Главная » Учебно-методические материалы » МЕНЕДЖМЕНТ » Приемы мотивации персонала

Работодатель платит за все
16.12.2011, 18:51

Разделение стимулирующих средств на материальные и нематериальные весьма условно: многое зависит от того, с какой позиции на это смотреть – работника или работодателя. Нематериальной мотивации, как таковой, вообще не существует – есть только материальная мотивация. А оклад мотивацией не является вообще, т.к. он не изменяет поведение работника, а лишь влияет на принятие решения о трудоустройстве – иду или не иду работать в компанию. К материальной мотивации можно отнести не только выплаты, зависимые от результатов труда (бонусы, премии), но и пресловутую немонетарную систему стимулов. Ведь и за немонетарный «допинг» также приходится платить работодателю. Причем зачастую он обходится фирме дороже, чем денежная подпитка.

Так, одна саратовская компания периодически поощряет лучших сотрудников поездками за рубеж – иногда обучающими, но чаще всего экскурсионно-развлекательными. Недавно, например, группа «передовиков» съездила за счет фирмы на 2 недели в Китай: люди прокатились по городам Поднебесной, ознакомились с достопримечательностями, заодно увидели, как работают предприятия их отрасли, ознакомились с условиями труда тамошних специалистов. Для сотрудников эта поездка ничего не стоила, но фирме влетела в «копеечку» – дороже, чем традиционное начисление премий. Насколько такие затраты оправданы – это большой вопрос. Но сотрудники остались довольны.

В любом случае для компании «нематериальные стимулы» не означают бесплатные. И в непонимании этой, казалось бы, очевидной аксиомы кроется серьезная опасность для бизнеса.

К немонетарному фактору работодатель обычно обращается в двух случаях: желая сэкономить на денежном вознаграждении и оптимизировать расходы на персонал или в противоположной ситуации – когда первичные материальные потребности сотрудников и бизнеса удовлетворены и пора уже подумать о «пище духовной». В первом случае собственник ошибочно полагает, что нематериальная мотивация обойдется ему меньшими силами и средствами, нежели традиционные денежные выплаты. Однако, пытаясь перехитрить работников, владелец бизнеса нередко просчитывается сам. Не следует себя обманывать. Всегда необходимо помнить, что даже немонетарная мотивация несет под собой существенные затраты. Проблема заключается в том, куда оптимально направить средства. И здесь традиционная ошибка работодателей кроется в изначально неправильном подходе к применению различных мотивационных мероприятий.

Рассмотрим ряд мероприятий, которые оказывают благотворное влияние на лояльность сотрудников.

Почти каждый третий соискатель, подыскивая новое место работы, крайне чувствительно следит за размером и компонентами нематериальных компенсаций. Опции социального пакета – это своего рода привилегии, которые демонстрируют сотруднику его значимость для компании. От правильного точечного решения часто зависит, удастся надолго удержать высококвалифицированного сотрудника или нет.

Как свидетельствуют аналитики, более 75 % всех отечественных менеджеров охвачены тремя базовыми опциями социального пакета, т.е. медицинской страховкой, оплатой связи и транспортными расходами. А далее у любого HR-специалиста возникает простор для маневра и творчества.

Среди дополнительных опций компенсационного пакета – оформление льготных путевок в дома отдыха, санатории, детские лагеря; туристические выезды за счет фирмы; оплата занятий спортом и фитнесом; оплата программ обучения персонала; предоставление кредитов; дисконтные системы корпоративной продукции.

В среде HR-менеджеров устойчиво сложилось представление о том, что для повышения мотивации эффективнее лучше увеличить объем нематериальных компенсаций, нежели поднять заработную плату на 3000 рублей. Этому есть свое экономическое обоснование. Скажем, обеспечение летнего отдыха детей сотрудника с помощью путевок в оздоровительные лагеря может обойтись в 15-20 тысяч рублей в год и будет воспринято специалистом исключительно высоко. В то же время альтернативное, равное по стоимости, повышение зарплаты на 1500 рублей в месяц может стать попросту оскорбительным.

То же касается туристических путевок и коллективных договоров с фитнес-центрами. В экономическом плане они оказываются заметно более выгодными, а в психологическом – на порядок более эффективными. Например, фитнес – очень модная тенденция, которой придерживается широкий спектр компаний.

Помимо «классических» детских путевок, существует возможность предоставить сотрудникам совместный корпоративный отдых с детьми. Это крайне положительно влияет на внутрикорпоративный климат. Такие акции позволяют быстро исчерпать неформальные контакты, развивая единство и позитивные межличностные отношения.

Оплата обучения справедливо причисляется соискателями к числу наиболее интересных опций. Тренинги, курсы и, тем более, второе высшее образование способствуют повышению квалификации, одновременно «выдергивая» сотрудника из часто монотонной офисной работы. В образовательном повышении квалификации менеджеров низшего и среднего звена заинтересованы IT- и торговые компании.

О кредитовании сейчас говорят много и данный метод стимулирования востребован все больше. Например, крупные строительные холдинги позволяют своим сотрудникам брать беспроцентные ссуды на жилье, приобретаемое у компании.

Кредитование жилья вообще является популярным шагом стимулирования лояльности. Статистики свидетельствуют, что почти половина современных российских топ-менеджеров берут кредиты на жилье в своих компаниях. Это очень выгодная мера: с одной стороны, она позволяет специалисту не заботиться об обеспечении близких, а с другой, позволяет компании привязать сотрудника на сравнительно длительный срок, прописанный во внутреннем договоре.

Отдельных слов заслуживает система льготного распространения производимой фирмой продукции. Сотрудники получают существенные скидки, которые, правда, зависят от профиля компании. В строительстве жилой недвижимости, например, далеко не все компании предоставляют льготы – продукт штучный, «квадратных метров» много не бывает. Зато в ритейле, особенно если речь идет о компьютерах, оргтехнике, бытовой технике, мебели, канцтоварах, – известны случаи 200-300 % скидок.

Важную роль при формировании соцпакета играет мониторинг. Он делится на внешний и внутренний.

С помощью внешнего мониторинга отслеживается структура пакетов конкурирующих организаций. Это осуществимо как с помощью интервью и неформального общения с сотрудниками компаний-конкурентов, так и при просмотре вакансий конкурентов.

Внутренний мониторинг призван контролировать эффективность поощрений внутри компании. Здесь возможны разные варианты, начиная от предоставления выбора опций и заканчивая личными беседами с сотрудниками.

Топ-менеджмент подолгу о социальном пакете не рассуждает, обычно он реализуется в полном объеме и в соответствии с договоренностями, достигнутыми при приеме на работу. Но точное и своевременное исполнение обязательств в любом случае является фундаментом для построения системы мотивации.

http://becmology.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ