Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » МЕНЕДЖМЕНТ » Менеджмент: учебный курс (часть 1)

Тема 3. Планирование как функция менеджмента
18.01.2012, 18:09

3.1. Сущность и задачи планирования

Планирование – непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов.

Задачи планирования:

1.    Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений.

2.    Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает желаемое в будущем состояние объекта и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных.

3.    Координация деятельности структурных подразделений и работников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов.

4.    Создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу "факт-план".

5.    Стимул (мотивация) трудовой активности работающих. Успешное выполнение плановых заданий, как правило, является объектом особого стимулирования и основанием для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников.

6.    Информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника информацию о целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.

Планирование деятельности предприятия основано на ряде принципов (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Принципы планирования

Принцип

Краткая характеристика

Единство научно- технических, социальных и экономических задач развития организации

Этот принцип находит выражение в составе целевых параметров планирования деятельности организации, видах разрабатываемых планов, в критериях оценки плановых решений

Научная обоснованность и оптимальность решений

Обеспечивается применением современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов осуществления производственных процессов, использованием методов оптимального планирования, экспериментов, оптимизации плановых решений, построения интегрированных систем подготовки и обработки данных

Доминирование стратегических аспектов в планировании

Ориентация на отдаленные результаты требует обязательного использования специфических форм стратегического планирования на предприятии и подчинения ему всех других видов оперативного планирования

Комплексность планирования

Означает системную увязку всех разрабатываемых на предприятии планов

Ресурсная сбалансированность планов

Реализуется составлением во всех сферах и на всех уровнях предприятия материальных, трудовых, финансовых, энергетических и прочих видов балансов

Гибкость и эластичность планирования

Означает требование динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних или внешних факторов, а также способности сохранять необходимые резервы и предусматривать плановые альтернативы

Непрерывность планирования

Реализация принципа находит свое наиболее полное выражение в концепции скользящего планирования, в которой, благодаря периодическому продлению планов долгосрочные укрупненные расчеты сочетаются с краткосрочным детальным планированием

3.2. Виды планов

Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных плановых документов – планов.

План – основа деятельности организации любой формы собственности и размеров. Он содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.

Виды планов различаются по следующим признакам:

  • целям;
  • предмету;
  • уровню;
  • содержанию;
  • периодам планирования (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Схема классификации видов внутрифирменного планирования

По целевой ориентации различают стратегическое и оперативное планирование, которые обладают определенными характеристиками.

Стратегическое планирование заключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегий поведения. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период 5 и более лет.

Оперативное планирование заключается в поиске и согласовании наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации. Оперативное планирование имеет своей задачей реализацию потенциала организации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и проч. Эти два вида планов отличаются по ряду признаков (см. табл. 3.2).

Таблица 3.2

Сравнительная характеристика

Виды планирования

Признаки

Стратегическое

Оперативное

Уровень менеджмента

Преимущественно высший уровень

Все уровни с особым акцентом на средний

Основная ориентация

Проблемно ориентированное

Временная ориентация

Вид проблем

Слабо структурированные, качественные

Хорошо структурированные, количественные

Неопределенность

Высокая степень

Низкая степень

Сущность планирования

Ориентация на инновации. Стратегическая адаптация с внешней средой.Обеспечение эффективности: "делать правильные вещи"

Ориентация на интеграцию. Координация внутренней среды. Обеспечение эффективности: "вещи делать правильно"

Целевой критерий

Создание потенциала успеха

Реализация потенциала успеха

Горизонт планирования

Акцент на долгосрочный, частично кратко- и среднесрочный

Акцент на кратко-и среднесрочный

Единица планирования

Стратегические хозяйственные единицы

Все функциональные области и все сотрудники

Степень детализации

Укрупненная проработка

Детальная проработка

Исходная информация

Укрупненная проработка

Детальная проработка

Исходная информация

Политика организации

Основная и функциональные стратегии организации

Форма организации планирования

Централизованная (руководство)

Децентрализованная (централизованное регулирование)

Содержательный аспект в планировании находит свое выражение в трех видах плановых расчетов: продуктово-тематическом, ресурсном и объемно-календарном.

Продуктово-тематическое планирование заключается в формировании плана развития организации (плана диверсификации, ликвидационный план, план НИР), определяющего мероприятия по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства в организации. На производственной стадии этот вид планирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программ предприятий и цехов.

Ресурсное планирование включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности деятельности организации. Этот вид расчетов включает финансовое планирование, составление бизнес-планов, бюджетное планирование и т. п.

Объемно-календарное планирование заключается в планировании объемов работ, загрузке подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным исполнителям, подразделениям, проектам и всей совокупности планируемых работ, графиков загрузки оборудования и исполнителей, распределения работ по отдельным календарным периодам.

Период планирования влияет на характер планируемых показателей, степень укрупнения планируемых процессов, состав используемой информации и методы плановых расчетов. Нередко в планировании выделяют лишь два периода: текущий (до года) и перспективный (более года). С

остав и сочетание различных видов планов в рамках отдельной организации формируются исходя из принятой в ней концепции планирования.

3.3. Процесс планирования

Планирование представляет собой один из важнейших процессов принятия управленческих решений на предприятии. Он состоит из отдельных фаз, стадий и этапов, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на предприятии специфический плановый цикл (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Укрупненная схема содержания процесса планирования

Процесс планирования независимо от вида планов распадается на три формальные фазы расчетов:

  • постановка задачи планирования;
  • разработка плана;
  • реализация планового решения.

Контрольные вопросы и задания

1.    Определите роль и значение планирования в системе функций менеджмента.

2.    Сформулируйте задачи планирования в организации.

3.    Расскажите о содержании (стадиях) планирования.

4.    Перечислите принципы планирования.

5.    Что означает принцип гибкости и эластичности планирования?

6.    В чем заключается суть концепции скользящего планирования?

7.    Дайте классификацию видов внутрифирменного планирования.

8.    В чем отличие стратегического планирования от оперативного?

9.    Что представляет собой ресурсное планирование?

10.Чем характеризуется продуктово-тематическое планирование?

11.Какие укрупненные этапы планирования Вы можете назвать?





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 36
Гостей: 36
Пользователей: 0