Главная » Учебно-методические материалы » МЕНЕДЖМЕНТ » Менеджмент: учебный курс (часть 2)

Тема 12. Анализ конкурентноспособности организации и ее конкурентов
18.01.2012, 19:23

Новшества могут разрабатываться как для собственных нужд (для внедрения в собственном производстве либо для накопления), так и для продажи. На "входе" фирмы как системы будут покупные новшества, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения.

На "выходе" фирмы будут только новшества как товары. Схема превращения новшеств в инновации и основную продукцию фирмы показана на рис. 12.1.

Рис. 12.1. Схема превращения новшеств в инновации и основную продукцию фирмы:
НП - новшества покупные; 
НПН - новшества покупные для накопления;
НПП - то же на продажу; 
НПИ - то же в инновации; 
НСИ - новшества собственного производства (разработки), 
реализуемые в инновациях; 
НСП - то же на продажу; 
НСН - то же для накопления;
ИПН - инновации покупных новшеств; 
ИСН - инновации собственных новшеств;
ОП - основная продукция фирмы

Портфель инноваций представляет собой комплексно обоснованный перечень новшеств, покупных и собственной разработки, подлежащих внедрению в организации.

Портфель новшеств представляет собой перечень разработанных организацией новшеств, подлежащих продаже.

Обоснование содержания портфеля новшеств и инноваций проводится на основе анализа конкурентоспособности организации и ее конкурентов, анализа финансового состояния организации, анализа технического уровня и цены производимого товара с помощью внедряемого новшества, анализа привлекательности товара и др.

Закон конкуренции – закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс повышения качества товаров и услуг, снижения их удельной цены (отношение цены к полезному эффекту), в результате чего "вымывается" с рынка некачественная и дорогая продукция.

Закон конкуренции длительное время может действовать только при наличии качественного антимонопольного законодательства, которое регламентирует нормы, ограничивающие монополистическую деятельность, принципы ведения конкурентной борьбы на рынке, полномочия государственных органов по надзору за соблюдением соответствующих правовых норм.

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей с разным уровнем достатка.

Полезный эффект – это отдача объекта, интегральный показатель как система используемых в конкретных условиях частных показателей качества объекта, удовлетворяющих конкретную потребность. Полезный эффект использования объекта конкретным потребителем, как правило, меньше интегрального показателя качества (примерно должен быть равен 0,8-0,9), что позволяет использовать набор параметров объекта в разных условиях его эксплуатации.

Конкурентное преимущество организации (фирмы) – превосходство, высокая компетентность фирмы в какой-либо области деятельности или в выпуске товара по сравнению с конкурирующими фирмами. Следует учитывать также факторы внешней и внутренней среды фирмы (тактические и стратегические), по которым она превосходит конкурирующие фирмы.

Конкурентоспособность любой организации может быть выражена через пятиуровневую иерархию факторов, представленную на рис. 12.2.

На втором уровне этой иерархии конкурентоспособность должна быть подкреплена тремя важнейшими факторами – способностью к развитию, производственными и сбытовыми мощностями.

На третьем уровне иерархии конкурентоспособность определяется выбором стратегии. Стратегия конкурентной борьбы направлена на улучшение или сохранение позиции фирмы на рынке – доли продаваемых товаров, неважно, давно производимых или новых.

Рис. 9.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность промышленной компании

На четвертом уровне иерархии конкурентоспособность определяется способностью высшего руководства организации принимать такие решения, которые реализуют на практике три первых фактора конкурентоспособности организации.

На пятом уровне – результаты деятельности организации в предыдущем периоде. Здесь особенно важна прибыль организации как источника ресурсов борьбы за рынок.

Руководители крупнейших промышленных компаний в развитых странах исходят из того, что в современных условиях удержать конкурентные позиции снижением издержек невозможно, перемены происходят быстро, но они подчиняются определенным закономерностям, которые поддаются предсказанию и анализу. Они сосредоточивают усилия на том, чтобы обеспечить требуемую технологию в нужное время и заполучить самых квалифицированных работников. По их мнению, управление нововведениями – это ключ к поддержанию высокого уровня эффективности.

Для проведения общего анализа организации, ее стратегического положения и привлекательности рынков, а также ее конкурентных преимуществ предлагаются различные модели: SWOT – анализ, модель Мак-Кинси, модель М. Портера.

Конкурентные преимущества организации можно представить в виде таблицы (см. табл. 12.1), но собрать необходимую информацию, проанализировать ее и заполнить таблицу могут только сильные инновационные организации, имеющие мощную информационную базу и выпускающие массовую продукцию. По единичной продукции подобные затраты не окупятся.

Таблица 9.1

Конкурентные преимущества организации

Направления конкурентного преимущества организации

Конкурентные преимущества организации по сравнению с основными конкурентами

наименование

значение

1. Преимущества во внешней среде

 

 

1.1. Макросреда

 

 

1.1.1. Политическая сфера

  • Стабильность демократических преобразований в стране
  • Криминальная обстановка в стране

 

 

1.1.2. Экономическая сфера

  • Конкурентоспособность страны
  • Удельный вес экспортной продукции
  • Аналогично указываются факторы по остальным сферам, по которым организация имеет преимущество

 

 

1.2. Инфраструктура региона

 

 

1.2.1. Рыночная инфраструктура

  • Удельный вес конкурентоспособных на внешнем и внутреннем рынках финансовых учреждений
  • Степень удовлетворения организации различными видами ресурсов и т. д.

 

 

1.2.2. Наука и образование и т. д.

 

 

1.3. Микросреда

 

 

1.3.1. Конкуренция на "выходе" организации

  • Количество конкурирующих субъектов "выхода" организации
  • Доли рынка, занимаемые субъектами
  • Сила конкуренции

 

 

1.3.2. Конкуренция на "входе" организации (среди поставщиков)

  • Аналогично "выходу" организации

 

 

1.3.3. Контактные аудитории

 

 

1.3.4. Маркетинговые посредники

 

 

1.3.5. Законодательство

 

 

2. Преимущества во внутренней среде (в "процессе" системы)

 

 

2.1. Технологии

 

 

2.1.1. По информационным технологиям (указываются конкретные технологии)

 

 

2.1.2. По технологиям производства

 

 

2.1.3. По технологиям обслуживания производства

 

 

2.1.4. По другим технологиям

 

 

2.2. Организация процессов

 

 

2.2.1. В структуре организации (предприятия)

 

 

2.2.2. В организации производства

 

 

2.2.3. В организации труда

 

 

2.2.4. В системе менеджмента организации (предприятия)

 

 

2.3. Ресурсы

 

 

2.3.1. По качеству и стоимости сырья, материалов, комплектующих изделий, энергии

 

 

2.3.2. По квалификации и стоимости трудовых ресурсов

 

 

2.3.3. По финансовому обеспечению организации (предприятия)

 

 

2.3.4. По качеству основных производственных фондов

 

 

3. Преимущества в качестве и ресурсоемкости выпускаемых товаров, новшеств и т.п.

 

 

3.1. Товары

 

 

3.1.1. Качество товаров

 

 

3.1.2. Цена

 

 

3.1.3. Ресурсоемкость у потребителя

 

 

3.1.4. Качество сервиса

 

 

3.2. Новшества

 

 

3.3. Услуги

 

 

4. Преимущества рынков

 

 

4.1. По объему рынков

 

 

4.2. По количеству конкурентов

 

 

4.3. По оперативности и надежности финансовых операций

 

 

4.4. По безопасности торговли

 

 





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ