Главная » Учебно-методические материалы » МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО » Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности. Бобкова О.В.

Вопросы 21-27
21.12.2011, 22:16

21. Экспорт отдельных видов товаров

Постепенное сжатие в начале 90-х годов российского внутреннего рынка способствовало переориентации большинства из конкурентных отраслей-производителей полностью на внешние рынки.

В конце 90-х годов несмотря на некоторое оживление внутреннего спроса, ведущие отрасли промышленности, прежде всего топливно-энергетического комплекса, по-прежнему ориентировались на внешний рынок. Доля экспортных поставок в объеме добываемой и производимой энергетической продукции увеличилась. В то же время по многим видам экспортной продукции были утрачены конкурентные преимущества, базировавшиеся на разнице внутренних цен и цен мирового рынка. По нефтепродуктам она достигла в среднем 63,7%; по цветным металлам – 18%; по природному газу – 56 % и по нефти – 66 % от показателя мировой цены.

Произошедшие серьезные конъюнктурные сдвиги на мировых рынках последних лет 20 века, прежде всего на рынке энергетических товаров и нефтепродуктов, сопровождались ростом предложения в результате увеличения экспортных квот странами ОПЕК и экспорта иракской нефти, а также снижением уровня цен.

Товарная структура импорта и экспорта России соответствует спросу, предъявляемому на российские товары на мировом рынке и спросу на иностранные товары на внутреннем рынке России.

В экспорте России первое место занимает укрупненная группа «Минеральные продукты», включающая энергоресурсы: сырую нефть, природный газ, нефтепродукты. Стремясь снизить свою энергетическую зависимость от России, страны Центральной и Восточной Европы предпринимают ряд мер по импорту не только нефти, но и природного газа из Великобритании, Норвегии и Нидерландов. Сокращение российского экспорта в страны Восточной Европы связано еще и с окончанием срока действия Ямбургского соглашения по природному газу (1986г.).

Второе место занимают металлы, драгоценные камни и изделия из них. Экспортные поставки металлов, различных сортов и марок проката черных металлов серьезно поддерживают черную металлургию России. Проблемы экспорта российских товаров черных металлов состоят в том, что в США и целом ряде других стран против российского проката, преимущественно высокотехнологичного, ведется антидемпинговая компания, угрожающая российским поставщикам запретительно высокими импортными пошлинами.

По сравнению с советским периодом значительно возрос экспорт алюминия и других цветных металлов (медь, никель и т.д.). Россия – один из четырех главных экспортеров алюминия, один из трех – никеля, почти монополист по производству и экспорту платины, палладия и других металлов платиновой группы.

Группа «Машины, оборудование и транспортные средства» занимает очень небольшое место в российском экспорте. Больше трети экспорта машинотехнической продукции направляется в страны СНГ.

Рынки стран Центральной и Восточной Европы для российского машиностроения практически потеряны, идет борьба за рынки инвестиционных товаров и оборудования Китая и ряда развивающихся стран. Значительное место в машинотехническом экспорте России занимают изделия электротехнической промышленности (генераторы, турбины) и металлоемкое оборудование.

В вывозе химических товаров преобладают калийные, азотные и фосфорные удобрения.

Основная ориентация во внешней торговле России на развитые страны с рыночной экономикой и сырьевая направленность российского экспорта тесно взаимосвязаны.

Для дальнейшего развития торговли России с развитыми и развивающимися странами необходимо добиться полного и безоговорочного признания России страной с рыночной экономикой, ликвидации дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта готовой продукции, завершения переговоров о вступлении России в ВТО.

22. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности

Во внешнеэкономическом комплексе России в последние годы отмечалось падение абсолютных объемов экспортной продукции. Помимо низкой конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках значительную роль в ослаблении экспортных позиций стали играть следующие субъективные факторы:

1. Дискриминационные ограничения ЕС, США, Канады и других на продукцию российского производства, преимущественно полуфабрикаты и готовые изделия.

2. Антидемпинговые процедуры со стороны Комиссии ЕС, под которые подпадает значительное количество продукции металлургической, химической, легкой и других конкурентоспособных отраслей российской промышленности. Со стороны США и Канады такие меры направлены против поставок отдельных видов черных металлов.

3. Введение с 1997 г. импортных пошлин на российские нефтепродукты, ввозимые на территорию стран ЕС, пока в льготном режиме. Одновременно они, стремясь понизить энергетическую зависимость от России, ориентируются на поставщиков энергоносителей из других стран.

4. Высокий уровень концентрации по рынкам сбыта российского экспорта, ограничивающий его расширение. Так, около 90% экспорта меди и никеля приходится на рынок Нидерландов; 60% поставок алюминия осуществляется на рынки двух стран – Японии и США; около 70% лесоматериалов – Финляндии и Японии; более 40% природного газа поставляется на Украину и в Германию.

В условиях высокой экспортной ориентации российской промышленности, а также снижения конкурентоспособности отечественной продукции, как на внешних, так и на внутренних рынках конъюнктура мировых товарных рынков оказывает непосредственное воздействие на результаты развития сферы ВЭД, а также реального сектора экономики России.

Сокращение стоимостных объемов внешнеторгового оборота в России ведет к снижению роли ВЭД в решении задач экономической стабилизации в стране, сказывается отрицательно на доходной части государственного бюджета.

Однако, главной причиной неблагоприятной ситуации в сфере ВЭД России является сырьевая перегруженность отечественного экспорта. Следствие ее – чрезмерная зависимость от конъюнктурных колебаний, которым наиболее подвержены международные сырьевые рынки.

Ориентация на мировой рынок была и остается для России исключительно выгодным экономическим направлением, что соответственно требует экспортной структуризации национальной экономики более быстрыми темпами. Для обеспечения этого процесса Правительством России определены стратегические цели и приоритетные направления развития внешнеэкономической деятельности России:

● развитие экспортного потенциала России, включая совершенствование его структуры, повышение степени конкурентноспособности и увеличение доли наукоемкой продукции;

● создание механизма государственного стимулирования экспорта и импортозамещения как на микроуровне, посредством налоговых льгот экспортерам и долгосрочных льготных кредитов на развитие экспортного производства, так и на макроуровне – путем использования части доходов от экспортных пошлин и соответствующего механизма распределения иностранных кредитов и государственных инвестиций;

● формирование современной производственной и финансово-экономической инфраструктуры ВЭД;

● устранение сохраняющейся дискриминации иностранных инвесторов и формирование институтов страхования от политического и экономического риска;

● рационализация импорта в целях изменения структуры экономики и обеспечения процесса модернизации основных средств производства, направленного на укрепление экспортной базы страны (закупка комплексного оборудования и лицензий и др.)

Достижение этих целей и обеспечение стабильности ВЭД России предполагает изменение действующих и отработку новых элементов механизма государственного регулирования в соответствии с меняющейся конъюнктурой внутреннего и мирового рынка.

23. Необходимость государственного регулирования национальной экономики, его сущность и предпосылки

В условиях рыночных отношений совокупность экономических функций государства реализуется через механизм государственного регулирования, который представляет собой вмешательство административных органов в предпринимательскую деятельность путем использования различных форм и методов преимущественно экономического характера.

Основной предпосылкой необходимости государственного регулирования служит высокая степень зрелости индустриальной рыночной системы в странах Запада и необходимость ее регламентации с целью устранения монополизма.

Главной причиной развития средств производства (автоматизация технологических процессов) и качественных изменений в квалификации рабочей силы (повышение роли научного интеллектуального труда) становится демонополизация системы экономических отношений с ее инструментами и институтами.

Получила повсеместное распространение акционерная форма взаимоотношений множества самостоятельных, независимых товаропроизводителей, изменившая многие процессы – развитие организационных форм собственности и производственной системы, долгосрочных кооперационных связей, управление крупными комплексами и т.д. Однако их конкурентное поведение отличается суверенными, обособленными, часто несогласованными, во многом непредсказуемыми действиями, направленными на обеспечение собственных интересов. Здесь и проявилась необходимость и роль государственного регулирования всей совокупности экономических функций в целях упорядоченности поведения и определенного единообразия действий на рынке.

Государственное регулирование осуществляется через правовые регуляторы, административные и экономические.

Правовое регулирование устанавливает правила функционирования рынка, экономических отношений, обеспечивает защиту деятельности субъектов общества в целом и отдельных его членов. Оно охватывает все сферы рыночного пространства (товарную, финансовую, рабочей силы), а также те отношения, которые складываются в этом пространстве.

Причиной осуществления правового регулирования экономики является такой недостаток рыночной системы, как стремление получить прибыль без учета возможных негативных последствий. Цель правового регулирования – обеспечение цивилизованных рыночных отношений, соблюдение интересов их участников.

Административное регулирование базируется непосредственно на силе государственной власти и включает меры запрета, разрешения, принуждения. Административные меры существенно ограничивают свободу выбора в принятии решения для субъектов рыночных отношений. Административное регулирование признается необходимым в тех областях, где полная экономическая свобода одних субъектов рыночных отношений оборачивается тяжелыми последствиями для других или общества в целом. Административные методы: контроль за соблюдением стандартов на производимую продукцию; установление квот, таможенных пошлин на импорт или экспорт продукции в целях защиты отечественных производителей; определение приоритетных направлений дотаций и инвестиций; развитие функций местного самоуправления и др.

Экономическое регулирование основывается на воздействии на экономические интересы отечественных товаропроизводителей и материальном стимулировании развития определенных видов деятельности согласно потребностям общества.Экономическое регулирование включает в себя:

1) меры прямого воздействия на экономику, куда относятся целевое финансирование, в т.ч. региональные и целевые программы; а также система государственных закупок;

2) косвенные регуляторы, к которым можно отнести бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, амортизационную, валютную, таможенную политики.

24. Методы государственного регулирования, используемые в международной практике

Современной практике известно множество методов государственного регулирования – долгосрочное прогнозирование и среднесрочное индикативное планирование, краткосрочное оперативное, которые обеспечиваются с помощью экономических инструментов, мер кредитного и фискального характера, административных и организационно-правовых форм, демонополизации рыночной конкуренции.

Долгосрочное государственное регулирование обеспечивается путем прогнозирования, программирования и стратегического планирования экономики и преследует цели формирования стратегии и приоритетов в развитии национальных отраслей, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции и вписаться в мировой рынок; интенсификации экономического роста; структурной перестройки и модернизации национального хозяйства; решения социальных проблем. Долгосрочное регулирование характерно для стран с развитой экономикой.

Среднесрочное государственное регулирование реализуется через индикативное планирование, направленное на координирование позиций государства и частного сектора. В его рамках правительство, определяя цели по приоритетным отраслям, намечает на каждые 3-5 лет необходимые объемы промышленной продукции, размеры капиталовложений и желаемые темпы роста. Затем в плановых комиссиях с участием ведущих компаний разрабатываются конкретные программы развития отдельных сфер, которые объединяются в общую государственную программу.

Индикативный план носит рекомендательный характер, но предусматривает для участвующих в его выполнении предпринимательских структур различные привилегии – льготный кредит и налоги, преференциальные экспортные цены и др.

Краткосрочное государственное регулирование имеет гибкий оперативный характер. Это меры государства, направленные на преодоление кризисов, инфляции, а также на защиту интересов внутреннего рынка и национальных товаропроизводителей. Инструментами краткосрочного регулирования: налоги, цены, квоты, лицензии и тарифы.

Экономические методы предполагают косвенное воздействие (рыночное) на внутрихозяйственные экономические процессы, и прежде всего в сфере производства, где формируется товарное предложение. Они реализуются через финансово-кредитную и банковские сферы экономики посредством изменения ставки процента, скидок и субсидий, а также налоговую систему, ценового механизма, таможенных инструментов, системы страхования и стимулирования экспортного производства. Экономические методы в зарубежной практике государственного регулирования базируются на законодательной основе.

Международной практике известно также прямое административное вмешательство в экономику в рамках краткосрочного регулирования, основанное на нормативных актах правительства или управленческих решениях.

В странах с переходной экономикой имеет место регулирование, основанное на командно-административной распределительной системе хозяйствования. В основе его – использование контрольных цифр и заданий, госзаказов, лимитирование кредитов и депозитов, система государственного кредитования, в том числе в иностранной валюте, использование льгот и фиксированных цен на сырье и продовольствие. Правомерность действий вытекает из административных указов, решений и постановлений.

К организационно-правовым методам относится антимонопольное регулирование, построенное на законодательной основе, определяющей права различных предпринимательских структур и устанавливающей правила конкуренции.

Механизм антимонопольного регулирования выступает важнейшим средством защиты национальных интересов малого и среднего предпринимательства, обеспечивая развитие конкурентной среды.

25. Регламентирование внешней торговли на национальном и межправительственном уровне

Успешная внешняя торговля во многом зависит от уровня конкурентоспособности национальной продукции, от знания обстоятельств и возможностей ее сбыта на внешнем рынке, а также соблюдения условий работы на рынках зарубежных партнеров, которые регламентируются различными нормами, правилами и способами воздействия на внешнюю торговлю, выработанными национальными и межгосударственными системами.

Неосведомленность российских участников внешнеэкономической деятельности об условиях регламентации внешнеторговых операций на мировом рынке сводит на нет усилия по производству экспортного товара, сокращает размер предполагаемой валютной выручки, вызывает непредвиденные расходы, приводит к срыву взаимовыгодных внешнеторговых сделок. Во избежание этого необходимо постоянное внимание к условиям внешнеторгового регулирования не только у себя в стране, но и в странах своих зарубежных партнеров. Регламентация внешней торговли в современной международной практике приобрела характерные черты, обусловленные основными тенденциями развития мировой торговли 90-х гг.

К настоящему времени осуществлена унификация форм и средств обеспечения регулирования внешней торговли, расчетных и платежных операций и документооборота по внешнеторговым сделкам большинства государств, гармонизация единообразных систем, имеющих место в международной торговле. Основным международным актом, регулирующим внешнеторговые отношения являются Международные правила толковании торговых терминов «Инкотермс». Этот акт содержит базисные условия поставок товаров. Экспортные сделки регламентируются также и Конвенцией ООН 1980 г. «О договорах международной купли-продажи товаров».

Для национальных систем внешнеторгового регулирования характерен высокий уровень законодательного обеспечения, определяющего не только права и обязанности субъектов ВЭД, но в первую очередь – пределы возможностей исполнительной власти, что исключает непредсказуемость и создает стабильность во внешнеторговой политике государства.

Особенности современного механизма регламентирования:

1) высокая степень оснащенности информационно-технической базы внешнеторговой деятельности, способствующей ускорению потоков информации, ее обработки и созданию банков данных;

2) комплексный подход к использованию многообразных взаимодополняющих и взаимосвязанных методов и элементов воздействия на внешнюю торговлю, разобщение которых является неоправданным.

Комплексный характер современной зарубежной практики регламентирования внешней торговли обусловлен конкретным набором средств и инструментов внутринационального и межгосударственного характера, тарифных методов и нетарифных ограничений, систем стимулирования экспорта и сдерживания импорта.

Межгосударственное регулирование обеспечивается посредством двусторонних и многосторонних соглашений и договоров, инструментов регулирования валютных рынков, системы кредитования экспортно-импортных операций и страхования валютных рисков. Основным актом межгосударственного регулирования является Генеральное соглашение по Тарифам и Торговле. На межгосударственном уровне применяется и Конвенция о международной перевозке грузов с оформлением книжки международного дорожного перевозчика (1975 г.)

Основу национальных систем регламентирования внешней торговли составляет:

– набор допустимых методов ограничения экспорта и импорта с помощью нетарифных ограничений. В него входит административное регламентирования, меры финансового воздействия, а также технические нормы и стандарты;

– таможенно-тарифное регулирование, включающее в себя таможенные тарифы, таможенные пошлины и преференции;

– валютно-кредитные средства, состоящие из валютного курса, девальвации, ревальвации, валютного паритета, валютных ограничений;

– способов стимулирования экспортного производства: страхования; кредитования; государственных субсидий; долгосрочных капиталовложений; преференций и поощрений экспортерам; организационной правительственной поддержки.

26. Внешнеторговая политика России

Внешнеторговая политика государства – это определение стратегии и совокупность разнообразных форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами. Помимо внешнеторговой политики государства осуществляется и внешнеторговая политика иных субъектов международных экономических отношений. Однако роль государства в области внешнеторговой политики имеет существенное значение. Внешнеторговая политика государства тесно связана с внутренней экономической политикой, составляя тем самым общую экономическую политику государства.

Внешнеторговая политика государства складывается:

– из стратегии;

– совокупности конкретных методов и средств реализации данной стратегии (тактический аспект внешнеторговой политики).

Стратегия внешнеторговой политики состоит в определении ее целей и решении концептуальных, главных для развития и регулирования внешней торговли вопросов.

С 2000г. Россия вступила в новый этап экономического и политического развития. Достигнута определенная экономическая стабилизация и начался постепенный экономический рост. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» утверждена Концепция национальной безопасности РФ, разрабатывается новая долгосрочная концепция экономического развития, принят краткосрочный план действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики. Опубликована также представленная Министерством иностранных дел Российской Федерации Концепция внешней политики Российской Федерации со специальным разделом «Международные экономические отношения». В этих документах содержится целый блок задач, касающихся регулирования внешнеэкономической, в том числе внешнеторговой политики:

– развитие экспортного потенциала России, включая совершенствование его структуры, повышение степени конкурентоспособности и увеличение доли наукоемких наук;

– создание механизма государственного стимулирования экспорта и импортозамещения как на микроуровне, посредством налоговых льгот экспотрерам и долгосрочных льготных кредитов на развитие экспортного производства, так и на макроуровне – путем использования части доходов от экспортных пошлин и соответствующего механизма распределения иностранных кредитов и государственных инвестиций;

– формирование современной производственной и финансово-экономической инфраструктуры ВЭД;

– создание общих благоприятных условий для интеграции российской экономики в общую систему мирохозяйственных связей;

– расширение доступа российских товаров и услуг на мировые рынки;

– обеспечение доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития страны (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в РФ отсутствует или ограничено);

– эффективный уровень защиты внутреннего рынка и отечественных производителей в условиях дальнейшей либерализации внешней торговли;

– повышение эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, включая экспортные субсидии и другие формы поддержки экспортеров.

Правительство Российской Федерации подтверждает необходимость завершения переговоров о присоединении России к Всемирной Торговой Организации (ВТО).

Россия должна на равноправных началах участвовать в новом раунде многосторонних переговоров и выработке его решений, чтобы устранить дискриминацию российских товаров на мировом рынке.

Главная задача внешнеторговой политики любого государства состоит в обеспечении благоприятных условий для эффективного бизнеса в сфере внешней торговли.

Правительство Российской Федерации намерено привести законодательство страны в соответствие с требованиями ВТО, включая процедуры разрешения споров и порядок применения нетарифных ограничений и защитных мер.

27. Формирование законодательной, нормативно-правовой базы внешней торговли России

Реформирование внешней торговли связано с переходом к открытой экономике и отменой государственной монополии в этой сфере.

Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» (с изм. и доп. от 27 октября 1992 г.) (в настоящее время не действует) ликвидировал монополию государства на все виды внешнеэкономических связей, включая внешнюю торговлю и валютные операции. С этого момента право на внешнеэкономическую деятельность формально получили все хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности.

На формирование законодательной и нормативно-правовой базы внешней торговли оказывают следующие факторы: свободное рыночное ценообразование, приватизация, налоговая и кредитно-денежная политика, курс на конвертируемость рубля, формирование валютного рынка. Особое значение имело введение с 01.07.1992 г. единого рыночного курса рубля и перевод расчетов с большинством зарубежных партнеров на мировые цены и свободно конвертируемую валюту.

С 90-х гг. создается правовая основа внешней торговли, предпринимаются попытки формирования концепции и стратегии развития внешнеторговых связей. Разработаны основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включая таможенно-тарифное регулирование, нетарифные ограничения, валютный и экспортный контроль, координацию внешнеторговой деятельности субъектов РФ.

Федеральные законы, составляющие в настоящее время основу российского законодательства по внешней торговле:

1) Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп. от 29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г.);

Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе» (с изм. и доп. от 7 августа, 25 ноября, 27 декабря 1995 г., 5 февраля 1997 г., 10 февраля, 4 мая 1999 г., 27 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 6 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 7 мая, 29 июня, 22 августа 2004 г., 21 июля, 8 ноября, 20 декабря 2005 г.);

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (с изм. и доп. от 24 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г.);

Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 2005 г.) (далее — ТК РФ).

В Законе «О таможенном тарифе» содержатся основы государственного регулирования внутреннего рынка при его взаимодействии с мировым рынком, даются определения таможенного тарифа, таможенной территории и таможенной границы, таможенной пошлины с перечислением ее видов. Специальные разделы посвящены таможенной стоимости товара и методам ее определения, определению страны происхождения товара. Закон предусматривает предоставление тарифных льгот и случаи освобождения от уплаты таможенных пошлин.

Таможенный кодекс – обширный и детализированный законодательный акт, который содержит правовые, экономические и организационные основы таможенного дела. Таможенный кодекс Российской Федерации регулирует перемещение товаров через таможенные границы, устанавливает таможенные режимы, порядок таможенного контроля, устанавливает ответственность за нарушение таможенных правил, содержит правила ведения таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации. Указанный закон применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью.

Принятые в последнее время законодательные акты способствовали усилению государственного регулирования внешней торговли по направлениям экспортного и валютного контроля, защиты внутреннего рынка и национального производителя, что позволило России жестче и последовательнее отстаивать свои национальные интересы.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ