Главная » Учебно-методические материалы » МЕНЕДЖМЕНТ » Стратегический менеджмент: учебно-методическое пособие. Тонких А.И.

4. Анализ стратегических факторов внешней среды
19.01.2012, 19:14

4.1. Анализ общей (дальней) окружающей среды

Внешняя среда в стратегическом менеджменте рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем:

¦    общая (дальняя) окружающая среда;

¦    специфическая (ближняя) окружающая среда.

Анализ общей (дальней) окружающей среды включает в себя политические, экономические, социальные, технологические факторы, для изучения которых применяется PEST (ПЭСТ)-анализ.

Политико-правовые факторы являются одними из ключевых факторов, позволяющих снизить риск развития предприятия в рамках принимаемых стратегических решений. К ним относятся: правительственная стабильность; налоговая политика и законодательство в этой сфере; антимонопольное законодательство; законы по охране природной среды; регулирование занятости населения; внешнеэкономическое законодательство; позиция государства по отношению к иностранному капиталу; профсоюзы и другие группы давления.

Экономические факторы являются первым и важнейшим компонентом анализа общей (дальней) окружающей среды. Они включают в себя прогнозы изменения экономики, выраженные в показателях инфляции, уровня занятости, циклов деловой активности, денежного обращения, цены на энергоносители; инвестиционную политику и т. д. Наиболее агрегированным показателем, используемым в этих прогнозах, является валовый национальный продукт.

Социологические факторы. Здесь необходимо учитывать следующие факторы социокультурного характера: демографические признаки населения; распределение населения по доходам; социальную мобильность общества; изменения в стиле жизни; отношение к работе и отдыху; уровень образования населения; уровень потребления товаров и услуг.

Технологические факторы. Анализ технологического компонента позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным последствиям для них.

Таким образом, анализ общей (дальней) окружающей среды дает необходимый эффект, если она поддерживается высшим руководством и предоставляет ему необходимую информацию. Кроме этого она должна быть тесно связана с системой планирования в организации.

4.2. Анализ специфической (ближней) окружающей среды

Анализ специфической (ближней) окружающей среды обычно ассоциируют с ее внутренней средой. Внутренняя среда организации -это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

При изучении специфической (ближней) окружающей среды применяется метод SWOT-анализа (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы), который является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды.

Таким образом, SWOT-анализ направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом менеджменте.

Как видно из материала данной темы, анализ среды - очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Организация изучает среду, чтобы обеспечить успешное продвижение к своим целям, поэтому в структуре процесса стратегического менеджмента вслед за анализом среды следует установление миссии организации и ее целей.

Вопросы для самоконтроля

1.    Из каких подсистем состоит внешняя среда?

2.    Какой метод используется для анализа внешней окружающей среды?

3.    Какой метод используется для анализа ближней окружающей среды?





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ