Главная » Учебно-методические материалы » МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО » Мировая экономика: лекционный материал

Тема 2. Международные экономические отношения (1)
30.01.2012, 12:01

1. Формы международных экономических отношений

2. Классические теории международной торговли

3. Альтернативные теории международной торговли

4. Внешняя торговля товарами

5. Особенности международной торговли услугами

6. Ценообразование в международной торговле

7. Международная торговля и внешнеторговая политика

8. Внешнеторговый баланс

1. Формы международных экономических отношений

Национальная экономика при помощи внешнеэкономических связей, или МЭО, связана с мировым хозяйством. Международные экономические отноше­ния выступают в следующих формах.

1. Международная торговля товарами — это сфера междуна­родных товарно-денежных отношений, или совокупность внеш­ней торговли всех стран мира. Она, в свою очередь, делится на торговлю: а) сырьевыми товарами, б) машинами и оборудовани­ем, в)потребительскими товарами.

2. Торговля услугами — это торговля потребительскими товарами, которые преимущественно не имеют вещественной формы. Она охватывает: транспорт; торговлю лицензиями, знаниями; туризм; посреднические услуги в международной торговле; финансовые услуги; информационные, рекламные и другие услуги.

Темпы роста торговли услугами выше, чем торговли товарами.

3. Вывоз капитала — движение капитала через националь­ные границы. Капитал существует в ссудной и предприниматель­ской форме. Он может быть частным, государственным и капита­лом международных организаций. Важнейшую роль в данной сфере играют транснациональные корпорации и банки.

4. Международная миграция рабочей силы — перемещение, переселение трудоспособного населения по причинам экономиче­ского характера. Основные потоки миграции: малоквалифицированная рабочая сила из развивающихся стран; высококвалифицированные специалисты («утечка мозгов») в развитые регионы из государств с переходной экономикой и неко­торых развивающихся стран.

5. Экономическая интеграция — качественно новый этап сближения, переплетения отдельных национальных хозяйств, который в перспективе ведет к созданию единого интернацио­нального хозяйства (например, Европейский Союз). В наивысшей своей фазе предполагает свободное движение товаров и услуг, ка­питалов и рабочей силы, создание единой валюты и политичес­кую интеграцию.

6. Международные валютно-кредитные отношения — опосредуют прочие формы МЭО.

2. Классические теории международной торговли

Теория абсолютных преимуществ

В период перехода ведущих стран к крупному машинному произ­водству Адам Смит поставил вопрос о рациональ­ной международной торговле. В своей знаменитой книге «Исследо­вание о природе и причинах богатства народов» (I776), посвященной критике меркантилизма, он предположил, что для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке, а также попытался определить, какие именно товары выгодно экспортировать, а какие — импортировать. В литературе его подход получил название принципа (или модели) абсолютного преимущества. А. Смит выделял некоторые общие принципы, которые считал характерными для деятельности разумно хозяйству­ющего субъекта, и переносил их на внешнюю торговлю.

«Основное правило каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовлять дома такие предметы, изготов­ление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне. Портной не пробует сам шить себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не пробует сам шить себе одежду, а прибегает к услугам портного. Фермер не пробует ни того, ни другого, а пользуется услу­гами обоих этих ремесленников. Все они находят более выгодным для себя затрачивать весь свой труд в той области, в которой они обладают некоторым преимуществом перед своими соседями, и все необходимое им покупать в обмен на часть продукта или, что то же самое, на цену части продукта своего труда.

Теория сравнительных преимуществ

Д. Рикардо, отметив специфику международных экономических отношений, создал модель, в которой показал, что несоблюдение принципа А. Смита не является препятствием для взаимовыгодной торговли. Д. Рикардо открыл закон сравнительного преимущества: страна должна специализироваться на экспор­те товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Он приво­дит ставший хрестоматийным пример обмена английского сукна на португальское вино, в результате которого получают выгоду обе страны, даже если абсолютные издержки производства сукна и вина в Пор­тугалии ниже, чем в Англии [2].

Теория Хекшера-Олина

В конце XIX в. — начале XX в. произошли структурные сдвиги в международной торговле. Роль естественных природных различий как фактора международного разделения труда существенно снизи­лась. То же можно сказать и о различиях в производительности труда, поскольку торговля между странами с примерно одинаковым уровнем развития (США и европейские страны) была достаточно активной.

В это время шведские экономисты Эли Хекшер и Бертиль Олин попытались объяснить причины между­народной торговли продукцией обрабатывающей промышленности. Основные положения новой теории были сформулированы Э. Хекшером в короткой газетной статье, опубликованной в 1919 г. В 20-е и 30-е гг. эти положения были обобщены и развиты его учеником Б. Олином. Определенный вклад в развитие этой теории внес и аме­риканский экономист П. Самуэльсон.

В соответствии с их теорией страны экспортируют те товары, в производстве которых в основном используется избыточный фак­тор. По мнению авторов теории, существует три основных фактора: труд, капитал и земля. Однако теория Хекшера—Олина является двухфакторной, так как в ней сравниваются только два фактора из трех, например труд и капитал. Таким образом, одни товары являются трудоемкими, а другие — капиталоемкими. Различные страны в разной степени наделены трудом и капиталом. Следовательно, в стране, где трудовых ресурсов много, а капитала недостаточно, труд будет сравнительно дешевым, а капитал — дорогим, и наоборот, в стране, где трудовых ресурсов мало, а капитал имеется в достаточном коли­честве, труд будет дорогим, а капитал — дешевым. Каждая из этих стран будет экспортировать те товары, которые сравнительно дешевле произвести, используя в большей степени «дешевый фактор произ­водства».

На примере модели Хекшера-Олина рассмотрим теорию сравни­тельных преимуществ в динамике с учетом тенденции к экономи­ческому росту.

Рост населения, повышение квалификации рабочей силы, осво­ение новых земель и месторождений, инвестиции в производство — все это влияет на экономический рост страны и может привести к изменению спроса и предложения.

Парадокс Леонтьева. Известный американский экономист (русского происхождения) Василий Леонтьев, исследуя в 1956 г. структуру экспорта и импорта США, обнаружил, что вопреки теории Хекшера - Олина в экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте - капиталоемкие. Этот результат стал известен как парадокс Леонтьева.

Дальнейшие исследования показали, что противоречие, обнаруженное В. Леонтьевым, может быть устранено, если при анализе структуры торговли учитывать более двух факторов производства.

Какое объяснение дал своему парадоксу В. Леонтьев? Он выдвинул гипотезу, что в любой комбинации с данным количеством капитала один человеко-год американского труда эквивалентен трем человеко-годам иностранного труда. А это означает, что США и в самом деле трудоизбыточная страна, так что никакого парадокса нет.

В. Леонтьев также предположил, что большая производительность американского труда связана с более высокой квалификацией американских рабочих. Он провел статистическую проверку, которая показала, что США экспортируют товары, требующие труда более квалифицированного, чем затрачиваемый на производство "конкурирующего импорта”. Для этого В. Леонтьев разбил все виды труда на пять уровней квалификации и вычислил, сколько человеко-лет труда каждой квалификационной группы нужно для производства на 1 миллион долларов американского экспорта и "конкурирующего импорта”. Оказалось, что экспортные товары потребовали значительно более квалифицированного труда, чем импортные.

3. Альтернативные теории международной торговли

В 1991 году американский экономист Майкл Портер опубликовал книгу «Конкурентные преимущества стран» (в русском переводе книга вышла под названием «Международная конкуренция»), в которой он предложил новый подход к анализу развития международной торговли

Конкурентные преимущества, позволяющие фирме добиваться успеха на мировом рынке, зависят, с одной стороны, от правильно выбранной конкурентной стратегии, а с другой – от соотношения факторов (детерминантов) этих конкурентных преимуществ. Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны. М. Портер выделяет четыре детерминанта конкурентного преимущества страны. Во-первых, обеспеченность факторами производства, причём в современных условиях главную роль играют так называемые развитые специализированные факторы (научно-технические знания, высококвалифицированная рабочая сила, инфраструктура и т. д.), целенаправленно создаваемые страной. Во-вторых, параметры внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, который, в зависимости от объёма и структуры, позволяет использовать эффект масштаба, стимулирует нововведения в повышение качества продукции, подталкивает фирмы к выходу на внешний рынок. В-третьих, наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков (что обеспечивает быстрый доступ к необходимым ресурсам) и родственных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию (что даёт возможность взаимодействовать в сфере технологий, маркетинга, сервиса, обмениваться информацией и т. д.). Наконец, в-четвёртых, конкурентоспособность отрасли зависит от национальных особенностей стратегии, структуры и соперничества фирм, т. е. от того, каковы условия в стране, определяющие особенности создания и управления фирмами, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.

М. Портер подчёркивает, что страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где все четыре детерминанта конкурентного преимущества (так называемый национальный «ромб») имеют наиболее благоприятный характер. Причём национальный «ромб» – это система, компоненты которой взаимно усиливаются и каждый детерминант влияет на все остальные. Важную роль в этом процессе играет государство, которое, проводя целенаправленную экономическую политику воздействует на параметры факторов производства и внутреннего спроса, на условия развития отраслей-поставщиков и родственных отраслей, на структуру фирм и характер конкурентной борьбы на внутреннем рынке.

Таким образом, согласно теории М Портера, конкуренция, в том числе и на мировом рынке, - это динамичный, развивающийся процесс, в основе которого лежат инновации и постоянные обновления технологии. В числе других она оказывает влияние на развитие международной торговли.

 В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства.

Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция - это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.

Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, "национальный ромб", как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:

Теорема Рыбчинского

Английский экономист польского происхождения, позже главный эконо­мист английской компании «Lasard Bros.» Т.М.Рыбчинский в 1955 году, бу­дучи еще студентом, обратил внимание на то, что быстрое развитие одних от­раслей промышленности нередко угне­тающе воздействует на другие, и дока­зал теорему соотношения роста предложения фактора и увеличения производства.

Принимая практически те же пред­посылки, что и теорема Столпера— Самуэльсона, кроме предпосылки об изменении цен, которые считаются пос­тоянными, Рыбчинский показал, что су­ществует прямая взаимосвязь между ро­стом факторов производства в одной из отраслей и депрессией или даже паде­нием производства в других.

Теорема Рыбчинского (Rybczyns­ki Theorem) — увеличивающееся пред­ложение одного из факторов производ­ства приводит к непропорционально большему процентному увеличению производства и доходов в той отрасли, для которой этот фактор используется относительно более интенсивно, и к сокращению производства и доходов в отрасли, в которой этот фактор исполь­зуется относительно менее интенсивно.

4. Внешняя торговля товарами

Внешняя торговля товарами является частью международной торговли и представляет собой специфическую форму обмена товарами между продавцами и покупателями из разных стран.

Под торговлей понимается приобретение хозяйственных благ с целью получения прибыли от их последующей продажи. В системе общественного разделения труда торговля занимает самостоятельное место. Она является неотъемлемым звеном в цепи хозяйственных отношений общества, построенных на принципах разделения труда и товарного обмена.

Экономическую сущность торговли можно определить, во-первых, как передачу продуктов человеческого труда из одной стадии производства в другую и, во-вторых, как передачу этих продуктов от производителей к потребителям, без чего невозможен процесс расширенного производства.

По принципу территориальности торговля делится на внутреннюю и внешнюю.

Исторически внешняя торговля возникла как торговля между приморскими государствами (например, финикийцами и др.). Сухопутная: же торговля развивалась более медленно в силу значительных затрат ' на ее организацию и опасностей, которые во много раз больше, чем перевозка товаров морем.

Внешняя торговля способствует расширению производства, созданию и улучшению путей сообщения как внутри страны, так и между государствами, возникновению ростовщичества, а затем и торгового капитала, развитию международного кредитования и страхования.

Внешняя торговля делится на экспортную и импортную. Превышение экспорта над импортом означает наличие у государства активного торгового баланса. Превышение импорта над экспортом означает пассивный торговый баланс.

Активный торговый баланс является показателем благоприятного экономического развития государства. Поэтому стимулирование экспорта часто возводится в основной принцип экономической политики государства.

Внешняя торговля характеризуется тремя показателями: объемом внешнеторгового товарооборота, товарной структурой и географической структурой.

Внешнеторговые операции включают основные и, вспомогательные операции.

Основные операции представляют собой договорные операции по купле-продаже товаров или по обмену товарами (бартер), т.е. эти операции зафиксированы во внешнеторговых договорах.

Вспомогательные операции обеспечивают надлежащее выполнение основных операций. Они включают операции по транспортировке и экспедированию грузов, страхованию грузов, финансированию внешнеторговых операций, расчетам между экспортерами и импортерами, гарантированию их взаимных обязательств, а также таможенные и другие операции, в том числе агентские соглашения с посредниками, поставщиками экспортных и заказчиками импортных товаров, с реклам- ными агентствами и организациями, исследующими конъюнктуру рынков.

В зависимости от сложности основной операции импортеры и экспортеры совершают как самостоятельно, так и с привлечением других фирм и организаций на одну основную до 10 и более вспомогательных операций.

Расчеты между контрагентами внешнеторговых сделок обычно производятся как собственными, так и заемными денежными средствами.. С целью сокращения валютных затрат на импорт крупных партий оборудования предприятиями в международной практике широко применяются компенсационные сделки, по условиям которых кредиты, пре- доставляемые крупными иностранными фирмами, погашаются поставками продукции. Возможно также и частичное денежное погашение.

По размеру положительного сальдо Россия занимает третье место в мире после Германии и Японии.

Спецификой внешнеторговой структуры нашей страны продолжает быть, с одной стороны, традиционно топливно-сырьевой характер российского экспорта и, с другой стороны, насыщенный техникой и потребительскими товарами импорт.

По Закону РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» Правительство РФ может вводить количественные ограничения экспорта и импорта в целях обеспечения национальной безопасности страны, выполнения международных обязательств или защиты внутреннего рынка, заявляя об этом не позже чем за три месяца до их установления. Предусмотрена также возможность применения государственной монополии на торговлю отдельными видами продукции. В этом случае устанавливается особый порядок выдачи лицензий на экспортно-импортные операции исключительно государственным предприятиям.

Дальнейшее развитие внешнеторговых отношений тесно связано с перспективой вступления России во Всемирную торговую организацию (BTO). РФ должна вступить в ВТО до конца 1998 г. Это позволит ей ежегодно получать долговые платежи на сумму до 500 млн. долл. Целесообразность вступления определяется прежде всего необходимостью обеспечить приемлемый для России баланс прав и обязательств в сфере международной торговли, потребностью развивать внешнеэкомические связи на принятых в мире основах. В частности, это устранит действующие сейчас дискриминационные меры со стороны западных стран по отношению к российскому экспорту и обеспечит ему режим наибольшего благоприятствования, а также национальный режим для наших товаров и услуг за рубежом.

Для внешнеторговых операций важное значение имеют обычаи делового оборота.

Обычай делового оборота — это международное обыкновение, которое в отличие от юридически обязательных международно-правовых обычаев регулирует внешнеэкономический оборот, если участники последнего договорились о таком регулировании. Другими словами, обычай делового оборота применяется к внешнеторговому кон- тракту, если стороны договорились об этом при заключении договора.

Обычаи делового оборота в сфере внешнеэкономических связей в ряде случаев толкуются международными неправительственными opгaнизациями. Примером могут служить разработанные Международной торговой палатой Международные правила толкования торговых терминов — «ИНКОТЕРМС-90» (Internattonal Commercial TERMS 1990)

Они охватывают широкий круг вопросов, в том числе и различие условий поставок при оговорке СИФ и оговорке франко-вагон. Стороны при заключении договора могут распространять действие этих правил на свои отношения.

5. Особенности международной торговли услугами

В настоящее время в мировом хозяйстве наряду с рынками товаров, рабочей силы и капиталов быстрыми темпами развивается рынок услуг. Базой формирова­ния последнего является сфера услуг, которая занимает значительное место в эко­номике государств мира. Так, доля услуг в ВВП развитых странах составляет сейчас примерно 70%, а развивающиеся - 55%.

Международная торговля услугами в отличие от торговли товарами имеет ряд особенностей:

1) особенностью услуги является то, что она производится и потребляется од­новременно и не подлежит хранению;

2) торговля услугами на мировом рынке тесно связана с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Это объясняется тем, что для эффективного экспорта товаров необходимо привлекать большее количество услуг, начиная с анализа рынков, и кончая транспортировкой и сервисным об­служиванием товаров.

3) не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для вовлечения в меж­дународную торговлю. Это в первую очередь касается таких видов услуг, как коммунальные и бытовые.

4) международная торговля услугами в большей степени, чем торговля това­рами, защищена государством от иностранной конкуренции. [4,с.148]

5) регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими поло­жениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и ва­люта, в которой эта услуга оплачивается) [7,с.243].

К середине 90-х гг. объем торговли услугами превысил 20% общего объема мировой торговли. [3, с.20].

На регулирование международной торговли услугами существенное влияние оказывает специфика их производства (осуществления), поставки (предоставления) и потребления (пользования). Услуги нельзя хранить, а потому их  производство по месту и времени, как правило, совпадает с потреблением, и требуется непосредст­венный контакт между производителем и потребителем услуг. Поэтому регулиро­вание торговли услугами можно осуществлять путем ограничения производства или потребления в экспортирующих и импортирующих странах. Купля-продажа многих видов услуг на мировом рынке связана с перемещением через границу их постав­щика или потребителя и, следовательно, традиционное представление о большинст­ве этих операций как о «внешнеторговых» трансформируется в понятие «торговые операции». Потребление ряда видов услуг, например банковских или общественно­го питания, невозможно без наличия за границей специальной инфраструктуры, а регулирование торговли в таких секторах может производиться путем ограничения иностранных инвестиций в соответствующие предприятия. Все это привело к тому, что национальное регулирование торговли услугами приобрело многообразные формы и стало значительно отличаться от регулирования торговли товарами.

Основные виды услуг на мировом рынке

Франчайзинг (от англ, franchise — привилегия, право) — это система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак.

Сущность франчайзинга заключается в том, что фирма (франчайзер), имею­щая высокий имидж на рынке, передает на определенных условиях не известной по­требителям фирме (франчайзиату) право, т.е. лицензию (франчайз), на деятель­ность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает за это опреде­ленную компенсацию (доход).

 Франчайзер — это лицензиар франчаиза, который как бы представляет со­бой головную фирму (т.е. материальную компанию) системы франчайзинга.

По договору франчаиза право деятельности обычно предоставляется для опре­деленной территории и на определенное время.

В Российской Федерации действие франчайзинга регламентируется гл. 54 «Коммерческая концессия» ПС РФ и Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслу­живания и наименованиях мест происхождения товаров». Коммерческая концессия — это и есть франчайзинг.

Основной принцип франчайзинга — сочетание ноу-хау франчайзера с ка­питалом франчайзиата.

Франчайзинг — это парный бизнес. С одной его стороны стоит хорошо разви­тая фирма, а с другой — гражданин, мелкий предприниматель, маленькая фирма. Обе стороны связаны договором франчаиза.

Франчайз — это договор, в котором выражены условия бизнеса.

Преимущества франчайзинга (для обеих сторон) выражаются в следующих воз­можностях::    увеличить число торговых предприятий (торговых точек, т.е. мест продажи товаров или услуг) при минимальных капиталовложениях, так как франчайзиат  увеличить доходы (прибыль) за счет подходов франчайзиата;    снизить уровень издержек производства и обращения на единицу това­рооборота, поскольку франчайзиат как предприниматель сам покрывает все расходы по содержанию своего торгового предприятия;    расширить сеть распределения своего товара или услуг за счет привязки фран­чайзиата к франчайзеру (франчайзиат, как правило, обязан покупать не­обходимое ему оборудование у франчайзера или при его посредничестве, вести свой бизнес под признанным торговым знаком, использовать уже ранее испытанные формы предпринимательства); совместной рекламы; обучения и помощи со стороны франчайзера; приобретения многих видов лицензионного бизнеса по относительно низким ценам;    финансировать часть капиталовложений и извлекать из этого прибыли и т.д.

Инжиниринг (от англ, engineering — изобретательность, знание) представляет собой инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов. Инжиниринг, с одной стороны, выступает важным методом повышения эффектив­ности вложенного в объект капитала, с другой, — рассматривается как определенная форма экспорта услуг (передачи знаний, технологии и опыта) из страны производите­ля в страну заказчика. Инжиниринг охватывает комплекс работ по проведению пред­варительных исследований, подготовке технико-экономического обоснования, ком­плекта проектных документов, а также разработке рекомендаций по организации производства и управления, эксплуатации оборудования и реализации готовой про­дукции.

Контракт на покупку инжиниринговых услуг включает ряд специфических обя­зательств и условий: перечень обязательств и работ со сроками их выполнения; сроки и графики выполнения работ; количество персонала инжиниринговой фирмы, участ­вующего в выполнении работ на месте, и условия его проживания; степень ответст­венности сторон за нарушение обязательств; условия переуступки части контрактных услуг другой фирме на принципах субподряда; оплата обучения персонала.

Задачей инжиниринга является получение заказчиками наилучшего результата от вложения капитала.

Лизинг (от англ, lease — аренда) — это форма долгосрочной аренды, связанная с передачей в пользование оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества, кроме земельных участков и других природных объектов.

Лизинг представляет собой форму материально-технического снабжения с одно­временным кредитованием и арендой. Предметом (объектом) лизинга могут быть лю­бые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов. В лизинге всегда присутст­вуют две стороны:

- зингодатель — это хозяйствующий субъект или индивидуальный предпри­ниматель, осуществляющий лизинговую деятельность, т.е. передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества;

-лизингополучатель — это хозяйствующий субъект или индивидуальный пред­приниматель, получающий имущество в пользование по договору лизинга. Лизинг имеет два вида: финансовый и операционный.

Финансовый лизинг предусматривает выплату лизингополучателем в течение срока действия договора лизинга сумм, покрывающих полностью стоимость амортиза­ции имущества или большую часть ее, а также прибыль лизингодателя.

По истечении срока действия договора лизингополучатель может: вернуть предмет лизинга лизингодателю; заключить новый договор лизинга; выкупить предмет лизинга по остаточной стоимости.

Операционный лизинг заключается на срок, меньший амортизационного периода имущества. После окончания срока действия договора лизинга оно возвращается вла­дельцу или вновь сдается в финансовую аренду.

Основной объем лизинговых операций сосредоточен на трех континентах: в Северной Америке, Азии и Европе, на долю которых к началу 1997 года приходилось 93,5% всего объема лизингового рынка. Лидером является Северная Америка - 41,3% (в 1988 году - 42,7%) с объемом почти 177 млрд. долл. На долю США приходится почти 40% мирового лизинга и более 95% всего североамериканского лизинга.

Международные лизинговые операции влияют на состояние платежного баланса страны, так как лизинговые платежи, выплачиваемые иностранным лизинговым компа­ниям, увеличивают внешнюю задолженность страны, а их поступления в страну улуч­шают ее платежный баланс.

 Лицензирование Мировая торговля лицензиями неразрывно связана с рынком технологий. Техно­логия превращается в товар только тогда, когда создана реальная основа для коммер­циализации идеи. Продажа лицензии является одной из основных форм коммерческой передачи технологии.

Лицензия - это документ, удостоверяющий право на определенных условиях ис­пользовать какой-то патент.

Простая лицензия дает право покупателю (лицензиату) на использование объекта лицензии в определенных пределах. Она допускает многоразовую продажу владельцам одной и той же лицензии на рынке.

Исключительная лицензия предполагает передачу лицензиату исключительного (монопольного) права на использование объекта лицензии на определенном рынке.

Полная лицензия предполагает передачу лицензиату всех прав на использование патента, то есть фактически означает продажу патента.

Однако существуют и другие разновидности лицензии. Зачастую при поставках комплексного оборудования для строительства эта сделка сопровождается продажей лицензии. Такая лицензия называется сопутствующей, так как она входит составной частью в общий контракт.

Другим объектом коммерческих сделок на рыке технологий является ноу-хау.

Ноу-хау Обмен в виде знаний, опыта и научно-технической информации в чистом виде представляет собой ноу-хау, которое неразрывно связано с рынком технологий. Основным признаком ноу-хау является его конфиденциальность. Ноу- хау (от англ, know how — знаю как) это комплекс технических знаний и коммерческих секретов. Различают ноу-хау технического и коммерческого характера.

Ноу-хау технического характера включает:

-   опытные незарегистрированные образцы изделий, машины и аппараты отдельные детали, инструменты, приспособления для обработки и пр.;

-   техническую документацию — формулы, расчеты, планы, чертежи, результаты  опытов, перечень и содержание проведенных научно-исследовательских работ и их результаты; расчеты применительно к данному производству или технологии; данные о качестве материалов; учебные планы для подготовки персонала;

-   инструкции,  содержащие  данные   о   конструкции,   изготовлении  или   использовании продукта; производственный опыт, описание технологий; практические указания по дизайну; технические рецепты, данные по планирование и управлению производством;

-   знания и навыки в области бухгалтерской, статистической и финансовой отчетности, правовой и экономической работы;

-   знание таможенных и торговых правил и др.

Информационные услуги

В наши дни информация является таким же важным фактором производ­ства, как земля, труд и капитал.

На современном этапе для информационного обеспечения, включая сфе­ру международного и внешнеэкономического прогнозирования, характерны следующие особенности:    значительное увеличение спроса на информацию в 80-х - начале 90-х гг. в условиях замедления темпов экономического развития, ухудшение поло­жения на мировых товарных рынках и обострение конкурентной борьбы; > внедрение принципиально новой технологии на базе быстрого развития электронно-вычислительной техники, что позволило в развитых странах создать эффективные национальные и международные информационные сети;    быстрое расширение программного обеспечения, составляющего базу но­вой технологии в информационных системах.

Все более возрастающую роль в мировых товарных и финансовых пото­ках играет международный информационный обмен. Информационные услуги — это действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами.

Средства международного информационного обмена представляют собой информационные системы, сети и сети связи, используемые при международ­ном информационном обмене.

В последние годы на международном рынке информационных и реклам­ных услуг активно используется сеть Internet (Интернет). Она дает возмож­ность:    организовать рекламу продукции и товара на международном уровне;   организовать рекламу фирмы с целью привлечения партнеров;   рекламировать проекты для привлечения инвесторов;   организовать систему заказов продаваемого товара;  организовать оперативное взаимодействие с торговыми представителями с помощью электронной почты и прямого доступа к информационным ресурсам партнеров и т.д.;  заказать товар и доставку груза;   выбрать поставщика транспортных экспедиторских услуг.

К новым видам внешнеэкономических связей относятся международные услуги аудиторов. В мире функционирует более 50 глобальных международных бухгалтерских сетей (NAF). Членами NAF являются и российские аудиторскиекомпании: «Аудит-Ажур» (входит в ассоциацию Maoris Rowland International); МКД (входит в Pannell Kerr-Forsler); «Петро-Балт-Аудит» (входит в АШог Pirson International) и др.

У российских аудиторских фирм, вошедших в NAF, значительно расши­рились объемы услуг, предоставляемых клиентам, и повысилось их качество.

Услуги по связи. Услуги по связи занимают особенно важное место на информационном рынке. Как на международном, так и на внутренних рынках многих стран предоставление этих услуг традиционно отличалось менее острой конкуренцией, в том смысле, что взимаемая с пользователя плата, особенно в случае телефонной связи, включает, помимо покрытия расходов на предостав­ление услуг, значительную дифференцированную экономическую ренту.

Главным компонентом услуг по связи являются услуги телефонной связи, однако в последние годы очень динамично развиваются новые виды услуг, та­кие, как кабельное телевидение, услуги «за дополнительную плату» (включая разнообразные специализированные услуги, к которым можно получить доступ через обычную телефонную сеть или через специальную передающую сеть), передача данных и радиотелефонная связь. Ожидается, что сближение техно­логий, как и политика продолжения дерегулирования, приведет к обострению конкуренции, стимулированию роста и значительному развитию рынка услуг по связи. В последние годы усиливается процесс роста числа альянсов, заклю­чаемых между фирмами, которые специализируются в предоставлении различ­ных компонентов этих услуг в разных странах, в том числе в России, на Украи­не и др.

Туристические услуги

Международные перемещения людей, или путешествия, представляют собой специфическую категорию международной торговли, разновидность ус­луг. В этом секторе международной торговли, а именно в секторе международ­ных путешествий, происходит быстрый рост, который стимулируется увеличе­нием дискреционных доходов, сокращением реальных затрат, повышением оперативности средств связи и скорости перевозок.

По своим внешним признакам международный туризм, являясь специ­фической сферой услуг, напоминает трудовую миграцию, поскольку и в пер­вом, и во втором случаях речь идет о межстрановом перемещении людей. Но это сходство лишь внешнее, поскольку в случае трудовой миграции речь идет о перемещении людей из страны в страну с целью трудоустройства, в то время как цель международного туризма — отдых и развлечение людей в ограничен­ный период времени. Отличается международный туризм и от деловых поез­док, поскольку в этом случае речь идет о выполнении работником определен­ных производственно-управленческих (консультативных) функций, хотя к по­следнее время значительная часть специалистов совмещает служебные функ­ции с отдыхом в других странах. Туристические услуги в международном то­варообороте выступают как «невидимый товар» («невидимый экспорт»), характерной особенностью которого является то, что он стал важным источником валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран.

 Транспортные услуги

Транспортные коммуникации играли ключевую роль в возникновении мирового рынка, объединяя региональные и страховые сегменты народных хо­зяйств во всемирную торгово-экономическую систему.

Морской транспорт В формирующейся единой транспортной системе главное место при­надлежит морскому транспорту. По грузообороту, а также ряду других показа­телей он занимает 1-е место и превосходит все остальные виды транспорта, вместе взятые. На его долю приходится 80% всего грузооборота мировой тор­говли, соответственно положение в судоходстве оказывает значительное влия­ние на мировой транспорт в целом и мировую торговлю.

Железнодорожный транспорт Железнодорожные линии многих государств, как правило, интегрирова­ны в региональные и континентальные железнодорожные системы, выполняя огромную роль по перевозке грузов и людей. Общая протяженность железно­дорожных путей 42 основных стран мира превышает 915 тыс. км, по ним еже­годно перевозится более 3700 млн. т грузов, в том числе 1450 млн. т экспортно-импортных и транзитных. Под влиянием конкуренции со стороны автомобиль­ного транспорта объем железнодорожных перевозок в 90-е годы снизился. Так, в Германии, США, Канаде, Великобритании и Франции он сократился с 1/4 до 1/3, в Италии, Венгрии и Польше — более чем на треть. Эти перемены проис­ходят, несмотря на быстро развивающееся сотрудничество железных дорог с другими видами транспорта в рамках смешанных (комбинированных) перевозок. Протяженность железнодорожных путей в США в 90-е годы сократилась с 322 тыс. до 295 тыс. км в 1997 г.

Автомобильный транспорт Автомобильный транспорт многих стран, особенно США и стран За­падной Европы, играет важнейшую роль в соединении национальных рынков в мировые, осуществляя крупномасштабные перевозки грузов и пассажиров. Мировые рынки автомобильных перевозок являются одними из наиболее ди­намичных. В 90-е годы для этой сферы характерны рост объема перевозок и ав­топарка, перераспределение грузопотоков в пользу автомобильного транспорта (в основном за счет железнодорожного), качественное обновление транспорт­ных средств под влиянием постоянного повышения требований безопасности (экологической, а также дорожного движения), охраны условий труда водите­лей и т.д.

Воздушный транспорт Новые интеграционные тенденции, сложившиеся в мировой экономике с 90-е годы, в частности, то, что принято называть глобализацией, дали толчок для быстрого развития мирового авиатранспорта. Общая протяженность воздушных трасс в мире с 1980 г. возросла вдвое, число перевезенных пассажиров — в 1,6 раза. Более чем вдвое вырос объем работы мирового авиатранспорта по 1еревозке грузов, выраженный в тонно-километрах. К середине 90-х годов кругооборот на мировом воздушном транспорте возрастал ежегодно на 10-12%, несколько снизившись во второй половине десятилетия (8-9% в 1996-1999 гг.). Одновременно усилилась конкурентная борьба между известными, давно существующими авиакомпаниями и новыми, борющимися за передел авиарынка. Это характерно не только для авиакомпаний наиболее развитых государств, но для многих авиакомпаний из развивающихся стран, имеющих свои ниши на мировом авиационном рынке.

6. Ценообразование в международной торговле

При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изуче­ние всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зави­сит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, воз­никнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэко­номической деятельности (ВЭД).

В условиях рыночной экономики ценообразование во внеш­ней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляет­ся под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для ха­рактеристики внутреннего рынка, и для характеристики внеш­него. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих фак­торов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.

Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реа­лизации. К ним относятся: экономический цикл; состояние совокупного спроса и предложения; инфляция.

Конкретно экономические, т.е. определяемые особен­ностями данной продукции, условиями ее производства и реа­лизации. К ним относятся: издержки; прибыль; налоги и сборы; предложение и спрос на этот товар или услугу с уче­том взаимозаменяемости; потребительские свойства: качество, надежность, вне­шний вид, престижность.

Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:  сезонность;  эксплуатационные расходы;  комплектность;  гарантии и условия сервиса.

Специальные, т.е. связанные с действием особых меха­низмов и экономических инструментов: государственное регулирование; валютный курс.

Внеэкономические, политические; военные.

Под мировыми ценами понимаются цены крупных экс­портно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие «ми­ровой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, по­вторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (бир­жи, аукционы и т.д.), или выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей. И в мировой торговле к факторам, под воздействием кото­рых складываются рыночные цены, прежде всего естественно относится состояние спроса и предложения.

Практически на цену предлагаемого товара влияет: платежеспособный спрос покупателя данного товара, т.е. попросту говоря, наличие денег; объем спроса - количество товара, которое способен приобрести покупатель; полезность товара и его потребительские свойства.

На стороне предложения составляющие ценообразующие факторы: количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;  издержки производства и обращения при реализации товара на рынке; цены на ресурсы или на средства производства, исполь­зуемые в производстве соответствующего товара.

Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие, как экономические, так и вне­экономические факторы.

В последние два-три десятилетия важную роль в ценообра­зовании на товары, в особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и постав­щиком какого-либо товара импортеру или конечному потреби­телю. Речь идет об общепринятых условиях поставки:

техническое обслуживание, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особен­но важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны при­меры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и ма­шин составляла 60-процентную долю в цене поставки.

Информацию о ценах мировых товарных рынков принято подразделять на несколько групп.

Контрактная цена - это конкретная цена, которую со­гласовали между собой продавец и покупатель в ходе перегово­ров, которая, как правило, ниже цены предложения поставщика. Контрактная цена действительна на весь период действия кон­тракта, если ее не подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок. Контрактные цены нигде не публикуются, ибо они представляют коммерческую тайну. В принципе, контрактные цены на определенный товар в определенном регионе и при наличии небольшого круга продавцов и покупателей известны. Практическая задача состоит в сборе информации и создании банка данных.

Справочные цены - это цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в перио­дической литературе, в газетах, журналах, в каналах компью­терной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные ме­таллы, удобрения и т.д.). В настоящее время справочная лите­ратура по ценам на небиржевые товары получила очень большое распространение. Так, экспортер нефтепродуктов ориентирует­ся на ежедневные котировки цен потоварные и региональные - публикуемые в справочниках, которые можно получать ежедневно через систему компьютерной связи. Однако следует иметь в виду, что между ценами, публику­емыми в справочных изданиях, и фактическими ценами сде­лок существует определенный зазор. Как правило, справочные цены несколько завышены. Справочные цены не реагируют быстро на изменения конъюнктуры или на какие-либо полити­ческие события, за исключением, может быть, цен на нефть - товар весьма специфичный. Вместе с тем, они отражают дина­мику цен на данном рынке и тенденции.

Биржевые цены - это цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. К биржевым товарам от­носятся в основном сырьё и полуфабрикаты. Цены на бирже­вые товары оперативно отражают все изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами бирже­вые котировки являются фактическими ценами сделок имен­но в данный момент. Следует отметить, что биржевые котировки не отражают «в себе» другие инструменты международной тор­говли, как-то: условия поставки, платежа и т.д. Существует определенный регламент работы биржи и участия в ее работе. Биржи функционируют ежедневно, и котировочная комиссия регистрирует и публикует котировочные цены в специальных бюллетенях. Котировки бывают двух видов: срочные котиров­ки (фьючерсы) на товары, отсутствующие на данный момент, с условиями поставки через определенное время и котировки на реализуемые товары. Как показывает практика, биржевые ко­тировки, довольно остро реагируя на различные внешние «раз­дражители», все-таки не могут отражать действительные тенденции в движении цен. Зачастую на биржах проводятся операции, носящие откровенно спекулятивный характер.

Цены аукционов - показывают цены, полученные в ре­зультате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и пред­ложение в данный временной период. Аукционный вид торговли является достаточно специфичным. На аукционных торгах, например, продается и покупается пушнина, животные. предметы искусства..

Статистические внешнеторговые цены - публику­ются в различных национальных и международных статистических справочниках. Данные цены, появляющиеся в подоб­ных изданиях, определяются путем деления стоимости экс­порта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену конк­ретного товара. С точки зрения их практического применения они интересны для понимания общей динамики внешней тор­говли той или иной страны, для статистических расчетов, ис­пользуются как приблизительный ориентир. В процессе согласования цен экспортер и импортер, осно­вываясь на собственном анализе данных о положении на рын­ке товара, приступают к переговорам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти. В мировой практике ведения внеш­ней торговли известно большое количество различных скидок. Ценовые скидки - метод уторговывания цены с учетом состоя­ния рынка и условий контракта. По оценкам специалистов, существуют около 40 различных видов ценовых скидок и над­бавок. К наиболее распространенным относятся следующие:

·     скидка продавца, когда за объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок экспортер в процессе торга предоставляет скидку в зависимости от ситуации на конкретном рынке. Может достигать 20-30% к первоначальной цене;

·     скидка для эксклюзивного импортера, фирма- им­портер является единственным поставщиком товара в страну или регион, добивается наилучших условий для про­дажи этого товара, по существу помогает экспортеру закре­питься на рынке данной страны. Достигает 10-15% от первоначальной цены. Практикуется в условиях рынка монопольной конкуренции;

·     скидка «сконто», в случае осуществления импорте­ром предоплаты, полной или частичной, за поставляемый товар. Как правило, такая скидка предоставляется и в слу­чае прямого банковского перевода денег при оформлении товарных накладных;

·       скидка традиционному партнеру (или бонусная), как правило, предоставляется импортеру, длительное вре­мя работающему на рынке с одним и тем же экспортером. В данном случае экспортер уверен в своем партнере покупателе с точки зрения правильного и своевременного выполнения контрактных обязательств; скидка предостав­ляется, как правило, на годовой объем продаж товара. Ха­рактерна, в первую очередь, для рынка совершенной конкуренции;

·       скидки за покупку внесезонного товара, как пра­вило, предоставляется на рынках сельхозпродукции, одеж­ды, обуви и др.

·       дилерская скидка, предоставляется оптовым и роз­ничным торговцам, агентам и посредникам. Эта скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенный размер прибыли.

Размеры скидок определяются отдельно для каждого кон­кретного случая. Как правило, размеры скидок варьируются между 2 и 10% от первоначально предлагаемой цены. Безус­ловно, достигаются и более существенные скидки.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ