Главная » Учебно-методические материалы » МЕНЕДЖМЕНТ » Стратегический менеджмент: учебно-методическое пособие. Тонких А.И.

8. Организация выполнения стратегии фирмы
19.01.2012, 19:18

8.1. Принципы рациональной организации процессов

В основе формирования рациональных процессов лежат научные принципы их организации: пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, специализация, универсализация, оперативность, гибкость, информативность и др.

Наряду с научными принципами организации процессов можно выделить специфические и ситуационные, которые в той или иной степени необходимо применять, чтобы достичь максимально возможного уровня эффективности при существующих в данный момент экономических и других условиях. Для выполнения стратегии фирмы необходимо:

¦    осуществить подбор команды профессионалов, конкурентоспособных менеджеров, специалистов и рабочих;

¦    адаптировать систему (фирму) к внешней и внутренней среде;

¦    ранжировать показатели, задания и другие факторы по их важности и эффективности для рационального распределения ресурсов и обеспечения пропорциональности компонентов системы;

¦    обеспечить сопоставимость управленческих решений по уровню качества, объему, степени неопределенности ситуации и другим факторам;

¦    персонифицировать управление: каждый работник подчиняется только одному руководителю;

¦    обеспечить восприимчивость управления к изменениям во внешней среде и в структуре системы (более гибко и оперативно реагировать на изменения);

¦    автоматизировать управленческие процессы по всем функциям;

¦    стимулировать закрепление достигнутых результатов;

¦    обеспечить прямоточность управленческих и производственных процессов;

¦    обеспечить пропорциональность частичных процессов по всем компонентам;

¦    обеспечить непрерывность процессов;

¦    осуществлять процессы параллельными и параллельно-последовательными способами;

¦    обеспечить оперативность управления;

¦    обеспечить рациональное сочетание различных методов управления персоналом: принуждения, побуждения и убеждения.

8.2. Учет и контроль выполнения стратегии. Мотивация достижения стратегических результатов

В круг вопросов по реализации стратегических планов входят следующие:

¦    разработка, согласование и утверждение программы, сетевого графика и оперограммы реализации стратегических планов;

¦    организация учета и контроля выполнения планов;

¦    мотивация выполнения планов в установленные сроки, требуемого качества и с оптимальными затратами;

¦    регулирование процесса реализации стратегических планов при появлении изменений во внешней и внутренней среде фирмы.

Должен быть организован учет выполнения всех планов, программ, заданий по таким параметрам, как количество, качество, затраты, исполнители и сроки.

Если учет ведется в основном по количественным показателям и его результаты где-нибудь фиксируются, то контрольная функция менеджмента несколько шире. Контроль, во-первых, может быть отнесен как к количественным показателям, так и к качеству, документам и другим предметам труда, во-вторых, он может осуществляться в различные периоды.

Контроль классифицируется в зависимости от видов деятельности и объектов по следующим параметрам:

1)    стадия жизненного цикла объекта - контроль на стадии стратегического маркетинга, НИОКР, ОТПП, производства, подготовки объекта к функционированию, эксплуатации, технического обслуживания и ремонтов;

2)    объекты контроля - предметы труда, средства производства, технология, организация процессов, условия труда, труд, окружающая природная среда, параметры инфраструктуры региона, документы, информация;

3)    стадия производственного процесса - входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, транспортирования и хранения;

4)    исполнитель - самоконтроль, менеджер, контрольный мастер, отдел технического контроля, инспекционный контроль, государственный, международный контроль;

5)    возможность дальнейшего использования объекта контроля -разрушающий и неразрушающий контроль;

6)    принимаемое решение - активный (предупреждающий) и пассивный (по отклонениям) контроль;

7)    степень охвата объекта контролем - сплошной и выборочный контроль;

8)    режим контроля - усиленный (ускоренный) и нормальный контроль;

9)    степень механизации - ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический контроль;

10)    время контроля - предварительный, текущий, заключительный контроль;

11)    способ получения и обработки информации - расчетноаналитический, статистический, регистрационный;

12)    периодичность выполнения контрольных операций - непрерывный и периодический контроль.

Одним из важнейших вопросов реализации стратегических планов фирмы является стимулирование, или мотивация, их выполнения. Мотивация сопровождает все виды деятельности по разработке и реализации стратегических планов: разработку концепции маркетинга, информационное обеспечение, исследование рынка, стимулирование повышения конкурентоспособности товара, организацию разработки стратегии фирмы, оперативное управление реализацией стратегических планов. Средства мотивации по каждому направлению могут подразделяться на две части: 1) на оплату всех расходов по решению данной задачи; 2) на дополнительную оплату или премирование работников любых подразделений фирмы, участвующих в реализации стратегических планов.

8.3. Ситуационное регулирование стратегии фирмы

Регулирование (подчинение правилу) - функция менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность функционирования системы менеджмента фирмы, по принятию мер для доведения (совершенствования) параметров входа системы или процессов в ней до новых требований выхода (требований рынка, научно-технического прогресса, общества, государственных органов, мирового сообщества и т. д.).

Ситуационное регулирование процессов осуществляется на основе многовариантного перебора стратегических (при стратегическом планировании), тактических (при текущем планировании) или оперативных ситуаций. Выбирается та ситуация, которая наиболее эффективна (в смысле качества, затрат и сроков) в конкретное время в конкретном месте. Регулирование может быть международным, государственным, региональным, отраслевым, корпоративным, индивидуальным, а также по проблемам. Ситуационное регулирование осуществляется путем применения ситуационного подхода.

Применение ситуационного подхода основано на альтернативности путей достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения, на учете непредвиденных обстоятельств.

Вопросы для самоконтроля

1.    Каковы принципы организации выполнения стратегии фирмы?

2.    Какие используются средства мотивации?

3.    Как осуществляется регулирование стратегии фирмы?





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ