Главная » Учебно-методические материалы » МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО » Мировая экономика: лекционный материал

Тема 6. Мировой рынок рабочей силы (1)
30.01.2012, 12:32

1. Понятие, формы и факторы миграции

2. Влияние миграции рабочей силы на экономику

3. Проблема «утечки умов»

4. Влияние миграции на рынок труда

5. Государственное регулирование миграции рабочей силы

6. Россия на международном рынке труда

1. Понятие, формы и факторы миграции

Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Географическими центрами иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.).

Виды трудовой миграции

Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран. Наука международной экономики занимается внешней миграцией рабочей силы и ее экономическими причинами. Основные понятия, используемые при изучении проблем международной миграции, следующие:

·                 Миграция рабочей силы (labor force migration) – переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера.

·                 Иммиграция (immigration) – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.

·                 Эмиграция (emigration) – выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы.

·                 Миграционное сальдо (net migration) – разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.

·                 «Утечка мозгов» («brain drain») – международная миграция высококвалифицированных кадров.

Реэмиграция (re-emigration) – возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.

Международная миграция рабочей силы возникла многие столетия назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения. Наиболее активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в уровне оплаты труда. Сторонники неоклассического подхода, в соответствии с которым, каждый человек получает и потребляет предельный продукт своего труда, считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны, причем экономическое развитие государства, из которого происходит эмиграция, остается прежним или, во всяком случае, не ухудшается.

Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи широко обсуждалась идея введения налога на «утечку мозгов», доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития. В последние годы акцент в анализе миграции сместился на исследование аккумуляции человеческого капитала как эндогенного фактора экономического роста стран. Исходя из того, что накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамках этой группы моделей международная миграция является одним из объяснений различий в темпах экономического роста между странами.

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:

-      иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80 – 90-е гг. были периодом высокого уровня иммиграции;

-      работники-мигранты по контракту. Их к концу 90-х гг. в мире насчитывалось более 25 млн. человек. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности об ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;

-      нелегальные иммигранты. Их число в конце 90-х гг. превышало 30 млн. человек. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;

-      лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась – до более 1 млн. человек к концу 90-х гг. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;

-      беженцы. Поданным ООН, в мире на конец 90-х гг. насчитывается более 22 млн. беженцев (из них около 4 млн. возвратившихся в места прежнего проживания, но находящиеся под патронажем ООН). Большинство сегодняшних беженцев живут в специальных лагерях. Находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.

Количественные показатели

Наиболее приемлемыми количественными показателями межстранового перемещения трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые в платежном балансе. Как и в других случаях, нерезидентом считается частное лицо, находящееся в стране менее года. Если человек пребывает в стране более года, то в целях статистического учета он переклассифицируется в резиденты. В статистике платежного баланса показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по трем статьям:

Трудовой доход (labor income), выплаты занятым (compensation of employees) – зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные частными лицами-нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими. В эту категорию включаются также и все отчисления резидентов в пенсионные, страховые и иные фонды, связанные с наймом на работу нерезидента. К кругу частных лиц – нерезидентов относятся все иностранные работники, находящиеся в данной стране менее года, в том числе сезонные рабочие, рабочие из приграничных стран, приезжающие в данную страну на временные заработки, а также местный персонал иностранных посольств.

Перемещения мигрантов (migrants` transfers) – оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь в другую страну. При этом вывоз имущества эмигрантов в натуре показывается как экспорт товаров из страны, а его оценочный денежный эквивалент (как бы оплата за этот экспорт) – по данной статье.

Переводы работников (workers` remittances) – пересылка денег и товаров мигрантами своим родственникам, оставшимся на родине. В случае пересылки товаров учитывается их оценочная стоимость.

Принципиальная разница между статьей «трудовые доходы» (которая в платежных балансах некоторых стран называется «выплаты занятым») и статьями «перемещения мигрантов» и «переводы работников» заключается в том, что в статье «трудовые доходы» учитываются доходы нерезидентов, то есть временно (сроком до 1 года) находящихся в данной стране. В то же время в статьях «перемещение мигрантов» и «переводы работников» показываются доходы и расходы резидентов, то есть мигрантов, которые уехали с родины и остались за рубежом, по крайней мере, сроком более чем на год. Эти две статьи объединяются в рамках текущих операций в группу частных неоплаченных переводов.

Частные неоплаченные переводы (private unrequited transfers) - оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров на родину. Включает статьи «перемещение мигрантов» И «переводы работников».

На практике точно определить, по какой именно статье должны фиксироваться те или иные международные переводы, довольно сложно. Человек изначально может поехать за рубеж просто на временные заработки, но затем по каким-либо причинам задержаться там более чем на год, став мигрантом. И наоборот, люди, намеревавшиеся эмигрировать за рубеж навсегда, чье имущество было зарегистрировано как переводы работников, вдруг решают вернуться на родину, не прожив за рубежом и года. Общее правило, которое действует в данном случае, заключается в том, что учет ведется по состоянию на момент пересечения границы, и если даже позже выясняется, что запись была произведена неверно, ее, тем не менее, обычно не пересматривают.

Объемы ежегодных денежных потоков, связанных с международной миграцией, измеряются сотнями миллиардов долларов и вполне сопоставимы по масштабам с прямыми ежегодными зарубежными инвестициями.

Денежные потоки, связанные с международной миграцией (в млрд. долл.)

 

 

1987 г.

1990 г.

1993 г.

Трудовой доход

Кредит

13,8

19,5

20,7

Дебет

-16,0

-25,6

-26,7

Частные неоплаченные переводы

Кредит

64,9

100,1

95,6

Дебет

-58,2

-91,8

-102,5

Итого

Кредит

78,7

119,6

116,3

Дебет

-74,2

-117,4

-129,1

На развитые страны приходится примерно 9/10 всех выплат трудового дохода иностранным рабочим-нерезидентам и 2/3 всех частных неоплаченных переводов, тогда как на все развивающиеся страны – только, соответственно, 1/10 и 1/3. Это означает, что в развитых странах сосредоточена основная доля временных рабочих-мигрантов, и что именно туда эмигрируют трудоспособные работники из развивающихся стран, включая страны с переходной экономикой, которые становятся там резидентами. В рамках денежных потоков, связанных с трудовой миграцией, переводы-работников занимают около 62%, трудовые доходы – около 31% и перемещение мигрантов – около 7%.

Наиболее крупные выплаты трудового дохода частным лицам-нерезидентам осуществляют Швейцария, ФРГ, Италия, Япония, Бельгия, США. В развивающемся мире наиболее активно иностранную рабочую силу используют ЮАР, Израиль, Малайзия, Кувейт. Наиболее крупные переводы частного характера осуществляются из основных развитых стран (США, Германии, Японии, Великобритании) и новых индустриальных и нефтедобывающих развивающихся стран (Кореи, Саудовской Аравии и Венесуэлы). Основными получателями переводов из-за рубежа являются развитые страны, в основном за счет перевода части зарплат работников иностранных подразделений транснациональных корпораций, военнослужащих, размещенных за рубежом, сотрудников загранаппарата. Во многих развивающихся странах масштабы переводов частного характера составляют 25-50% доходов от товарного экспорта (Бангладеш, Буркина-Фасо, Египет, Греция, Ямайка, Малави, Марокко, Пакистан, Португалия, Шри-Ланка, Судан, Турция). В Иордании, Лесото, Йемене переводы достигают 10-50% ВНП.

С теоретической точки зрения доходы страны–экспортера рабочей силы далеко не ограничиваются переводами эмигрантов из-за рубежа, хотя они и составляют их основную долю. В числе прочих доходов, которые увеличивают совокупный ВНП и благоприятно сказываются на платежном балансе, – налоги, накладываемые на фирмы по трудоустройству за рубежом, прямые и портфельные инвестиции эмигрантов в экономику родной страны, сокращение расходов на обучение, здравоохранение и других расходов социального характера, которые покрываются для эмигрантов другими странами. Возвращаясь на родину, мигранты, по оценкам, привозят с собой еще столько же накоплений, сколько ими было переведено через банки. Более того, приобретя опыт работы за рубежом и повысив свою квалификацию, мигранты привозят этот опыт домой, в результате чего страна бесплатно получает дополнительные квалифицированные кадры.

Эмиграция оказывает весьма ощутимое положительное воздействие на экономику трудоизбыточных стран, поскольку отъезд работников за рубеж сокращает масштабы безработицы. Так, в 70-е годы египетское правительство, принимая программы борьбы с безработицей, специально закладывало в них стимулирование эмиграции в страны Персидского залива. В Пуэрто-Рико закон о минимальной зарплате исходил из того, что, по меньшей мере, треть рабочей силы переедет в США.

«Утечка мозгов» является серьезной проблемой для большинства развивающихся стран, особенно в Африке (Малави, Судан, Заир, Замбия). Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые, вернувшиеся на родину после того, как они несколько лет работали в высокотехнологичных американских корпорациях в районе Силиконовой долины, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.

Экономические эффекты иммиграции зачастую упрощенно описываются как отрицательные, поскольку рабочие, приезжающие из-за рубежа, сокращают количество рабочих мест и увеличивают безработицу среди коренного населения. Не отрицая существования такой проблемы, необходимо, однако, отметить, что иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки. США, Канада и Австралия – страны, возникшие в результате иммиграции. В других странах иммигранты привносят динамизм в экономическое развитие целых отраслей. Примером могут служить китайские промышленные рабочие в Индонезии и Малайзии, предприниматели из Гонконга в Канаде, индийские и ливанские бизнесмены в Африке, иорданские и палестинские служащие в нефтедобывающих странах Персидского залива. Более того, иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые все равно нет претендентов среди местного населения. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки составляют 60-80% иммиграции в ФРГ, Францию. На тяжелую работу охотно нанимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы о Малайзии, боливийцы в Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие, в том числе экспортный доход для стран, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров – горнорудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации в Доминиканской Республике, Малайзии и Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии.

Нельзя, разумеется, отрицать и негативные последствия иммиграции, которые в развитых странах связаны, прежде всего, с понижением в результате притока иммигрантов реальных зарплат неквалифицированной рабочей силы.

Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих стран, действующие на основе национального законодательства, а также подписанных двусторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства; министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие:

Профессиональная квалификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо пере подтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику поданной специальности в стране — экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут потребоваться также и рекомендательные письма.

Ограничения личного характера. Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

• Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих им мигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в, рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках отдельных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение одного года Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы.

Экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы предоставляются для руководящего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица, состоятельным иностранцам, готовым использовать труд местных граждан в домашнем хозяйстве.

Временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов, предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить свое пребывание в ней, требующие обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они приобретают право вновь приехать в принимающую страну.

Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона.

 • Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения специальности, смены места работы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче. Разумеется, запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пресекается полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегда эффективны.

Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции. Они могут накладываться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу. Незаконное проникновение в страну считается преступлением. За его совершение предусматриваются депортация, денежные штрафы и/или тюремное заключение. Подобное преступление, совершенное повторно, карается повторной депортацией, большим денежным штрафом и более длительными сроками заключения. За незаконное посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, которые также считаются преступлением, предусматриваются настолько крупные штрафы, что они могут вести к разорению некоторых небольших фирм и предприятий.

Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающих денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся — источником эмиграции.

Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.

Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX века. Миграция на­селения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительст­ва или возвращением к нему.

Международная (внешняя) миграция существует в разных фор­мах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др. В дан­ной главе в основном будет уделено внимание проблемам междуна­родной трудовой миграции, международному рынку рабочей силы.

Международная миграция рабочей силы во второй половине XX в. стала важной частью процесса интернационализации хозяйственной международной жизни. Трудовой потенциал, будучи важ­нейшим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики.

Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок ра­бочей силы существует в форме трудовой миграции.

Международный рынок рабочей силы существует наряду с дру­гими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала и информации. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.

Международная трудовая миграция — один из наиболее слож­ных элементов в международных экономических отношениях. Это объясняется, прежде всего, тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капитала, этот процесс вовлекает живых людей.

Причинами миграции рабочей силы являются факторы как эко­номического, так и неэкономического характера. К последним от­носятся политические, национальные, религиозные, расовые, се­мейные и др.

Причины экономического характера кроются в различном эко­номическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила пере­мещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более вы­соким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.

Существенным экономическим фактором, определяющим миг­рацию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых. Важным факто­ром международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональ­ные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капи­талом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует суще­ственному развитию международной трудовой миграции.

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:

-      иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80 – 90-е гг. были периодом высокого уровня иммиграции;

-      работники-мигранты по контракту. Их к концу 90-х гг. в мире насчитывалось более 25 млн. человек. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности об ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;

-      нелегальные иммигранты. Их число в конце 90-х гг. превышало 30 млн. человек. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;

-      лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась – до более 1 млн. человек к концу 90-х гг. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;

-      беженцы. Поданным ООН, в мире на конец 90-х гг. насчитывается более 22 млн. беженцев (из них около 4 млн. возвратившихся в места прежнего проживания, но находящиеся под патронажем ООН). Большинство сегодняшних беженцев живут в специальных лагерях. Находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.

По приблизительным оценкам, ежегодное миграционное сальдо к середине 90-х годов составляло примерно 1 млн. человек, то есть в принимающие страны приезжало в среднем на 1 млн. человек больше, чем уезжало. По прогнозам, в ближайшие годы в связи со стабилизацией мировой экономики миграционное сальдо будет сокращаться.

 Направления миграции

Направления миграционных потоков сравнительно устойчивы, при­мем зачастую они пересекаются. Решающее значение имеют экономические возможности принимающей стороны, ее вес в совре­менном мире, иногда ее исторические, географические, этнические корни. В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:

1) миграция из развивающихся в развитые страны;

2) миграция в рамках развитых стран;

3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;

4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран (сходна с миграцией из развивающихся в развитые страны);

5) миграция работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых стран в развивающиеся страны.

Для развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нор­мальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 — в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии — 40% строительных рабочих.

В 80-х гг. для развивающихся стран Азии, Латинской Америки, отчасти Африки стала характерной «утечка умов». В середине 90-х гг. только в США работало около 1,5 тыс. южнокорейских спе­циалистов, имеющих ученую степень, что превышало численность защитивших диссертации в высших учебных заведениях Корейской Республики. Такой разрыв объясняется тем, что многие корейские студенты по окончании учебы в США не возвращались на родину, продолжая научные исследования в американских научных и учеб­ных учреждениях.

Привлечение интеллектуальной иммиграции для США — обыч­ная практика. Около половины прироста численности специалистов в области математики, особого программного обеспечения обеспе­чивает импорт иностранной рабочей силы. Ведь затраты на подго­товку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600— 800 тыс. долл.

Международная миграция рабочей силы, существующая в рам­ках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для этих стран характерно такое явление, как «утечка умов», на­пример, из Западной Европы в США. Впервые в концентрированном виде этот процесс проявился на рубеже 40—50-х гг., когда большое количество специалистов, ученых из Западной Европы стали пере­мещаться в США. В результате пострадал ряд научных направлений в ФРГ, Италии, Франции.

В последние годы растет миграция рабочей силы между разви­вающимися странами. Движение происходит главным образом между новыми индустриальными странами, странами — членами ОПЕК, с одной стороны, и другими развивающимися странами — с другой. Так, например, в послевоенные годы (60—80-е гг.) осо­бенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьет­нама и других стран ЮВА. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до 1 млн человек рабочих только из Йемена. Эта миграция опре­делялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах — импортерах рабочей силы. Кроме того, в азиатских «тиграх», в богатых странах Персид­ского залива постоянно ощущалась нехватка в малоквалифициро­ванной рабочей силе.

Существует миграция рабочей силы из развитых в развивающие­ся страны. В основном это поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. При­чины этой миграции как экономические (достаточно высокие зара­ботки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструк­торов и др., например, в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать свои силы и т.п.).

Особо следует сказать о миграции в рамках бывших социалис­тических стран, а также в рамках СНГ. Известно, что СССР импор­тировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. Ныне к их числу добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. На­ряду с организационным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым данным, существует опасность колонизации россий­ского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом.

В 90-х гг. возникла миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: из Украины, Белоруссии, Молдавии. Причины этой миграции чисто экономические — рабочие из этих стран едут на заработки в Россию. Крупнейшим импортером рабочей силы яв­ляется Москва — около 70 тыс. человек. В Москве работают ино­странные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта. Вслед за Москвой идут Ханты-Мансийский АО — 273 тыс. и Ямало-Ненецкий АО — 18,2 тыс. человек. Подавляющее большинство мигрантов — 247,2 тыс. человек, т.е. 85% от общей чис­ленности, задействованы в отраслях материального производства.

Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия являются нехватка рабочих отдельных про­фессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна прак­тически для всех отраслей производства, но чаще всего для пред­приятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

К числу других причин использования иностранных работников относятся необходимость сохранения сложившихся коллективов предприятий. Это касается прежде всего предприятий нефтегазо­вой и нефтедобывающей промышленности Севера России. Долгие годы комплектование кадров таких объектов проводилось не только путем подготовки местного населения, но прежде всего за счет при­влечения работников по оргнабору (главным образом из Украины).

Одна из главных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в пограничных регионах — ее экономическая выгодность: отсутствие значительных транспортных расходов на доставку рабочей силы, а также существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.

Наиболее актуальная проблема, которая может возникнуть в об­ласти импорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья к началу 2000 г., связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, ко­торую трудно решить из-за «прозрачности» российских границ со странами СНГ и либеральным иммиграционным законодательством. По данным Минтруда России, доля легальной иностранной силы в 1994 г. в общей массе иностранцев, работающих на российских объектах, не превышала 8%. Экстраполируя эти цифры на все на­родное хозяйство, можно прийти к заключению, что в середине 90-х гг. Россия имела около 2 млн иммигрантов-нелегалов.

2. Влияние миграции рабочей силы на экономику                                      

Система экономических связей, возникающих между государства­
ми в связи с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая де­нежные переводы на родину иммигрантов, а также выплату субси­дий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу. Для страны, принимающей рабочую силу, это ведет к повышению кон­курентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабо­чей силы.

Помимо этого можно отметить следующее:

• иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополни-, тельную занятость в стране пребывания;

• при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональ­ную ПОДГОТОВКУ;

• иностранные рабочие часто рассматриваются как определен­ный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они пер­выми могут быть уволены;

• иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учи­тываются при реализации разного рода социальных программ.

По мнению специалистов организации экономического сотруд­ничества и развития (ОЭСР), иммигранты улучшают демографичес­кую картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции в семьях переселенцев появляется 10% всех новорожденных, в Швейцарии — 24%, в Люксембурге — почти 38%. Вместе с тем, хотя общий темп старения населения замедляется, на соотношение рождаемости и смертности у коренных жителей эта статистика не влияет никоим образом.

Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, свя­занных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести возник­новение элементов социальной напряженности в обществе (при за­нятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работни­ки), межнациональную неприязнь и др.

Выгоды стран-экспортеров:           Основная выгода состоит в том, что  экспорт  рабочей  силы  рас­сматривается как весьма важный источник валютных поступлений. Имеется три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

• налоги с прибыли фирм-посредников;

• переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родст­венников;

• личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).

На основе ряда зарубежных и отечественных исследований об эффективности товарной торговли и экспорта рабочей силы можно сделать определенный вывод о большей эффективности последнего фактора.

По данным МВФ, средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, а услуг — 50%. Например, Югославия в 80-х гг. имела около 10 млрд долл. поступлений от экспорта товаров и услуг ежегодно, практическая прибыль от этого экспорта составляла при­мерно 2,5 млрд. долл. От экспорта рабочей силы только в виде пере­водов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении работников домой из-за рубежа — еще столько же. В итоге фактические по­ступления достигали 7 млрд долл. Экспорт рабочей силы являлся фактически главным источником валюты для Югославии. По рас­четам некоторых российских экономистов, валютная эффектив­ность экспорта рабочей силы минимум в пять раз выше валютной эффективности товарного экспорта.

Расчеты зарубежных специалистов показывают, что роль част­ных переводов особенно велика для стран со средним уровнем раз­вития. Для этих стран экспорт рабочей силы представляет значи­тельный источник валютного дохода, в отдельные годы превышаю­щий поступления по остальным видам внешнеэкономических свя­зей. Например, в Пакистане в течение последних 15 лет сумма по­ступлений от работающих за рубежом была больше поступлений от экспорта товаров и услуг в пять раз.

Валютные поступления от экспорта рабочей силы в 90-е гг. воз­растают у развивающихся стран наиболее высокими темпами — 10% в год. Получая ежегодно значительные суммы от этого источ­ника, многие развивающиеся государства стали специализироваться на предоставлении трудовых услуг, экспорт которых стал важней­шим источником валютных доходов. Так, для АРЕ эксплуатация Су­эцкого канала в конце 80-х гг. давала прибыль 970 млн. долл. в год, туризм — 600 млн. долл., переводы эмигрантов — более 3 млрд. долл. В Йемене переводы эмигрантов в отдельные годы в 30 раз превышали поступления от экспорта. По данным на начало 90-х г.г, около 40 стран мира получали от своих граждан из-за рубежа не менее 100 млн. долл., а для 10 стран эта сумма составила более 1 млрд. долл. По данным МВФ, частные переводы, включаемые в доходную часть платежных балансов, на 90% состоят из поступле­ний от лиц, уехавших на заработки.

Помимо этого для стран — экспортеров рабочей силы умень­шение давления избыточных трудовых ресурсов означает, соответ­ственно, снижение социального напряжения в целом. Трудящиеся страны-экспортера обучаются новым профессиональным навыкам, знакомятся с передовой организацией труда.

В то же время страны — экспортеры капитала сталкиваются и с некоторыми негативными явлениями. Главное — это отток ква­лифицированных, инициативных кадров, столь необходимых наци­ональной экономике.

3. Проблема «утечки умов»

Международная миграция рабочей силы возникла, многие столетия назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения. Наиболее активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в уровне оплаты труда. Сторонники неоклассического подхода, в соответствии с которым, каждый человек получает и потребляет предельный продукт своего труда, считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны, причем экономическое развитие государства, из которого происходит эмиграция, остается прежним или, во всяком случае, не ухудшается.

Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи широко обсуждалась идея введения налога на «утечку мозгов», доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития. В последние годы акцент в анализе миграции сместился на исследование аккумуляции человеческого капитала как эндогенного фактора экономического роста стран. Исходя из того, что накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамках этой группы моделей международная миграция является одним из объяснений различий в темпах экономического роста между странами.

«Утечка мозгов» («brain drain») – международная миграция высококвалифицированных кадров (ученых, специалистов, менеджеров и т.д.)

 «Утечка мозгов» является серьезной проблемой для большинства развивающихся стран, особенно в Африке (Малави, Судан, Заир, Замбия). Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые, вернувшиеся на родину после того, как они несколько лет работали в высокотехнологичных американских корпорациях в районе Силиконовой долины, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.

Проблема "утечки мозгов" из России. Важно отметить, что живое знание, являясь национальным богатством, не входит в понятие ИР, речь здесь идет от отчужденных от носителей знаниях. Уровень "живого знания" в каждой стране определяется историческим наследием, уровнем образования, профессиональной квалификации и т.д. С живым знанием как национальным богатством связана печально известная проблема "утечки мозгов" из России. По данным МВД России, в 1992 году эмигрировало 4576, а в 1993 году - 5876 работников науки и образования. Наиболее "выездной" возраст 31-45 лет. По прогнозам Комиссии Совета Европы по образованию, убытки России от этого процесса могут достигнуть 50-60 млрд. $ в год. Есть основания полагать, что нынешние масштабы интеллектуальной эмиграции - только вершина айсберга в сравнении с тем, что нас ожидает. Как показывают социологические опросы, более 80% отечественных ученых хотели бы уехать за рубеж и уедут, как только представится подходящая возможность. Значительная часть научной молодежи России уже практически живет за рубежом, формально числясь сотрудниками российских НИИ. "Внутренняя" утечка умов еще основательнее: сейчас на одного эмигрирующего ученого приходится 9 коллег, покидающих науку ради успеха в бизнесе или политике.

В основе всего лежат физические свойства человека. На процессы воспроизводства населения и мировой экономики влияние оказывают обеспеченность продовольствием, инфекционные заболевания. Все это оказывает влияние на работоспособность. Второе качество рабочей силы - способность населения привести в действие производительные силы и их совершенствование. Уровень развития общего и специального образования оказывает влияние на квалификационный уровень рабочей силы. Имеет важность способность к усваиваю технических средств, принятию решений. Существует прямая зависимость между обучением и ВВП: увеличение образования на один год влечет увеличение ВВП на 3%. После второй мировой войны произошло повышение уровня образованности в целом, но есть региональные разрывы (в 50-х гг. уровень образования в Азии составлял 25% от мирового) . Самое неблагоприятное положение с образованием в Африке, где в 90-м г. начальное образование получили только 50% детей. Однако снижение уровня образования происходит и в развитых странах (с 93% до 91,8%) . Во всем мире около 100 млн. детей не имеют доступ к начальному образованию. В целом в мире уровень неграмотности понизился, а число неграмотных возросло. В 1990 г. в мире было 950 млн. неграмотных (890 млн. в 75 г.) . 50% неграмотных в Индии, 21% - в Китае. В промышленно развитых странах 31 млн. неграмотных (в основном в Южной Европе). Среднее образование в мире получает 55% подростков. 36% населения западных стран имеют среднее образование. Огромное значение имеет также и качество обучения (материальная оснащенность, квалифицированность учителей). В развивающихся странах всего 8% учащихся охвачено техническим образованием. Уровень высшего образования повысился в основном за счет развитых стран. По уровню образования первое место занимает Канада, далее США, Франция, Германия, Бельгия. Если в развитых странах произошло увеличение доли молодежи в высшем образовании (с 9% до 17%) , то в развивающемся мире - сокращение.

На численность населения оказывают влияние внешние миграции - иммиграция и иммиграция. Виды международной миграции: безвозвратная, временно-постоянная, сезонная, маятниковая. Военные, политические и экономические причины миграции. Постоянный характер носят экономические миграции. Вынужденные миграции вызваны причинами не экономического порядка. В 80-90-е гг. резко возросло число беженцев. Африка - 6 млн., Азия - 10 млн., Югославия - 2 млн. В 1992 г. всего в мире было 18 млн. беженцев (по сравнении с 10 млн. в 80-е гг.). Трудовая миграция играет основополагающую роль в миграциях населения. Трудовая миграция является типичным социально-экономическим явлением и охватывает все страны. В 1993 г. насчитывалось 30 млн. трудовых мигрантов. Причины миграции: национальные различия в уровнях зарплаты (более 1/2 международных мигрантов - выходцы из развивающихся стран), диспропорции на рынке труда, безработица. Со второй половины 20 в. мощным центром притяжения мигрантов стала Западная Европа (после. Второй Мировой войны) . В 70-е гг. усилилась миграция в район Персидского залива. 70% нефтяников мигранты из более бедных стран. По доле мигрантов в населении выделяется Израиль - 2/3 населения (1/3 из СССР) . В Лат. Америке, в Аргентине и Бразилии численность мигрантов дошла до 8 млн. человек. В последние десятилетия увеличилась миграция в Сингапур и Гонконг. В Африке выделяется ЮАР. Основными поставщиками рабочей силы являются Индия, Пакистан, Филиппины, Малайзия, Ливан, Марокко, Алжир, Гана, Тунис. Происходит отток из Мексики.

Влияние миграций: демографическое развитие регионов, экономический аспект. Выгодность принимающей стороне состоит в том, что они экономят на подготовке специалистов, получают молодое, трудоспособное население. Выделяется группа трудовых мигрантов - "мозги” - работники науки, врачи. В 50-60-х гг. движение ученых шло между развитыми странами из Европы в Америку. Для 70-х гг. характерна миграция различных специалистов из развивающихся стран в развитые. Около 2/3 "утечки мозгов” приходится на США (инженеры в США - 40% иммигранты). Чистый выигрыш для США от одного инженера в 70-е гг. составил 250 тыс. долларов. Существует также социальное влияние миграции. В 90-е гг. отток мозгов из СССР составил 150 тыс. человек. Миграции могут способствовать частичному ослаблению социальных и экономических проблем. В Буркина-Фасо 31% валовых поступлений составляют доходы от мигрантов в другие страны. С 70-х гг. стали предприниматься меры для ограничения миграции. Происходит селективность доступа населения в соответствии с экономическими нуждами страны-импортера и ее внешней политики.

В 80-х гг. для развивающихся стран Азии, Латинской Америки, отчасти Африки стала характерной «утечка умов». В середине 90-х гг. только в США работало около 1,5 тыс. южнокорейских спе­циалистов, имеющих ученую степень, что превышало численность защитивших диссертации в высших учебных заведениях Корейской Республики. Такой разрыв объясняется тем, что многие корейские студенты по окончании учебы в США не возвращались на родину, продолжая научные исследования в американских научных и учеб­ных учреждениях.

Привлечение интеллектуальной иммиграции для США — обыч­ная практика. Около половины прироста численности специалистов в области математики, особого программного обеспечения обеспе­чивает импорт иностранной рабочей силы. Ведь затраты на подго­товку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600— 800 тыс. долл.

Международная миграция рабочей силы, существующая в рам­ках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для этих стран характерно такое явление, как «утечка умов», на­пример, из Западной Европы в США. Впервые в концентрированном виде этот процесс проявился на рубеже 40—50-х гг., когда большое количество специалистов, ученых из Западной Европы стали пере­мещаться в США. В результате пострадал ряд научных направлений в ФРГ, Италии, Франции.

В период с 1989 по 1992 г. «утечка умов» из России достигла своего пика. За этот период из страны зарубеж на постоянное место жительства уехало около 10% научных работников разного профиля (примерно 75 тыс. человек). Потеря специалистов отра­жается на всех отраслях российской науки и образования. По дан­ным Совета безопасности РФ, на 1997 г. из 100 всемирно известных российских ученых 50 эмигрировали из России навсегда. Только из МГУ безвозвратно уехало 10% профессорско-преподавательского состава. По некоторым оценкам, страну покинули 70—80% ее ма­тематиков, 50% физиков-теоретиков.

Основной поток интеллектуальной миграции (96,3%) идет в Гер­манию, Израиль, США как правило, уезжают программисты, хими­ки, электронщики, механики, физики-теоретики, специалисты по физике твердого тела, молекулярной биологии, прикладной меха­нике, математике, представители перспективных направлений ме­дицинской науки.

Нарастающая с начала 90-х гг. интеллектуальная эмиграция рос­сийских ученых и специалистов в различные страны мира объясня­ется невостребованностью таланта, опыта и квалификации в усло­виях кризиса. Заметно ухудшилось материальное положение заня­тых в науке, научном обслуживании и высшем образовании. Нарас­тает неудовлетворенность инфраструктурной обеспеченностью российской науки. По оценкам зарубежных экспертов, российские ученые обеспечены исследовательским оборудованием в 80 раз, а литературой — в 100 раз хуже западных. Средний возраст 60% из­мерительных приборов превышает 15 лет, в то время как на Западе такая аппаратура считается устаревшей уже через 5 лет с начала эксплуатации.

Возможности российской миграции рабочей силы достаточно велики и в развивающиеся страны. В советский период эта миграция носила плановый характер. В страны «третьего мира» на контракт­ной основе направлялись врачи, инженеры, преподаватели и другие специалисты. Теперь наибольшим спросом пользуются ученые и специалисты в области прикладных исследований. При этом особая заинтересованность проявляется в отношении ученых-естественни­ков, специалистов военно-промышленного комплекса и технологий двойного назначения. Весьма заинтересованы в импорте россий­ского интеллектуального потенциала Южная Корея, КНДР, Брази­лия, Аргентина, Мексика, ряд арабских стран.

Каков общий объем «утечки умов» из России?

По оценкам российских специалистов, к 2000 г. ее общая чис­ленность приблизится к 1,5 млн. человек. Ежегодные прямые потери России в результате «утечки умов» можно оценить не менее чем в 3 млрд. долл., а суммарные, с учетом упущенной выгоды, — в 50— 60 млрд. долл. Другими словами, страна каждый год теряет сумму, эквивалентную 1/3 всей своей внешней задолженности. А США, к примеру, за счет импорта ученых и высококвалифицированных спе­циалистов (не только из России) дополнительно получают 80—100 млрд. долл. в год.

Параллельно «утечке умов» в 90-х гг. появилось и новое для Рос­сии явление — бизнес-миграция. Это явление представляет собой эмиграцию предпринимателей, вызываемую отсутствием политичес­кой и экономической стабильности в России, засильем криминалитета, стремлением реализовать накопленный потенциал в более благоприятной обстановке.

Рассматривая безвозмездную российскую трудовую миграцию как негативный момент в ходе либерализации международных эко­номических отношений, следует вместе с тем признать, что вре­менная легальная трудовая миграция (в том числе интеллектуаль­ная) может быть целесообразной, выгодной для государства и об­щества при условии, что она не угрожает национальной безопас­ности России.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ