Главная » Учебно-методические материалы » МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО » Мировая экономика: лекционный материал

Тема 9. Экономические аспекты глобальных проблем (2)
30.01.2012, 12:55

Глобальные демографические проблемы

Все глобальные проблемы так или иначе связаны с численностью населения Земли и с демографической, т. е. поло­возрастной структурой населения. Мно­гие исторические процессы и события имеют под собой демографическую подоплеку. Например, заселение Амери­ки, Сибири и Австралии во многом связано с демографическими взрыва­ми, происшедшими в это время в Англии и России. А одной из важнейших причин двух мировых войн считают мощный рост населения в Германии и Австрии. Толчком к демографическим взрывам служили новые техноло­гии в медицине, снижавшие смертность, и в сельском хозяйстве, увеличи­вавшие пищевую базу населения. Неравномерность демографического роста часто порождала неравенство военной и экономической мощи, что вело к попыткам перераспределения власти и ресурсов между странами и народами.

Демографическую проблему можно разделить на три составляющих про­блемы: рост, миграция и старение населения.

Рост населения. Еще 2000 лет до нашей эры на Земле жило всего около 80 млн чел. Смертность была почти равна рождаемости, и прирост населения был невелик. Во времена Христа население мира не превышало 130 млн чел. В 1000 г. нашей эры население Земли едва перевалило за 350 млн. В 1700 г. оно достигло 600 млн. Еще в 1950 г. нас было 2,5 млрд, а в 2000 г. человечество достигло численности в 6 млрд чел. Такой рост называется экспоненциальным.

Сейчас в мире каждую секунду рождаются 21 и умирают 18 чел. Населе­ние Земли ежедневно увеличивается на 250 тыс. чел., что дает его ежегод­ный прирост около 90 млн чел., или 1,6% в год.

Максимальный рост человеческой популяции составляет около 40% в год, и в наше время некоторые показатели роста не очень далеки от этого предела. Но в течение последнего столетия ни в одной стране средний экономический рост не превосходил 3,6% в год. Если бы последние 100 лет население Соединенных Штатов увеличивалось на 3,5% в год, то доход на душу населения сейчас был бы ниже, чем во время Гражданской войны, потому что средний экономический рост за это время составляет лишь 3,1% в год.

Проблемы быстрого роста населения усугубляются крайне неравномер­ным его распределением по планете. Около 70% населения планеты сосредо­точено на 7% территории суши, а  15% суши нашей планеты - это совсем необжитые области. В Восточном полушарии сосредоточено больше насе­ления, чем в Западном (около 80%), а в Северном полушарии - больше по сравнению с Южным, в котором проживает лишь 10% населения.

Основная масса людей живет в пределах умеренного, субтропического и субэкваториального климатических поясов как наиболее удобных для проживания и хозяйственной деятельности. К тому же свыше 50% населе­ния мира расселены на высотах до 200 м над уровнем моря, т.е. на равнин­ных территориях, и около 30% - на расстоянии не более 50 км от берега моря.                                                                                                    

Средняя плотность населения на планете Земля составляет ныне около 35 чел. на 1 кв.км. Но это лишь средний показатель. На 1/2 суши земного шара плотность населения менее 1 чел. на 1 кв.км.

В настоящее время практически весь прирост населения приходится на развивающиеся, бедные страны, и это усугубляет накопившиеся социаль­но-экономические проблемы. Смертность там значительно упала, а эффек­тивного контроля над рождаемостью установить не удалось. Например, в Индии уровни рождаемости и смертности в 1941 г. были приблизительно равны и составляли 45 на тысячу жителей. В 1991,г. смертность упала до 9,9 на тысячу, а рождаемость также упала, но только до 29 на тысячу жите­лей. В результате в течение последних четырех десятилетий темп роста на­селения оставался примерно постоянным - на уровне 2% в год, - и это происходило в стране, которая в начале XXI в., вероятно, будет иметь самое многочисленное в мире население.

Миграции населения. В конце XX в. основное направление движения населения - из развивающихся стран в развитые. Причины его очевидны. Прежде всего, это разительные различия в уровне жизни. Мексиканский крестьянин, живущий на границе с Калифорнией, имеет в 20 раз меньший доход, чем в этом штате. Что может удержать его от перехода границы? Тюрьма. Но тюрьма в США более комфортна, чем жизнь в мексиканской деревне. И потоки мексиканцев и других латиноамериканцев движутся в США. Там они, в основном, бесправны, поскольку пересекают границу незаконно, но зарабатывают все же больше, чем на родине. Их использу­ют на самой тяжелой и низкооплачиваемой работе, за что и прозвали "мок­рые спины", поскольку многие из них перебираются вплавь через погра­ничную Рио-Гранде, а потом изрядно потеют на работе. В это время на коренных американцев работают зеленые спинки - доллары, которые во всем мире именно поэтому зовутся баксы (спины).

Аналогичная ситуация складывается между развитыми европейскими и африканскими странами. Миграционные потоки усиливаются из-за мощ­ного информационного воздействия на население развивающихся стран. Сейчас в самых отдаленных, затерянных в африканских джунглях деревуш­ках смотрят голливудские фильмы и мечтают об обеспеченной жизни в развитых странах.

В последние годы существенный вклад в миграционные потоки внесли переселенцы из бывших социалистических стран. Отсюда едут, в основ­ном, квалифицированные специалисты, которые создают существенную конкуренцию инженерам, врачам и квалифицированным рабочим запад­ных стран. Сейчас миграция четко делится на два различных потока. В первом квалификацию на уровне американского бакалавра можно встре­тить в 1,42 раза чаще, чем среди коренных американцев. Зато во втором вероятность встретить человека со средним образование в 2,12 раза ниже, чем в среднем в США.

В настоящее время ежегодно эмигрируют от 2 до 3 млн чел., причем большинство из них отправляется в одну из всего лишь четырех стран: США, Германию, Канаду или Австралию, в указанном здесь порядке. В начале XXI столетия свыше 130 млн чел. будут проживать за пределами страны рождения, и эта цифра увеличивается приблизительно на 2% в год. В относительных терминах переселенцы составляют небольшую часть мирового населения, всего лишь 2,3%. Но при этом они сконцентрирова­ны в считанных регионах - Северная Америка, Западная Европа, Океания и Ближний Восток. С 1965 по 1990 г. количество эмигрантов в Северной Америке и Западной Европе увеличивалось на 2,5% в год, что значительно превышало рост коренного населения. Если включить в эту группу Океа­нию, тогда один из каждых 13 проживающих в этих регионах людей рож­ден за пределами этих стран. В то время как преимущества от миграции для принимающих стран (а также для многих "отправляющих") очевидны, ставшие результатом миграции этническая напряженность и трудности на рынках труда в городах привели к ужесточению иммиграционной полити­ки в некоторых странах.

Конфликты и природные катаклизмы в значительной степени увеличили число беженцев. К 1975 г. национальные границы пересекли 2,5 млн беженцев. К 1995 г. эта цифра выросла до 23 млн чел. Сюда следует добавить свыше 20 млн перемещенных лиц, мигрировавших в пределах собственных стран.

Миграция через национальные границы плюс "утечка мозгов" из раз­вивающихся стран в развитые будут одной из основных сил, формирую­щих "ландшафт" XXI столетия. На это имеются, по крайней мере, три причины. Первая - миграция резко меняет демографические характерис­тики как промышленно развитых, так и развивающихся стран. Вторая -движение высококвалифицированных работников из развивающихся стран влияет как на страны с низким уровнем дохода, так и на принимающие страны. Третья - международные диаспоры обладают огромным деловым потенциалом.

Диаспоры выступают в качестве неофициальных каналов передачи ин­формации, данных о рынке капитала, профессиональных навыков. Они могут дополнять официальные каналы,  опирающиеся на рыночные ин­ституты, и давать мигрантам возможность осуществлять транзакции в атмосфере доверия. Таким образом, они компенсируют информацион­ную асимметрию и другие недостатки рынка. Современные диаспоры, подобно их средиземноморским предшественницам, ускоряют деловые транзакции за счет решения проблем мониторинга, снижения возможнос­тей для недобросовестного поведения и создания репутаций и этническо­го доверия на основе контактов. По мере продолжения миграции диас­поры будут расширяться, связывая воедино и континенты. Даже если правительства будут пытаться замедлить процесс, эта тенденция сохра­нится благодаря современным средствам связи, технологиям и человечес­ким отношениям.

Старение населения. Вскоре наиболее острой демографической пробле­мой развитых стран станет возрастная структура населения. "Золотой миллиард" заметно стареет.

В 1900 г. 4% американского населения было старше 65 лет. Теперь люди старше 65 лет составляют 13% населения. После 2013 г. число престарелых в Америке будет очень быстро расти, поскольку поколение так называемо­го "бэби-бума", начавшегося в 1947 г., достигнет 65 лет и начнет уходить на пенсию. Если в настоящее время на каждую выплачиваемую пенсию приходится 4,4 работающих, то в 2030 г. будет только 1,7 работающих, с которых можно будет брать налоги для оплаты пенсии.

Во многих богатых и бедных странах процент населения старше 65 лет к 2025 г. удвоится. В Японии в 2025 г., как предполагается, пожилые будут составлять 26% населения. В Соединенных Штатах трудно предсказать, какую долю населения составят престарелые, поскольку она сильно зави­сит от численности предполагаемой иммиграции - источника молодых людей, но пожилых будет не меньше 20% населения.

В среднем, люди старше 65 лет получают чуть больше 40% своего дохо­да от государства (точнее, 41%). И чуть меньше 40% престарелых (точнее, 38%) получают не менее 80% своего дохода от государства. (При этом 62% получают не менее 50%.) Заметим для сравнения, что лишь 35% имеют до­ходы в виде частных пенсий.

Это огромное перераспределение ресурсов превратило престарелых людей в избирателей, заинтересованных в одном вопросе: увеличит или уменьшит правительство их пенсии и медицинские льготы? В демократи­ческих странах такие избиратели, заинтересованные в одном вопросе, ока­зывают непропорциональное влияние на политический процесс, посколь­ку их голоса не раскалываются из-за расхождения интересов в других воп­росах.

В наши дни государственное вспомоществование и выплаты процен­тов (в последние годы накопившиеся, главным образом, из-за платежей престарелым) отнимают 60% всех поступлений налогов. Если исключить проценты по национальному долгу, то половина федерального бюджета идет престарелым. Если не изменятся нынешние законы, то к 2003 г. на это уйдет 75%, а к 2013 г. - 100%. В Западной Европе нынешние программы для престарелых потребуют к 2030 г. 50% ВВП. В Восточной Европе дела обстоят еще хуже, поскольку коммунисты дали престарелым еще более щед­рые обещания. Польша отдает своим престарелым большую часть ВВП, чем любая другая страна в мире (21%).

Чтобы удовлетворить требования престарелых, в государственных бюджетах сокращаются все остальные статьи. Если оставить в стороне пожилых, то расходы на внутренние социально-экономические нужды в Соединенных Штатах упали за последние 20 лет с 10 до 7% ВВП. В Орга­низации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая пред­ставляет собой ассоциацию развитых стран, общие социальные расходы на людей старше 65 лет в расчете на одного человека в пять раз превосхо­дят расходы на людей от 15 до 64 лет. Что еще более важно, расходы на престарелых истощают государственные бюджетные инвестиции в инфра­структуру, образование и научные исследования и разработки, упавшие за двадцать лет с 24 до 15% федерального бюджета.

Престарелые люди в США имеют доход, превосходящий доход на душу населения в среднем. Если рассматривать только денежный доход, то в 60-е годы средний 70-летний человек  тратил лишь 60% по сравнению с 30-лет­ним. Сейчас 70-летний тратит на 20% больше. Одни только государствен­ные расходы на престарелых дают им доход на человека, составляющий 60% среднего американского. В Германии и Франции перечисления пре­старелым дают им доходы, равные 80% средних.

В США престарелые стали намного богаче непрестарелых. Люди от 65 до 70 лет имеют 222 000 долл. чистых активов против 66 000 долл. у людей от 35 до 44.

Конечно, престарелые не хотят сокращения своих льгот. Альтернати­ва состоит в повышении налогов, но и это очень непривлекательный вы­бор. Нынешний 15%-ный налог на социальное обеспечение пришлось бы довести к 2029 г. до 40%, чтобы предоставить обещанные льготы. В даль­нейшем при сохранении существующих законов и при пессимистической точке зрения на расходы по медицинскому обслуживанию престарелых можно предвидеть возрастание этого налога до 94%. Так называемая бух­галтерия поколений приводит к весьма тревожным предсказаниям буду­щих процентов налогообложения. Налоговая система рушится.

Хотя престарелым и нельзя отдать все экономические ресурсы (есть и другие вещи, которые просто необходимо финансировать, например, по­лицию и пожарную охрану), неизвестно, каким образом можно сдержать в демократическом обществе рост пособий для престарелых. Несмотря на то, что пока они составляют всего 13% населения, они столь сильны, что ни одна политическая партия не хочет с ними ссориться.

По-видимому, возраст выхода на пенсию в перспективе должен быть повышен. Когда Бисмарк установил в германской пенсионной системе

1891 г. пенсионный возраст в 65 лет, средняя продолжительность жизни немца была меньше 45 лет. В наши дни это было бы примерно равносиль­но тому, что государственная пенсия начиналась с возраста в 95 лет.

История свидетельствует, что Ли Куаньо в Сингапуре пошел по пра­вильному пути со своим Фондом самообеспечения (самофинансируемых льгот социального обеспечения), тогда как Бисмарк в Германии избрал неправильный путь с системой социального обеспечения, основанной на передаче средств от одного поколения к другому. В Сингапуре каждый че­ловек должен вносить 20% своей заработной платы на личный сберега­тельный счет, где к нему прибавляется такой же 20%-ный вклад предпри­нимателя. Инвестиции на этих счетах управляются наполовину индиви­дом и наполовину правительством и могут быть использованы только на здравоохранение, образование, жилье и обеспечение старости. Таким об­разом, старые люди живут на то, что их заставили сберечь, и на добро­вольные сбережения, сделанные ими добровольно.

Но если уже существует система передачи средств между поколениями, то перейти к самофинансированию можно лишь очень медленно. Дело об­стоит просто. В этой системе главный выигрыш достается первому поко­лению. Они получают в старости льготы, ничего не внося в систему в мо­лодости. Ведь система не существовала, когда они были молоды. Они по­лучают, не уплатив. А главные проигравшие - это последнее поколение. Они платят в фонд в течение всей своей жизни, но за ними почти нет моло­дых людей, чтобы платить льготы им самим. Они платят, но могут почти ничего не получить в старости.

Нынешние пенсионеры - это, по существу, первое поколение, и им до­стался главный выигрыш в социальном обеспечении. И хотя никакое по­коление не будет последним в человечестве, но поскольку поколения очень различны по величине, а уровень льгот резко повысился, то меньшие и более поздние поколения (например, нынешнее малочисленное поколение) будут играть роль последнего поколения, которому придется платить за гораздо большее предшествующее ему поколение (например, для США по­коление "бэби-бума"), родившееся между 1947 и 1963 г.).

 Продовольственная и связанные с ней проблемы

По глобальности и остроте к чисто эко­логическим и демографическим про­блемам примыкает проблема обеспече­ния населения продовольствием.

Впервые проблему возможной не­хватки продовольствия для растущего населения Земли поднял англиканс­кий священник Мальтус. Он заметил, что население растет в геометричес­кой прогрессии, в то время как производство продовольствия возрастает линейно. Отсюда следовал неутешительный вывод о том, что в недалеком будущем производство продовольствия отстанет от роста производства и, если не удастся ограничить рост населения, перспектива голода стано­вится неизбежной.

Идеи Мальтуса оказали огромное влияние на общественную мысль. В этом ключе были, в частности, выполнены известные работы Римского клуба, показавшие пределы роста человечества в XX столетии.

Если скорость роста населения в бедных странах не уменьшится, при­чем живущие вне этих стран вряд ли могут что-нибудь сделать, чтобы замедлить этот рост, то легко предвидеть, что некоторым частям мира уг­рожает в XXI в. весьма мальтузианское будущее. Популяции продолжают расти, пока не наталкиваются на пределы недоедания. Первой встретится с этими пределами тропическая Африка. Ее население резко возрастает, ресурсы продовольствия далеко отстают, а доходы на душу населения ниже, чем они были в середине 60-х годов, когда многие из этих стран получали независимость.

Непосредственную проблему составляет не пища, а вода. Если будет вода, то можно выращивать сельскохозяйственные культуры на землях, где ее теперь не выращивают. И точно так же без воды производство продуктов питания падает. В настоящее время 80 бедных стран с 40% мирового населения уже страдают от недостатка воды, угрожающего причинить ущерб сельскому хозяйству. Но дело не столько в самой воде, сколько в доступной воде. Имея достаточно денег, можно опреснять оке­анскую воду и выращивать сельскохозяйственные культуры там, где их раньше не выращивали, как это делают в Саудовской Аравии.

Основную часть продуктов питания человек производит на сельскохо­зяйственных угодьях, океаны, моря и реки дают рыбу и другие морепродук­ты, небольшую, но важную для многих стран долю продовольствия дают леса. Основные проблемы связаны с количественным уменьшением, каче­ственным ухудшением и истощением этих трех основных источников.

Проблема сельскохозяйственных земель. Лишь 1/3 земельного фонда планеты - это сельскохозяйственные угодья (4783 млн га), т.е. земли, ис­пользуемые человечеством для производства продуктов питания. Осталь­ная территория - это горы, пустыни, ледники, болота, леса и т.д.

Сельскохозяйственные угодья представляют собой пашни, многолет­ние насаждения (сады), естественные луга и пастбища. В различных стра­нах мира соотношение пашни и пастбищ в сельскохозяйственных угодьях различно.

В настоящее время в мире на пашни приходится около 11% всей площади суши (1350 млн га) и 24% суши (3335 млн га) используются в животновод­стве (пастбища). И хотя пастбища часто распахиваются с целью произ­водства зерновых и других культур, их потери компенсируют сведением лесов.

Быстрый рост населения только за последние 50 лет привел к увеличению мирового спроса на продовольствие в 4 раза. Это создает избыточное "дав­ление" на почвы во многих густонаселенных районах развивающихся стран.

До половины пахотных земель в мире используется "на истощение", с превышением разумных нагрузок. За историю развития цивилизации унич­тожено 2 млрд га сельскохозяйственных угодий. Это несколько больше, чем современная площадь пахотных земель.

Почвенный покров Земли - это ценнейший природный ресурс. Основ­ной задачей охраны почвы является поддержание ее плодородия. Около 3/4 всех почв планеты имеют пониженную продуктивность из-за недоста­точной обеспеченности теплом и влагой. Около половины почв находит­ся в засушливых и полузасушливых зонах. Издавна бедой земледельцев была эрозия почв, а разрушенная почва восстанавливается очень медлен­но, в естественных условиях на это уходит не одна сотня лет. Подсчитано, что ежегодно вследствие эрозии из сельскохозяйственного оборота выпа­дает 6-7 млн га земель, а за счет заболачивания, засоления, выщелачивания -еще 1,5 млн га.

Проблема океанов и морей. Морское рыболовство по-прежнему постав­ляет 80% всех морских продуктов. Их общий улов составляет примерно 700 млн т. Число рыболовецких судов с 1970 по 1990 г. выросло вдвое и достигло сейчас примерно 1,3 млн. Это количество является явно избыточ­ным. Например, страны ЕС имеют таких судов приблизительно на 40% больше, чем необходимо для поддержания устойчивого улова. Избыток рыболовецких судов ведет к обострению конкуренции и способствует ро­сту нелегального вылова.

Для сохранения рыбных ресурсов океанов последние десятилетия при­нимаются достаточно эффективные меры. Поскольку 90-95% всех рыбных ресурсов сосредоточено в 200 милях от береговой линии, в конце 70-х го­дов ранее бесхозные морские просторы были поделены между странами на зоны исключительных экономических интересов именно по этой 200-миль­ной отметке. Это значительно сократило хищническое использование мо­рей, хотя контрабандный лов, конечно, сохранился. Соглашение ООН по трансграничным рыбным запасам 1995 г. четко определило правила использования рыбных ресурсов и права стран по отношению к наруши­телям.

В будущем значительную роль станет играть аквакультура, на долю которой уже приходится 20% производства. Аквакультура - это произ­водство рыбы, моллюсков и других морепродуктов по технологиям, напо­минающим сельскохозяйственные. Таким образом, в начале XXI в. наме­тился переход от рыбной ловли к производству рыбы, подобный переходу от охоты к животноводству, случившемуся 10 тысячами лет раньше. Уже сейчас с помощью акватехнологий производится 28 млн т рыбы, а в 2010 г. этот показатель составит 39 млн т1.

Проблема лесов. На нашей планете лесами занято около 4 млрд, га земель (около 30% суши). Ежегодно площадь влажнотропических лесов сокраща­ется на 11-12 млн га. Леса вырубаются под пашни и пастбища, к тому же наиболее ценные породы леса экспортируются в развитые страны. Древе­сина остается также основным энергоносителем - 70% всего населения раз­вивающихся стран использует древесину как топливо при приготовлении пищи и обогреве жилищ. В Непале, Гаити, Уганде 9/10 энергетических по­требностей удовлетворяются именно за счет древесного топлива. Только за последние 200 лет площадь лесов в мире сократилась в два раза.

4. Международные организации в решении глобальных проблем

В предыдущих двух главах тщательно проанализированы политичес­кие, экономические, экологические и социальные проблемы, стоящие пе­ред человечеством в глобальном масштабе. Вызовы глобализации требуют адекватного ответа. История XX в., полного опустошительных войн и кро­вавых революций, наглядно показала всему миру, что без общих усилий его скорый и печальный конец неизбежен. Он наступит если и не от новой термоядерной войны и глобальных террористических акций, то от разру­шения окружающей среды и глобальных экологических катастроф, кото­рые могут предотвратить только немедленные и хорошо скоординирован­ные совместные действия всего человечества.

Ответом человечества стало создание в послевоенном мире системы международных организаций, нацеленных на решение обозначенных выше глобальных проблем. Эта система еще функционально неполна и отнюдь несовершенна, но это пока все, что может противопоставить человечество грозным вызовам нового тысячелетия.

После ее окончания державы-победительницы вновь предприняли по­пытку создания международной организации, способной регулировать отношения между странами и решать мировые проблемы. В 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН), а годом раньше на Бреттон-Вудской конференции были организованы Международный ва­лютный фонд и Всемирный банк. К настоящему времени в системе междуна­родных организаций насчитывается свыше 4 тыс., из которых более 300 -межправительственные.

 Структура системы международных организаций

Международные организации можно делить по нескольким принци­пам на:

1. Межгосударственные (межправительственные) и негосударственные. Подавляющее большинство международных организаций - негосударствен­ные. Среди них огромное количество разнообразных ассоциаций, союзов и фондов. Некоторое представление о спектре таких организаций, многие из которых имеют международный статус, может дать трехтомная "Эн­циклопедия ассоциаций США".

2. Универсальные, открытые для всех государств, и специализирован­ные, например, региональные или отраслевые международные организации;

3. Организации общей компетенции, охватывающие все сферы поли­тических, экономических, социальных и культурных отношений (ООН, Совет Европы, Лига арабских государств), и специальной компетенции, осуществляющие сотрудничество в какой-то определенной сфере (Всемир­ный почтовый союз, Международная организация труда, Всемирная орга­низация здравоохранения).

4. Межгосударственные и надгосударственные организации, решения которых, в отличие от решений межгосударственных организаций, непосред­ственно распространяются на физических и юридических лиц государств -членов организации (например, решения ЕС обязательны для всех лиц в странах ЕС).

5. Открытые организации, в которые можно свободно вступать, и зак­рытые, прием в которые производится по приглашению первоначальных учредителей (например, НАТО).

Мы будем классифицировать международные организации по направ­лениям их деятельности и объектам регулирования (рис. 16.1). В соответ­ствии с такими классификационными признаками экономические между­народные организации можно разделить на:

а) организации, предназначенные для решения комплексных поли­тических, экономических, социальных и экологических проблем. Сюда относятся организации системы ООН, ОЭСР, Совет Европы и др.;

б) организации, регулирующие мировые финансовые рынки и меж­дународные валютно-финансовые отношения (МВФ, группа Мирово­го банка и др.);

в) организации, регулирующие товарные рынки и международные торговые отношения (ВТО, ОПЕК и др.);

г) региональные международные организации (НАФТА, ЕС и др.).

К региональным в данной классификации относятся только наднацио­нальные организации, а международные организации регионального уров­ня, решающие комплексные проблемы и имеющие, в основном, консульта­ционный статус, относятся к первой группе.

На рис. 16.1 использовались многие известные аббревиатуры между­народных организаций, которые у всех на слуху. Ведь такие названия, как МВФ, Мировой банк, Совет Европы, ОЭСР, ЕС и СНГ не сходят с газет­ных полос и прочно вошли в повседневную жизнь. Стоящие за ними меж­дународные организации заметно влияют на экономику России, и понима­ние основ их деятельности необходимо не только будущему экономисту, но и каждому образованному человеку.

Региональные организации, представляющие собой экономические бло­ки стран (четвертая группа), подробно рассматриваются в следующей гла­ве. Далее последовательно рассмотрим первые три группы.

 Международные организации системы ООН

ООН занимает, безусловно, центральное место среди международных организа­ций, и ее роль в мировой экономике трудно переоценить. Членами ООН яв­ляются 185 государств.

Официальные цели ООН:

• поддержание международного мира и безопасности путем принятия коллективных мер и мирного урегулирования споров;

• развитие дружественных отношении между странами на основе ува­жения принципа равноправия самоопределения народов;

•  осуществление международного сотрудничества в разрешении меж­дународных проблем экономического, социального, культурного и гума­нитарного характера и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех людей без каких-либо различий;

•  выполнение функции центрального органа по согласованию усилий разных стран, направленных на достижение этих целей.

ООН разрабатывает рекомендации, конвенции, мероприятия, которые предлагает своим членам принять и реализовать путем включения в зако­нодательство или путем введения нормативных актов. ООН стремится побуждать государства к принятию соответствующих мер, к координации их действий и инициатив.

Система Организации Объединенных Наций состоит из главных и вспо­могательных органов, специализированных организаций и учреждений и автономных организаций, являющихся составной частью в системе ООН.

К числу главных органов относятся: Генеральная ассамблея (ГА); Со­вет безопасности (СБ); Международный суд и Секретариат. Вспомогатель­ные органы, которые окажутся необходимыми, учреждаются в соответ­ствии с Уставом.

Система ООН включает ряд программ, советов и комиссий, осуществ­ляющих конкретные возложенные на них функции.

Рассмотрим внутреннюю структуру международных экономических организаций системы ООН..

Генеральная ассамблея является ее главным органом. Она уполномоче­на решать любые вопросы в рамках Устава организации. Генеральная ас­самблея выносит резолюции, которые,  хотя и не являются обязательными для ее членов, все же оказывают заметное влияние на мировую политику и развитие международного права. За время существования принято 10 тыс. разнообразных резолюций. Генеральная ассамблея окончательно утверж­дает все международные конвенции по экономическим вопросам. В ее струк­туре экономическими проблемами занимаются:

1.  Комитет по экономическим и финансовым вопросам, вырабатываю­щий резолюции к пленарным заседаниям Генеральной ассамблеи.

2.  Комиссия ООН по праву международной торговли - ЮНСИТРАЛ, занимающаяся гармонизацией и унификацией правовых норм в междуна­родной торговле.

3.  Комиссия по международному праву, работающая над развитием и кодификацией международного права.

4.  Комитет по инвестициям, оказывающий содействие в размещении инвестиций из средств фондов, находящихся под контролем ООН.

Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) является важнейшим органом ООН, отвечающим за экономические, социальные, культурные и гуманитарные аспекты политики ООН.

Организации системы ОЭСР и другие МО общей компетенции

Организация экономического сотрудниче­ства и развития (ОЭСР) создана в 1961 г. на базе Организации европейского эко­номического сотрудничества, правопреемницей которой она является.

Членами ОЭСР являются 28 промышленно развитых стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобрита­ния, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия,

Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, США, Турция, Фин­ляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Япония.

Российская Федерация подала заявку на вступление в ОЭСР. В 1994 г. РФ подписала с ОЭСР Декларацию о сотрудничестве и соглашение о при­вилегиях и иммунитетах.

Основной функцией ОЭСР является координация экономической по­литики стран-участниц в целях смягчения возникающих в мировой систе­ме хозяйства противоречий. Среди наиболее важных направлений деятель­ности ОЭСР - вопросы регулирования международной торговли, стаби­лизации валютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношений с раз­вивающимися странами. Однако принимаемые по этим вопросам решения имеют рекомендательный характер и редко влекут за собой согласованные действия.

Официальные цели ОЭСР:

•  содействие устойчивому экономическому и социальному развитию как участвующих, так и не участвующих в организации стран;

• разработка эффективных методов координации их торговой и обще­экономической политики;

• содействие достижению наиболее высокого уровня устойчивого эко­номического роста, занятости и уровня жизни в странах-членах при со­хранении финансовой стабильности, внося, таким образом, вклад в разви­тие мировой экономики;

• содействие развитию мировой торговли на многосторонней недиск­риминационной основе в соответствии с международными обязатель­ствами;

•  стимулирование и координация действий в области оказания помо­щи развивающимся государствам.

Руководящим органом ОЭСР является Совет, в который входят по од­ному представителю от каждой страны-члена. Совет собирается либо в составе постоянных представителей (примерно раз в неделю), либо в со­ставе министров стран-участниц. Решения и рекомендации принимаются лишь при обоюдном согласии всех членов Совета и обычно имеют реко­мендательный характер. В отдельных случаях принимаются обязательные постановления, которые, однако, не распространяются на государства-члены, воздержавшиеся от голосования, и на те, чьи Конституции не по­зволяют принять соответствующие постановления.

В составе ОЭСР функционируют свыше 20 специализированных коми­тетов: по экономической политике, экономике и развитию; торговле; дви­жению капиталов и невидимым сделкам; финансовым рынкам; налоговой политике; праву и политике в отношении конкуренции; потребительской политике; туризму; морскому транспорту; международным инвестициям и многонациональным предприятиям; по энергетической политике; промыш­ленности; стали; по научной и технологической политике; по политике в области информации, компьютеризации и коммуникаций; по делам обра­зования; по вопросам рабочей силы и социальной политики; по вопросам государственного управления; по охране окружающей среды; по сельско­му хозяйству; по рыболовству; по товарам и др.

Комитеты ведут основную практическую работу организации: определяют общеэкономическую политику стран-участниц; осуществляют наблюдение за их экономическим и финансовым поло­жением; готовят ежегодные экономические обзоры по всем странам ОЭСР; выносят рекомендации по вопросам международного регулирования экономических процессов; оказывают консультации правительствам стран-членов по вопросам предоставления займов, субсидий и других финансовых средств развиваю­щимся странам, а также предоставляют им техническую помощь.

Группа семи", или "Большая семерка", "G7", является организацией самых экономически мощных стран ОЭСР. Она была образована в 1975 г. для решения глобальных финансовых и валютных вопросов, но затем функ­ции группы постоянно расширялись, и сейчас на ежегодных встречах глав правительств обсуждается весь спектр глобальных проблем. Входящие в груп­пу Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония обеспечивают сейчас около 60% мирового ВВП, и этот факт объясняет и определяет огромное влияние "Большой семерки" на развитие мировой эко­номики. В 1997 г. в "Группу семи" вошла Россия, и теперь ее часто называют "Группой восьми". Хотя "де-факто" Россия еще не стала полноправным чле­ном этого престижного клуба, и его, пожалуй, правильнее именовать "Груп­пой семи с половиной". Однако на встрече 2000 г. на японском острове Окинава Россия показала, что она уже обретает должное влияние.

Международное энергетическое агентство (МЭА) является автоном­ным органом в рамках ОЭСР. Основными направлениями деятельности МЭА являются:

• оказание содействия странам-членам на основе долгосрочного сотруд­ничества в развитии разнообразных источников энергии путем поощре­ния эффективного использования угля, природного газа, гидроэнергии, ядерной энергии, возобновляемых источников энергии с учетом экологи­ческих факторов;

•  осуществление мер по преодолению чрезвычайных ситуаций путем создания резервных запасов; сокращения потребления нефти; возможности быстрого переключения с нефти на  другие виды топлива; увеличения местного производства энергии; поддержания на постоянной основе сис­темы распределения нефти при чрезвычайных ситуациях;

•  проведение анализа политики стран-членов в области энергетики в целях содействия эффективному использованию и сбережению энергоре­сурсов, анализа использования источников, альтернативных нефти;

• проведение исследований мирового рынка нефти; технологий в обла­сти энергетики.

Агентство по ядерной энергии (АЯЭ) также действует в рамках ОЭСР. Основными направлениями деятельности агентства являются координа­ция политики стран - членов АЯЭ в области ядерной энергетики и осуще­ствление программ по безопасности реакторов и развитию ядерной энер­гетики. Заметим, что на долю членов АЯЭ приходится 80% мирового про­изводства ядерной энергетики.

Кроме международных организаций систем ООН и ОЭСР имеется еще целый ряд организаций общей компетенции, т. е. занимающихся всем спектром социально-экономических проблем.

Совет Европы является межправительственной организацией широко­го профиля. Его членами являются 40 стран Европы, включая Россию (с 1996 г.). Основными сферами деятельности Совета Европы являются:

• права человека;

• средства массовой информации;

•  сотрудничество в правовой области;

• социальные и экономические вопросы;

•  здравоохранение, образование, культура, спорт и региональное уп­равление;

•  окружающая среда.

Руководящим органом Совета является Комитет министров, состоя­щий из министров иностранных дел 40 стран, а совещательным - Парла­ментская ассамблея. Заметим, что все неприятности России последних лет, связанные.с Чечней, касаются пока только Парламентской ассамблеи, т. е. совещательного органа, не принимающего решений. Совет Европы вы­рабатывает конвенции по вопросам межгосударственного правового со­трудничества, которые приобретают обязательную силу для ратифицировавших их государств. В сфере экономики, экологии и социальных про­блем он дает странам-участникам рекомендации. При Совете имеется Фонд социального развития, действующий как банк в сферах социального раз­вития и защиты окружающей среды.

Содружество наций - добровольное объединение 53 независимых государств, исторически связанных с Великобританией (бывшие колонии и доминионы). Главой Содружества признается монарх Великобритании. Содружество содействует социально-экономическому развитию стран-уча­стниц, проводит научные, культурные и экологические программы.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) со­здана в 1975 г. как форум для ведения диалога и налаживания сотрудниче­ства между странами-участницами. Членами ОБСЕ являются 55 стран. На форумах ОБСЕ собираются вместе все европейские страны, а также США и Канада, имеющие общие нормы в области прав человека, основных сво­бод, демократии и законности.

Кроме вышеназванных организаций к этой группе относятся: Лига арабских государств, объединяющая 22 ближневосточные и североафри­канские страны, Организация Исламская конференция, ставящая своей це­лью упрочение мусульманской солидарности и объединяющая 50 мусуль­манских государств, включая Азербайджан, Казахстан, Киргизию и Тад­жикистан, и Северное сотрудничество, организующее взаимодействие Да­нии, Норвегии, Швеции, Финляндии и Исландии.

  Международные финансовые организации

Центральное место среди международных финансовых организаций занимает группа Мирового, или, в другом пере­воде, Всемирного, банка (World bank).

В группу Всемирного банка входят:

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), создан­ный в 1944 г. с целью предоставления кредитов относительно богатым развивающимся странам.

2.  Международная ассоциация развития (MAP), основанная в 1960 г. с целью предоставления кредитов на особо льготных условиях разви­вающимся странам.

3. Международная финансовая корпорация (МФК), созданная в 1956 г. с целью содействия экономическому развитию в развивающихся стра­нах путем оказания поддержки частному сектору.

4.  Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), основанное в 1988 г. с целью поощрения иностранных инве­стиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий ино­странным инвесторам от потерь, вызванных коммерческими рисками.

5. Международный центр по урегулированию инвестиционных спо­ров (МЦУИС), созданный в 1966 г. в целях содействия увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между пра­вительствами и иностранными инвесторами.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ