Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » МЕНЕДЖМЕНТ » Основы менеджмента: лекции

Тема 6: Системы менеджмента
27.12.2011, 14:30

            1. Понятие функции менеджмента и ее определение. Классификация функций управления.

            В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

- общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

- управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

- конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, финансы, производство, кадры, основные фонды).

            Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.

 

            Функция управления — вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления.

            Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

 

            Рис. 1 Поле управления

 

Основное содержание конкретных функций управления фирмой

            Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).

            Общее управление предприятия состоит в его структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельности, что подробно будет рассмотрено в дальнейшем.

            При управлении производством решаются задачи экономики производства (издержки, цены) и планирования производства продукции. К задачам планирования производства относят:

- выбор технологического процесса;

- планирование программы производства;

- планирование последовательности производства (оперативное планирование);

- формирование производственных систем (систем оборудования);

- содержание и эксплуатация оборудования;

- организация материально-технического снабжения.

            При управлении НИОКР (инновациями) реализуются следующие конкретные функции управления:

- организация инновационного процесса;

- выбор и реализация стратегии НИОКР;

- оптимальное распределение ресурсов на НИОКР;

- внедрение результатов НИОКР;

- защита результатов НИОКР.

            Реализация функций в области маркетинга включает:

- организацию сбора и обработки маркетинговой информации;

- выбор целевых рынков и их сегментирование;

- применение маркетинговых решений по продукту;

- выбор и взаимодействие с каналами товародвижения;

- продвижение товара;

- выбор и реализация ценовой политики;

- планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности.

            Финансовое управление предприятием включает:

- приобретение финансовых средств;

- использование финансовых средств;

- управление ликвидностью;

- структурирование капитала и имущества;

- управление платежными средствами и проведение платежного оборота;

- финансовое планирование и финансовый контроль.

            Таким образом, конкретные функции управления фирмой можно рассматривать как системные компоненты ее менеджмента.

 

2. Отражение функций в классических концепциях менеджмента

            Как известно, А. Файоль, анализируя деятельность предприятий, впервые разделил весь комплекс работ по руководству промышленной компанией на 6 основных групп и определил в числе группы административных операций 5 наиболее важных функций: Планирование

Организация

Мотивация

Контроль

Координация.

            Исходная концепция А. Файоля (1916 г.) выдержала длительную проверку временем и до настоящего времени в силу своей фундаментальности занимает доминирующие позиции в учебной и научной литературе. Вместе с тем она многократно подвергалась попыткам существенного изменения и совершенствования, что обычно приводило к росту числа предлагаемых функций и реже - к замене одних функций на другие либо к их сокращению с целью упрощения и обобщения.

            Так, например, последователи А. Файоля по административной школе управления Л. Гьюлик и Л. Урвик предложили концепцию (1937) из 7 функций (планирование, организация, управление кадрами, руководство, координация, учет и бюджетирование), а разработанная В. Хилем концепция (1968) содержала всего 4 функции более укрупненного формата, включая формирование политики и цели, планирование, организацию и управление кадрами.

            Наряду с этим Ч. Барнард в работе "Функции администратора" (1938) минимизирует состав функций до трех:

  • определение целей организации с учетом изменяющихся требований внешней и внутренней среды и формирование позволяющих решить поставленные задачи ценностей организации и ее внутренней культуры;
  • создание системы коммуникаций, то есть иерархической и подотчетной структуры, а также систем для передачи информации - как в вертикальном направлении, так и между всеми индивидами и подразделениями;
  • разработка соответствующего набора стимулов для привлечения и удержания персонала, а также для обеспечения его приверженности общей цели.

            В частности, со временем значительно снизилось упоминание таких функций, как руководство и управление персоналом, и появились новые функции маркетинга, коммуникаций, управленческих решений и др. Эти изменения обусловлены усилившимся влиянием внешней среды на деятельность организации, а также эволюцией самой управленческой деятельности.

            С нынешних позиций, например, функция "управление персоналом" в силу своей значимости намного переросла границы традиционной функции и является важнейшей системной областью ("мегафункцией") менеджмента, содержащей собственные методы, принципы и функции.

            При этом изменения затронули и внутреннее качественное содержание, в силу чего многие авторы говорят сегодня уже не об "управлении персоналом", а об "управлении человеческими ресурсами".

            Значительная трансформация произошла и с функцией "руководство", которая, по мнению зарубежных специалистов, вытеснена более новым и емким понятием "лидерство", хотя единства мнений по поводу отнесения лидерства к разряду управленческих функций в литературе нет. Вместе с тем "вне конкуренции" и практически без какой-либо смысловой корректировки остаются 4 функции с максимальным рейтингом: планирование, организация, мотивация, контроль.

            Отечественными авторами наиболее часто выделяются комплексы из 5, 4 или 7 функций, это объясняется тем, что в отечественной литературе до сих пор сохранилось представление с "дорыночных" времен, когда доминировал комплекс из 4 функций (планирование, организация, мотивация и контроль). Наличие версии из 5 функций обусловлено следованию авторов государственному стандарту СССР (ГОСТ 24525.0-80), который регламентировал вопросы управления предприятием, включая и управленческие функции. В настоящее время этот стандарт не действует (а нового подобного стандарта не создано), однако его содержание, очевидно, находит до сих пор соответствующее отражение в управленческой литературе.

            Наличие комплексов из 7 функций, можно объяснить попытками авторов усовершенствовать базовые концепции (включая и исходную концепцию А. Файоля) за счет добавления к "классическому" составу из 4 - 5 функций нескольких "своих" с учетом современных требований. Авторы таких версий, по-видимому, стремятся совместить классические представления с современными условиями и найти определенный количественно-содержательный компромисс. Важным обстоятельством при этом является значительное несовпадение мнений относительно добавляемых функций. Так, прогнозирование и учет, руководство, анализ, нормирование включаются в состав функций чаще, чем целеполагание, маркетинг, инновации, активация, коммуникация, постановка задачи и бюджетирование.

            Отсутствие единства мнений относительно состава и содержания функций характерно как для отечественных, так и для зарубежных авторов, причем каких-либо принципиальных различий в подходах отечественных авторов по отношению к зарубежным не выявлено. В определениях понятия "функции менеджмента", предлагаемых различными авторами, имеют место принципиальные отличия, что свидетельствует об отсутствии единства мнений, а также служит косвенным подтверждением того, что функции являются достаточно сложной, многозначной и иерархичной управленческой категорией;

            Различными авторами предлагается около 30 категорий  в качестве управленческих функций. При этом можно говорить о некотором удельном и количественном росте в современных концепциях доли так называемых совмещенных функций, например контроль и учет; мотивация и активация; целеполагание и постановка задачи и т.п. Проявление данной "функциональной интеграции", может свидетельствовать, в частности, как о взаимосвязанности важных, но близких функциональных сфер управленческой деятельности и сложности (а иногда и невозможности) их однозначной дифференциации, так и о попытках авторов численно ограничить состав функций, приобретающих все более выраженную объективную тенденцию к количественному росту [Саликов].

 

3. Состав и взаимосвязь основных (предметных) функций менеджмента. Управленческий цикл в организации: процессуальные функции менеджмента и их содержание. Состав, формы и содержание социально-психологических функций менеджмента. Система функций в организации.

            Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

            Они характеризуют общие задачи и направления управленческих работ, состав и содержание которых в наименьшей степени зависят от специфики конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и т. п.).

            При системном рассмотрении можно выделять три группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех видов организаций и любых условий функционирования:

  • общие функции менеджмента;
  • социально-психологические функции менеджмента;
  • технологические функции менеджмента.

 

            Общие функции менеджмента

отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях.

 

Успешный менеджмент в любой организации должен предусматривать осуществление следующих общих функций:

формирование целей;

планирование;

организация;

контроль.

 

            Социально-психологические функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат две разновидности функций: делегирование и мотивацию, обеспечивают регулирование отношений между людьми, возникающие в процессе функционирования организации.

            Технологические функции менеджмента выделяют два основных вида деятельности, составляющих содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии – решения и коммуникации, характеризуют содержание процессов и методов управления. Они содержат два главных компонента: коммуникации и решения.

 

            Управленческое решение составляет один из главных инструментов выработки и реализации эффективной концепции менеджмента в организации.

Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям, заключаются в следующем:

  • целевая направленность: решения должны быть направлены на достижение определенных целей развития;
  • иерархическая субординация: решения менеджера должны соответствовать делегированным ему полномочиям;
  • обоснованность: решения должны иметь объективное обоснование рациональности;
  • адресность: решения должны быть ориентированы в пространстве и во времени, т. е. направлены на конкретного исполнителя и ограничены по времени;
  • обеспеченность: решения должны предусматривать необходимые ре-сурсы и устанавливать источники их получения;
  • директивность: решения должны быть обязательными для исполне-ния и носить плановый характер.




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 34
Гостей: 34
Пользователей: 0