Главная » Учебно-методические материалы » МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО » Шпаргалка по мировой экономике. Татарников Е.А., Максимчук Л.В.

Вопросы 28-36
21.12.2011, 16:43

28. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАН

Группа стран с развитой рыночной экономикой к началу XXI в. насчитывает немногим менее сорока государств, расположенных в Западной Европе, Северной Америке, Азии, Австралии и Океании. Двадцать девять из них объединены вОрганизацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а семь государств (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Канада, Италия) называют большой семеркой. Именно эти страны определяют как направления развития всей системы мирового хозяйства, так и тенденции социально-экономического прогресса во всех государствах и регионах мира.

Одним из основных показателей уровня экономического развития отдельных стран и их группировок является размер ВВП на душу населения. Развитые страны сконцентрировали на своей территории значительную часть мировою общественного производства. При численности населения в 900 млн человек (14,5 % от общей численности жителей Земли) в 1999 г. они произвели ВВП стоимостью 18 070 млрд долл. (52,8 % мирового объема).

В этих государствах закономерностью общественного воспроизводства является его циклический характер, т. е. периодические колебания уровней производства, занятости, цен. На характер цикла в современных условиях влияют не только сроки обновления основного капитала, но и способность к быстрой реализации новшеств, а также превращение информации в один из главных ресурсов общественного производства.

Другой важной отличительной чертой экономики индустриальных стран является неравномерность социально-экономического развития отдельных стран, их различных группировок в отдельные периоды, что непосредственно связано с цикличностью развития рыночной экономики. Она выражается в различных темпах роста общественного производства, производительности труда, различиях в уровне доходов на душу населения и т. д. Если в начале XIX в. лидером в мировой экономике была Англия, то к концу XIX в. она уступила свое первенство США, но продолжала сохранять ведущие позиции в Западной Европе. В начале XX в. быстро укрепили свои позиции в мировой экономике Германия и Франция.

В последние десятилетия XX столетия усилились процессы выравнивания уровней экономического развития. Этому способствовали освоение достижений НТР, развитие интеграционных процессов в Западной Европе и Северной Америке, деятельность ТНК. 24 тыс. ТНК, составляющих сегодня основу мирового экономического порядка, имеют штаб-квартиры в четырнадцати из наиболее развитых стран мира, а четыреста семь из пятисот крупнейших промышленных, сервисных и сельскохозяйственных корпораций принадлежат странам Большой семерки. Эти пятьсот крупнейших ТНК производят сегодня более 1/4 общемирового объема товаров и услуг, их доля в экспорте промышленной продукции равна 1/3, а в мировой торговле технологиями и управленческими услугами – 4/5.

Значительно отстают по уровню социально-экономического развития такие страны, относящиеся к развитым, как Испания, Португалия, Греция. Проблема выравнивания уровней экономического развития остается актуальной для развитых стран на ближайшую перспективу.

29. НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ (НИС)

«Новые индустриальные страны» (НИС) возникли в результате процессов дифференциации, приведших к выделению особой группы стран, отличающихся более высоким экономическим ростом, по сравнению с промышленно развитыми странами и существенно более высоким уровнем развития хозяйства по сравнению с основной группой развивающихся стран.

Эти процессы протекают во всех подсистемах мировой экономики и в развивающихся странах.

Статус «НИС» страна приобретает по следующим критериям, установленными по методике ООН (Организации Объединенных Наций):

1) размер ВВП на душу населения;

2) среднегодовые темпы его прироста;

3) удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть не более 20 %);

4) объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе;

5) объем прямых инвестиций за рубежом. По некоторым показателям НИС превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран. На протяжении 30 лет (с 1960 по 1990 гг.) темпы развития экономики Азиатского региона в целом составляли более 5 % в год, в то время как в европейских странах – 2 % Развивающиеся страны, вступившие на индустриальный путь развития, начинают привлекать иностранные инвестиции и стимулировать рост внешней торговли.

Доходы от экспорта используются для развития наиболее перспективных отраслей. В 1960-е гг. на такой путь вступили страны Восточной Азии и Латинской Америки. В Восточной Азии капитал направлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли, в Латинской Америке – в торговлю, сферу услуг, обрабатывающую промышленность. Особо нужно выделить Восточную Азию. Обычно НИС подразделяют на четыре поколения:

1) Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Аргентина, Бразилия, Мексика;

2) Малайзия, Таиланд, Индия, Чили;

3) Кипр, Тунис, Турция, Индонезия;

4) Филиппины, Китай.

В XXI в., как отмечают многие специалисты, покажет свою силу Азиатско-Тихоокеанский регион. В 1989 г. 18 государств образовали форум Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС): США, Канада, Китай, Япония, Австралия, Новая Зеландия, республика Корея и др. Основными целями этой интегральной группировки стало упразднение торговых препятствий:

1) во взаимной торговле;

2) придвижении капитала.

В связи с тем что страны, входящие в АТЭС, различны, были установлены сроки для достижения этих целей: до 2010 г. – для развитых стран, до 2020 г. – для развивающихся стран.

АТЭС не является закрытым блоком. В ноябре 1998 г. на очередной конференции в столице Малайзии Куала-Лумпуре в состав организации приняты еще три страны: Вьетнам, Перу, Россия.

Темпы экономического развития большинства НИС значительно превышают аналогичные показатели многих развитых стран. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе наукоемких, НИС вышли на ведущие позиции в капиталистической экономике. Еще более высокими темпами развивается экспорт из этих стран.

30. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

К концу 1970-х гг. выделились три группы развивающихся стран, существенно различающихся по экономическому уровню, отраслевой и технологической структуре, степени и профилю участия в международном разделении труда, внутренним и внешним условиям воспроизводственного процесса:

1) страны, которые по структурным параметрам и объему ВВП на душу населения ближе всего подошли к нижней границе развитых стран, а то и превысили ее. Это прежде всего «новые индустриальные страны». К этой же группе достаточно развитых стран следует отнести страны – экспортеры нефти и других энергоносителей, расположенные на Ближнем Востоке;

2) страны со средним уровнем доходов. Это самая многочисленная и неоднородная группа. Сюда входят такие крупные государства, как Индия, Пакистан, Турция, Египет, ЮАР, нефтедобывающие страны – Иран, Алжир, Венесуэла, Ливия, Габон, Нигерия; аграрно-сырьевые страны Азии, Африки и Латинской Америки;

3) наименее развитые страны (НРС), включающие 48 государств Африки, Азии, Карибского бассейна и Ближнего Востока, в том числе такие многонаселенные страны, как Бангладеш, Республика Конго, Мьянма, Танзания, Судан и Эфиопия. В 1970-х гг. наступил исторический перелом в динамике разрыва между индустриально развитыми и развивающимися странами. Внутриэкономические реформы и упорядочение законодательной базы, ускорившие развитие свободного частного предпринимательства, способствовали привлечению иностранного капитала. По развивающимся странам в целом с 1986 г. наметился перелом в динамике чистого притока прямых иностранных инвестиций.

По прогнозам западных экономистов, приток иностранных капиталов в развивающиеся страны в ближайшие пятнадцать лет увеличится.

Динамика прямых иностранных инвестиций во многом объясняется постепенным перемещением трудоемких, ресурсо– и энергоемких, а также вредных для окружающей среды производств из развитых стран в развивающиеся.

Неуклонный рост уровня жизни в высокоразвитых странах, повышение заработной платы, во многих случаях опережающее рост производительности труда, обострение экологических проблем приводят к удорожанию производимых в этих странах товаров и услуг и снижению их международной конкурентоспособности.

Все это заставляет предпринимателей переносить трудоемкие и экологически неблагоприятные производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила, благоприятные климатические условия, богатые недра. Что касается требований к защите окружающей среды, то здесь они значительно мягче, а следовательно, издержки производства существенно ниже. Хотя уровень образования населения в развивающихся странах явно недостаточен для освоения новейших технологий, однако он позволяет освоить некоторые технологические процессы, перемещаемые из индустриальных стран в развивающиеся.

Особая роль в этом процессе принадлежит ТНК, поскольку именно они вкладывают прямые иностранные инвестиции в развивающиеся страны.

31. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

Острейшей проблемой развивающихся стран на рубеже XX и XXI вв. остается внешняя задолженность. Утечка национального дохода в виде процентов по внешней задолженности приводит:

1) к снижению темпов экономического роста;

2) развитию инфляционных процессов;

3) к усугублению долгового бремени;

4) снижению уровня жизни значительной части населения и нарастанию социальной и политической нестабильности.

Политическая нестабильность в ряде стран приводит к уходу из них национального капитала, в результате значительная часть внешних долгов уходит на замещение национального капитала, покидающего эти страны, и на осуществление амбициозных проектов правящих режимов. Большинство развивающихся стран в 1980-1990-е гг. оказались неспособными обслуживать свои внешние долги.

Отсутствие внутреннего механизма модернизации наиболее отсталых экономик сводит на нет усилия по преодолению долгового кризиса развивающихся стран. Проблема внешней задолженности усугубляется ошибками во внутренней политике развивающихся государств. Учитывая отсутствие возможностей у этих стран самостоятельно интегрироваться в мировую экономику, МВФ, Всемирный банк, различные институты ООН, региональные банки развития, Европейский союз, Комитет содействия развитию, объединяющий 20 индустриальных стран, и ОПЕК разработали программы финансовой стабилизации и структурной перестройки экономик африканских стран, обязывающие страны-заемщики проводить курс на развитие рыночных отношений путем либерализации экономики, сокращения госсектора и государственного вмешательства в хозяйственную деятельность, приватизации государственных предприятий и стимулирования экспортного производства при ограничении замещения импортом.

Значительную остроту на рубеже тысячелетий в развивающихся странах приобрели неконтролируемые процессы разрушения природной среды, которые могут стать не только причиной политической нестабильности во многих регионах мира, но и источником экологической и эпидемиологической опасности для всего населения Земли.

Демографический взрыв в развивающихся странах, обусловленный преодолением массового голода и улучшением питания в результате приобретения национальной независимости, привел к резкому росту населения в этих странах. В итоге их доля в общей численности жителей Земли выросла за последние полвека с 2/3 до 4/5.

Социально-экономическое положение наименее развитых стран (НРС) мирового сообщества находится в очень плохом состоянии. Средневзвешенный подушевой доход в этих странах не превышает 950 долл., ожидаемая продолжительность жизни – 50,6 года.

Низкое качество человеческого капитала, быстрый прирост населения, примитивная техника(особенно в сельском хозяйстве), очень слабый частный сектор не способствуют рациональному использованию иностранных вливаний в НРС. Все это усугубляется непродуманной экономической политикой и вооруженными конфликтами.

И все же в последние пятнадцать лет около десятка НРС сумели избежать серьезных внутренних конфликтов, разумно ориентировать торговые связи с другими государствами, определить ассортимент своего экспорта.

32. НОВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК

Новый экономический порядок (НЭП) – пакет выдвинутых развивающимися странами предложений о коренных изменениях в их отношениях с индустриально развитыми странами; эти отношения имеют своей целью ускорение экономического роста развивающихся стран и перераспределение мирового дохода в их пользу.

Декларация по установлению нового международного экономического порядка была принята 1 мая 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН.

В ней отмечалось, что на развивающиеся страны, в которых проживает 70 % населения земного шара, приходится лишь 30 % мирового дохода. Новый международный экономический порядок должен быть основан на двадцати принципах,среди которых:

1) суверенное равенство государств, самоопределение всех народов, недопустимость приобретения территории силой, территориальная целостность и невмешательство во внутренние дела других государств;

2) полное и эффективное участие на основе равенства всех стран в разрешении мировых экономических проблем;

3) каждая страна имеет право принять ту экономическую и социальную систему, которую она считает наиболее подходящей для ее собственного развития;

4) полный неотъемлемый суверенитет каждого государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью;

5) регулирование и надзор за деятельностью транснациональных корпораций путем принятия мер в интересах национальной экономики стран, в которых действуют такие корпорации, на основе полного су' веренитетаэтих стран;

6) право развивающихся стран и народов территорий, находящихся под колониальным и расовым господством и иностранной оккупацией, на достижение освобождения;

7) справедливое и равноправное соотношение между ценами на сырье, сырьевые товары, готовые изделия и полуфабрикаты, экспортируемые развивающимися странами, и ценами на товары, экспортируемые ими;

8) оказание всем международным сообществом активной помощи развивающимся странам без каких-либо политических или военных условий;

9) обеспечение благоприятных условий для передачи финансовых средств развивающимся странам. Все основные положения Декларации были развиты и дополнены в Программе действий по установлению нового международного экономического порядка (принятой одновременно с Декларацией) ив Хартии экономических прав и обязанностей государств (одобренной на Генеральной Ассамблее ООН в декабре 1974 г.).

Программа нового международного экономического порядка вызывает ожесточенные споры. По мнению бедных стран выдвигаемые этой программой предложения проникнуты духом равенства и справедливости. Однако для многих развитых стран идея программы сводится к требованию радикального перераспределения доходов и богатства в современном мире, что вовсе не входит в их планы. Многие развитые страны убеждены, что не существует «быстрого излечения» от экономической отсталости и что бедные страны должны пройти тем же путем терпеливого напряженного труда и постоянного накопления капитала, по которому прошли развитые страны за последние два столетия.

33. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Успех проведенных рыночных реформ следует оценивать с позиций выхода стран на траекторию экономического роста.

В экономике переходного периода для осуществления глубоких и масштабных институциональных преобразований экономические функции государства не могут определяться только кредитно-денежной и финансовой политикой.

В экономической литературе часто противопоставляют шоковый и эволюционный варианты, при этом предпочтение дается пути, по которому пошел Китай. Предполагается, что выбор стран шокового варианта был неудачным.

Стремительный уход государства из экономики в Российской Федерации привел к институциональному вакууму, что в немалой мере способствовало криминализации экономической деятельности, нарастанию экономического кризиса. Экономика оказалась неуправляемой, объекты государственной собственности – бесхозными, доступными для спонтанной приватизации. Страны Восточной Европы, добившись первых устойчивых шагов финансовой стабилизации, усилили роль государства в формировании рыночной трансформации.

Польша, Венгрия, Чехия и Словакия, Хорватия с помощью реформ наиболее быстро справились со своими задачами и успешно преодолевают кризис и инфляцию. В Румынии продажа находящихся в наличии нефтяных ресурсов помогла менее болезненно осуществить стабилизационные процессы. В Польше, Чехии, Венгрии и Словакии краткость стабилизационного периода во многом предопределялась реформами, прове-'денными в период рыночного социализма.

Однако были страны, где спад не прекращался. Стабилизация вела лишь к его замедлению. Зачастую это было вызвано непоследовательностью в проведении рыночных реформ. Такая ситуация характерна прежде всего для России, Украины, Белоруссии, Болгарии.

В странах, развивающихся по эволюционному пути, наибольших успехов достигли Китай и Вьетнам, в которых ход реформ сопровождался экономическим ростом.

Плавное вхождение в рынок возможно при своевременности рыночных реформ и применения сформированной комплексной программы рыночных преобразований, которая должна: 1)четко разграничить функции рынка и «плана», характерные для смешанной экономики (иной она и не могла быть в силу невозможности сразу уйти от всесилия государственной собственности);

2) усиленно поддерживать новый альтернативный сектор экономики, и прежде всего малый и средний бизнес. Только при достижении успехов альтернативной экономики следует проводить постепенную приватизацию;

3) ограничить всевластие спекулятивного капитала, который особенно разрастался на начальных стадиях рыночной трансформации, и подчинить государственный контроль задаче обеспечения выгодности реального сектора не в отдаленном будущем, а хотя бы в среднесрочной перспективе;

4) расширить сферу государственного контроля на микроэкономические процессы, соединив макроэкономическую стабилизацию с реформированием предприятий и их менеджмента, с запуском механизма банкротств.

34. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РФ

Данные внешней торговли, показывающие участие России в системе международного разделения труда, свидетельствуют о том, что наша страна по этому показателю занимает положение, неадекватное ее экономическим возможностям и политической значимости.

Обеспечивая в 1996 г. поставку на мировой рынок товаров в объеме, равном 88,3 млрд долл., а в 1999 г. – 72 млрд долл., Россия обладала менее чем 2 % мирового экспорта.

При этом впереди оказались такие страны, как Нидерланды, Бельгия, Испания, Республика Корея и др. Россия же находилась во второй десятке. Такое положение отражает довольно ограниченный уровень вовлеченности страны в мировой товарообмен. Динамика развития российского внешнеторгового товарооборота 1990-е гг. свидетельствует о наличии двух фаз:

1) некотором упадке, связанном с разрывом хозяйственных связей после распада СССР; с 1992 г. наблюдается рост товарооборота, который к 1996 г. увеличился на 52,3 %. Однако в 1997–1998 гг. наблюдался спад товарооборота;

2) стабильном положительном торговом сальдо начиная с 1991 г. В 1996 г. оно достигло 28,5 млрд долл., а в 1999 г., несмотря на уменьшение внешнеторгового оборота, – 28,4 млрд долл.

Это результат либерализации внешнеэкономических связей, совершенствования системы регулирования ВЭД, улучшения доступа российских традиционных товаров на внешние рынки.

Географическое распределение внешней торговли свидетельствует о расширении связей с развитыми странами и прежде всего с Европой и Америкой, доля которых достаточно высока в последнее время.

Традиционно главным партнером России является Германия. Ее лидерство обусловлено высоким качеством производимых и поставляемых товаров при сравнительно низких оптовых ценах и территориальной близости. Другими важными и стабильными партнерами России остаются Великобритания, Италия, Финляндия, США, Япония, Китай.

Бывшие социалистические страны Европы, попытавшиеся в начале 1990-х гг. переориентировать свои связи на Запад, встретили там активное противодействие. Потеряв «западные иллюзии», эти страны начали шире использовать свои традиционные технологические и производственные взаимосвязи, географическую близость, неплохое знание российского рынка. Активно развиваются в последние годы экономические связи с Венгрией, Польшей, Чехией и Словакией.

В отношении торговли со странами СНГ, входившими ранее в состав СССР, наблюдается постепенное падение товарооборота, связанное прежде всего с нестабильностью экономической обстановки, несбалансированностью поставок в пользу России, нехваткой валютных средств у стран-контрагентов.

Товарная структура российской внешней торговли на протяжении многих лет практически не меняется, как не меняется и перечень товаров, обеспечивающих наибольшую валютную выручку. В целом в структуру экспорта входит примерно 4 тыс. различных видов отечественной продукции. Список товаров, на которые приходятся все основные объемы поступающей валюты, включает не более десяти позиций; сюда входят прежде всего нефть, газ, лес, цветные металлы.

35. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В экспорте России преобладают товары с неустойчивой ценовой динамикой, спрос на которые слабо меняется при изменении цен и которым в долгосрочном плане присущи тенденции к понижению цен на них.

Темпы расширения спроса на эти товары довольно медленны и отличаются низкой ценовой эластичностью. Рынки таких товаров не являются свободными. Рынок нефти и нефтепродуктов находится под контролем стран ОПЕК, рынок черных металлов (с помощью квот и антидемпинговых мер) уже давно регулируется крупнейшими западными странами, сбыт природного газа ограничивается наличием и проводимостью трубопроводной сети.

Удельный вес в российском экспорте машин и оборудования, в мировой торговле являющихся самой перспективной категорией товаров, ничтожен, это относится к высокотехнологичной продукции, которой в экспорте РФ, если не считать военной техники, почти нет.

В импорте России слишком большое место занимают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, спрос на которые остается высоким даже в условиях повышения цен и падения доходов населения.

На развитие внешней торговли в последние годы реформ значительно повлияли три основных фактора, действовавших разнонаправлено:

1) девальвация рубля;

2) повышение мировых цен на ключевые товары российского экспорта;

3) сокращение внутреннего спроса. Россия слабо вовлечена:

1) в международную кооперацию производства;

2) торговлю услугами;

3) международную миграцию капитала в форме пря– мыхинвестиций;

4) в научно-технический и информационный обмен между странами.

Экономика России оказалась зависимой:

1) от экспорта узкого круга товаров (прежде всего топливно-сырьевой группы);

2) от импорта многих потребительских товаров.

В этой связи для решения задач по стабилизации роста национальной экономики, а также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику, с учетом тенденций развития мировой экономики и торговли, необходимо обеспечить реализацию основных целей:

1) повышение конкурентоспособности российской экономики;

2) сохранение позиций России на мировых товарных рынках(сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружение и военная техника), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг;

3) обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений;

4) проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его конкурентоспособности, не изменяющих при этом условий конкуренции на внутреннем рынке;

5) сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли.

В начале XXI в. внешнеэкономические связи России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.

36. РОССИЯ В МИРОВЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКАХ

Международная миграция населения, помимо других факторов, является важнейшим фактором вхождения России в мировое сообщество как равноправного рыночного партнера.

Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу (в 2002 г. число легально работающих в России превысило 300 тыс. человек), Россия лишь несколько лет назад открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы.

С принятием закона «О занятости» (1991 г.) всем гражданам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право россиянин может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя себе работу за границей. По прогнозам некоторых специалистов, потенциально из России могут выехать 50 млн человек, фактически выезжает значительно меньше (1,5 млн человек), только 4–5 млн человек могут рассматривать такую возможность.

Миграция из России и стран СНГ определяется следующими факторами:

1) более высоким уровнем жизни в промышленно развитых странах и выгодными материальными условиями, предлагаемыми другими странами;

2) численность выезжающих ограничена емкостью рынков труда принимающих стран и в целом невысоким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации;

3) непризнанием большинством стран мира дипломов о высшем образовании, языковым барьером. Поэтому выезжать будет высококвалифицированная и мобильная часть населения.

Выход России и стран СНГ на международный рынок труда осложняется рядом факторов:

1) неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы;

2) противодействием стран – импортеров рабочей силы.

Существуют определенные сложности в освоении нового международного рынка труда, но Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод определяется расчетами российских экономистов, которые показывают, чтовалютная эффективность экспорта рабочей силы в пять раз больше, чем валютная эффективность товарного экспорта.

Миграция рабочей силы в Россию в середине 1990-х гг. активизировалась из стран ближнего зарубежья: Украины, Беларуси, Молдовы. Причины этой миграции чисто экономические – рабочие из этих стран едут на заработки.

Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия являются:

1) нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей;

2) нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу.

Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но более всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства. Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По расчетам экономистов, для охвата 10 % основных мировых рынков рабочей силы России потребуется около 10 лет. В перспективе у России и стран СНГ возможность держать за рубежом 1–1,5 млн человек, получая ежегодно 10–20 млрд. долл.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ