Главная » Учебно-методические материалы » МЕНЕДЖМЕНТ » Менеджмент: учебный курс (часть 2)

Тема 5. Актуальность активизации и государственная поддержка инновационной деятельности
18.01.2012, 19:13

5.1. Актуальность активизации инновационной деятельности

Конкурентное развитие страны происходит на основе следующих структурных источников экономического роста:

·       развития на основе факторов производства (товарообмен на основе экспорта и импорта);

·       развития на основе инвестиций (простое и расширенное воспроизводство основных средств);

·       развития на основе инновационной деятельности.

Каждая страна одновременно использует все источники развития. Конкурентоспособность и эффективность экономики определяется структурой источников. Если для функционирования и развития народного хозяйства страны, приобретения потребительских товаров используется в основном валюта от экспорта природных ресурсов, то уровень экономического развития такой страны будет низким.

Направление развития на основе инвестиций характеризуется вложением капитала не в повышение конкурентоспособности отдельных отраслей страны, а в их простое воспроизводство.

Развитие на основе инновационной деятельности предполагает определенный технологический монополизм, получаемый в результате собственных разработок и изобретений.

Страны, входящие в мировое технологическое ядро (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция), в настоящее время развиваются преимущественно на основе активизации инновационной деятельности. В России сейчас не хватает инвестиций даже на простое воспроизводство, вследст-вие чего растет удельный вес изношенных основных фондов, повышается их аварийность.

Экономическая политика страны, ориентированная на международные кредиты, бесперспективна, т. к. кредиты надо возвращать и с большими процентами.

В России приоритет должен быть отдан развитию экономики за счет активизации инновационной деятельности с применением научных методов и подходов менеджмента. Об этом свидетельствует и опыт Японии и ФРГ, восстановивших экономику после Второй мировой войны на основе активизации инновационной деятельности.

5.2. Государственное регулирование и поддержка инновационной деятельности

Научная деятельность традиционно считается сферой активной государственной политики. Организации (фирмы) и компании, хотя испытывают большую потребность в результатах исследований, очень сдержанно идут на их прямое финансирование, т. к. научные идеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль. Государство берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса – научными знаниями и идеями.

Государство должно формировать цели, принципы и приоритеты в научной и инновационной сфере, определять цели собственной политики в этой сфере и механизм ее реализации.

По уровню и формам поддержки инновационной деятельности в мировой практике выделяют следующие государственные стратегии:

·       активного вмешательства – заключается в признании государством инновационной деятельности главным и определяющим фактором экономического роста страны. Государство играет активную роль в организации и финансировании важных программ и проектов, что отражается в законодательстве и во внешней политике государства (характерна для Японии, Франции, Нидерландов и др. стран);

·       децентрализованного регулирования – представляет собой более сложный механизм участия государства в инновационной сфере. Государство играет важную роль, но отсутствуют директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства. На первое место выходят субъекты хозяйствования, а роль государства – создать им необходимые правовые, экономические и другие условия (характерна для США, Великобритании и др. стран);

·       смешанную – используется в странах со значительной долей государственного сектора в экономике. По отношению к государственным организациям государство использует стратегию активного вмешательства, к остальным – децентрализованного регулирования (характерна для Швеции).

К основным принципам государственной политики в научной и инновационной деятельности относятся:

·       свобода научного и научно-технического творчества;

·       правовая охрана интеллектуальной собственности;

·       интеграция научной, научно-технической деятельности и образования;

·       поддержка конкуренции в сфере науки и техники;

·       концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития;

·       стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности;

·       развитие международного сотрудничества.

На безвозвратной основе из федерального бюджета могут финансироваться только фундаментальные научные исследования, а также инновационные проекты федерального значения некоммерческого характера и проекты, связанные с поддержанием национальной безопасности. Все остальные виды инновационной деятельности инвестируются только на возвратной и конкурсной основе, используя различные формы внебюджетной государствен-ной поддержки (см. рис. 5.1).

Рис. 5.1. Формы государственной поддержки научной (А) и инновационной (Б) деятельности

5.3.Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности

В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:

1.    Страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупно-масштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция).

2.    Страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция и Швейцария).

3.    Страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).

В США расходы на НИОКР в 1995 г. составили 173 млрд $, или 2, 6 % от ВВП. Источники финансирования: около 50 % – частные фирмы и организации; 46 % – федеральное правительство (на основе конкурсов); остальные – университеты, колледжи, правительственные организации.

Государство стимулирует создание венчурных фирм и исследовательских центров, первые 5 лет полностью или частично финансируя их из федерального бюджета. Наиболее наукоемкие и эффективные исследования государство финансирует полностью.

Возросла роль малого бизнеса в НИР (фирмы-"отпрыски", или "спин-офф"). Мелкие и средние фирмы (с численностью до 500 чел.) за последние 20 лет выдали примерно в 2,5 раза больше нововведений на одного занятого или доллар затрат, чем крупные корпорации (с числом занятых более 10 тыс. чел.).

Поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах:

·       бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, являющихся собственностью правительства;

·       формирования государственной инновационной инфраструктуры (создание центров распространения нововведений, консультационных центров, выставок, бирж, ярмарок и т. п.);

·       государственной экспертизы инновационных проектов;

·       льгот по оплате государственных услуг (связь, тепло, электроэнергия и пр.);

·       моральной поддержки ученых и инноваторов (вручение государственных наград, присвоение званий и т. п.);

·       налоговых льгот и др.

В США большое влияние уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций.

Национальный научный фонд США широко использует вневедомственную экспертизу проектов НИОКР независимыми квалифицированными специалистами, в т. ч. и зарубежными, при распределении своего бюджета.

В США отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции. Помимо традиционных способов воздействия на развитие экспортного производства, таких, как льготное кредитование и страхование экспорта, частичное освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т. п., японские государственные органы широко используют и косвенные методы:

·       целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, в приоритетные области;

·       содействие предприятиям в приобретении передовой иностранной технологии;

·       контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.

Японская модель интеграции науки и производства предполагает строительство новых городов-технополисов, сосредоточивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство. Японское правительство принимает меры по развитию международной интеграции и кооперирования (например, соглашение с США об американо-японском сотрудничестве в области науки и техники).

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется по следующим направлениям:

·       индикативное планирование НИОКР;

·       высокие импортные таможенные тарифы;

·       предоставление налоговых и кредитных льгот в финансировании НИОКР;

·       протекционная политика в продвижении новой наукоемкой продукции.

Особенностями развития японской экономики являются дальнейшая концентрация промышленного производства и капитала фирм, переход на ресурсосберегающие технологии на основе микроэлектронной техники, приоритет обрабатывающих и сборных производств, сферы услуг. Ведущими отраслями народного хозяйства являются информатика, производство интегральных схем и электронной техники. Приоритетное направление – информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы.

Германия, Англия и Франция вместе с США и Японией входят в технологическое ядро мирового развит и занимают соответственно 3-е, 4-е и 5-е места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР, или соответственно 2,4; 2,3 и 2,2 % ВВП.

В этих странах высок удельный вес государственного сектора, и из федерального бюджета НИОКР финансируются на 35-45 %. Удельный вес экспортной продукции составляет 20-25 % ВВП.

Особенностями этих стран, как и всех стран Евросоюза (Германии, Англии, Франции, Австрии, Бельгии, Дании, Греции, Ирландии, Италии, Испании, Люксембурга, Нидерланд, Португалии, Финляндии, Швеции), являются:

·       дороговизна рабочей силы и природных ресурсов, земли;

·       высокая плотность народонаселения;

·       высокий технологический уровень производства и информации;

·       уважительное отношение к образованию, культуре, здоровому образу жизни, старости, историческим традициям;

·       государственное регулирование цен на важнейшие продовольственные товары;

·       применение в управлении и производстве международных и европейских стандартов, сертификация продукции;

·       индикативное планирование инновационной деятельности;

·       развитие наукоемких отраслей;

·       высокий уровень концентрации и кооперирования производства.

И, как следствие, в этих странах высокое качество жизни населения. Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности. Инновационная политика осуществляется по следующим основным направлениям:

·       выработка единого антимонопольного законодательства;

·       использование системы ускоренной амортизации оборудования;

·       льготное налогообложение НИОКР;

·       поощрение малого наукоемкого бизнеса;

·       прямое финансирование предприятий для поощрения инноваций в области новейшей технологии;

·       стимулирование сотрудничества университетской науки и фирм, производящих наукоемкую продукцию.

Основой инновационной политики Евросоюза является "План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий", принятый в 1985 г. Создана программа по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР; в целях развития информационного обеспечения НИОКР создан Европейский информационный центр.

Стимулирование инновационной деятельности в Евросоюзе осуществляется примерно на тех же принципах, которые приняты в мировой практике.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ