Главная » Учебно-методические материалы » МЕНЕДЖМЕНТ » Менеджмент на промышленном предприятии: учебное пособие. Кошкин Л.И., Хачатуров А.Е., Булатов И.С. |
21.12.2011, 02:23 | |||||||||||
Назначение и виды учета на предприятииВ соответствии с требованиями рыночной экономики и действующим законодательством каждое предприятие обязано проводить учет результатов своей хозяйственной деятельности. Сбор, обработка и обобщение различных показателей и данных позволяет формировать постоянную информацию о состоянии производственной и финансовой деятельности предприятия для принятия всех управленческих решений. Различают три вида хозяйственного учета: оперативный, статистический и бухгалтерский. Оперативный учет заключается в сборе текущей информации о ходе хозяйственной деятельности в течение дня, например, учет явки работников, учет поставки запасных частей и др. Такой учет ведут по структурным подразделениям предприятия (участкам, цехам, бригадам, сменам), отдельным операциям и т.д. Оперативный учет лишь фиксирует данные о ходе исполнения отдельных операций, не обобщая их в целом по цеху или предприятию, без оформления соответствующих документов. Данные оперативного учета используют для текущего управления. Статистический учет — это изучение, сбор и обобщение данных о ходе наиболее типичных хозяйственных процессов и операций, а также общехозяйственных социально-экономических явлений. В частности, статистический учет позволяет получить информацию о производительности труда на предприятии, коэффициенте сменности работы оборудования, бытовом обеспечении работников и т.п. Статистический учет не ведется непрерывно, но на его основе с помощью специальных методов и различных статистических показателей можно обобщать данные в целом по предприятию, отдельным его участкам и структурным подразделениям. Важнейшим видом учета является бухгалтерский учет, который представляет собой постоянный, непрерывный, сплошной, достоверный учет всех хозяйственных операций предприятия и его подразделений. Данные бухгалтерского учета обязательно подтверждают документально в строго определенной форме, они служат основным источником учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия. В целом процесс ведения бухгалтерского учета и отчетности можно разделить на четыре стадии:
Цель бухгалтерского учета — это накопление, измерение и регистрация явлений хозяйственной деятельности для контроля за наличием и движением имущества, использованием производственных ресурсов в соответствии с существующими нормативами, формирования полной и достоверной информации о хозяйственных связях и результатах деятельности предприятия. Она необходима для оперативного руководства и управления, для налоговых и банковских органов, инвесторов, акционеров, покупателей и кредиторов. Основные задачи бухгалтерского учета следующие:
Технология учета хозяйственных процессов строго последовательна, что предопределено методом бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция должна быть документально обоснована. Поэтому документация является начальным этапом учетной деятельности, на основе которой (документации) в дальнейшем происходит отражение хозяйственных процессов. Данные, зафиксированные в документах первичного учета, нуждаются в постоянной корректировке, которую проводят с помощью следующего элемента метода бухгалтерского учета — инвентаризации. Она состоит из проверки фактических остатков средств путем их подсчета, взвешивания, описания, оценки, проверки средств и расчетов, сопоставления этих фактических остатков с данными бухгалтерского учета. Разнородные объекты бухгалтерского учета необходимо выразить в едином стоимостном измерении для определения затрат труда, материалов и др. С этой целью проводят оценку и калькуляциюотражаемых объектов учета, которые служат важнейшими способами определения себестоимости продукции. В дальнейшем оценка и калькуляция объектов учета нуждаются в суммировании, группировке и взаимоувязке, для чего используют такие элементы метода бухгалтерского учета, как баланс и отчетность, которые дают обобщенную характеристику состояния средств предприятия и источников его формирования на определенную дату. Для бухгалтерского учета характерна запись хозяйственных операций в зависимости от увеличения или уменьшения средств. Поэтому бухгалтерский счет имеет две стороны: левую — дебет и правую — кредит. В зависимости от содержания хозяйственной операции ее сумму записывают на счетах дважды: по дебету одного счета и по кредиту другого. Сущность этой бухгалтерской операции носит название двойной записи, которую осуществляют бухгалтерской проводкой, т.е. путем отражения хозяйственной операции и ее суммы на бухгалтерских счетах с указанием какие счета дебетуются и кредитуются. В результате бухгалтерской проводки происходит взаимосвязь счетов, т.е. их корреспонденция. Бухгалтерские счета открывают на каждый вид хозяйственных средств и их источников. По содержанию движения хозяйственных средств в бухгалтерском учете используют счета двух видов: активные и пассивные. Активные счета — это счета учета хозяйственных средств по их составу и размещению, а пассивные счета — это счета учета источников хозяйственных средств по их целевому назначению. Разность итоговых сумм по дебету и кредиту, актива и пассива носит название сальдо. Предприятия и организации, состоящие на самостоятельном балансе и являющиеся юридическими лицами, ведут бухгалтерский учет и составляют квартальные и годовые бухгалтерские отчеты. В соответствии с этим утвержден План счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности предприятий, который представляет собой перечень счетов, отражающий систематизированную группировку необходимой информации о всесторонней хозяйственной деятельности предприятия для осуществления управления, контроля, обобщения и анализа. В основу группировки счетов положены экономические особенности учитываемых ресурсов, характер их участия в кругообороте средств, а также специфика хозяйственных процессов. В Плане счетов приведены номера и наименования синтетических счетов (счетов первого порядок) и субсчетов (счетов второго порядка), которые используют исходя из требований текущего контроля и отчетности. Для предоставления разного рода информации с различной степенью детализации обо всех хозяйственных операциях на предприятии ведут счета двух видов:
Данные всех синтетических счетов обобщают за месяц и отражают в оборотной ведомости по счетам синтетического учета. Сведения о наличии и движении отдельных видов материалов отражают в оборотной ведомости по аналитическим счетам к определенному синтетическому счету. В бухгалтерском учете различают простую и шахматную оборотные ведомости. Простая оборотная ведомость показывает обобщенную картину наличия и движения хозяйственных средств и источников их образования. Шахматная оборотная ведомость отражает обобщающие итоги хозяйственной деятельности за месяц с указанием корреспонденции счетов. На основе обработанных данных синтетического и аналитического учета составляют бухгалтерский баланс предприятия. Основанием для отражения на счетах бухгалтерского учета совершенных хозяйственных операций служат оформленные в установленном порядке первичные документы. Их движение регламентируетграфик, который предусматривает оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым документом и определяет минимальный срок его нахождения в подразделении. Данные первичного учета движения средств предприятия в дальнейшем должны быть зафиксированы в учетном регистре. Различают три вида учетных регистров:
Регистром синтетического учета является Главная книга, в которой записи производят, как правило, только по синтетическим счетам без подразделения на субсчета. Необходимые данные по субсчетам и аналитическим счетам (статьям расходов и др.) отражают в учетных регистрах. При этом должно быть обеспечено тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на 1-ое число каждого месяца. К регистрам аналитического учета относятся книги, карточки, листы и т.д. Комбинированный регистр представлен журналом-ордером. Вся бухгалтерская документация подлежит обязательному хранению в архиве предприятия в течение установленного срока: годовые отчеты — постоянно, Главные книги и основные учетные регистры — 5 лет, вспомогательные учетные регистры и большинство первичных учетных документов — 3 года. Финансовая отчетностьФинансовая отчетность представляет собой формы, показатели и пояснительные материалы к ним, в которых отражают результаты хозяйственной деятельности предприятия. Финансовую отчетность составляют на основе документально подтвержденных и выверенных записей на счетах бухгалтерского учета. Для этого необходимо уточнить оценку активов и пассивов, провести начисления всех необходимых сумм, предусмотренных стандартами бухгалтерского учета, образовать соответствующие резервы и фонды, списать по назначению расходы, понесенные в отчетном периоде, отразить доходы. Для сравнения в финансовой отчетности приводят показатели предыдущего периода. Предприятия, объявленные банкротами и подлежащие ликвидации, готовят заключительную финансовую отчетность на дату объявления банкротства судебными органами, после чего составляют ликвидационный баланс. Основными документами, используемыми для оценки хозяйственной деятельности предприятия, которые входят в годовой отчет предприятия, являются: баланс предприятия, счет прибылей и убытков, счет финансирования (движения денежных средств) и счет капитальных вложений. Баланс предприятия. Баланс представляет собой сводную двухстороннюю таблицу всех бухгалтерских счетов предприятия, в которой отражено его финансовое состояние на день составления (обычно на последний день года) по сравнению с началом отчетного года. В активе баланса (левая сторона таблицы) фиксируют состав и размещение хозяйственных средств, которыми располагает предприятие. Пассив баланса (правая сторона таблицы) отражает источники образования и целевое назначение хозяйственных средств предприятия. Итоги активной и пассивной частей баланса, суммы всех статей левой и правой сторон должны быть равны (сбалансированы), т.е. по стоимости активные и пассивные счета должны совпадать (рис. 11). Рис. 11. Структура баланса
Целью составления баланса является проверка идентичности всех активных и пассивных счетов и получение количественных данных о деятельности предприятия. Вся информация баланса должна быть внимательно изучена и проанализирована, что позволит установить состояние и возможные пути развития предприятия. Прежде всего проводят сопоставление приводимых в балансах разных лет данных путем сравнения абсолютных показателей, их процентного изменения и индексации, когда данные базисного периода принимают за 100 %, а изменения измеряют в процентах к ним. С учетом различных потребностей на предприятиях составляют несколько балансов: "внутренний”, предназначенный для собственных нужд, и несколько "внешних” — для контрагентов, прессы и др. Последние содержат менее обстоятельную, а зачастую менее достоверную информацию в интересах предприятия. В балансе за один и тот же год могут быть различные модификации показателей (ухудшение — для налоговых ведомств, улучшение для банков), что не преследуется по закону. Тонкость балансовой политики зависит от умелого использования тех средств бухгалтерского учета, которые не запрещены законодательством. К основным приемам ведения балансовой политики можно отнести:
Счет прибылей и убытков показывает финансовый результат деятельности предприятия за отчетный период. В нем отражают все расходы, связанные с производством продукции и услуг, и общую сумму поступлений за проданные изделия, оказанные услуги и прочие источники доходов. Разница между выручкой и всеми затратами показывает чистую прибыль или убытки предприятия. В счете прибылей и убытков, который можно составлять не один раз в год, отражают следующие позиции:
Счет финансирования (движения денежных средств) регулярно в течение года отражает движение обязательств и капиталов. Этот счет показывает каким образом были созданы фонды денежных средств предприятия и на какие цели они были использованы. Счет финансирования состоит из следующих частей:
В счете капитальных вложений отражают суммы, направленные на инвестиции, и показывают источники их финансирования (амортизационные отчисления, часть прибыли и др.). Счет капитальных вложений включает следующие показатели:
Анализ финансового состояния и аудитАнализ результатов хозяйственной деятельности проводят на основе его годового отчета о соотношении имущества и обязательств, который составляют в конце каждого хозяйственного года. Такой отчет должен отражать действительное имущественное положение предприятия и уровень его доходов. Анализ результатов финансовой деятельности предприятия выполняют последовательно по следующей схеме:
Источниками информации для проведения анализа финансового состояния служат бухгалтерский баланс и приложения к нему, данные статистического и оперативного учета. Анализ можно проводить с различной степенью детализации. Обобщающие показатели оценки финансового состояния характеризуют: ликвидность, привлечение заемных средств, оборачиваемость капитала, прибыльность. Конкретный набор локальных показателей можно варьировать в зависимости от специфики отрасли, целей анализа и прочих факторов. Наиболее важными локальными показателями являются следующие коэффициенты: Ликвидность оборотных активовПривлечение заемных средствОборачиваемость | http://www.14000.ru/ |