Главная » Учебно-методические материалы » МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО » Мировая экономика: лекции

Тема 5 Мировая торговля
26.01.2012, 09:58

Вопрос 1. Мировая торговля – основная сфера мировой экономики.

Вопрос 2. Ценообразование на мировом рынке.

Вопрос 3. Мировой рынок услуг.

Вопрос 1. Международная торговля – основная сфера мировой экономики

Мировая торговля — форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда и выражающая их взаимозависимость. На ее долю приходится большая часть всего объема международных экономических отношений. На мировой рынок поступает до 25 % произведенной в мире продукции.

Мировые рынки можно классифицировать по различным основаниям и, прежде всего, по реализуемым на них товарам. Товарные рынки можно разделить на три основные группы:

- рынки энергоносителей и сырья,

- агропродовольственные рынки

- рынки готовой продукции.

Относительно недавно выделились рынки услуг, финансовые рынки и рынки инноваций.

Еще один классификационный признак – территориальная локализация рынков. С этой точки зрения различают местные, региональные, национальные, международные и глобальные.

Анализ структуры мирового рынка с точки зрения действующих на нем субъектов позволяет разделить его условно на три уровня. Первый уровень представлен индустриальными странами, которые являются основными поставщиками и потребителями на рынке технологий, услуг и готовых изделий. Второй уровень — развивающиеся страны, поставляющие на мировой рынок в основном готовые изделия и полуфабрикаты. На третьем уровне находятся слаборазвитые страны, являющиеся поставщиками сырья и потребителями готовой продукции.

Можно дифференцировать рынки в соответствии с признаком «передаваемые права». Так возникли рынки долговых обязательств, аренды, фрахта, фьючерсов и т.д.

Внешняя торговля — торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров.

Виды экспорта:

1. вывоз товаров, изготовленных (произведенных и переработанных) в данной стране;

2. вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом;

3. реэкспорт — вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах и т. п.;

4. временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки- ярмарки) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки);

5. вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках ТНК.

Виды импорта:

1. ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного импортера услуг производственного и потребительского назначения;

2. ввоз сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующий вывоз за границу;

3. реимпорт — ввоз из-за границы ранее вывезенных национальных товаров;

4. временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы;

5. ввоз продукции в рамках ТНК.

Внешняя торговля характеризуется следующими показателями:

  • товарооборот (общий объем торговли) - равен сумме экспорта и импорта;
  • торговое сальдо (чистый экспорт) - равен разнице между экспортом и импортом;
  • товарная структура экспорта и импорта - представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте и импорте;
  • географическая структура экспорта и импорта — представляет собой распределение системы описания и кодирования товаров товарных потоков между отдельными странами или их группами.

Изучение товарной структуры внешней торговли осуществляется на основе гармонизированной системы описания и кодирования товаров, являющихся предметом торговли. В международной статистике применяется также классификатор товаров по укрупненным экономическим группировкам.

Географическая структура внешней торговли обычно рассматривается как доля той или иной страны во внешнеторговом обороте данного государства.

Различают стоимостный и физический объем внешней торговли. Стоимостный объем внешней торговли рассчитывается за определенный период времени в текущих (изменяющихся) ценах с указанием валютных курсов. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и используется в целях анализа, сопоставления, изучения динамики внешнеторговой деятельности.

Во внешнеэкономической сфере существует понятий торгуемые и неторгуемые товары. Торгуемые товары могут перевозиться из одной страны в другую. Неторгуемые товары потребляются в той же стране, где произведены, и не перемещаются между странами.

Различия между торгуемыми и неторгуемыми товарами заключаются в следующем:

  • цены на торгуемые товары определяются соотношением спроса и предложения на мировом рынке и внутри страны, а цены на неторгуемые товары определяются соотношением спроса и предложения на национальном рынке;
  • поддержание баланса внутреннего спроса и предложенияна на торгуемые товары не так важно, как для неторгуемых, поскольку недостаток внутреннего спроса на торгуемые товары может быть компенсирован увеличением спроса на них из-за рубежа, а недостаток внутреннего предложения — увеличением поставок иностранных товаров. Для неторгуемых товаров поддержание внутреннего баланса спроса и предложения крайне необходимо;
  • динамика и уровень внутренних цен на торгуемые товары следует за динамикой и уровнем цен в других странах; внутренние цены на неторгуемые товары могут существенно отличаться от цен других стран.

Распределение выгод от внешней торговли между отдельными странами во многом зависит от того, как меняются внутренние цены под воздействием цен на мировых товарных рынках. Из двух стран больше выигрывает та, у которой цены изменились больше. Это так называемое правило распределения выгод, согласно которому выгоды от внешней торговли распределяются прямо пропорционально изменениям цен в обеих странах.

Если в стране А относительные цены изменились по сравнению с мировыми на х %, а в стране В — на у %, то Выигрыш страны А / Выигрыш страны В = х % / у %.

Анализ динамики экспортных и импортных цен позволяет определить их индексы. Соотношение этих индексов называется «показателем условий торговли». Данные индексы рассчитываются по всему набору импортируемых и экспортируемых товаров.

Рост этого показателя свидетельствует об улучшении условий внешней торговли. На практике показатель условий торговли рассчитывается для отдельных стран или группы стран на основе индексов цен для экспорта и импорта.

Изменение условий торговли указывает на изменение положения страны в мировой торговле. Сами условия торговли зависят от колебаний спроса как на мировом, так и на внутреннем рынках, от изменений в технологии и условиях производства, от степени монополизации рынков отдельных товаров и т. д.

Анализ изменений в международной торговле предполагает рассмотрение двух аспектов:

во-первых, темпов роста экспорта и импорта в целом и относительно увеличения производства;

во-вторых, сдвигов в товарной и географической структуре (соотношение основных групп товаров и услуг; доли регионов, групп стран и отдельных государств).

Опережающий рост мировой торговли по сравнению с ростом производства является характерной чертой современной мировой экономики. Темпы прироста международных экспортно-импортных операций превышают темпы роста основных сегментов мирового производства, в том числе промышленных товаров, минерального сырья и сельскохозяйственной продукции

Динамика развития торговли и повышение ее значения в современной мировой экономике обусловлены рядом обстоятельств:

  1. Сдвиги в производстве, происходящие под воздействием научно-технической и информационной революций, развитие специализации и кооперации в международном масштабе;
  2. либерализация внешней торговли, содействующая развитию международного товарообмена посредством снижения таможенных пошлин;
  3. экономическая интеграция стран, способствовавшая увеличенияих взаимного товарооборота;
  4. переход ряда развивающихся стран в группу новых индустриальных и др.

Для современной мировой торговли характерны следующие особенности:

  • ускоренный рост объемов международных торговых, финансовых и инвестиционных потоков при растущей их взаимозависимости;
  • рост международной торговли в реальном выражении опирается на увеличение промышленного и сельскохозяйственного производства. В динамике международной торговли находят отражение циклические колебания мировой экономики;
  • преобладание доли промышленно развитых стран в международной торговле;
  • увеличение к концу XX в. доли развивающихся стран;
  • расширение внешней торговли стран, входящих в интеграционные группировки;
  • значительное расширение номенклатуры товаров, поступающих на мировой рынок;
  • рост доли продукции обрабатывающей промышленности и услуг при сокращении доли сырьевых товаров;
  • снижение удельного веса продовольствия в мировой торговле;
  • разнонаправленное движение цен на промышленные товары, с одной стороны, и на сырье, топливо, и продовольственные товары, с другой;
  • развитие встречной торговли;
  • развитие внутриотраслевой торговли, при которой все большая часть товаров, поступающих в международный оборот, представляет собой промежуточные продукты, а не конечные изделия;
  • формирование нового рыночного сообщества, основанного на использовании Интернета (интернет-торговля, интернет-реклама, интернет-биржи и др.).

Вопрос 2. Ценообразование на мировом рынке.

В процессе международной торговли формируются мировые цены. На ценообразование на мировом рынке влияют следующие факторы:

  • микроэкономические (уровень издержек, налогов, спрос на национальных рынках, наличие субститутов и т.д.);
  • общеэкономические (спад или подъем в экономике, инфляция и т.д.);
  • специфические (сезонность, эксплуатационные расходы, наличие сервисного обслуживания и т.д.);
  • политические (изменение политики валютного курса, государственное регулирование, политические события и т.д.)

Информация о мировых ценах может быть получена из различных источников: бизнес-справочников, биржевых ведомостей, справочников международных аукционов и т.д. Цены крупных контрактов также показывают уровень сложившихся мировых цен.

Мировые цены отличаются множественностью, т.е. на один и тот же товар может быть разная цена. Например, цены свободного рынка и цены на товары, реализуемые в рамках государственных программ экономической помощи, цены межфилиального оборота ТНК.

Цены свободного рынка - равновесные. Рассмотрим их формирование.

Предположим, что модель мирового рынка состоит из двух стран. Цена на внутреннем рынке страны А ниже, чем в стране В, следовательно, в условиях свободной торговли страна А будет экспортером.

Мировая цена установится в диапазоне от min (в стране A) до max (в стране B). Свободное перемещение товаров вызовет изменения цен на внутренних рынках А и В. Внутренних национальных цен не будет, т.к. товар будет продаваться по единой мировой цене. В стране А цена на внутреннем рынке вырастет (мировая цена выше, чем национальная), поэтому возрастет предложение, но упадет спрос. Для страны В мировая цена будет ниже прежней национальной, поэтому здесь возрастет спрос и сократится национальное производство - предложение. Недостаток предложения в стране В будет покрыт за счет импорта из страны А. Таким образом, равновесие на мировом рынке установится при равенстве экспорта и импорта, т.е.

QasQad = QbdQbs


экспорт импорт

При этом условии формируется равновесная мировая цена.

В международной торговле при заключении контрактов используются различные цены с точки зрения их формирования. Например, могут по разному учитываться транспортные расходы, в зависимости от порядка их возмещения (франкировки товара). Франко (до) показывает до какого места пути следования товара от продавца к покупателю транспортные расходы включены в цену (поставщик возмещает транспортные расходы).

Могут быть следующие виды франко:

1. Франко-станция отправления включает транспортные расходы до пункта магистрального транспорта (железнодорожной станции, речного порта, аэропорта), расходы на остальной путь покрывает покупатель.

2. Франко-станция назначения включает транспортные расходы до пункта назначения (в цену включены транспортные расходы до выгрузки из вагона).

Могут быть и другие виды франко:

- франко-вагон - станция назначения;

- франко-вагон - станция отправления;

- франко-вагон - склад поставщика;- франко-склад покупателя (все расходы оплачиваются продавцом);

- франко-склад продавца (все расходы по доставке несет покупатель).

Правила распределения между продавцом и покупателем транспортных и других сопутствующих расходов регулируются "Инкотермс-2000".

В "Инкотермс-2000" выделено 13 базисных условий поставки товаров, которые сгруппированы в 4 группы: группа Е (отгрузка), группа F (основная перевозка не оплачена), группа С (основная перевозка оплачена), группа D (прибытие).

На мировом рынке часто встречаются внутрифирменные или трансфертные цены. Это цены, применяемые внутри предприятий (фирм) при реализации продукции (обмене продукцией) между подразделениями (цехами), а также разными фирмами, входящими в одну ассоциацию (дочерние фирмы, заграничные филиалы). Эти цены составляют коммерческую тайну. Как правило, они ниже рыночных. Используются при реализации готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, услуг.

По условиям поставки и продажи различаются:

Цена нетто - цена на месте купли-продажи товара.

Цена брутто (фактурная цена) - цена, которая определяется с учетом купли продажи (наличие скидок, вид франко, условия страховки).

Мировые цены - цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции. Мировые цены выступают в качестве условной средней стоимости товаров, реализуемых в нескольких странах.

Мировая цена характеризуется следующими признаками:

- это цена, используемая в регулярных сделках на важнейших рынках;

- это цена товаров в таких сделках, платежи по которым ведутся в свободно конвертируемой валюте.

По ряду сырьевых товаров мировую цену определяют основные страны-поставщики. Мировыми ценами, к примеру, являются:

- на пшеницу - экспортные цены Канады;

- на нефть - экспортные цены стран - членов ОПЕК;

- на каучук - цены Сингапурской биржи;

- на пиломатериалы - экспортные цены Швеции;

- на цветные металлы - цены Лондонской биржи цветных металлов;

- на пушнину - цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов;

- на чай - цены аукционов в Калькутте, Коломбо и Лондоне.

Если по сырьевым товарам мировую цену устанавливают основные страны-поставщики, то в отношении готовых изделий и оборудования решающую роль при формировании мировых цен играют ведущие фирмы, выпускающие и экспортирующие определенные виды изделий.

Вопрос 3. Мировой рынок услуг.

Услуга – это деятельность человека по оказанию каких то необходимых операций для клиентов.

Существует ряд отличий услуг от товаров:

  • Услуги, как правило, неосязаемы.
  • Не отделимы от субъекта, оказывающего их.
  • Их производство и потребление происходит одновременно.
  • Характерно непостоянство услуги и невозможность хранения.

Международная торговля услугами — это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

В отличие от операций с товарами услуги не подлежат таможенному контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности.

В наиболее общем виде оценить участие страны в мировой торговле услугами можно с помощью показателя ее доли в мировой торговле услугами, которая значительна у ведущих промышленно развитых стран. Преобладающими в промышленно развитых странах являются финансовые, телекоммуникационные, информационные и деловые услуги. США, Великобритания, Франция, Германия, Швейцария являются экспортерами услуг образования и здравоохранения.

Для развивающихся стран характерна специализация на транспортных, туристических и оффшорных услугах.

Роль услуг в мировой торговле быстро растет. Это обусловлено следующим:

    1. Расширяется предложение услуг.
    2. Усиливается международный обмен услуг в связи с глобализацией мировой экономики.
    3. Повышаются доходы и платежеспособность населения.

Торговля услугами – это нетоварные коммерческие сделки, их экспорт и импорт не обязательно сопровождается перемещением через таможенную границу. Преобладает трансграничная торговля услугами, когда производитель и потребитель разделены территориально.

Все виды услуг можно разделить на две большие категории:

  • Персональные (для физических лиц)
  • Деловые (для юридических лиц)

Международная статистика делит услуги на три раздела:

    1. Транспортные
    2. Туризм
    3. Прочие частные услуги

До 80-х гг. преобладали первые, с 90-х гг. первое место занимают третьи (деловые, включающие банковские, страховые, информационные, консультационные, торгово-посреднические и т.д.). В последнее время быстрыми темпами растут услуги, которые раньше были преимущественно национальными (здравоохранение и образование).

Международный обмен услугами осуществляется, прежде всего, между промышленно-развитыми странами. Существует специализация на этом рынке. В промышленно-развитых странах это деловые услуги, а так же услуги по образованию, здравоохранению, туризму. Специализация по туризму у таких развивающихся стран как Турция, Таиланд. Египет, Кипр. Услуги морского транспорта - Панама, Либерия, Сингапур, Гонконг. Оффшорные центры – острова Карибского моря, Тихого океана. Специализация России – транспортные услуги.

Международный туризм это быстрорастущий сегмент рынка услуг, наиболее прибыльный бизнес. Растущий спрос на эти услуги объясняется рядом экономических причин:

  • Рост доходов при увеличении свободного времени.
  • Достаточный для активной жизни уровень пенсионного обеспечения.
  • Изменение в составе семей в сторону малодетности и бездетности.

Развитию туризма способствуют и другие дополнительные факторы:

  • Развитие средств транспорта.
  • Развитие средств связи.
  • Снятие и ослабление валютных ограничений.
  • Либерализация визового режима.

В мировом туризме выделяются понятия турист и экскурсант.

Турист – это любое лицо, которое остается на территории другой страны не менее 24 часов, но не больше года, без занятия оплачиваемой деятельностью. Статус туриста предоставляет ему целый ряд льгот (упрощенный визовый режим, скидка по оплате услуг транспорта и проживания – по международному соглашению). Если меньше 24 часов, то это экскурсант.

Сфера услуг туризма объединяет развитую индустрию – это совокупность гостиниц, мотелей – кемпингов, объекты общественного питания и развлечения, объекты познавательного, культурного, делового, спортивного назначения.

Главным элементом в этом бизнесе является гостиница. Им присваивается классность или звездность, которая зависит от набора предоставляемых услуг. В этой сфере действуют транснациональная компания в виде гостиничных сетей, что делает потребительский выбор предсказуемым, т.к. у каждой гостиницы свои стандарты. Существуют и независимые отели, они могут объединяться в консорциумы (временное соглашение для выполнения определенных целей) с целью создания общей системы бронирования, маркетинга и т.д.

В туристическом бизнесе действуют туроператоры (фирмы разрабатывающие тур), и турагенты, которые распространяют эти туры.

Тур – разработка маршрута и комплекса необходимых услуг к нему. Туроператоры заключают договор с гостиницами, транспортными фирмами и т.д. На долю международного туризма приходиться 10% рабочих мест в мире.

Развитие туризма зависят от успехов в экономике, например, в условиях спада и кризиса спрос на туристические услуги падает, и наоборот.

Еще одним сегментом мирового рынка услуг является международный рынок транспортных услуг.

Транспорт обеспечивает перемещение грузов и пассажиров, что является предметом международной транспортной операции. Транспортные операции считаются международными, если связаны с транзитом по территории других стран или перевозками по морским путям.

Международные транспортные сообщения (МТС) могут быть прямыми и смешанными (используются несколько видов транспорта), также выделяются прямые - смешанные, если разные виды транспорта, но оформляется один документ на оказание услуги.

Международные транспортные услуги включают в себя:

  • Перевозку
  • Погрузку
  • Хранение
  • Оформление документов

Все затраты по этим операциям – это транспортные расходы.

В мировом транспортном процессе участвуют: фирма – грузовладелец и фирма – перевозчик, они заключают договор перевозки. Кроме них могут участвовать фирмы - стивидоры, (операторы грузовых терминалов) и фирмы – экспедиторы (сопровождающие, организующие), они договариваются со стивидорами.

Доля транспорта в мировом ВВП падает, но количественно эта сфера мировой экономики растет.

Развитие транспортной инфраструктуры чаще всего обеспечивается государством, и им же контролируется.

Деятельность в сфере международных перевозок регулируется специальными органами ООН, например, Международная Морская Организация.

Отдельные сектора международного рынка транспортных услуг растут не равномерно (во второй половине XX века сеть железных дорог и внутренних водных путей сократилась, в то время как длинна автомобильных дорог увеличилась).

Усиливается конкуренция между различными видами транспорта. Особенно остро конкурируют железнодорожный и автомобильный транспорт.

Все транспортные услуги можно разделить по предмету (что везут: груз, пассажир, багаж). Существуют и другие критерии классификации транспортных услуг, например, характеристики товара:

  • Сухие грузы (навалочные) – уголь, руда.
  • Насыпные грузы – зерно, цемент, удобрения.
  • Наливные грузы – нефть.
  • Генеральные грузы – готовая продукция.

Главное направление в совершенствовании деятельности рынка транспортных услуг – синхронизация работы различных видов транспорта, а также разработка методов контейнерных перевозок.

Морской транспорт имеет важное значение в мировой экономике.

Каждое торговое судно ходит под определенным государственным флагом, приписано к тому или иному порту. Очень часто флаг корабля не соответствует гражданству владельца. Большинство судов ходят под чужим флагом, особенно под флагами стран открытого судового регистра. Это значит, что в этих странах низкие налоги, удобные законы, позволяющие минимизировать оплату труда и т.д. (Либерия, Кипр, Бермуды, Багамы и т.д.)

В мировом судоходстве существует две формы организации перевозок: линейная или регулярная и трамповая (нерегулярная).

В первом случае суда ходят по расписанию, во втором – владелец судна сам ищет заказ по доставке и свободно перемещается.

Перевозка груза оформляется документом, который подтверждает принятие товара и обязательство его доставить. Наем судна называется – фрахтованием, а договор фрахтования это чартер.

Транспортные пути России включены в общую мировую систему. В нашей стране преобладают железные дороги, велика роль трубопроводов. Единая сеть железных дорог для большого государства имеет не только экономическое, но и политическое значение - обеспечивает единство страны. Железные дороги и магистральные трубопроводы остаются в государственной собственности, другие виды транспорта – приватизированы. Наибольшее значение для перевозок имеет железнодорожный и морской транспорт России. Морской флот в результате распада СССР оказался в сложной ситуации: были потеряны многие порты: украинские и балтийские. В настоящее время происходит старение и сокращение флота.

Развитие транспортного комплекса России должно осуществляться по следующим направлениям:

  • Рост конкурентоспособности предоставляемых услуг.
  • Использование преимуществ географического положения России для организации транзитно-транспортных коридоров.
  • Создание прямых транспортных путей для транспортировки российских товаров на мировой рынок минуя Украину и Прибалтику.

Международная торговля технологиями – это представление на коммерческой основе иностранному покупателю результатов научно-технической деятельности. Объектами в такой торговле выступают результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной форме (промышленные образцы, отдельные экспонаты, технологические линии) и не овеществленной - (техническая документация, знания, опыт, лицензии, компьютерные программы и т.д.).

К промышленно-интеллектуальной собственности относятся также бренды, товарные знаки. Они свидетельствуют об определенном уровне качества товара, следовательно, влияют на спрос и представляют реальную стоимость.

Субъектами мирового рынка технологий могут выступать: государство, ВУЗы, НИИ, отдельные фирмы, физические лица (изобретатели, ученые).

Технологии являются частью интеллектуальной собственности и охраняются с одной стороны национальным законодательством, с другой – международными соглашениями. На практике – это патентные законы.

Основными понятиями в торговле технологиями являются: патент, лицензия и ноу-хау.

Патент – документ, который выдается компетентным государственным органом. По нему техническое решение признается изобретением. Патент закрепляет за владельцем монопольное право на использование изобретения. Патентной защитой пользуются лишь принципиально-новые изобретения, срок обладания патентом по странам различается, и составляет 15-20 лет, однако реальный срок его действия в 2-3 раза меньше, это объясняется скоростью научно-технического прогресса, а также тем, что ежегодная поддержка патента требует уплаты пошлины. Патент действует только в стране регистрации. Право на использование патента можно продать.

Лицензия – разрешение владельца патента на использование технологии, защищенной патентом. Патентная лицензия выдается на определенное время, за вознаграждение, на определенных условиях.

Ноу-хау – это научно-технические знания, опыт производственного, управленческого, коммерческого, финансового характера, который может иметь определенную ценность, но не защищен патентной защитой и носит конфиденциальный характер. Ноу-хау продаются в различных формах (в виде документов, или в форме передачи опыта через специалистов) – оплата в соответствии с контрактом.

Торговля технологиями связана со сложностями и рисками. Это обусловлено необходимостью обеспечения национальной безопасности, конкурентной борьбой, политическими и идеологическими мотивами. Международный обмен технологиями и научно-техническое сотрудничество регулируется государственным законодательством и международными нормативными актами, например, Вашингтонской конвенцией об интеллектуальной собственности в отношении интегрированных сетей. В 1978 г. под эгидой ЮНКТАД был подготовлен проект Международного кодекса поведения в области передачи технологий.

К международному обмену технологиями относится международный инжиниринг – это предоставление комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг. Услуги связаны с проектированием, со строительством и вводом в эксплуатацию объектов, управленческие, маркетинговые услуги, разработка новых технологических процессов на предприятии заказчика. Господствующее место на рынке технологий занимают промышленно-развитые страны, но возрастает роль в этой сфере новых индустриальных стран.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ