Главная » Учебно-методические материалы » МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО » Мировая экономика: лекционный материал

Тема 8. Международные экономические организации (1)
30.01.2012, 12:50

1.Общая характеристика международных финансовых институтов.

2. Международный валютный фонд.

3. Группа всемирного банка. 

4. Европейский банк реконструкции и развития.

5. Банк международных расчетов.

6. Региональные банки развития.

1.Общая характеристика международных финансовых институтов

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресур­сами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительствен­ного обсуждения, выработки консенсуса и рекоменда­ций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистичес­кие и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объеди­няет общая цель — развитие сотрудничества и обес­печение целостности и стабилизации сложного и про­тиворечивого всемирного хозяйства. К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специализированные институты ООН—МВФ и группа МБРР, а также ГАТТ, которое в 1995 г. преобразуется во Всемирную торговую организацию. Непосредствен­ная роль ООН в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях ограничена. Однако при решении проблем развивающихся стран на Конференции ООН по торговле и развитию — ЮНКТАД (с 1964 г. раз в 3—4 года) обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием этих стран. В период между сессиями функции ЮНКТАД выполняет Совет по тор­говле и развитию (две сессии в год). Проблемы миро­вой валютной системы обсуждаются в Комитете по «невидимым» статьям и финансированию, связанному с мировой торговлей, с «официальной помощью раз­витию». Он занимается также проблемами доступа развивающихся стран на мировой рынок капиталов, гарантий по экспортным кредитам, а с середины 70-х годов и внешней задолженности развивающихся стран (на основании мандата ЮНКТАД).

Специализированное учреждение ООН — Экономи­ческий совет — создал 4 региональные комиссии — для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две по­следние способствовали организации Азиатского бан­ка развития и Межамериканского банка развития. Спе­циальные фонды дополняют эти организации.

Организация Европейского экономического сотруд­ничества, созданная в 1948 г. в связи с осуществлением «плана Маршалла», затем переориентировалась на со­здание Европейского платежного союза (1950— 1958 гг.), а в 1961 г. была заменена Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Париж). Ныне ОЭСР включает 24 страны, на долю которых приходятся 16% населения и 2/3 мирового производства Запада. В рамках ОЭСР действуют 30 комитетов, в том числе по проблемам платежных ба­лансов, согласования условий экспортных кредитов (консенсус). Цель ОЭСР — содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств. ОЭСР — своеобразный клуб промышленно развитых стран для обмена мнениями и координации экономи­ческой политики, включая валютно-кредитную и фи­нансовую, ведет научно-исследовательскую работу, яв­ляется центром прогнозирования и международных сопоставлений на базе эконометрических моделей ми­ровой экономики (дважды в год).

Парижский клуб стран-кредиторов — неформаль­ная организация промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Для избежания одностороннего моратория (отсрочки платежа) кредиторы ведут переговоры с должниками «лицом к лицу» об условиях пересмотра внешних займов. Нача­ло его деятельности относится к 1956 г., когда креди­торы Аргентины были приглашены в Париж на пере­говоры с должниками. Периодические заседания Па­рижского клуба в 70-х годах сменились активной рабо­той в 80—90-х годах в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюда­тели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассмат­ривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году.

Лондонский клуб обсуждает проблемы урегули­рования частной внешней задолженности стран-долж­ников.

С середины 70-х годов разработка проблем меж­государственного регулирования перенесена на уро­вень совещаний глав государств и правительств «се­мерки» и «группы десяти», которая кроме «семерки» включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Шве­цию. На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам. И каждый раз под­тверждается принцип либерализма и международного сотрудничества в противовес центробежным тенденци­ям («каждый за себя»).

Международные финансовые институты возникли в основном после второй мировой войны, за исключе­нием Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функцио­нирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возник­новение международных финансовых институтов обус­ловлено следующими причинами.

1. Усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за наци­ональные границы.

2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кре­дитных и финансовых отношений.

3. Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, креди­тов, ценных бумаг, золота.

Специфическими причинами создания региональ­ных банков развития развивающихся стран явились:

завоевание политической независимости этими страна­ми; повышение их роли в мировом развитии; тенден­ция к региональному сотрудничеству и экономической интеграции в целях решения проблем национальной экономики.

Международные финансовые институты преследу­ют следующие цели:

1.      объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

2.      осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование:

3.      совместно разрабатывать и координировать стра­тегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

2. Международный валютный фонд

МВФ (International Monetary Fund, IMF) - меж­правительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой по­мощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кра­тко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд — специализированное учреждение ООН — пра­ктически служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на между­народной валютно-финансовой конференции ООН (1— 22 июля 1944 г.) в БреттонВудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения (Articles of Agreement) о МВФ, которое выполняет роль его Устава и вступило в силу 27 декабря 1945 г.; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 г.

СССР принял участие в Бреттонвудской конферен­ции. Однако впоследствии в связи с «холодной вой­ной» между Востоком и Западом он не ратифицировал Соглашение об образовании МВФ. По той же причине на протяжении 50—60-х годов из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба. В результате глубоких социально-экономических и политических реформ, на­целенных на интегрирование национальных экономик в мировое хозяйство, в начале 90-х годов бывшие социалистические страны, а также государства, входи­вшие ранее в состав СССР, вступили в МВФ (за ис­ключением Корейской Народно-Демократической Рес­публики и Кубы). Члены Фонда — 178 стран (середина 1994г.).

В связи с эволюцией мировой валютной системы Устав МВФ трижды пересматривался: 1) в 1969 г. с введением системы СДР; 2) в 1976 г. с созданием Ямайской валютной системы; 3) в ноябре 1992 г. с включением санкции — приостановки права участво­вать в голосовании — по отношению к странам, не погасившим свои долги Фонду'.

Структура управления. Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая стра­на-член представлена управляющим и его заместите­лем, назначаемыми на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение таких вопросов де­ятельности Фонда, как внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение Смыслов Д. В. Международный валютный фонд: со­временные тенденции и наши интересы. — М.: Финансы и статисти­ка, 1993.

Деление и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии один раз в год.

МВФ устроен по образцу акционерного предпри­ятия. Поэтому возможность каждого участника оказы­вать воздействие на его деятельность с помощью голо­сования определяется долей в капитале. В соответст­вии с принципом «взвешенного» количества голосов каждое государство имеет 250 «базисных»голосов не­зависимо от величины взноса в капитал и дополните­льно по одному голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его квоты. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее поло­вины) голосов, а по наиболее важным вопросам — как оперативным, так и экономическим и политическим — «специальным большинством» (соответственно 70% или 85% голосов стран-членов). В нынешнем Уставе выделены 53 подобных вопроса (против 9 при созда­нии МВФ) в интересах ведущих стран Запада. На­ибольшим количеством голосов в МВФ обладают:

США — 17,7%; Германия — 5,5; Япония — 5,5; Вели­кобритания — 4,9; Франция — 4,9; Саудовская Ара­вия — 3,4; Италия — 3,1; Россия — 2,9%. Доля стран ЕС    26,2%. Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует макси­мального большинства (85%).

Исполнительный совет МВФ назначает директора-распорядителя который возглавляет административ­ный аппарат Фонда и ведает текущими делами. Дирек­тор-распорядитель (с 1987 г.) — Мишель Камдессю (Франция), его заместители (с 1994 г.) — Стэнли Фи­шер и другие (США).

Капитал и заемные ресурсы. Капитал МВФ скла­дывается из взносов государств-членов, производи­мых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выра­женную в СДР. Квота — важное звено во взаимоот­ношениях стран-членов с МВФ. Она определяет: 1) сумму подписки страны на капитал МВФ; 2) возмож­ности использования ресурсов Фонда: 3) количество голосов, которыми страна располагает в Фонде. Раз­меры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле. Поэтому квоты распределяются неравномерно. До 1978 г. 25% квоты оплачивались золотом, ныне - резервными активами (СДР и конвертируемой валютой по со­гласованию страны с МВФ); 75% суммы подписки — национальной валютой. Пересмотр квот производится раз в пять лет. С 1947 г. квоты пересматривались девять раз. В результате повышения квот и увеличе­ния числа стран-членов капитал Фонда увеличился с 7,7 млрд. в 1947 г. до 146 млрд. СДР (свыше 200 млрд. долл.) в 1994 г., т.е. в 19 раз. Однако увеличение ресурсов МВФ существенно отстает от роста совокуп­ного мирового ВВП и еще в большей мере от динами­ки международных платежей по текущим операциям платежного баланса.

Кредитная деятельность МВФ. В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности использу­ются два понятия: 1) сделка (transaction) — предостав­ление валютных средств странам из его ресурсов; 2) операция (operation) — оказание посреднических фина­нсовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с офи­циальными органами — казначействами, центральны­ми банками, стабилизационными фондами. Разли­чаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки эко­номической политики стран-членов.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, про­изводит покупку (purchase) или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество своей национальной валю­ты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъ­являть равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. Ha практике в Фонд обращают­ся с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ. как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых на­циональных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.

Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями. Согласно перво­начальному Уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты стра­ны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в 1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их возможности получения валю­ты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что ка­сается второго условия, то в исключительных обстоя­тельствах и его действие может приостанавливаться.

МВФ. Взимает со стран-заемщиц разовый комисси­онный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и опреде­ленную плату (charge), или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках. В 1992/93 финансовом году (с 1 мая по 30 апреля) эта плата в расчете на год составила в среднем 6,60% (годом раньше — 8,02%).

(По истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести обратную опера­цию — выкупить национальную валюту у Фонда, вер­нув ему средства в СДР или иностранных валютах. Как правило, эта операция, означающая возмещение полученного ранее кредита, осуществляется в течение срока от 3'/4 до 5 лет со дня покупки валюты. Помимо того, страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валют­ных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государ­ством- членом, то тем самым погашается ее задолжен­ность Фонду.

Механизм «кредитных долей». Средства в ино­странной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (100% вели­чины квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в резуль­тате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. МВФ предъявляет стране, прибегающей к кредиту, опреде­ленные требования, причем степень их жесткости по мере перехода от одной кредитной доли к другой постоянно нарастает. Обязательства страны-заем-щицы предусматривающие проведение ею соответ­ствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях», направляе­мом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна исполь­зует кредит «в противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки ино­странной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном кредите. Такие соглашения стали практиковаться с 1952 г. Что же касается вы­деления Фондом средств в счет верхних кредитных долей, то оно почти во всех случаях производится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах.

 Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай». (Stand-by Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на националь­ную в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условии^ Подо­бная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной линии. С начала 50-х и до сере­дины 70-х годов соглашения о резервных кредитах заключались на срок до года, с 1977 г. — до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением масштабов дефицита платежных балансов.

Главным назначением кредитов «стэнд-бай» яв­ляется в настоящее время кредитование макроэконо­мических стабилизационных программ стран-членов МВФ. Валюта, предоставляемая Фондом в виде ре­зервного кредита в рамках верхних кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения. Ход выполнения этого соглашения стра­ной-получателем кредита контролируется с помощью специальных целевых критериев. Пока не зафиксирова­но достижение критериев, предусмотренных в соглаше­нии с Фондом, страна не может получить следующую порцию валюты. Таким образом, механизм резервного кредита позволяет МВФ оказывать экономическое да­вление на страны-заемщицы. Созданная в 1974 г. си­стема расширенного кредитования дополнила резерв­ную и кредитные доли. Она предназначена для предо­ставления валютных средств странам-членам на более длительные периоды времени и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено Уставом в рамках обычных кредитных долей.

Основанием для обращения страны к МВФ с про­сьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное на­рушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производст­ва, торговли или ценового механизма. Соглашения о расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости и по просьбе стран-чле­нов — до четырех лет.) С ноября 1992 г. действуют следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках резервных и расширенных кредитных соглашений (вместе или раздельно): предоставление кредитов на протяжении года — до 68% квоты страны-члена; кумулятивная, включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам, предельная величина — 300% квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом суммы предстоящего выкупа страной ее национальной валюты в течение срока кредитного со­глашения).

Специальные фонды. В целях расширения своих кре­дитных возможностей МВФ практикует создание спе­циальных фондов (англ. facility -- устройство, меха­низм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.

1. Фонд компенсационного и непредвиденного кре­дитования предназначен для кредитования стран-чле­нов МВФ, у которых дефицит платежного баланса обусловлен внешними, не зависящими от них фактора­ми. В их числе: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение протекционистских ограничений в странах-импорте­рах, появление товаров-заменителей и т. п. Этот фонд включает три компонента:

1) с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты) стран, особенно экспортеров сырья, ва­лютные поступления которых сокращаются в резуль­тате падения мировых цен на сырье;

2) с 1981 г. кредитование (до 15% квоты) стран-импортеров зерна, испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно; с декабря 1990 г. по июнь 1992 г. кредитование стран-импортеров нефти, нефтепродуктов и природного газа;

3) с 1988 г. компенсационное финансирование не­предвиденных потерь для помощи странам, испытыва­ющим влияние непредсказуемых внешних факторов (до 30% квоты).

Кроме того, страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о выделении средств в счет особой кредитной доли (до 20% квоты), которая может быть использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных трех видов кредитования. Если трудно­сти платежного баланса вызваны лишь снижением эк­спортной выручки либо увеличением расходов на им­порт зерновых, лимит компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты страны. При использова­нии странами кредитов Фонда для возмещения убыт­ков, связанных одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех компонентов механизма компенсационного кре­дитования устанавливается комбинированный лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам Фонда компенсационного и непредвиденного кредито­вания с учетом всех его компонентов составляет 95% квоты страны.

2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буфер­ных (резервных) запасов для оказания помощи стра­нам, участвующим в создании подобных запасов сы­рьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это ухудшает их платежный ба­ланс. Лимит — 30% квоты.

3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой под­держки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развива­ющихся стран в 80-х годах. При предоставлении резервных или расширенных кредитов странам-долж­никам часть суммы этих кредитов (до 25%) может быть зарезервирована в целях сокращения основного долга. Кроме того, в целях частичной компенсации процентных платежей либо дополнительного обеспече­ния основного долга при обмене по паритетной сто­имости долговых обязательств на облигации с более низкой процентной ставкой МВФ может выделять дополнительные средства сверх резервных или рас­ширенных кредитов. Лимит кредитов составляет с ноября 1992 г. 30% квоты страны. Фактически вели­чины дополнительного кредита определяются Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного слу­чая, с учетом «степени радикальности» программы макроэкономической стабилизации и структурной пе­рестройки соответствующей страны.

4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований. Этот фонд ориентиро­ван на страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем радикальных экономических и поли­тических реформ. Поводом для его использования мо­жет быть, во-первых, резкое падение поступлений от экспорта вследствие перехода к многосторонней, ос­нованной на рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение стоимости им­порта из-за мировых цен, особенно на энергоносители, и, в-третьих, сочетание обоих этих явлений. Пред­оставление кредитов в данном случае обусловливает­ся выполнением страной-заемщицей набора более «мягких» макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение стандартных полномас­штабных резервных кредитов.

Кроме функционирующих ныне четырех специаль­ных фондов МВФ периодически создает временные кредитные фонды в целях решения острых проблем международных валютных отношений. Для их форми­рования привлекаются заемные средства из различных внешних официальных источников. К временным спе­циальным фондам относятся:

1) Нефтяной фонд в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974—1976 гг.); предоставлял кредиты странам—членам МВФ для покрытия дополнительных расходов, вызванных увеличением стоимости импорта нефти и нефтепродуктов. Необходимые для этого ре­сурсы ссудили преимущественно страны—экспортеры нефти. Развивающиеся страны количественно преоб­ладали среди получателей кредитов, но их доля была невелика (1/3) по сравнению с развитыми государст­вами. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были жесткие: сравнительно высокие процент­ные ставки (не менее 7,2% годовых); обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении на­циональной энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся стран к ресур­сам нефтяного фонда был ограничен; за счет его кредитов они покрыли лишь 1/3 дополнительных расхо­дов на импорт подорожавшей нефти;

2) Доверительный фонд — в объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976-1981 гг.); создан в основном за счет прибыли от продажи на аукционах части золо­того запаса МВФ. Получателями кредитов из этого фонда являлись наименее развитые страны. Условия данных кредитов были сравнительно льготные: стра­ны-заемщики не вносили в МВФ эквивалент получа­емых средств в национальной валюте, процентная ставка невысокая — 0,5%, срок кредита — 10 лет. Эти условия в наибольшей степени отвечали требованиям развивающихся стран. 55 стран получили из довери­тельного фонда 3 млрд. СДР. Остальная часть была передана развивающимся государствам пропорциона­льно их квотам;

3) Фонд дополнительного кредитования или фонд Виттевеена—по   имени   директора-распорядителя МВФ; время действия 1979—1984 гг. Цель этого фон­да — предоставлять за счет заемных средств допол­нительные кредиты странам, испытывающим особен­но резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресур­сы фонда Виттевеена (7,8 млрд. СДР, свыше 10 млрд. долл.) сформированы за счет кредитов 13 стран—чле­нов МВФ, а также Швейцарского национального бан­ка. Кредиты из этого фонда получили 26 стран;

4) Фонд расширенного доступа к ресурсам МВФ; преемник фонда дополнительного кредитования, фун­кционировал в 1981—1992 гг. Цель фонда — пред­оставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы неравновесий платежных балан­сов непомерно велики по сравнению с размерами их квот. Этот фонд использовался в тех случаях, когда страна нуждалась в средствах в больших раз­мерах, чем она могла получить в МВФ в рамках четырех кредитных долей и системы расширенного кредитования, и на более продолжительный срок для осуществления корректирующих экономических мер при большем периоде погашения кредита. Источником ресурсов фонда являлись собственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, и заимствования у других стран. В связи с увеличением квот стран— членов МВФ указанный фонд прекратил свою дея­тельность в ноябре 1992 г.; 15 Зак.7345) Фонд структурной перестройки (с марта 1986 г.); предоставляет льготные кредиты беднейшим разви­вающимся странам, испытывающим хронический кри­зис платежного баланса в целях осуществления средне­срочных программ макроэкономической и структур­ной перестройки. По состоянию на сентябрь 1993 г. 36 стран (из 61 страны, имеющей на них право) получили эти льготные кредиты в сумме 1,5 млрд. СДР, или около 2,1 млрд. долл. Условия займов: 0,5% годовых; погашение в течение 10 лет; грационный период до 5'/z лет. Лимит кредитов — до 50% квоты. Источник ресурсов (2,7 млрд. СДР) — погашение кредитов, пред­оставленных доверительным фондом;

6) Расширенный фонд структурной перестройки; с декабря 1987 г. предоставляет кредиты за счет как неиспользованных ресурсов фонда структурной пере­стройки, так и специальных займов и пожертвований (6 млрд. СДР). По своим целям и механизму функци­онирования этот фонд является преемником фонда структурной перестройки. Помимо 61 страны право получения кредитов от этого фонда в апреле 1992 г. было предоставлено еще 11 странам, включая Алба­нию и Монголию. 29 стран использовали это право к сентябрю 1993 г. на сумму 3,2 млрд. СДР (фактиче­ски — 2,4 млрд. СДР). Страна-член имеет возмож­ность получать эти кредиты сроком на 3 года до 190% квоты, иногда при исключительных обстоятельствах до 255% квоты. Первоначально срок для заключения соглашений о займах был установлен по ноябрь 1990 г.. в дальнейшем он неоднократно продлевался (до 28 февраля 1994 г.).

В конце 1993 г. образован новый расширенный фонд структурной перестройки — правопреемник предыдущего. Объем нового фонда — 5 млрд. СДР (около 7 млрд. долл.) для предоставления льготных займов сроком три года и 2 млрд. СДР (около 3 млрд. долл.) для субсидирования процентных ставок по этим займам. К маю 1994 г. 43 страны согласились уча­ствовать в формировании этого фонда. В программах структурной перестройки экономики, которые станут осуществляться при содействии нового фонда, будет уделяться больше внимания социальной защите насе­ления и совершенствованию структуры государствен­ных расходов. Срок действия нового расширенного фонда структурной перестройки — до конца 1996 г., а средства по заключенным соглашениям будут пред­оставляться странам-заемщикам до конца 1999 г.

Образование дополнительных специальных фондов в рамках МВФ путем заимствования ресурсов у других стран-членов — это одно из проявлений процесса адап­тации системы межгосударственного кредитования и валютного регулирования к меняющимся условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль посредника при перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов к странам, испыты­вающим потребность в кредитах. Одновременно, ока­зывая силовое воздействие на экономическую полити­ку стран-заемщиц, он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств.

Кредитные операции МВФ. На первых порах МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако в 70-х и особенно в 80-х годах произошло значительное рас­ширение его кредитной деятельности.

Кроме того, наименее развитым странам предоста­влены льготные кредиты за счет специальных фондов (6,1 млрд. СДР, или 8,3 млрд. долл.).

МВФ не только непосредственно кредитует страны-члены, но и помогает им получить кредиты у прави­тельств промышленно развитых стран, центральных банков, группы МБРР, Банка международных расче­тов, а также у частных коммерческих банков. Даже небольшой кредит МВФ облегчает стране доступ на частный мировой рынок ссудных капиталов. Предо­ставляя кредит, МВФ как бы удостоверяет платеже­способность данной страны, выступает в качестве ее гаранта. И наоборот, отказ МВФ оказать стране кре­дитную поддержку закрывает ей доступ к мировому рынку ссудных капиталов.

Расширение в 70—80-е годы кредитования Фондом развивающихся стран было связано с существенным ухудшением их валютного положения в результате двух раундов повышения мировых цен на жидкое топливо. В 1977—1991 гг. развивающиеся страны— импортеры нефти получили 85,7% кредитов МВФ. Трудности этих государств были также порождены острым кризисом внешней задолженности. Их тре­бование увеличить финансовую помощь побудило МВФ взять курс на значительное расширение своей кредитной деятельности. Ежегодный объем кредитов МВФ достиг максимума в 1983 г. (12,6 млрд. СДР, или 17,2 млрд. долл.), затем стал снижаться до 1989 г. в связи с отсутствием ресурсов, а в 1991 г. составил 8,2 млрд. СДР, или 11,2 млрд. долл., и впервые после 1985 г. сумма кредитов превысила погашение задолженности. МВФ вновь стал нетто-кредитором. В 1992 и 1993 гг. Фонд предоставил кредиты в сумме 5,3 млрд. СДР в год.

Расширение кредитной деятельности Фонда обус­ловлено тремя основными факторами.

1. События на Ближнем Востоке, война в Персидс­ком заливе привели к сокращению поставок нефти на мировой рынок и росту цен на нее, что ухудшило платежные балансы ряда стран.

2. МВФ активизировал финансовую поддержку развивающимся странам, приступившим к макроэко­номическим и структурным реформам, а также вклю­чился в урегулирование внешнего долга этих стран.

3. С 90-х годов возросли кредиты МВФ странам Восточной Европы и бывшего СССР в связи с глубокими социально-экономическими преобразованиями и переходом к рыночной экономике.

Обусловленность кредитов. Предоставление Фон­дом кредитов странам-членам связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий. Подобный порядок получил наименование «обуслов­ленности» (conditionality). МВФ обосновывает эту пра­ктику необходимостью быть уверенным в том, что страны-заемщики будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресур­сов МВФ. Поэтому Фонд требует, чтобы страна, по­крывая за счет его кредитов дефицит платежного бала­нса, заботилась о его ликвидации или сокращении. С расширением кредитных операций с 80-х годов Фонд взял курс на ужесточение их обусловленности. Такая практика придает МВФ роль стража мирового эконо­мического порядка, по оценке западных специалистов.

Принцип обусловленности кредитов находит свое выражение в согласовании со страной-заемщицей определенной программы экономической политики, реализация которой и кредитуется Фондом. До недав­него времени такую программу называли программой приспособления, т.е. перестройки, хозяйственного ме­ханизма. Теперь используется термин «программа эко­номической реформы» (economic reform program). Это набор макроэкономических мер, которые, по мнению МВФ, должны обеспечить восстановление равновесия ее платежного баланса и гарантировать своевременное погашение долга Фонду.

Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений. МВФ осуществляет наблюде­ние и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структур­ные принципы мировой валютной системы.

Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официаль­ных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Стра­на, имея счет в СДР, может приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту. Ре­гулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ учитывает состояние платежного ба­ланса и валютных резервов «назначенных» стран-кре­диторов. МВФ контролирует соблюдение установлен­ных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР, т.е. пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отноше­нию к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.

После пересмотра в 70-е годы Устава МВФ рас­ширены возможности стран использовать СДР для более широкого круга операций со всеми признанными Фондом владельцами этих резервных активов без его активного посредничества, как это было прежде. Опе­рации в СДР (209,5 млрд. СДР, или 286,6 млрд. долл., с 1970 г. по 30 апреля 1992 г.) дают возможность странам в известной мере покрывать дефицит их пла­тежного баланса.

В пересмотренном в результате Ямайского согла­шения Уставе МВФ зафиксирована обязанность стран-членов «сотрудничать с Фондом и другими странами-членами, имея в виду, что их политика относительно резервных активов будет согласовываться с целями содействия установлению лучшего международного надзора за международной ликвидностью и превра­щения СДР в главный резервный актив международ­ной валютной системы». Предполагалось, что СДР будут выступать в роли альтернативы как золоту, так и доллару, а также другим национальным валютам, исполняющим функцию международного резервного средства. Намечалось также использовать единицу СДР в качестве универсального стоимостного этало­на для установления паритетов денежных единиц стран-членов. Иными словами, ставилась цель транс­формировать СДР в основу международного валют­ного механизма. Пока нет оснований говорить о реальном прогрессе на пути перестройки структуры международной валютной ликвидности путем унифи­кации резервных активов на базе СДР. Продвижение этого процесса тормозят, в частности, США, посколь­ку они не намерены отказаться от роли доллара как международного платежно-резервного средства. Си­стема СДР не решила проблему интернационализа­ции международной ликвидности и централизованно­го управлению ею.

Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в миро­вой валютной системе. Соглашение о создании МВФ отводило золоту важное место в его ликвидных ре­сурсах. Согласно Статье III каждая страна при вступ­лении в Фонд должна была уплатить золотом взнос в размере 25% ее квоты либо 10% ее официальных золотодолларовых резервов в зависимости от того, какая величина меньше. При увеличении капитала Фонда каждая страна была обязана оплачивать золо­том 25% подписки в соответствии с повышением ее квоты. В соответствии со Статьей VII Соглашения МВФ предоставлялось право использовать имеющее­ся у него золото для пополнения своих валютных ресурсов, а это повышало степень ликвидности капи­тала Фонда.

Все страны-члены должны были выразить парите­ты своих валют в определенном количестве золота в качестве общего мерила стоимости (Статья IV, раздел 1,а); фиксированное золотое содержание имела и еди­ница стоимости СДР. Наконец, Статья IV, раздел 2, не позволяла странам-членам «продавать золото по цене выше паритета плюс установленный предел отклоне­ния или продавать золото по цене ниже паритета минус установленный предел отклонения», что обес­печивало поддержание рыночной цены золота на уров­не официально принятой.

В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов. В соответст­вии с Уставом, определившим принципы Бреттонвудской валютной системы, МВФ контролировал соблюде­ние странами-членами принятых ими и утвержденных Фондом официальных золотых и валютных паритетов, а также санкционировал их изменения. Легализация в обновленном Уставе (с 1978 г.) режима плавающих валютных курсов не означает, что МВФ вообще устра­нился от воздействия на валютную политику стран-членов. В Статье IV измененного Устава МВФ зафик­сирована обязанность каждой страны «сотрудничать с Фондом и с другими странами-членами в целях обес­печения упорядоченных валютных механизмов и со­действия поддержанию стабильной системы валютных курсов». Страна-член должна, в частности, «избегать манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой, направленного на то, чтобы пре­пятствовать эффективной перестройке платежного ба­ланса или получать несправедливые конкурентные пре­имущества перед другими странами-членами».

Вторая серия поправок к Уставу МВФ предоставила странам-членам возможность выбора: либо сохранять плавающий курс валюты, либо установить и поддержи­вать фиксированный курс валюты (центральный курс), который может быть выражен в единице СДР или иной международной счетной денежной единице, либо, нако­нец, «привязать» валюту (т.е. установить твердое сто­имостное соотношение) к другой национальной валюте или нескольким валютам (валютной корзине) по со­бственному выбору. При этом возможность выражения стоимости

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламенти­руют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обя­зательство стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, не использо­вать дискриминационных валютных режимов и не при­бегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях: 1) на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переход­ного периода, продолжительность которого не опреде­лена; 2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные огра­ничения операций в этой валюте.

В-пятых, МВФ участвует в регулировании между­народных валютно-кредитных отношений путем пре­доставления кредитов странам, а главное, в результате выполнения им функции координатора международ­ного кредитования. Частные коммерческие банки рас­сматривают МВФ как гаранта получения максимально высоких прибылей и инструмент, способствующий рас­ширению их кредитной деятельности в странах-заем­щиках. Заключения МВФ об экономической политике и уровне платежеспособности того или иного прави­тельства расцениваются частными банками как пока­затель международного доверия к заемщику. Поэтому даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приоб­ретает эффект цепной реакции, открывая возможность привлечения более крупных сумм на рынке ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование кредитной политики МВФ, с одной сто­роны, и главных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов — с другой.

В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процес­сам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном об­ращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капита­лов, состоянии платежных балансов, официальных зо­лотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовло­жений, движении валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены обязаны беспрепятственно предостав­лять Фонду эти сведения и консультироваться с ним по вопросам их макроэкономической и валютной полити­ки. МВФ осуществляет надзор за макроэкономической и валютной политикой двумя путями. Одним из них являются предусмотренные Статьей IV Устава кон­сультации с правительственными учреждениями стран-членов. Другой путь — это регулярные (дважды в год) обсуждения доклада «Мировой экономический обзор». Такие обсуждения представляют собой анализ гло­бальной экономической ситуации в многосторонней перспективе. МВФ занимается также оказанием технической помощи странам-членам и предоставлением им разнообразного набора консультационных услуг.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ