Главная » Учебно-методические материалы » МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО » Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности. Бобкова О.В. |
21.12.2011, 22:24 | |
85. Федеральная таможенная служба, ее место и функции в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельностиУказом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный таможенный комитет РФ преобразован в Федеральную таможенную службу. Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 «О Федеральной таможенной службе» (с изм. и доп. от 10 июня 2005 г.) утверждено Положение о Федеральной таможенной службе. В соответствии с Положением Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ. Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: 1) взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию; 2) обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами России запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации; 3) осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль; 4) осуществляет в установленном порядке ведение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности и принятие решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ; 5) принимает в установленном порядке предварительные решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара). В рамках реализации предоставленных полномочий Федеральная таможенная служба осуществляет: – ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; – ведение реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей; – ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности; – аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению; – выдачу лицензий на учреждение свободного склада; – информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности; – осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; – осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел; – осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий; – осуществляет оперативно-разыскную деятельность; – осуществляет в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем; – обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; – рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц; – взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности; – осуществляет функции заказчика по разработке эскизов и изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации; – реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации. 86. Уровни и порядок взаимодействия государственных федеральных и региональных органов в структуре внешнеэкономического комплекса РоссииФедеральный закон от 8 декабря 2003г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» закрепляет следующую структуру органов в структуре внешнеэкономического комплекса России: ● федеральный уровень; ● уровень субъектов Российской Федерации; ● уровень органов местного самоуправления Полномочия федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности: – формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики Российской Федерации; – защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц; – государственное регулирование внешнеторговой деятельности; – установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля за ними; – определение порядка вывоза и ввоза отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на жизнь или здоровье граждан; – определение порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов и камней; – координация международного сотрудничества Российской Федерации в области космической деятельности и контроль за разработкой и реализацией международных космических проектов Российской Федерации; – установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности; – заключение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей; – учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах; – участие в деятельности международных экономических организаций и реализации решений, принятых этими организациями; – определение порядка вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну; – информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации; – создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности относится: 1) проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств; 2) содержание своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах; 3) открытие представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей; 4) осуществление формирования и реализации региональных программ внешнеторговой деятельности; 5) информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации; 6) создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации. Внешнеторговая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти (Минэкономразвития России) обязан согласовывать с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проекты планов и программ развития внешнеторговой деятельности, затрагивающих интересы субъектов Российской Федерации и находящихся в пределах их компетенции. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение тридцати дней после представления соответствующего проекта плана или программы на согласование направляет официальное заключение в федеральный орган исполнительной власти. Непредставление такого заключения рассматривается как согласие с направленным на согласование проектом плана и программы. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязаны информировать федеральный орган исполнительной власти обо всех действиях, предпринятых субъектом Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности. 87. Полномочия и функции государственных институтов по валютному регулированию и контролю в сфере внешнеэкономической деятельностиВ соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля. Согласно постановлению Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России, а также обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России. Банк России осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных ЦБ РФ. Органы и агенты валютного контроля имеют право: – проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; – проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; – запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Органы валютного контроля имеют право: – выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; – применять установленные меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Агенты валютного контроля обязаны: – осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами законодательства Российской Федерации; – представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий. 88. Понятие и сущность маркетинга во внешнеэкономической деятельностиЭффективность внешнеэкономической деятельности во многих случаях в значительной степени зависит от умелого применения методов международного маркетинга. Маркетинг – совокупность видов деятельности, направленных на продвижение товаров и услуг от производителя до потребителя. Международный маркетинг предполагает продвижение товаров и услуг на международные рынки или непосредственно в страну покупателя товаров и услуг, который может оказаться либо посредником, либо конечным потребителем. Решения, принимаемые при продвижении товаров и услуг подразделяются на стратегические и оперативные (тактические). До принятия окончательного решения о выходе на зарубежный рынок необходимо составить общую концепцию внешнеэкономической деятельности, а затем уже приступать к детальной ее обработке. Оперативные (тактические) решения должны помочь в выборе способа достижения оптимального сочетания четырех составляющих маркетингового процесса: продукта, цены, места и методов продвижения (рекламы) товара. Выход на зарубежный рынок позволяет компании добиваться более успешного решения трех основных задач: – расширения сбыта продукции; – приобретения материальных ресурсов; – диверсификации источников снабжения. Мотив участия предприятия в международной маркетинговой деятельности – возможность сбыта продукции за национальными границами. Особое место в определении особенностей использования маркетинга во внешнеэкономической деятельности играет изучение международной маркетинговой среды, что предполагает исследование системы международной торговли и кооперации, экономической, политико-правовой и культурной сред, организации и функционирования международных рынков товаров и услуг, международной конкуренции. Экономическую среду рассматривают в двух аспектах – на макро– и микроуровнях. Основными объектами макроэкономического анализа является исследование обобщающих экономических показателей: объемов производства и потребления; доходов и расходов, уровня благосостояния; экспорта и импорта, терминов экономического роста и т.д. Анализируя микроуровень прежде всего необходимо оценить потенциал рынка: емкость; возможности дальнейшего расширения; продукт, предлагаемый потребителю, – а также изучить конкретную среду. Политико-правовая среда оказывает значительное влияние на внешнеэкономическую деятельность посредством принятия тех или иных решений национальными правительствами. Отношение к иностранным экспортерам далеко не одинаковое. Поэтому при решении вопроса об осуществлении деятельности в той или иной стране следует в полной мере учитывать такие факторы, как политическая стабильность, валютные ограничения, отношение страны к закупкам конкретной продукции из-за рубежа, степень бюрократизации и коррумпированности чиновников и т.д. Маркетинговые исследования – это системный процесс, включающий сбор, анализ и использование достоверной информации для принятия соответствующих решений, способствующих достижению конечных целей предприятия. На основе этой информации выявляются и определяются маркетинговые возможности и проблемы внешнеэкономической деятельности предприятий, уточняются и оцениваются маркетинговые мероприятия, осуществляется контроль, а также улучшается понимание маркетинга как процесса. Маркетинговое исследование включает: количественный обзор; качественный анализ; исследование информационных ресурсов и рекламы, производства и производственных связей, национальных меньшинств и обособленных групп населения, а также общественного мнения. При проведении маркетинговых исследований важно учитывать культурные различия между странами. 89.Стратегии внешнеэкономической деятельностиСтратегия – генеральная программа действий, определяющая приоритеты проблем и ресурсы, необходимые для достижения главной цели. Стратегия формирует главные цели и основные пути их достижения, задавая тем самым единое направление действий. Процесс выбора стратегии проходит в несколько этапов. Это анализ: – всех сторон внешнеэкономической деятельности фирмы. – рынка на перспективу (анализ спроса и предложения). – возможностей фирмы. – бюджетно-налоговой политики. – влияния хозяйственных тенденций на экономику предприятия, а также разработка долгосрочной стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы. Следовательно, выработка стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы представляет собой процесс изучения мирового рынка, определения глобальной и локальной целей внешнеэкономической деятельности. Это также выбор предпочтительных сегментов, приведение экспортного потенциала фирмы в соответствие с поставленными целями, определение предпочтительных партнеров по экспортно-импортным операциям в целях предотвращения неэффективных международных рыночных операций. При выборе внешнеэкономической стратегии фирмы могут воспользоваться следующими альтернативными стратегиями. ● Инновационная стратегия. На западных рынках проявляются тенденции к насыщению рынка, поэтому создание и привлечение потребителей приобретает все большее значение как один из важнейших факторов успеха в конкурентной борьбе. Новые продукты должны отличаться от существующих на рынке или по внешнему виду, или по функциям. Однако их создание требует больших расходов и связано с риском. ● Стратегия диверсификации. Под диверсификацией понимается включение в производственную программу продуктов, которые не имеют непосредственной связи с прежней сферой деятельности предприятия. При этом имеет смысл использовать накопленные опыт и связи. ● Стратегия интернационализации – предусматривает планомерную и систематическую обработку зарубежных рынков. Причины для использования данной стратегии: ужесточение конкуренции, стагнация внутреннего рынка, стремление к более полной загрузке производственных мощностей, необходимость распределения риска и наличие финансовых преимуществ. ● Стратегия глобализации – заключается в определении общих, не зависящих от особенностей отдельных стран характеристик рынков и целевых групп. Главная стратегия выбора и обработки рынков в данном случае – стандартизация продукции. Предприятие стремится к оптимизации общих результатов, сознательно допуская отклонения от оптимальной работы на отдельных рынках. ● Стратегия кооперации. Динамика развития национальных и международных рынков нередко побуждает предприятия искать взаимовыгодное сотрудничество с другими фирмами в целях более полного использования потенциала рынка и упрочения существующей рыночной позиции. Сотрудничество может заключаться в создании закупочных, исследовательских, рекламных товариществ, сбытовых синдикатов, совместных торговых марок (брендов). Стратегические альянсы могут создавать компании-производители со своими поставщиками и дистрибьюторами и даже, при определенных маркетинговых интересах, с конкурентами. ● Технологические стратегии. Быстрота технологического развития многих отраслей (микроэлектроники, биохимии, генной инженерии) привела к тому, что технологии становятся все более важным фактором конкуренции. Для многих предприятий большое значение имеет правильное определение стратегии в области технологии. Под этим понимается систематическое и сознательное направление технического потенциала предприятия на потребности рынка. | http://lib.rus.ec/ |