Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » МЕНЕДЖМЕНТ » Основы менеджмента: лекции

Тема 16. Инструментарий менеджмента
27.12.2011, 14:52

1. Наиболее типичные группы методов принятия решений

 

При разработке управленческих решений используют различные методы, наиболее типичные, из которых объединены в следующие группы:

- Логические методы (характеризуются относительной простотой и не требует сложного материального аппарата. Основные его приемы: сравнение, выделение узких мест и ведущих звеньев, декомпозиция целого на составные части);

- Математическое моделирование;

- Эвристические методы (Основу составляет методология творческого мышления. Приемы: аналогия, метод мозговой атаки, метод количественного блокнота, инверсия, морфологический анализ);

- Экспертные методы.

Выбор метода зависит от специфики решения и пригодности метода, определяемый стоимостью работы, результатом полученного от применения этого метода, его достоверностью, стабильностью, сбалансированностью с другими методами на разных этапах формирования решений.

При выборе метода, специалисты чаще всего используют комбинацию методов, т.к. управленческая деятельность является циклической, то для большинства решений методы заранее известны. Поэтому разработка новых методов охватывает лишь часть необходимого инструментария. Это позволяет экономить время и средство при принятии управленческих решений по устранению проблем.

 

2. Вклад школы науки управления в развитие концепции научного подхода к решению проблем управления

 

Происхождение и центральный объект науки управления.

Наука управления старается повысить эффективность организа­ций путем увеличения способности руководства к приятию обоснованных объективных решений в ситуациях исключитель­ной сложности с помощью моделей и количественных методов [2, c.245].

Концепции о возможности применения научных принципов для повышения эффективности организации зародилась, когда управление наука было еще в зачаточном состоянии. Систематическое приложение научного метода к проблемам управления было фундаментом научного управления. Однако истоки школы управленческой мысли имеют недавнее происхождение

Наука управления зародилась в Англии во время второй мировой войны, когда группа ученых получила задание на решение сложных военных проблем, таких оптимальное размещение сооружений гражданской обороны и огневых позиций оптимизация глубины подрыва противолодочных бомб и конвоя транспортных карет. В 50—60-е гг. методология была обновлена, преобразована в целый ряд специфических методов и стала все более широко применяться для решения проблем промышленности и принятия решений в разных ситуациях. Сегодня модели и науки управления используются для решения таких задач, как регулирование транспортных потоков в городах и оптимизация графика движения в аэропортах, составление графиков работы классов и аудиторий в университетах, управление запасами в супермаркетах и универмагах, разработка новых видов продукции, распредели расходов на рекламу различных видов продукции. Центральный пункт науки управления состоит в том, чтобы "обеспечить руководителей организации научной базой для разрешения проблем, связанных взаимодействием компонентов организации в интересах последней как целой. Это важно для всех организаций, но особенно трудным может быть применения этого принципа в крупных организациях в силу высокой степени специализации.

Специалисты штабных служб по моделированию принятия решений и соответствующим методам пытаются оценить компромиссы, возможные в связи с различием целей, и выявить альтернативные решения, обеспечивающие баланс противоречивых целей. Понимание подхода с позиций науки управления поможет более эффективно общаться со штабными специалистами и работать с ними формулированием эффективных решений проблем организации.

Отличительные особенности науки управления

Сегодня можно встретить понятия наука управления, наука о принятии решений, системный анализ, наука о системах, но чаще всего исследование  операций,   которые   используются   как   взаимозаменяемые.  Эти   термины   распространяются   на   количественные методы.

Отличительные особенности науки управления как подхода таковы:

Использование научного метода.

Системная ориентация.

Использование моделей.

Наблюдение.

Формулирование гипотезы

Верификация.

Моделирование

 

3. Понятие модели. Объективная необходимость моделирования проблемных ситуаций

По определению Шеннона: "Модель — это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности". Схема организации, к примеру, это и есть модель, представляющая структуру [2, c.247].

Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Модель зачастую повышает способность руководителя к пониманию и разрешению встающих перед ним проблем. Модель также помогает руководителю совместить свой опыт и способность к суждению с опытом и суждению экспертов.

Существует ряд причин, обусловливающих использование модели вместо попыток прямого взаимодействия с реальным миром. К ним относятся естественная сложность многих организационных ситуа­ций, невозможность проведения экспериментов в реальной жизни, даже когда они необходимы, и ориентация руководства на будущее.

·       Сложность.

·       Экспериментирование.

·       Ориентация управления на будущее.

Основные типы моделей науки управления и этапы их построения

Различают три базовых типа моделей: физические, аналоговые и математические модели [2, c.249].

Физическая модель представляет то, что исследуется, с помо­щью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы.

Примеры физической модели — синька чертежа завода, его уменьшенная фак­тическая модель, уменьшенный в определенном масштабе чертеж проектировщика. Такая физическая модель упрощает визуальное восприятие и помогает установить, сможет ли конкретное оборудование физически разместиться в пределах отведен­ного для него места, а также разрешить сопряженные проблемы, например разме­щение дверей, ускоряющее движение людей и материалов.

Аналоговая модель представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как график, иллюстрирующий соотношения между объемом производства и издержкам, является аналоговой моделью. График показывает, как влияет уровень производства на издержки.

Другой пример аналоговой модели — организационная схема. Выстраивая руководство в состоянии легко представить себе цепи прохождения команд в формальную зависимость между индивидами и деятельностью. Такая модель явно более простой и эффективный способ восприятия и проявления сложных взаимосвязей структуры крупной организации, чем, скажем, составление перечня взаимосвязей всех работников.

Математическая  модель, называемой также с символической, используются символы для описания свойств или характеристик или события. Пример математической модели и аналитической ее силы как средства, помогающего нам понимать исключительно сложные проблемы, — формула Эйнштейна Е = тс2. 

Математические модели относятся к типу моделей, чаще всего пользуемых при принятии организационных решений. Рисунок  2 показывает зависимость между объемом производства и издержками, описываемую с помощью модели: С = РV(0,1) + 2500. Согласно этой модели, издержки (С) равны объемам производства (PV), умноженному на 0,1, плюс 2500.

Процесс построения модели.

Постановка задачи. Первый и наиболее важный этап построения модели способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы, состоит в постановке задачи. Правильное использование математики или компьютера не принесет никакой пользы, если сама проблема не будет точно диагностирована. Для нахождения приемлемого или оптимального решения задачи нужно знать, в чем она состоит.

Далее, из того только, что руководитель осведомлен о наличии проблемы, вовсе не следует факт идентификации истинной проблемы. Руководитель обязан уметь отличать симптомы от причин.

Построение модели. Разработчик должен определить главную цель модели, какие выходные нормативы или информацию предпола­гается получить, используя модель, чтобы помочь руководству разрешить стоящую перед ним проблему. В дополнение к установлению главных целей специалист по науке управления должен определить, какая информация требуется для построения модели, удовле­творяющей этим целям и выдающей на выходе нужные сведения.

К другим факторам, требующим учета при построении модели, следует отнести расходы и реакцию людей. Модель, которая стоит больше, чем вся задача, тре­бующая решения с помощью модели, конечно, не внесет никакого вклада в приближение к целям организации. Подобным образом излишне сложная может быть воспринята конечными пользователями как угроза и отвергнута Таким образом, для построения эффективной модели руководителям по науке управления следует работать вместе, взаимно увязывая потребности каждой стороны. Школа научного управления признает эти потенциальные проблемы.

Проверка модели на достоверность. Один из аспектов проверки заключается в определении степени соответствия модели реальному миру. Специалист по науке управления должен установить, все ли существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель. Второй аспект проверки модели связан с установлением степени, в код» информация, получаемая с ее помощью, действительно помогает руководя совладать с проблемой. Хороший способ проверки модели заключается в опробовании ее на chtji из прошлого.

Применение модели. После проверки на достоверность модель готова к пользованию. Как говорит Шеннон, ни одну модель науки управления "неьзя считать успешно выстроенной, пока она не принята, не понята и не применена  практике". Это кажется очевидным, но зачастую оказывается одним из самых тревожных моментов построения модели. Основная причина недоиспользования моделей руководителями, которые должны их применять, возив заключается в том, что они их опасаются или не понимают [2, c.252].

Если модели науки управления, линейные руководители, для которых они предназначены,  должны принимать участие в постановке задачи и установлении информации, получаемой из модели.

Обновление модели. Даже если применение модели оказалось успешным, почти наверняка она потребует обновления. Руководство может обнаружить, что форма выходных данных не ясна или желательны дополнительные данные. Если цели организации изменяются таким образом, что это влияет на критерии приня­тия решений, модель необходимо соответствующим образом модифицировать. Аналогичным образом изменение во внешнем окружении.

Общие проблемы моделирования.

Недостоверные исходные допущения. Любая модель опирается на исходные допущения или предпосылки. Это могут быть поддающиеся оценке предпосылки. Такие предположения можно объективно проверить и просчитать. Вероятность того, что они точны, будет высока. Некоторые предпосылки не поддаются оценке и не могут быть объективно проверены. Такие предпосылки являются основой модели, точность последней зависит от точности предпосылок. Модель нельзя использовать для прогнозирования

Информационные ограничения. Основная причина недостоверности предпосылок и других затруднений — это ограниченные возможности в получении нужной информации, которые влияют и на построение, и на использование целей. Точность модели определяется точностью информации по проблеме.] ситуация исключительно сложна, специалист по науке управления может быть в состоянии получить информацию по всем релевантным факторам или встроить в модель. Если внешняя среда подвижна, информацию о ней следует быстро, но это может быть нереализуемым или непрактичным.

 

4. Основные модели науки управления

Число всевозможных конкретных моделей науки управления почти так же велико, как и число проблем, для разрешения которых они были разработаны. Описание некоторых наи­более распространенных типов.

Теория игр. Способность моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов.

Модель теории очередей. Позволяет определить оптимальное число каналов обслуживания, которые необходимо иметь.

Модель управления запасами.  Используется для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах. Цель данной модели — сведение к минимуму отрицательных последствий накопления запасов, что выражается в определенных издержках. Эти бывают трех основных видов: на размещение заказов, на хранение, а также связанные с недостаточным уровнем запасов.

Модель линейного программирования. Применяют для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкури­рующих потребностей. Линейное программирование обычно используют специалисты штабных подразделений для разрешения производственных трудностей.

Имитационное моделирование. Позволяет определить поведение системы или объекта в ответ на определенные изменения или события.

Имитация используется в ситуациях, слишком сложных для математических методов типа линейного программирования. Это может быть связано с большим числом переменных, трудностью математического анализа определения зависимостей между переменными или высоким уровнем неопределенности.

Экономический анализ. Вбирает в себя все методы оценки затрат и экономических выгод, а также относительной рентабельности предприятия.

Методы принятия решений.

Платежная матрица — это один из методов статистической теории решений, метод, который может оказать помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Он особенно полезен, когда руководитель должен установить, какая стратегия в наибольшей мере будет способствовать достижению целей [2,c.261].

В целом платежная матрица полезна, когда:

Имеется разумно ограниченное число альтернатив, или вариантов, стратегия для выбора между ними.

 То, что может случиться, с полной определенностью неизвестно.

 Результаты принятого решения зависят от того, какая именно выбрана альтернатива и какие события в действительности имеют место.

Дерево решений — еще один популярный метод науки управления, используемый для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов, это схематичное представление проблемы принятия решений. Дерево решений даст руководителю возможность "учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить альтернативы". Концепция ожидаемого значе­ния является неотъемлемой частью метода дерева решений.

 

5. Методы прогнозирования

 

Прогнозирование — это метод, в котором используются как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определе­ния. Многие фирмы и отделения крупных предприятий проводят хитроумный анализ рынка, стремясь спрогнозировать отношение потребителей к планируемым новым видам продукции.

Разновидности прогнозов.

1. Экономические прогнозы используются для предсказания общего состояния экономики и объема сбыта для конкретной компании или по конкретному продукту.

2. Прогнозы развития технологии позволят предсказать, разработки каких новых технологий можно ожидать, когда это может произойти, насколько экономически приемлемыми они могут быть

3. Прогнозы развития конкуренции позволяют предсказывать стратегию и тактику конкурентов.

4. Прогнозы на основе опросов и исследований дают возможность предсказать, что произойдет в сложных ситуациях используя данные многих областей знания.

5. Социальное прогнозирование используется для предсказания изменений в социальных установках людей и состояния общества.

Неформальные методы.

Вербальная информация.  Она затрагивает все основные факторы внешнего окружения, представляющие интерес для организации.  Она имеет открой переменчивый характер, ее легко получить. Иногда данные могут оказаться неточными, устаревшими. Если такое происходит, и руководство использует качественную информацию для формулирования целей организации, количество проблем при осуществлении целей может быть значительным [2, c.266].

Письменная информация.  Источники письменной информации о внешнем окружении — это газеты, торговые журналы, информационные бюллетени,  профессиональные журналы и годовые отчеты. Еще одним источником письменной информации о конкурентах служит отчет 10К. Этот специфический  ежегодный отчет составляется с участием Комиссии по ценным бумагам. Хотя эта информация легкодоступна, она страдает теми же недостатками, что и вербальная информация, а именно она может быть несвежей и не особенно глубокой.

Промышленный шпионаж. Шпионаж — не новость в жизни корпораций. Иногда он оказывался успешным способом сбора данных о действиях конкурентов, и эти данные затем использовались для переформулирования целей организации

Количественные методы прогнозирования.

Количественные методы можно использовать для прогнозирования, когда есть основания считать, что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которую можно продолжить в  буду­щем, и когда имеющейся информации достаточно для выявления статистически достоверных тенденций или зависимостей. Кроме того, руково­дитель обязан знать, как использовать количественную модель, и помнить, что выгоды от принятия более эффективного решения должны перекрыть расходы на создание модели.

Два типичных метода количественного прогнозирования — это анализ времен­ных рядов и каузальное (причинно-следственное) моделирование.

Анализ  временных рядов (проецирование тренда), основан на допущении, согласно которому случившееся в про­шлом дает достаточно хорошее приближение в оценке будущего. Этот анализ является методом выявления образцов и тенденций прошлого и продления их в будущее. Его можно провести с помощью таблицы или графика путем нанесения на координатную сетку точек, соответствующих событиям прошлого.

Данный метод анализа часто используется для оценки спроса на товары и услу­ги, оценки потребности в запасах, прогнозирования структуры сбыта, характери­зующегося сезонными колебаниями, или потребности в кадрах.

Каузальное (причинно-следственное) моделирование. Наиболее хитроумный и математически сложный количественный метод прогнозирования, используется в ситуациях с более чем одной переменной.. Каузальное моделирование — попытка спрогнозировать то, что произойдет в подобных ситуациях, путем исследования статистической зависимости между рассматриваемым фактором и  переменными. Каузальная модель может показать, что всякий раз, когда ставка процента по закладным увеличивается на 1%, спрос на новые дома падает на 5%.

На языке статистики эта зависимость называется корреляцией. Из каузальных самыми сложными являются эконометрические модели, разработанные с целью прогнозирования динамики экономики. К таковым относят Уортоновская модель Центра прогнозирования Пенсильванского университета. Подобные модели представляют из себя тысячи уравнений, решаемых только применением мощных компьютеров. Каузальные модели дают не всегда правильные результаты, о чем с очевидностью свидетельствует неспособность федерального правительства точно предсказывать влияние различных своих действий на эко­номику.

Качественные методы.

Прогнозирование будущего осуществляется экспертами, к которым обращаются за помощью. Четыре наиболее распространенных качест­венных метода прогнозирования — это мнение жюри, совокупное мнение сбыто­виков, модель ожидания потребителя и метод экспертных оценок.

Мнение жюри. Этот метод прогнозирования заключается в соединении и усреднении мнений экспертов в релевантных сферах. Неформальной разновидностью этого метола является "мозговой штурм", во время которого участники сначала пытаются гене­рировать как можно больше идей. Только после прекращения процесса генериро­вания некоторые идеи подвергаются оценке.

 Совокупное мнение сбытовиков. Опытные торговые агенты часто прекрасно предсказывают будущий спрос. Они близко знакомы с потребителями и могут принять в расчет их недавние действия быстрее, чем удастся построить количест­венную модель.

Модель ожидания потребителя. Является прогнозом, основанным на результатах опроса клиен­тов организации.

Метод экспертных опенок. Метод экспертных оценок представляет собой процедуру, позво­ляющую группе экспертов приходить к согласию. Эксперты, практикующие в самых разных, но взаимосвязанных областях деятельности, заполняют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 41
Гостей: 41
Пользователей: 0