли, Г. Гантта, Н. Бри-ско, Г. Эмерсона, Дж. Раунтри и др. Предпочтения отдаются практикам менеджмента, идет активное внедрение американских методов управления. Силами ученых, выезжавших в заграничные командировки, осуществляются переводы на японский язык работ Р. Лифмана, Г. Шмоллера, Е. Шмаленбаха и др.

Наблюдается резкий рост исследований японскими учеными по принципам научного менеджмента, фабричному менеджменту, методам повышения производительности на производстве, стандартизации и упрощения операций (К. Канда — «Фабричный менеджмент на практике» (1912 г.), «Исследование производительности труда» (1922 г.), «Фабричный менеджмент» (1926 г.); Дз. Исэки — «Комментарии к новым принципам фабричного менеджмента» (1916 г.); К. Судзуки — «Практическая наука о фабричном менеджменте» (1916 г.); Х. Кацуда — «Фабричное оборудование для повышения производительности» (1918 г.); Ю. Кунимацу — «Система принципов научного менеджмента» (1926 г.); Т. Икэда — «Принципы научного менеджмента для повышения производительности» (1923 г.); М. Танака — «Научный промышленный менеджмент» (1924 г.); Т. Ватанабэ — «Фабричное управление» (1926 г.).

Начинают выделяться направления школы научного управления, так, например, к немецкой школе можно отнести работы Т. Ватанабэ — «Коммерческое управление» (1922 г.); Ё. Масути — «Введение в экономику управления» (1926 г.) — первая японская книга, названная «экономика управления». В качестве произведений представителей англосаксонской школы можно привести: Ф. Мурамото — «Управление в торговле и промышленности» (1925 г.) и Кэйдзи Баба — «Функциональные обязанности в промышленном менеджменте и их разделение» (1926 г.).

Прослеживается и влияние американской теории управления, основными темами исследований этой школы были: исследования форм оплаты труда, распределения прибылей, консультаций между управляющими и рабочими, фабричных комитетов, фабричной гигиены, промышленной психологии и пр.

В исследованиях заметно влияние принципов научного менеджмента на сферу сбыта, развивается теория коммерческого менеджмента, рекламы, принципов повышения производительности сбыта (например, Т. Цутия — «Коммерческое управление» (1912 г.); С. Хамада — «Управление современным магазином» (1916 г.); Дз. Сасаки — «Принципы управления образцовым магазином розничной торговли» (1916 г.); А. Ватанабэ — «Коммерческое управление в последнее время» (1925 г.); Дз. Исэки — «Современная реклама» (1914 г.); «Психология рекламы» (1923 г.); С. Накао — «Современная наука о рекламе» (1915 г.); М. Симидзу — «Принципы рекламы в магазинах розничной торговли» (1916 г.); С. Мацумия — «Введение в науку о рекламе» (1924 г.); К. Эндзёдзи — «Меры по повышению возможностей сбыта» (1917 г.); Т. Оно — «Психология в коммерции» (1922 г.);

Общество промышленных исследований Тюгай — «Принципы управления эффективным сбытом (1924 г.); Я. Исивата — «Взгляд на проблему универсальных магазинов» (1925 г.); М. Симидзу — «Принципы управления магазинами для среднего класса: контрмеры универсальным магазинам и рынку» (1924 г.).

Выделяются исследования по теории предприятия и развитию концентрации предприятий (Т. Уэда — «Экономика акционерного общества» (1913 г.); Дз. Сано и К. Какиути — «Союзы и объединения японских предпринимателей» (1914 г.); О. Мацуо — «Концентрация предприятий» (1920 г.); К. Иномата — «Сущность акционерного общества» (1921 г.); Ю. Сато — «Акционерное общество» (1925 г.); Т. Уэда — «Перестройка общества и предприятия» (1921 г.).

Таким образом, мы видим, что в 1912—1926 гг. в среде практиков стали популярными и были внедрены американские принципы научного менеджмента. Это привнесло элементы менеджмента в такие области, как наука о коммерции, экономика коммерции, теория промышленного управления, в которых ранее слабо были отражены вопросы управленческого контроля. Объекты изучения также сместились: от описания в основном деятельности на торговом производстве к управленческому контролю на промышленном производстве. Более того, под влиянием принципов научного менеджмента бурно нарастали исследования в областях управления трудом и управления сбытом. Однако в то же время отмечается влияние немецкой науки об управлении и теории предприятия.

В результате перехода от изучения торговли к изучению промышленности, от организации работы к изучению управленческого контроля, к развитию теории предприятия. Типичным объектом стал промышленный капитал (промышленные предприятия), на повестке дня оказались вопросы, имеющие предметом исследования: производство, контроль, и, наконец, была открыта дорога к современной науке об управлении.

По времени зарождение науки об управлении наблюдается в период от произведения К. Канда — «Фабричный менеджмент на практике» (1912 г.) и по 1920 г. Последующие годы до создания Японского общества менеджмента (в 1926 г.) происходит дальнейшее закрепление наметившихся тенденций. Школа научного управления (1880—1924 гг.) и рождение японской науки управления (1912—1926) практически совпадают.

Период 1926—1944 гг. характеризуется периодом кризиса и военного времени, но также и этапом рационализации промышленности (1926—1934 гг.). Он сопровождался кризисом на финансовом рынке (1927 г.), в результате чего возобновляется вывоз золота (1930 г.), кризис Сёва (1930—1931 гг.); Маньчжурский инцидент (1931 г.), в результате которого происходит выход из Лиги Наций (1933 г.), что обостряло необходимость поиска путей реорганизации предприятий. В результате создается Совет по рационализации промышленности (1929 г.), вводится Закон о регулировании и контроле в наиболее важных отраслях промышленности (1931 г.)

В свет выходит ряд изданий по экономике управления. Эти работы уже отличает более глубокий теоретический анализ ( например, Ё. Масути — «Экономика управления» (1929 г.); Н. Икэути — «Сущность экономики управления» (1929 г.); К. Сасаки — «Становление экономики управления» (1930 г.)).

В работах по теории концентрации предприятия, государственного регулирования и контроля отражается появление режима государственной мобилизации экономики ( С. Кодзима — «Концентрация предприятий» (1929 г.), «Регулирование и контроль предприятий» (1930 г.); Ё. Ухара — «Регулирование и контроль промышленности Японии» (1931 г.)). В науке об управлении усиливается полная поддержка режима военного времени. Следует отметить в работах этого периода сильное немецкое влияние. Наблюдается массовый выход в свет изданий по общим вопросам экономики управления и менеджмента (в т.ч. С. Мукаи — «Общие вопросы экономики управления» (1934 г.); Я. Хираи — «Основы науки об управлении» (1935 г.); К. Муротани — «Введение в экономику управления» (1935 г.); Т. Уэда — «Общие вопросы экономики управления» (1937 г.); Т. Мацуи — «Начала экономики управления» (1937 г.); Ф. Мурамото — «Введение в науку об управлении» (1938 г.); Т. Сасаки — «Общие вопросы экономики управления» (1938 г.); Н. Икэути — «Введение в экономику управления» (1940 г.); Э. Икэда — «Экономика управления» (1942 г.)

Происходит популяризация управленческого контроля в условиях нацистского режима, а также нацистской науки об управлении (в т.ч. Т. Такасэ — «Регулирование и контроль акций национал-социалистами в условиях военного времени» (1943 г.); Ф. Шируп (в переводе Т. Кида) — «Развитие национал-социалистической политики распределения труда» (1943 г.). В центре внимания находятся проблемы отраслевой организации, принципов руководства, работа хозяйственных объединений, политика заработной платы и трудовая политика, регулирование и контроль капитала и прибыли, системы распределения, розничная торговля, финансовый контроль. Появляются издания по менеджменту хозяйственных отношений при мобилизации экономики.

В работах, касающихся теории предприятия, в центре внимания находятся вопросы организации и регулирования картелей, трастов и концернов, дзайбацу, особых компаний, специальных государственных компаний, коммерческих корпораций и других организационных форм, а также развитие предприятий для усиления военного потенциала Я. (Ясудзиро) Ямамото — «Государственные предприятия и современная наука об управлении» (1941 г.); Т.(Тацуо) Такэнака — «Компаративистско-системное исследование коммерческих корпораций» (1944 г.); А. Ямасиро — «Теория предприятий нового типа» (1943 г.).

Ученых продолжает волновать проблема увеличения производственного потенциала, отсюда в работах наблюдается развитие вопросов рационализации и фабричного менеджмента, производительности и технологии ( Ф. Мурамото — «Производственный менеджмент» (1937 г.); Я. Андо — «Совершенствование фабрики» (1940 г.); С. Симмэ — «Фабричный менеджмент в условиях нового режима» (1941 г.); Ё Масути (ред.) — «Увеличение производственного потенциала и рационализация управления» (1943 г.); М. Кагава — «Повышение производительности на фабриках в период решающих боев» (1943 г.).

Исследования вопросов управления трудом никогда не ослабевали в работах японских ученых (в т.ч. Ё. Кобаяси — «Теория управления и труда» (1936 г.); Э. Авадзи — «Менеджмент кадров» (1938 г.); С. Кирихара — «Менеджмент труда в военное время» (1942 г.); Т. Норитоми — «Менеджмент мобилизованного труда» (1942 г.); Ё. Кобаяси — «Труд и управление в военное время» (1943 г.); А. Кусакабэ — «Менеджмент рабочих в период решающих боев» (1944 г.); Р. Маитани — «Теория «предприятие — одна семья» (1944 г.).

Напомним, что школа «человеческих отношений» была развита группой ученых из Гарвардского университета, которые проводили с 1927 по 1932 г. изучение группы женщин, работающих на хоторнском заводе в «Вестерн Электрик», Чикаго, под руководством Э. Мэйо, профессора Гарвардского университета.

Период послевоенного восстановления (1945-1954 гг.) характеризуется периодом политики оккупационных властей (демилитаризация, развитие мирной промышленности), политикой демократизации; аграрной реформой, роспуском дзайбацу, развитием рабочего движения; мерами по перестройке экономики (Постановление о мерах по чрезвычайному финансированию; система приоритетных производств; 9 принципов стабилизации экономики, «линия Доджа», «рекомендации Шоупа»); появлением военных заказов в период Корейской войны («бум спецзаказов»); восстановлением суверенитета, зависимостью от США.

Именно в этот период начинается пересмотр отношения к системе немецкой науки и наблюдается проникновение и более активная популяризация американского менеджмента. Работы таких ученых, как Ф. Тейлор; Г. Форд; Ч. Бернард; Г. Саймон; А.Берл и Г. Минз; Дж. Бурнхам; Р. Гордон; П. Холден, Л. Фиш и Х. Смит приобретают большую популярность в Японии. Внедрение американских теорий организации и управления наблюдается в работах: Э. Фурукава — «Американский менеджмент» (1948 г.), «Управленческий контроль» (1951 г.); Кэйдзи Баба — «Проблемы менеджмента и человеческой организации» (1954 г.); К. Одака — «Наука о человеческих отношениях в промышленности» (1953 г.).

Появляются теории демократизации предприятий, теории внутренней организации предприятий. Они отражают политику демократизации в условиях оккупации. Исследовательская группа по демократизации предприятий общества Кэйдзай Доюкай разрабатывает «Предложения по демократизации предприятий» (1947 г.); М. Окамура — «Демократизация акционерных обществ» (1947 г.); А. Ямасиро — «Теория развития системы предприятий» (1947 г.); С. Курита — «Концепция новой теории управления: критика менеджмента капиталистов» (1948 г.); С. Такамия — «Советы по совместному управлению» (1948 г.); Г. Мори — «Советы по совместному управлению» (1948 г.).

Как отражение политики по демократизации экономики начинается полемика о «новых менеджерах», активное участие в которой приняли: А. Ямасиро — «Разделение капитала и управления» (1947 г.); Э. Фурукава — «Новые менеджеры» (1948 г.); С. Мори — «Акционерное общество и управляющие» (1948 г.); С. Сакаи — «Теория и структура общества менеджеров» (1948 г.) . Разворачивается полемика о том, должен ли менеджмент быть наукой об экономике управления или наукой об организации управления. В этот период развития японской науки управления развивается и, более того, находится на закате классическая или административная школа управления.

В начале 1950-х в Японию пригласили Деминга для консультирования руководителей в сфере бизнеса по качеству, движению, которое ознаменовало послевоенное оздоровление Японии и ее экономический подъем на мировых рынках. Находясь там, он учил японских бизнесменов как использовать статистику, для того чтобы узнать, что сделает та или иная система, и затем разработать усовершенствования, которые заставили бы систему принести наилучший результат. Основные составляющие метода Деминга содержатся в списке целей, который он называл «14 пунктов» успеха. Это можно считать отправной точкой движения за качество в Японии. Сегодня во всем мире знают, что японцы считают высокое качество ключевым моментом для повышения производительности и увеличения прибыли.

Возрождается критика науки об управлении. Эти работы написаны с марксистских позиций и отражают послевоенную демократизацию и рост рабочего движения (в т.ч. С. Китагава — «Критика науки об управлении» (1946 г.), «Исследование методологии науки об управлении» (1947 г.); С. Усио — «Критика современной науки об управлении» (1949 г.); Кацудзо Баба — «Управление предприятий и проблемы труда» (1947 г.); Ё. Кобаяси — «Экономика управления» (1950 г.), «Формы оплаты труда» (1953 г.).

В период высоких темпов экономического роста и открытой экономики (1955—1973 гг.)[9] происходит переход к экономической системе, интегрированной в мировую экономику (либерализация внешней торговли, переход к статусу «страны 8-статьи Соглашения МВФ», вступление в ОЭСР); происходят крупные слияния компаний, возрождение концернов; наблюдаются перегибы в политике высоких темпов экономического роста. Именно в эти годы наблюдается бум менеджмента.

Продолжается исследование американского менеджмента, но это уже не просто популяризация, а теоретические и систематические исследования, серьезное развитие теории менеджмента в количественном и качественном отношении (К. Урабэ — «Современный управленческий контроль» (1961 г.), «Процесс принятия решений» (1968 г.), «Наука о поведении предприятий» (1968 г.); Ё. Кумодзима — «Формирование науки об управленческом контроле» (1964 г.); Э. Фурукава — «Управленческий контроль» (1948 г.); С. Фудзиёси — «Управленческий контроль» (1948 г.); Т. Тёкки — «Управленческий контроль» (1969 г.); М. Моримото — «Структура управления» (1970 г.); Т. Фурихата — «Новое развитие теории процесса управленческого контроля» (1970 г.); С. Уэмура — «Современные предприятия и теория организации» (1971 г.); С. Мори — «Исследование концепции управления Друккера» (1959 г.); Т. Китано — «Новые течения в американском менеджменте» (1962 г.); Я. Окамото — «Наука об управлении Друккера» (1972 г.); Я. Ямамото и К. Тасуги (ред.) — «Теория управления Бернарда» (1972 г.) Уже сами названия подтверждают период развития школы человеческих отношений.

Однако параллельно с интересом к американскому менеджменту наблюдается возврат внимания к немецкой науке об управлении. Внимание это связано с «чудом» экономического восстановления Западной Германии.

Также наблюдаются попытки систематизации японского опыта управления и развития управленческой науки (Х. Хадзама — «Исследование истории японского управления трудом» (1964 г.); К. Отака — «Японское управление» (1965 г.); А. Ямасиро — «Управление через согласования и система ринги» (1966 г.); Ё. Кобаяси — «История японской науки об управлении» (1971 г.); Т.(Тасуку) Ногути и др. — «Современные японские акционерные общества» (1973 г.); Э. Фурукава — «Эмпирический анализ роста японских предприятий» (1973 г.). Отправной точкой данных исследований стала книга Дж. Абегглена «Японский менеджмент» (пер. под ред. К. Урабэ, 1958 г.).

Возрастает выход в свет изданий по общим вопросам науки об управлении с широкомасштабным включением американского менеджмента (в т.ч. Н.(Нобуо) Нода — «Наука об управлении» (1955 г.); К. Урабэ — «Современная наука об управлении» (1955 г.); Э. Фурукава — «Общие вопросы науки об управлении» (1956 г.); С. Мори — «Основы науки об управлении» (1956 г.); Ф.(Фудзиёси) Сакамото — «Современная наука об управлении» (1959 г.); А. Ямасиро — «Практическая наука об управлении» (1960 г.); Я. Ямамото — «Краткий курс науки об управлении» (1964 г.); Н. (Нобуюки) Сакураи — «Современная наука об управлении» (1967 г.). Все эти работы сильно отличаются от «пронемецких» довоенных изданий по общетеоретическим вопросам. Также растет число исследований в области критики науки об управлении. Кроме того, рассматриваются вопросы собственности и контроля на предприятиях, объединения предприятий, менеджмент связанных компаний, производственные комплексы предприятий, развитие кэйрэцу и пр.

Период окончания высоких темпов экономического роста, агрессивного экспорта и выхода на зарубежные рынки (с 1974 г.) характеризуется переходом к плавающему обменному курсу иены; первым и вторым нефтяными шоками, наблюдаются низкие темпы экономического роста, все это сопровождается спадом «сильной иены», крушением финансового бума; усилением экспорта и превращением в крупную экономическую державу, расширением внутреннего спроса и структурной перестройкой промышленности; вывозом лишнего капитала в виде зарубежных инвестиций (происходит выход предприятий на внешние рынки).

Уже в конце 70-х гг. многие ученые стали уделять особое внимание системному и сравнительному анализу принципов менеджмента. Ученые сконцентрировали свое внимание на японских предприятиях за рубежом, в частности в США. Исследования показали, что для того чтобы приспособиться к западной среде, японские фирмы вынуждены были приложить все усилия по видоизменению собственных принципов менеджмента. Однако японские фирмы в целом оставались характерно японскими, приспосабливая свои принципы за рубежом, применяя определенные особенности японского стиля менеджмента. Другими словами, национальная культура в значительной степени повлияла на принципы менеджмента, но культура страны-устроительницы, казалось, преобладала над культурой собственной страны.

Технологическая революция (информатизация) востребовала теории, учитывающие приспособление к изменяющимся условиям (contingency theory), системная и ситуационная школы заняли решающие позиции в методологии управленческих исследований: подвижные структуры, открытые системы, стратегия управления; теории, отвечающие за интернационализацию предприятий (появляются работы по теории ТНК, посвященные международному менеджменту, международным сопоставлениям в области менеджмента).

В этот период по мере продвижения японских предприятий на внешние рынки японский стиль управления, а именно, изменения в оценках японского стиля управления в стране и за рубежом, становится все более и более привлекательным. Возникла необходимость выделения универсальных и особенных черт японского стиля управления. Все эти изменения сопровождались участием (рабочих) в управлении, «гуманизацией» труда, деятельностью небольших коллективов, аргументируемой и специфической мотивацией и лидерством. Внимание также было привлечено к таким аспектам, как корпоративный капитализм, собственность и управление на современных предприятиях (Х. Окумура), переход от компаний с центром на отношениях собственности к компаниям с центром на внутренней организации (Т. Мито), теории «самодостаточности» компаний и «отсутствия капитализма в Японии» (Т. Нисияма) и др.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 42
Гостей: 42
Пользователей: 0