Главная » Учебно-методические материалы » МЕНЕДЖМЕНТ » Менеджмент: учебный курс (часть 2)

Тема 3. Основные понятия и классификации инноваций
18.01.2012, 19:09

3.1. Основные понятия и содержание системы инновационного менеджмента

Под новшеством (новацией) понимается новый порядок, новый обычай, новое явление, новый метод, изобретение и т. п., оформленные как результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности.

Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт (технологию), ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документов (стандарта, рекомендаций, методик, инструкций и т. п.), результатов маркетинговых исследований и т. д.

Инновация (нововведение) – конечный результат внедрения новшеств с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического, экологического или другого вида эффекта.

Инновационная деятельность как форма общественного разделения труда направлена на практическое использование научного, технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства и удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах, совершенствования социального обслуживания.

В условиях рынка основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок называется процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется ИННОВАЦИОННЫМ ЛАГОМ. Процесс перевода новшества в нововведение требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время.

Новшества формируют рынок новшеств, инвестиции – рынок капитала, нововведения – рынок чистой конкуренции. Эти три основных компонента образуют сферу инновационной деятельности, т. е. систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции и развитой инфраструктуры.

Основным товаром рынка новшеств является продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными и другими законодательными и нормативными актами.

Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы.

Рынком "чистой" конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен, т. е. исключается недобросовестная борьба за рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной деятельности.

Конкуренция заставляет коммерческие организации и другие объекты хозяйствования идти на рынок новшеств или участвовать в его формировании, т. к. в конкурентной борьбе они вынуждены повышать технический уровень производства, улучшать качество продукции или услуг, снижать издержки производства, совершенствовать систему технического обслуживания, сокращать эксплуатационные расходы у потребителей, поддерживать уровень цен, обеспечивать уровень маркетинга и рекламно-информационной деятельности. С другой стороны, рынок отвергает новшества, имеющие большую научно-практическую ценность, если они не отвечают интересам коммерческих организаций.

Участие в рынке новшеств может осуществляться в следующих основных формах:

  • развития собственной научной, научно-технической и экспериментальной базы для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
  • проведения исследований на кооперационных началах с другими организациями;
  • оформления заказов на проведение научно-исследовательских и (или) экспериментальных работ сторонней организацией;
  • приобретения лицензий на право производства товаров или услуг;
  • покупки готового изделия, технологии, ноу-хау и другой интеллектуальной собственности;
  • приобретения нематериальных активов путем выпуска акций, облигаций, привлечения иностранного капитала и организации совместного производства.

Любая организация стремится к обновлению и развитию, но основным ограничением удовлетворения ее потребностей является капитал (объем инвестиций) во всех его видах (ссудный, оборотный, акционерный, венчурный, уставный и др.). На развитие рынка капитала оказывает влияние законодательство, макроэкономическая политика, налоговая политика, ценообразование, объем приватизации и другие факторы.

В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, т. к. инновационный процесс длится в среднем 3-5 лет и более. В связи с тем, что государственные источники финансирования в России весьма ограничены, а кредитные ресурсы в условиях инфляции очень дороги, основными источниками инвестиций являются собственные средства, финансовые инвестиции через рынок ценных бумаг, а также создание венчурных или других специальных фондов для поддержки инновационной деятельности.

Инновационный процесс – более широкое понятие и может быть рассмотрен с различных позиций. Это:

  • параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и маркетинга;
  • временные этапы жизненного цикла нововведений (от возникновения идеи до ее разработки и распространения);
  • процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукции и услуги; в этом случае инновационный процесс выступает в качестве инновационного проекта – частного случая инвестиционного проекта.

3.2. Классификация инноваций

Основными критериями классификации инноваций могут быть следующие:

  • комплексность набора классификационных признаков;
  • возможность количественного (качественного) определения критерия;
  • научная новизна и практическая ценность признака классификации.

С учетом этих критериев классификация инноваций осуществляется по следующим признакам:

1. По уровню новизны:

  • радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов);
  • ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и т. д.).

2. По стадиям жизненного цикла товара, 
на которых внедряется инновация или разрабатывается новшество, - инновации, внедряемые на стадии:

  • стратегического маркетинга;
  • НИОКР;
  • организационно-технологической подготовки производства;
  • производства (включая тактический маркетинг);
  • сервисного обслуживания, осуществляемого изготовителем.

3. По масштабу новизны инновации (новшества):

  • новые в мировом масштабе;
  • новые в стране;
  • новые в отрасли;
  • новые для фирмы.

4. По отраслям народного хозяйства, где внедряется инновация:

  • в сфере науки (научные);
  • сфере образования;
  • социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т. д.);
  • материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т. д.).

5. По сфере применения инновации (новшества):

  • для внутреннего применения;
  • для накопления;
  • для продажи.

6. По частоте применения инновации:

  • разовые;
  • повторяющиеся.

7. По форме новшества:

  • открытия, изобретения, патенты;
  • рационализаторские предложения;
  • ноу-хау;
  • товарные знаки, торговые марки, эмблемы;
  • новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т. п.

8. По виду эффекта, полученного в результате внедрения:

  • с научно-техническим эффектом;
  • социальным эффектом;
  • экологическим эффектом;
  • экономическим (коммерческим) эффектом;
  • интегральным эффектом.

9. По этапам инновационного процесса:

  • базовые инновации (содержат все этапы инновационного процесса);
  • прикладные (не содержат фундаментальных исследований);
  • по улучшению изделий (не содержат НИОКР);
  • модификационные или имитационные (на стадии эксплуатации);
  • истинные (не содержат модернизации);
  • несущественные (содержат только модернизацию);
  • научные (НИР);
  • технические (ОКР);
  • технологические;
  • конструкторские;
  • производственные;
  • информационные.

10. По глубине вносимых изменений (по величине получаемого эффекта):

  • радикальные (резко повышают производительность или эффективность технологии);
  • улучшающие (эффективность повышается равномерно);
  • модификационные.

11. По подсистеме инновационного менеджмента, в которой внедряется инновация (по месту на предприятии):

  • на входе;
  • на выходе;
  • в подсистеме научного сопровождения;
  • целевой подсистеме;
  • обеспечивающей подсистеме;
  • управляемой подсистеме;
  • управляющей подсистеме.

12. По источнику инициативы:

  • прямой социальный заказ;
  • в результате изобретения.




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ