Главная » Учебно-методические материалы » МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО » Мировая экономика: лекционный материал

Тема 7. Интеграционные процессы в мировой экономике
30.01.2012, 12:34

1. Международное сотрудничество.

2. Понятие, формы и факторы интеграции.

3. Роль торговых союзов и зон свободной торговли.

4.Европейский союз как наиболее зрелая интеграционная группировка.

5. Североамериканская зона свободной торговли.

6. Экономическое сотрудничество в Азиатско – Тихоокеанском регионе.

1. Международное сотрудничество

  Международное производственное сотрудничество

  Динамика, направления и характер международных связей в сфере производства в наибольшей степени обусловливают содер­жание и развитие интеграционных процессов в целом, охватыва­ющих как сферу производства, так и сферу обращения. Все чаще торговые связи отодвигаются на второй план, становясь заверша­ющим этапом международного производственного сотрудничест­ва. Можно выделить несколько этапов международного произ­водственного сотрудничества.

  Первый этап Он связан с международной специализацией стран преимущественно на основе общего разделения труда, т.е. когда развивается обмен продукции одной отрасли производства (например, промышленности) на продук­цию другой (например, сельского хозяйства).

  Второй этап   Этот этап характеризуется интенсивным развитием межотраслевой специализации на базе частичного разделения труда, что связано прежде всего с ус­ложнением отраслевой структуры материального производства, т.е. с дифференциацией отраслей промышленности. Выражается это в появлении "международно-специализированных отраслей" и производств, с продукцией которых страна выходит на междуна­родный рынок.

  Третий этап  Он характеризуется тем, что наряду с развитием международной отраслевой специ­ализации, основанной на общем и частичном разделении труда, начинается процесс углубления международной внутриотраслевой специализации, основанной на частном, а также единичном раз­делении труда. Выражается это в обособлении производства от­дельных частей продуктов (агрегатов, узлов, деталей) с целью до­стижения массового производства, высокого уровня производи­тельности труда на базе новой техники и технологии, снижения издержек производства и пр. Естественно, что эта специализация требует широких кооперационных связей для создания конечного продукта (машины, агрегата, производственного объекта).

  Базовые для производственного сотрудничества понятия — международная специализация и кооперация производства — не­разрывно связаны.

Международная производственная кооперация — это непосред­ственное соединение в повседневном взаимодействии труда субъ­ектов — юридических лиц разных стран в одном и том же, либо в разных, но связанных между собой процессах производства. Та­ким образом, международная производственная кооперация объ­единяет ее участников единством конкретной производственной цели.

Основные формы международного производственного сотрудничества

Это совместная координация производст­ва и сбыта на основе специализации и ко­оперирования, совместное владение пред­приятиями (совместное предприятие), под­рядное строительство, научно-техническое сотрудничество. Не всегда эти формы существуют в "чистом" виде. Однако наиболее часто на практике фирмы организуют совмест­ные производства какой-либо продукции или оказание услуг про­изводственного характера на основе межотраслевой и внутриотраслевой специализации, прибегая при этом к созданию совмест­ных предприятий, в которых тесно сочетаются научная, произ­водственная и торгово-сбытовая деятельность.

Совместное производство на основе международной специа­лизации, как правило, отражает довольно высокий уровень раз­вития международных интеграционных процессов и связей между фирмами разных стран.

Характерными признаками производственного сотрудничества являются:

- долгосрочность, стабильность и регулярность экономических отношений между партнерами;

- наличие в качестве непосредственных субъектов производст­венной кооперации промышленных предприятий (фирм) из раз­ных стран;

- закрепление в договорном порядке в качестве главных объек­тов кооперации готовых изделий, компонентов, других частич­ных продуктов и соответствующей технологии;

  - распределение заданий в рамках согласованной программы, закрепление за партнерами производственной специализации ис­ходя из основных целей соглашений между ними;

  - связь взаимных или односторонних поставок товаров между партнерами с реализацией производственных программ в рамках международного сотрудничества, а не с выполнением обычных договоров купли-продажи.

   Международное научно-техническое сотрудничество

       Особо можно выделить научно-техническое сотрудничество, которое осуществляется в виде совместных программ научно-ис­следовательских и проектно-конструкторских работ путем объ­единения научных, финансовых и материальных ресурсов, созда­ния совместных научно-исследовательских групп специалистов или организаций.

     Наиболее рациональными и эффективными формами этого сотрудничества являются:

  - создание общих научно-исследовательских центров, бюро, ла­бораторий для использования новейших научно-технических идей, конструирования, маркетинговых исследований и технико-эко­номических расчетов;

  - совместные эксперименты в области совершенствования действующей техники и технологии с целью улучшения технико-экономических показателей работы фирмы;

  - совместные изыскания и изучение зарубежного опыта в облас­ти организации производства и труда;

  - текущая координация и консультации по вопросам научно-тех­нической политики;

  - организация подготовки квалифицированного исследователь­ского персонала.

Особо важным для научно-технического сотрудничества явля­ется анализ его эффективности. Эффективность полученных на­учных результатов рассматривается в нескольких аспектах.

   Теоретическая ценность состоит в методах решения проблемы, областях применимости результатов, влиянии на смежные отрас­ли науки.

   Техническая ценность характеризуется уровнем технических ха­рактеристик (надежности, долговечности, производительности и т.п.), конкурентоспособностью, значением для сотрудничества стран и фирм.

  Прикладная ценность выражается в возможности и сферах при­менения результата в народном хозяйстве или на фирме, масшта­бах внедрения, наличии побочных результатов. Перспективность мероприятия .оценивается временем, в течение которого можно эффективно использовать результат.

  Предполагаемая стоимость разработок включает затраты на научные исследования, подготовку специалистов, создание и ус­тановку необходимого оборудования, на информационное обес­печение. Время разработки складывается из времени на подготов­ку материально-технической базы исследований и их проведение, на получение и проверку результатов, на внедрение.

  Вероятность реализации планов и результатов разработки связана с  соответствием научной и материальной базы разрабатывае­мой проблеме, с правильностью выбранной формы сотрудничест­ва. Экономическая эффективность внедрения результатов опреде­ляется чистым эффектом (прибылью), сроками окупаемости, кон­курентоспособностью по экономическим показателям националь­ного и мирового уровня.

2. Понятие, формы и факторы интеграции

Экономическая интеграция сложное историческое явление. Междуна­родная экономическая интеграция — отнюдь не новое явление XX в., как обычно отмечается в научной литературе. Объединенная Европа, которую «сколотил» огнем и мечом Наполеон Бонапарт, имела прежде всего общую торгово-экономическую базу. Неслучайно была введена континентальная блокада (прежде всего в области торговли) Великобритании. Опыт экономи­ческого объединения Европы пытались использовать и лидеры нацистской Германии, добившиеся немалых успехов в интеграции производства, финан­сов, материально-технических и людских ресурсов десятков стран Европы (частично — Африки).

«Двойная» интеграция. В современном мире происходит как бы «двойная» интеграция:

•  всемирная экономическая интеграция, порожденная процессами транс­
национализации и глобализации;

•  традиционная региональная интеграция, развивающаяся в определенных институциональных формах еще с 50-х годов.

Международная экономическая интеграция — это обширная деятельность государств (правительств), экономических агентов (предприятий), различных субъектов хозяйственной, правовой, культурной и тому подобной дея­тельности, направленной на взаимоприспособление и взаимопроникновение наци­ональных экономик (производства, свободного передвижения и перемещения финансов, транспорта, рабочей силы); максимальное объединение националь­ных экономик в одно целое с точки зрения поставленных задач, включение их в единый воспроизводственный процесс в рамках (и масштабах) интегрируемы стран. Интеграционные процессы в наибольшей степени воздействовали на формирование явления экономической глобализации.

Современное мировое хозяйство отличают две противопо­ложные тенденции. Одна тенденция состоит и подрастающей глобализации, целостности мировой экономики, другая харак­теризуется обособлением, образованием экономических центров мирового хозяйства, экономическим сближением и взаимовли­янием отдельных стран и регионов, созданием международных интеграционных группировок.

Международная экономическая интеграция является основ­ной характеристикой современной мировой экономики. Она представляет собой особый, новый этап в интернационализа­ции мирового хозяйства.

Интеграция, начавшаяся в 50-е годы в Западной Европе, связана с ростом и качественным изменением производительных сил, развитием и углублением международного разделения труда, с процессом интернационализации производства и капитала, стремлением к интернационализации международных хозяйст­венных отношений капиталистических стран.

Важнейшей причиной интеграции является научно-техниче­ский прогресс, что требует значительных ресурсов: материальных, финансовых, трудовых; обширных рынков, совместной работы от­дельных стран в научно-технической области. Одной из главных причин интеграции стало развитие крупных монополий, впослед­ствии ТНК. Государственно-монополистический капитал с помо­щью интеграции надеялся завоевать новые рынки сбыта, рынки сырья, максимально увеличить свои прибыли, опираясь при этом на поддержку государственной власти. Немаловажной причи­ной интеграции является политический фактор: стремление го­сударств с помощью интеграции обрести больший политический вес, авторитет в мировом сообществе.

Международная экономическая интеграция проявляется в различных формах; по мере развития она проходит несколько ступеней зрелости: а) зона свободной торговли; б) таможенный союз; в) общий рынок; г) экономический союз; д) полная эко­номическая интеграция. Развитие интеграции сопровождается заключением между странами торгово-экономических союзов, а также межгосударственных соглашений, юридически закреп­ляющих союз между странами.

Зона свободной торговли (ЗСТ) — начальный уровень интеграции, при котором страны-участницы договариваются о полной взаим­ной отмене таможенных тарифов и квот. В то же время каждое государство проводит свою собственную торгово-экономическую политику в отношении третьих стран.

К такому типу интеграции можно отнести два следующих примера. В Центральной Европе четыре страны - Венгрия, Польша, Словакия и Чехия – в декабре 1992г. подписали Центрально – европейское соглашение о свободной торговле (СЕФТА); в 1996г. к соглашению присоединилась Словения. Другой пример – Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), созданная на базе Соглашения между США, Канадой и Мексикой, которое вступило в силу с 1 января 1994г.

Таможенный союз (ТС) — объединение, при котором страны-члены не только ликвидируют таможенные тарифы и квоты внутри со­юза, но и устанавливают единые таможенные тарифы в отношении третьих стран. Учреждение единых тарифов и квот для третьих стран отличает таможенный союз от зоны свободной торговли.

Основное различие между ЗСТ и ТС состоит в том, что первая ставит основной целью постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.п., т. е. регулирует процесс интеграции, объединения сфер; второй утверждает существование беспошлинной торговли, обеспечивает ее.

Общий рынок — более развитый тип интеграции. Кроме устранения таможенных барьеров между государствами — членами объединения, установления единой системы тарифного и нетарифного регулирования по отношению к третьим странам, общий рынок устанавливает свободное движение факторов про­изводства: капитала, рабочей силы между государствами-участ­никами, а также единую торговую политику в отношении тре­тьих стран. Это требует более высокого уровня организации, координации межгосударственной экономической политики.

Экономический союз — еще более высокая ступень интегра­ции, когда в дополнение к тому, что мы имеем в рамках обще­го рынка, происходит согласование, координация экономической политики стран-участниц путем периодических встреч, совеща­ний глав государств и правительств, руководителей различных министерств (финансов, промышленности, сельского хозяйства), а также директоров, представителей центральных банков и дру­гих экономических структур.

Полная экономическая интеграция совмещает все рассмотренные типы интеграции плюс проведение единой экономичес­кой политики государствами — членами группировки, что тре­бует унификации правового законодательства в пределах данного интеграционного союза. Полная экономическая интеграция пред­полагает общую для всех стран-участниц валютную политику, т.е. единую валютную систему с едиными валютными отношениями и единым валютным механизмом: единую валюту, единые пра­вила регулирования валютных курсов, общий центральный банк и пр.

Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных факторов, среди которых важнейшее место занимают:

- возросшая интернационализация хозяйственной жизни;

- углубление международного разделения труда;

- общемировая по своему характеру научно – техническая революция;

- повышение степени открытости национальных экономик.

3. Роль торговых союзов и зон свободной торговли

Национальные беспошлинные таможенные территории

Еще с XVI в. в международной торговой практике получило рас­пространение выделение из таможенной территории страны особого участка в районе крупных морских портов (позднее - в районе железнодорожных узлов и аэропортов), куда иностранные товары могут ввозиться беспошлинно и где они могут храниться неограниченный срок, экспонироваться на выставках, расфасовываться, пересортировываться и переупаковываться, а затем вывозиться в другие страны (или с уплатой пошлины поставляться на внутренний рынок страны). Контроль над товарами, находящимися на таких участках, сводится к минимуму и обычно ограничивается наблюдением за ними.

Использование беспошлинных районов дает поставщикам ряд преимуществ: позволяет отложить реализацию товара до повышения спроса и соответственно цен, дает возможность демонстрировать его потенциальным оптовым покупателям и дорабатывать с целью уплаты в дальнейшем меньшей пошлины. Страны-создатели таких районов получают возможность увеличивать занятость в примыкающей местности, развивать транспортную сеть и другие коммуникации.

Так, например, Европейский союз представляет собой таможенный союз, поэтому единая торговая политика здесь - реальная необходимость. В зоне свободной торговли типа ЕАСТ торговая политика остается делом каждой страны.

Свободные зоны  в развитых странах

По оценке западных экспертов, к середине 90-х г. в развитых страна было зарегистрировано, 235 действующих свободных зон. Хотя такие зоны существуют практически во всех странах, наибольшее распространение они получили в США.

Создание американских свободных внешнеторговых зон (ВТЗ) предусмотрено специальным законом 1934 г. Целью этого закона было поощрение торговли, ускорение операций, сокращение торговых издержек. Первоначально ВТЗ использовались в основном как транзитные или консигнационные склады для хранения, переупаковки или незначительной обработки иностранных товаров, предназначенных для реэкспорта. Первые из них были созданы в Нью-Орлеане, Лос-Анджелесе, Сиэтле, Сан-Франциско, Сан-Антонио.

В 1952 г. было позволено создавать субзоны (т.е, индивидуальные зоны для конкретных фирм}, деятельность которых носит специализиронанный характер. Субзоны могут быть образованы только для фирм, имеющих разрешение на операции в обычных зонах.

Решение о создании зон и субзон принимает Совет по внешнеторговым зонам - межведомственный орган, председателем которого является министр торговли США. В состав Совета входят также министр финансов и министр армии. Деятельностью руководит исполнительный секретарь, ежегодно представляющий Конгрессу доклады о проводимой работе.

Законом установлено, что при каждом официальном порте прибытия может быть создана по крайней мере одна ВТЗ. Решение о ее создании принимается по заявкам компаний после публичных слушаний, причем иногда возникают споры преимущественно по поводу предоставления права на образование субзон - из-за протестов местных предпринимателей и профсоюзных организаций, опасающихся усиления иностранной конкуренции.

Любая фирма может обратиться к властям США с просьбой о предоставле­нии "привилегированного статуса" в пределах зоны для иностранного товара, еще не подвергшегося обработке или изменениям, но требующего его тарифной переклассификации. В соответствии с ним таможенные власти заранее оценивают и классифицируют товар, с тем чтобы определить размеры налогов и пошлин, взимаемых с него в случае его ввоза на таможенную территорию США (т.е. оценка и классификация товара производятся в момент ввоза на территорию ВТЗ, а не на таможенную территорий США). При фактической поставке импортер платит эту заранее определенную сумму, даже если товар подвергается обработке или изменениям в пределах зоны. Товар, который не имеет такого статуса, оценивается в момент ввоза на таможенную территорию США. Это дает преимущества для тех, кто пользуется ВТЗ.

Свободные промышленные зоны (СПЗ) в развивающихся странах представляют собой территории, в пределах которых действует особый режим, разрешающий создаваемым на этих территориях промышленным предприятиям осуществлять беспошлинный ввоз машин, оборудования, материалов, сырья и полуфабрикатов для производства товаров на экспорт.

Установление такого режима регулируется соответствующими законода­тельными положениями., устанавливающими льготный таможенный и фискальный порядок функционирования в рамках СПЗ промышленных предприятий. Если продукция, произведенная в СПЗ, поступает на внутренний рынок, она облагается таможенными пошлинами и всеми налогами и сборами, которые обычно взимаются при импорте таких товаров из-за границы.

Во второй половине 80-х гг. в развивающихся странах и территориях действовало свыше 140 СПЗ, в том числе в Латинской Америке - 73, странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока - 24, Африке - 22, странах Ближнего и Среднего Востока - 17.

Большинство СПЗ создается на базе свободных зон, расположенных около крупных торговых портов, аэропортов и обеспечивающих удобства доставки и отгрузки, где действовал режим неограниченного беспошлинного ввоза и вывоза товаров, их свободной перегрузки, складирования (без налогообложения в течение определенного времени), переупаковки, расфасовки. Со временем в этих зонах стали создаваться промышленные предприятия, основная деятельность которых заключалась в производстве товаров на экспорт. Эти предприятия, первоначально осуществляя обработку или доработку ввозимых полуфабрикатов, в дальнейшем стали производить экспортные товары, используя при этом местное сырье, импортное оборудование и технологию.

 Создание СПЗ в развивающихся странах вызвано комплексом экономичес­ких причин: необходимостью стимулирования развития промышленного производства на экспорт, привлечения в страну иностранного капитала и передовой технологии, приобретения и совершенствования навыков управления производством; потребностью в создании новых рабочих мест и содействии социально-экономическому развитию отсталых регионов. В ряде стран число работающих в таких зонах в начале 90-х гг. превышало 20% рабочих и служащих всей обрабатывающей промышленности. При этом развивающиеся страны преследовали также и такие цели, как рост валютных поступлений, более рациональное использование местного сырья и повышение степени его обработки, установление связей между отраслями промышленности СПЗ и внутренним производством.

Инвесторы в СПЗ пользуются финансовыми льготами: полностью или частично освобождаются от уплаты подоходного налога (сроком до 20 лет), налога на прибыль и недвижимость, а также других прямых и косвенных налогов на длительные сроки. Беспошлинный импорт носит неограниченный во времени характер. Кроме того, иностранные инвесторы освобождаются от валютного контроля и предоставления гарантий, касающихся возврата вложенного капитала, а также получают право неограниченного перевода прибылей и согласованных лицензионных платежей. Наконец, они могут использовать ресурсы местных денежных рынков либо капиталы госу­дарственных или частных банковских учреждений. Дополнительными льготами являются более низкие цены за электро- и водоснабжение, аренду земли и приобретение стандартных заводских построек.

Основной отличительной чертой функционирования СПЗ является упрощение в административном порядке беспошлинного ввоза. Другие льготы, предоставляемые инвесторам в пределах СПЗ, в большинстве случаев аналогичны преимуществам, предоставляемым экспортным отраслям промышленности и за пределами зон, хотя освобождение от налогов предприятий в СПЗ действует в течение более длительного срока.

4.Европейский союз как наиболее зрелая интеграционная группировка

Официально до 1 ноября 1993 г. ведущая интеграционная группировка западноевропейских стран называлась Европейским сообществом. Она появилась после слияния в 1967 г. органов трех ранее самостоятельных региональных организаций:

Европейского объединения угля и стали – ЕОУС (ECSC), соответствующий договор вступил в силу в 1952 г.;

Европейского экономического сообщества – ЕЭС (ЕЕС) ***; Римский договор о создании ЕЭС заключен в 1957 г., вступил в силу в 1957 г.;

Европейского сообщества по атомной энергии – Евратом (EVRATOM); договор вступил в силу в 1958 г.

Важной вехой в развитии ЕС явился вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Единый европейский акт, одобренный и ратифицированный всеми членами Сообщества. Этим актом внесены и юридически закреплены глубокие изменения в договоры об образовании ЕС.

Во-первых, деятельность ЕС в области экономической интеграции соединялась с европейским политическим сотрудничеством в единый процесс. Предусмотрено было создание Европейского союза, который должен обеспечить не только высокую степень экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества стран-участниц, но и согласование внешней политики и обеспечение безопасности.

Во-вторых, в Едином европейском акте была поставлена задача создания в рамках ЕС единого внутреннего рынка "как пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц”, что и было достигнуто. Ранее существовавший общий рынок предусматривал не полную ликвидацию всех барьеров во взаимной торговле, а лишь более свободное перемещение товаров через национальные экономические границы.

Для реализации идеи "единого рынка” Комиссия ЕС разработала примерно 300 программ по устранению преград в торгово-экономическом обмене между странами ЕС. К середине 90-х годов эти преграды в основном устранены.

В декабре 1991 г. и феврале 1992 г. были подписаны договоры о формировании экономического и валютного союзов (Маастрихтские соглашения), в результате чего к концу века в ЕС будет единая денежная единица и единый центр формирования валютной и денежно-кредитной политики – Центральный банк и Европейская система центральных банков по типу  Федеральной резервной системы США.

Реализация Единого европейского акта привела к созданию Европейского союза, имеющую структуру федеративного типа.

С 1 ноября 1993 г., после вступления в силу Маастрихтских соглашений, официальное название этой группировки – Европейский союз. Развитие интеграции в рамках ЕС прошло ряд этапов, характеризующихся как её углублением, переходом от низших форм (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок ) к высшим – экономический и валютный союзы, так и увеличением числа участников.

В настоящее временя ЕС – это окончательно оформленный экономический, валютный и политический союз. В ЕС как полноправные члены Союза входят 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция.

В настоящее время ЕС насчитывает 27 стран.

Европейский Союз является наиболее продвинутой с точки зрения форм экономической интеграции группировкой в мире.

Исходной точкой формирования ЕС принято считать подписание 18 апреля 1951 г. в Париже Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом Договора о создании Европейского объединения угля и стали. Через шесть лет (25 марта 1957 г.) в Риме этими же странами были подписаны договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Вместе с Парижским договором Римский договор 1957 г. заложил конституционные основы Европейского сообщества, став фундаментом для создания зоны свободной торговли шести стран. В соответствии с Римским договором миссия сообщества заключается в том, чтобы путем создания общего рынка и постепенного сближения экономической политики государств-членов способствовать гармоничному развитию экономической деятельности во всем сообществе, непрерывному и сбалансированному экономическому росту, повышенной стабильности, ускоренному подъему уровня жизни и более тесным связям между государствами, которое оно объединяет. Конкретные положения договора касаются создания единого рынка товаров, организованного и ограниченного общими правилами и политикой, в особенности в области сельского хозяйства.

Западноевропейская интеграция в своем развитии прошла следующие этапы:

1958-1969 гг. – этап создания зоны свободной торговли;

1968-1976 гг. – этап создания таможенного союза;

1987-1992 гг. – этап создания общего рынка;

с 1993 г. – этап создания экономического и валютного союза (ЭВС).

Продвижение к ЭВС было запланировано в виде трех последовательных фаз:

а) 1990-1993 гг. – последовательная, связанная с либерализацией движения капиталов внутри ЕС, завершением формирования единого внутреннего рынка, разработкой мер по сближению ряда макроэкономических показателей стран-членов;

б) 1994-1998 гг. – учреждение Европейского валютного института, разработка юридической базы и процедур будущей Европейской системы центральных банков во главе с Европейским центральным банком, подготовка к введению евро;

в) 1999-2002 гг. – осуществление участниками валютного союза единой валютной политики, введение евро сначала в безналичный, а потом в наличный оборот и изъятие из обращения национальных денежных знаков.

Важнейшим элементом механизма западноевропейской интеграции выступает совместное проведение отраслевой и региональной политики.

Наибольшие успехи достигнуты в проведении совместной аграрной политики, которая преследует следующие цели: максимально возможное снабжение населения продуктами питания собственного производства, защита внутреннего продовольственного рынка, обеспечение конкурентоспособного участия национальных товаропроизводителей в международном разделении труда и т.д. В результате осуществления согласованной аграрной политики все страны ЕС получили возможность продавать свою продукцию по ценам, значительно превышающим среднемировые в отдельных случаях на 30% и более. Единая политика обеспечивает приоритетность внутренних закупок у фермеров, поддержку мелких хозяйств, сдерживает перепроизводство сельскохозяйственной продукции. Подавляющая часть импорта продовольствия попадает под действие компенсационных сборов, экспорт на мировой рынок субсидируется. Порядок предоставления субсидий регламентируется Комиссией ЕС. Аграрная политика внутри ЕС основывается на механизме минимальных гарантированных и ориентировочных цен, а также на государственной интервенции.

Начиная с 80-х годов в ЕС проводится активная региональная политика. Ее главными особенностями являются:

а) выделение всех средств из бюджета ЕС;

б) постепенный отказ от автоматизма и компенсирующего подхода в субсидировании, критериальность, адресность и гласность в выделении и использовании средств;

в) конкурсный характер выделения ассигнований;

г) комбинирование субсидий и коммерческого банковского финансирования.

Содействие региональному развитию в ЕС сконцентрировано по 6 основным направлениям:

1. Регионы, где душевой ВНП составляет менее 75% среднего по ЕС.

2. Регионы, испытывающие структурный кризис, с общей и промышленной безработицей выше средней по ЕС.

3. Регионы с застойной безработицей.    

4. Регионы с технологической безработицей.

5. Сельские районы, страдающие от недостатка структурных средств, с высокой безработицей, низким доходом и оттоком населения.

6. Регионы с плотностью населения менее 8 человек на 1 кв. км. Непосредственными менеджерами выделяемых средств являются 5 структурных фондов ЕС. Содействие со стороны ЕС не может превышать 85% стоимости каждого из проектов. Предпочтение отдается проектам, где кроме ЕС и регионов участвуют также центральные власти стран-членов, муниципалитеты, банки и частные инвесторы. Исследователи проблем региональной политики отмечают, что по сравнению с национальной помощь со стороны ЕС является более систематизированной, аполитичной, целевой и гласной.

Кроме рассмотренных основных форм сотрудничества в рамках ЕС осуществляется единая транспортная, промышленная, торговая политика, политика в области окружающей среды и социальная политика.

5. Североамериканская зона свободной торговли

Объективные процессы экономической интеграции происходят и в других районах мира. Наиболее развитой интеграционной группировкой в Североамериканском регионе является НАФТА-Североамериканская ассоциация свободной торговли, образованная в январе 1994 г. США, Канадой, Мексикой (название НАФТА состоит из первых букв North American Free Trade Association)

Модель развития интеграционных процессов в Североамериканском регионе иная по сравнению с западноевропейской интеграцией. В Западной Европе интеграционные процессы начинались с Римского договора 1957 г., т. е. инициатива, импульсы интеграции шли сверху вниз – от правительств, национальных государственных органов, а затем межгосударственных органов стран – членов ЕЭС. В Северной Америке импульсы к созданию хозяйственного комплекса шли снизу вверх, от стремления к сотрудничеству на микроуровне, между американскими и канадскими компаниями. С начала ХХ века постепенно размывались границы между США и Канадой путем относительно свободного движения товаров , капитала, рабочей силы. Качественное изменение экономических отношений между США и Канадой произошло в 1988 г., когда на межгосударственном уровне было заключено американо-канадское соглашение о свободной торговле. Оно предусматривало взаимные обязательства двух стран ликвидировать ограничения в торговле товарами и услугами (на транспорте, в телекоммуникациях, компьютерных, финансовых системах, в области туризма), отменить ограничения на иностранную собственность в кредитно-финансовой системе Канады и для канадских банков с США и ряд других положений.

Одновременно в 80-е годы, начале 90-х годов шел процесс взаимопроникновения экономик США и Мексики. В1992 г. Мексика подключается к американо-канадскому соглашению о свободной торговле. Интеграционные процессы в НАФТА, по замыслу его организаторов, будут идти по типу интеграции в ЕЭС: создание общих рынков товаров, капиталов, рабочей силы, технологий США, Канады и Мексики, в конечном итоге – сращивание процессов воспроизводства государств-членов, формирование единого хозяйственного организма трех стран. По численности населения, объему ВВП и ряду базовых экономических показателей североамериканская интеграционная группировка сопоставима с Европейским союзом. НАФТА обладает мощным (особенно благодаря США) экономическим потенциалом, например, ежегодный объём производства товаров и услуг США, Канады, Мексики равняется 3 трлн долл., а их доля в мировой торговле составляет почти 20%.

Основополагающие принципы соглашения НАФТА состоят в том, что 2010 г. в данной интеграционной группировке должны быть ликвидированы все торговые, а также инвестиционные барьеры между государствами – членами, отменены все таможенные пошлины между тремя странами. Кроме того, в рамках интеграционного объединения формируются американо – канадско - мексиканские группы по охране окружающей среды, учреждается на трехсторонней основе арбитражная комиссия.

Интеграционные процессы в НАФТА в сравнении с ЕС отличают: доминирующие положения в североамериканском экономическом регионе США, слабая взаимозависимость экономик Канады и Мексики и связанная с этими процессами асимметричность экономического взаимодействия США, Канады, Мексики. Нередко канадские и мексиканские фирмы действуют не как союзники, партнеры по интеграции, а как конкуренты на рынке США в борьбе за инвестиции, экспорт-импорт своих товаров, технологий, рабочей силы.

Существует немалый  разрыв в уровнях экономического развития стран-членов, что затрудняет создание единого хозяйственного комплекса. Например, объём ВВП в 1996 г. составил (в млрд долл.) в США – 6785, в Канаде – 607, в Мексике – 608. Но если по ВВП на душу населения, производительности труда и ряду других основных экономических показателей  Канада приблизилась к уровню США, то Мексика значительно отстаёт и от США, и от Канады.

В НАФТА слабо развиты сети органов межнационального регулирования и совершенно отсутствуют органы наднационального регулирования интеграционных процессов, которые имеются в Европейском союзе. Планируется, что полноценный общий рынок в пределах североамериканской интеграции будет образован к 2010 г., а в перспективе НАФТА будет интегрироваться с торгово-экономическим блоком «Меркусур»(созданным в 1991г. в составе Аргентины, Бразилии, Уругвая, Парагвая и начавшим функционировать в 1994 г.). Со временем к ним присоединятся другие государства региона. К 2020 г. предполагается добиться подлинного «интеграционного прорыва» ещё на одном важнейшем для США направлении – в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).        

Вся территория Северной Америки охвачена Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА). Хотя на государственном уровне американско – канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1988г., а Мексика присоединилась к нему в 1992г., степень взаимодействия и интегрирования североамериканской экономики не уступает западноевропейской.

Длительное время интеграционные проекты протекали преимущественно на корпорационном и отраслевом уровне и не были связаны с межгосударственным (надгосударственным) регулированием.

О масштабах экономической взаимозависимости этих стран на основе взаимной торговли, движения капиталов и производственного сотрудничества можно судить на основе следующих данных. В начале 90-х годов в США реализовывалось около 75-80% канадского экспорта (или 20% ВНП Канады). Для США канадский рынок тоже самый крупный из зарубежных. Доля в иностранных прямых инвестициях у США в Канаде – свыше 75% и 9% - у Канады в США. Жизненно важное значение имеют экономические связи с США для Мексики. В США в начале 90-х направлялось около 70% мексиканского экспорта и оттуда поступало 65% мексиканского импорта. Одновременно быстро росла торговля, развивались финансовые и другие связи Мексики с Канадой.

Соглашение о свободной торговле предполагает постепенную ликвидацию тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле и меры, облегчающие взаимные капиталовложения. Кроме того, этим соглашением предусмотрен порядок урегулирования торговых конфликтов, возникающих между его участниками.

6. Экономическое сотрудничество в Азиатско – Тихоокеанском регионе

Оно объединяет как развитые страны – Японию, Австралию, Новую Зеландию, так и большинство стран Восточной и Юго-Восточной Азии (в том числе участников региональной группировки АСЕАН)*, а также Китай и Океанию. АТЭС как оформленная региональная группировка только складывается, поэтому в ней идут интенсивные поиски схемы сотрудничества, а сама она состоит как бы из разных блоков. Так, АСЕАН, включавшая Индонезию, Малайзию, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, возникла в 1967 г., но лишь в 1992 г.ее участники поставили перед собой задачу создать в течении ближайших 15 лет зону региональный свободной торговли путем поэтапного снижения тарифов внутри нее. Что касается хозяйственного сближения стран АСЕАН, взаимодополняемости их экономик, внутрирегиональной торговли, то эти процессы еще не получили широкого развития.

В действительности каждая из стран АСЕАН полнее связана с экономикой Японии, США и с новыми индустриальными странами Азии (Сянганом, Южной Кореей, Тайванем). Значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли (в том числе и внутри АСЕАН) приходится на торговлю между местными  филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских корпораций. Растет значение Китая, особенно в странах конфуцианской культуры. Очень важно значение японо-американо-канадо-австралийских взаимных связей. 

Модели североамериканской и азиатско-тихоокеанской интеграции отличаются от западноевропейской. Если в Западной Европе интегрирование шло от создания единого рынка к экономическому, валютному и политическому союзу, что сопровождалось формированием и укреплением наднациональных структур, то в указанных регионах интеграционные процессы наиболее прочно охватывают микроуровень на основе деятельности транснациональных корпораций.

Интеграционные процессы в АТР, гигантском по своей экономической мощи, проходят на территории с населением более 3,5 млрд чел. На АТР приходится 56% мирового валового продукта, 45% мирового экспорта и 45% мирового импорта.

     - в интеграцию включены как развитые, так и развивающиеся государства, имеющие разный уровень экономического развития;

    - процессы интеграции происходят в основном на микроэкономическом уровне, между фирмами, корпорациями стран региона;

   - интеграция протекает на региональном уровне и в большей мере на уровне отдельных субрегионов;

    - степень организационной готовности интеграционных процессов пока невелика;

     - отсутствует четкое институциональное оформление данной интеграционной группировки.

Азиатско-Тихоокеанский регион включает ряд субрегиональных объединений: Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Австралийско-Новозеландскую зону свободной торговли, Южно-Тихоокеанский форум (ЮТФ), Тихоокеанский экономический совет (ТЭС).

Существуют совместные консультативные организации, помогающие институциональному становлению интеграционных процессов в АТР и в его субрегионах, например КТЭС  - Конференция по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, КТТР – Конференция по тихоокеанской торговле и развитию и др.

В процессах азиатско-тихоокеанского сотрудничества главную роль играет Япония. Хотя в последнее время все большее значение приобретают четыре «азиатских тигра», США, Китай.

Наиболее активно интеграционные процессы протекают в Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), созданной в 1967 г. в составе шести членов: Брунея, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура, Таиланда, в 1995 г. к ним присоединился Вьетнам. В 1992 г. между государствами – членами АСЕАН была достигнута договоренность об организации зоны свободной торговли к 2008 г. на основе постепенного снижения тарифов. Страны АСЕАН широко сотрудничают как между собой, так и с третьими странами, особенно с Японией, США, Южной Кореи, Тайванем, в последнее время с Китаем.

Другая крупная интеграционная группировка региона – АТЭС, учрежденная в 1989 г. Её членами (до 1997 г.) являлись 18 государств: Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, Маршалловы Острова, Мексика, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили. В 1997 г. к АТЭС присоединилась Россия, и организация стала включать 19 государств.

Цель АТЭС – путем объединения стран в данной группировке стимулировать взаимное сотрудничество в различных областях: в первую очередь, на рынке товаров и капиталов, а также в области транспорта, энергетики и др. Конечная цель объединения – образование зоны свободной торговли в 2020 г., а все необходимые условия для этого должны быть обеспечены промышленно развитыми странами объединения к 2010 г. По оценкам экспертов, Восточная Азия  (а ядром развития интеграционных процессов в ней являются АСЕАН и АТЭС) к 2000 г. – Северную Америку.

    Интеграционные процессы развиваются на различных регионах земного шара: в Африке, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке. В 80-е годы развивающиеся страны учредили более 40 торгово – экономических объединений, но большинство из них находились на этапе предынтеграции либо первых ступеней интеграции. Некоторые к настоящему времени распались, например в Африке – ЭКОВАС, в Латинской Америке – АЛАДИ, ЭКЛАК.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ