Главная » Учебно-методические материалы » МЕНЕДЖМЕНТ » Менеджмент: учебный курс (часть 2)

Тема 14. Показатели эффективности инновационной деятельности
18.01.2012, 19:26

14.1. Система показателей эффективности инновационной деятельности

Ранее было отмечено, что новшества могут быть покупными и собственной разработки, а инновации как результат внедрения новшеств могут осуществляться только в самой организации. Инновации не могут продаваться, продаются новшества для превращения их в инновации в сфере потребления.

Жизненный путь новшеств может развиваться по одному из трех путей:

1.    накопления в инновационной организации (ИО);

2.    превращения в инновацию;

3.    продажи как товара.

Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночных отношений не может быть унифицированной системы показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему, исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов.

К системе показателей предъявляются следующие требования:

  • показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара;
  • показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности организации;
  • показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период;
  • важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами (например: прибыль, рентабельность товара и производства, удельная цена товара);
  • показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана;
  • показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности организации (доходы, расходы, страхование, ликвидность ценных бумаг и средств, налоги, эффективность использования ресурсов и др.);
  • проектирование окончательных показателей должно осуществляться на основе многовариантных расчетов с определением степени риска и устой-чивости финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организацион-ные, экологические, экономические и социальные аспекты деятельности организации.

Одним из основных показателей эффективности и стабильности функционирования организации является показатель ее устойчивости, коэффициент результативности и коэффициент конкурентоспособности ИО. Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта (см. рис. 14.1):

  • экономический;
  • научно-технический;
  • социальный;
  • экологический.

За счет получения экономического эффекта в форме прибыли ИО осуществляет комплексное развитие и повышение благосостояния сотрудников.

Остальные виды эффекта несут в себе потенциальный экономический эффект. Например, разработанное ИО изобретение как новшество высшего уровня может дать экономический эффект либо после его продажи, либо после реализации товара ИО, разработанного на основе изобретения. Снижение выбросов вредных компонентов в атмосферу, почву, воду сохраняет эко-систему, увеличивает продолжительность жизни человека и т. д. Этот эффект невозможно сразу перевести в прибыль.

Приведенные примеры позволяют сделать следующий вывод: экономический эффект разработки, внедрения у себя (превращения в инновацию) или продажи новшеств может быть потенциальным или фактическим (реальным, коммерческим), а научно-технический, социальный и экологический эффекты могут иметь форму только потенциального экономического эффекта. По сути, если принимать в расчет только конечные результаты внедрения или продажи новшеств, то любой вид инновационной деятельности можно оценить в стоимостном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются:

  • время получения фактического экономического эффекта;
  • степень неопределенности его получения (или уровень риска вложения инвестиций в инновации).

Рис. 14.1. Система показателей эффективности инновационной деятельности

14.2. Организация анализа эффективности инновационной деятельности

Целью анализа (аудита) эффективности инновационной деятельности ИО является изучение ее механизма и определения отдачи вложенных инвестиций.

Из этой цели можно определить следующие направления анализа:

1.    анализ обоснованности идеи и структуры проблемы;

2.    анализ рациональности структуры ИО;

3.    анализ профессионализма руководителя ИО, руководителей инновационных проектов, их команд;

4.    анализ правовой обоснованности проектов и государственной под-держки инновационной деятельности;

5.    анализ финансового и материально-технического обеспечения ИО;

6.    анализ качества нормативно-методического обеспечения ИО;

7.    анализ качества информационного обеспечения ИО;

8.    анализ совокупности примененных при проектировании научных подходов и современных методов менеджмента;

9.    анализ использования конкурентных преимуществ ИО;

10.анализ структуры портфеля новшеств и инноваций (покупные новшества, новшества для внедрения в ИО, новшества для накопления, новшества собственной разработки, новшества для продажи);

11.анализ качества экспертизы проектов;

12.анализ качества расчетов показателей эффективности инновационной деятельности ИО;

13.анализ системы мотивации и ответственности инновационной деятельности.

Анализ эффективности инновационной деятельности ИО следует осуществлять с соблюдением следующих принципов :

  • диалектики 
    (системного подхода, динамического подхода, принципа проявления необходимости и случайности, принципа единства и борьбы противоположностей, принципа перехода количества в качество и качества в новое количество, принципа "отрицание отрицания");
  • единства анализа и синтеза;
  • ранжирования;
  • обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов;
  • принципа оперативности;
  • количественной определенности и др.

Основные этапы анализа эффективности инновационной деятельности ИО:

1.    Выявление проблемы, формулирование целей и задач анализа.

2.    Формирование временной творческой группы для проведения анализа.

3.    Разработка проекта программы анализа.

4.    Подготовка и издание приказа по ИО о целях, группе, ее правах и обязанностях, программе анализа.

5.    Выбор методов выполнения работ.

6.    Сбор и обработка необходимой информации, документов и т. д.

7.    Проведение анализа по перечисленным выше задачам и установленной системе показателей.

8.    Подготовка, согласование и утверждение отчета о проделанной работе.

9.    Принятие мер по результатам анализа.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ