Главная » Учебно-методические материалы » МЕНЕДЖМЕНТ » Менеджмент: учебный курс (часть 2) |
18.01.2012, 19:09 | |
3.1. Основные понятия и содержание системы инновационного менеджмента Под новшеством (новацией) понимается новый порядок, новый обычай, новое явление, новый метод, изобретение и т. п., оформленные как результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт (технологию), ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документов (стандарта, рекомендаций, методик, инструкций и т. п.), результатов маркетинговых исследований и т. д. Инновация (нововведение) – конечный результат внедрения новшеств с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического, экологического или другого вида эффекта. Инновационная деятельность как форма общественного разделения труда направлена на практическое использование научного, технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства и удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах, совершенствования социального обслуживания. В условиях рынка основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок называется процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется ИННОВАЦИОННЫМ ЛАГОМ. Процесс перевода новшества в нововведение требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. Новшества формируют рынок новшеств, инвестиции – рынок капитала, нововведения – рынок чистой конкуренции. Эти три основных компонента образуют сферу инновационной деятельности, т. е. систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции и развитой инфраструктуры. Основным товаром рынка новшеств является продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными и другими законодательными и нормативными актами. Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы. Рынком "чистой" конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен, т. е. исключается недобросовестная борьба за рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной деятельности. Конкуренция заставляет коммерческие организации и другие объекты хозяйствования идти на рынок новшеств или участвовать в его формировании, т. к. в конкурентной борьбе они вынуждены повышать технический уровень производства, улучшать качество продукции или услуг, снижать издержки производства, совершенствовать систему технического обслуживания, сокращать эксплуатационные расходы у потребителей, поддерживать уровень цен, обеспечивать уровень маркетинга и рекламно-информационной деятельности. С другой стороны, рынок отвергает новшества, имеющие большую научно-практическую ценность, если они не отвечают интересам коммерческих организаций. Участие в рынке новшеств может осуществляться в следующих основных формах:
Любая организация стремится к обновлению и развитию, но основным ограничением удовлетворения ее потребностей является капитал (объем инвестиций) во всех его видах (ссудный, оборотный, акционерный, венчурный, уставный и др.). На развитие рынка капитала оказывает влияние законодательство, макроэкономическая политика, налоговая политика, ценообразование, объем приватизации и другие факторы. В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, т. к. инновационный процесс длится в среднем 3-5 лет и более. В связи с тем, что государственные источники финансирования в России весьма ограничены, а кредитные ресурсы в условиях инфляции очень дороги, основными источниками инвестиций являются собственные средства, финансовые инвестиции через рынок ценных бумаг, а также создание венчурных или других специальных фондов для поддержки инновационной деятельности. Инновационный процесс – более широкое понятие и может быть рассмотрен с различных позиций. Это:
Основными критериями классификации инноваций могут быть следующие:
С учетом этих критериев классификация инноваций осуществляется по следующим признакам: 1. По уровню новизны:
2. По стадиям жизненного цикла товара,
3. По масштабу новизны инновации (новшества):
4. По отраслям народного хозяйства, где внедряется инновация:
5. По сфере применения инновации (новшества):
6. По частоте применения инновации:
7. По форме новшества:
8. По виду эффекта, полученного в результате внедрения:
9. По этапам инновационного процесса:
10. По глубине вносимых изменений (по величине получаемого эффекта):
11. По подсистеме инновационного менеджмента, в которой внедряется инновация (по месту на предприятии):
12. По источнику инициативы:
|